Философия ее предмет и функции взаимосвязь философии и частных наук. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия ее предмет и функции взаимосвязь философии и частных наук.



Философия ее предмет и функции взаимосвязь философии и частных наук.

Философия в переводе с греч. языка означает филео-любовь, зофия- мудрость, любовь к мудрости. Мудрецами становились люди, свободные от физ. труда, которые размышляли над проблемами бытия, смысла жизни, а также о предназначении человека в обществе.

Философами того периода являются: Фалес, Анаксагор, Анаксилин, Гераклит, Зенон, Перманит и т.д. Философия и наука. Имеется, по крайней мере, три вопроса, касающихся соотношения философии и науки: Является ли философия наукой? Как соотносятся между собой философия и частные (конкретные) науки? Как соотносятся между собой философия и вненаучное знание? При рассмотрении первого вопроса о научности философии видно, что на протяжении всей своей истории философия — один из источников развития человеческого знания. Рассматривая её исторически, можно обнаружить преемственность в развитии философского знания, его проблематики, общность категориального аппарата и логики исследования. Не случайно Гегель рассматривал философию прежде всего с точки зрения «науки логики». С другой стороны, каждый отдельный индивид, приобщаясь к поиску ответов на общефилософские вопросы, ничем и никем не обязывается основывать свои размышления на опыте предшественников. В рамках философии существуют направления и школы, как ориентированные на науку, так и нет. Примерами научной философии являются логика, риторика, социальная философия и некоторые другие. Яркими обратными примерами могут служить некоторые виды религиозной философии (построения средневековых мистиков, религиозных философов XX века, например Льва Шестова), а также философия, выраженная в форме афоризмов и эссе и нашедшая широкое распространение у таких философов, как Ницше и Кьеркегор. Отношения науки (частных наук) и философии являются предметом дискуссии. Философия нередко претендует на то, чтобы быть чем-то большим, чем наука, её началом и итогом, методологией науки и её обобщением, теорией более высокого порядка, метанаукой (наукой о науке, наукой, обосновывающей науку). Наука существует как процесс выдвижения и опровержения гипотез, роль философии при этом заключается в исследовании критериев научности и рациональности. Вместе с тем, философия осмысливает научные открытия, включая их в контекст сформированного знания и тем самым определяя их значение. С этим связано древнее представление о философии как о царице наук или о науке наук. Однако даже при отсутствии возможности претендовать на роль науки наук, философия может рассматриваться как наука, имеющая дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения, воссоединяя частные науки. Надо иметь в виду, что новые открытия в области частных наук могут приводить к утверждению научно-философских выводов. Также сама философия может влиять на частные науки, как положительно, так и негативно. Философия также не может быть гарантирована от заблуждений.

Самоорганизация бытия

Самоорганизация – это процессы самопроизвольного формирования регулярных структур в системах, имеющих выходы и входы для поступления извне энергии, вещества или информации и характеризующихся нелинейными обратными связями.

Нелинейность означает необратимость и многовариантность эволюции, возможность неожиданных изменений темпа и направления течения процессов, наличие так называемых точек бифуркации, точек ветвления путей эволюции. Самоорганизация имеет место не только в системах живой природы и человеческом обществе; она может происходить и в определенном классе систем неживой природы.

Общие закономерности самоорганизации сложных систем изучаются синергетикой, выполняющей тем самым синтетическую функцию метадисциплины (от греч. meta – над), соединяющей естествознание и науки о человеке и обществе. Существует ряд подходов в изучении феномена самоорганизции сложных систем: модель параметров порядка и принципа подчинения Г. Хакена, термодинамические модели неравновесных процессов И. Р. Пригожина, модели самоорганизованной критичности (самоорганизация на "краю хаоса") II. Бака и др. Синергетическая концепция саморганизации, разрабатываемая в синергетике и смежных с ней областях, служит естественно-научной конкретизацией философского принципа самодвижения материи.

Свобода и ответственность.

Свободное волеизъявление личности является не только ограниченным общественными нормами (морали, закона и пр.), индивидуальной иерархией ценностей и принципов, но и тесно спряжено с осознанием ответственности. В юридической науке ответственность толкуется как мера принуждения, связанная с различного рода лишениями и ограничениями. В философии М.М. Бахтина ответственность понимается как поступок личности, самоутверждающей себя перед другим. Ответственность поступания личности всегда сопряжена с проявлением свободной воли, не нарушающей свободу другой. Она также есть ответственность на вызов бытия – рождения нашего Я. В философии Э. Левинаса ответственность есть «обремененность» Я своей Самостью, т.е. необходимость соотносить свои поступки и свободу их проявления с чувством долги и личной совестью.
Категория ответственности может пониматься двояким образом: как ответственность внешняя, диктуемая человеку извне – другими людьми или общественными институтами, и внутренняя ответственность, долг перед самим собой, обычно именуемый «совестью». Противоположность этих двух форм ответственности относительна. Чувство долга и совесть, на самом деле не что иное, как усвоенные человеком нормы внешней ответственности. Так, в процессе воспитания личности различные формы общественной деятельности, в том числе моральные регулятивы, делаются нормами индивидуального поведения.
Человеческие поступки могут быть продиктованы либо его собственным самосознанием и волей, либо общественными нормами, порой вступающими в конфронтацию с первой. Противоречия между индивидуальным и социальным в проявлении свободы отчасти снимаются посредством различного вида ответственностей.

27. В социальной философии разработаны две концепции общественного развития - формационная и цивилизационная.

Формационная концепция основана на понятии общественно-экономической формации - типе общества, который характеризуется специфическим экономическим базисом (экономическим способом производства) и соответствующими ему идеологической надстройкой, историческими формами общности людей, типом и формой семьи. Понятие общественно-экономической формации позволяет представить историю в виде ряда последовательных ступеней, образующих линию прогресса. К. Маркс выделял пять таких ступеней: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая формации.

Цивилизационная концепция основана на понятии цивилизации. Единого определения цивилизации до сих пор не выработано. В самом общем виде, цивилизация - это общество, которое характеризуется специфической социальной организацией, а также всей совокупностью материальных и духовных достижений. Согласно цивилизационной концепции, ход истории приводит к образованию многих цивилизаций, которые так или иначе взаимодействуют друг с другом.

Формационная и цивилизационная концепции - это два среза единого исторического процесса, которые взаимно дополняют друг друга.

ОБЩЕСТВО И ЕГО СТРУКТУРА

Общество (в широком значении) — это общность, совместная жизнь людей, мир социальных явлений. Это форма бытия, характеризующаяся целенаправленной совместной трудовой деятельностью людей, создающих мир социокультурных явлений, отличных от мира природы.

Общество (в узком понимании) — это самодостаточная социальная группа людей, обладающая способностью человеческого коллектива к самодеятельности.

Модели понимания общества в истории философии:

1) Натуралистическая модель, то есть сведение закономерностей общественного развития до уровня неизменных природных начал и жесткая привязка только к различным природным факторам: климату, географической среде, расовым особенностям людей.

2) Идеалистическая модель — это абсолютизация роли сознания в жизни общества, рассмотрение его как определяющей силы общественного процесса.

3) Материалистическая модель, то есть признание конечного первенства реального бытия людей над их сознанием. В данном случае под общественным бытием понимается не вся социальная жизнь общества, включающая и материальные, и идеальные компоненты, а только базисные материальные основы общества, которые отражаются в общественном сознании.

Структура общества

Самые большие группы людей (по отношению к управлению и власти): государство и гражданское общество.

Гражданское общество — это естественно складывающиеся классы, социальные и этнические группы, профсоюзы, неформальные организации и, вообще индивиды, а также их неполитические связи и отношения.

Государство — это социальный институт, предназначенный для организации и управления обществом в интересах определенных классов и социальных групп с помощью особого слоя людей — государственного аппарата.

Процесс демократизации предполагает формирование развитого гражданского общества и правового государства.

Социальные классы:

1) эксплуататорский класс крупных и средних собственников (владельцев) действующих факторов производства;

2) эксплуатируемый ими класс работников, лишенных целиком или в значительной мере собственности на средства производства;

3) класс мелких собственников средств производства, которые не эксплуатируют чужой труд и сами не подвергаются частнособственнической эксплуатации, однако не избавлены от налоговой, ростовщической и торговой эксплуатации, лишающей их большей части или даже всего произведенного ими прибавочного продукта. Первые два являются антагонистическими, а третий — промежуточным между ними. Каждый из перечисленных классов состоит из различных прослоек, а в до буржуазных обществах — сословий (или каст).

Таким образом, с понятием «класс» связано обозначение социально- политического неравенства в обществе.

Духовная сфера

 

Важной стороной функционирования и развития общества является его духовная жизнь. Она может быть наполнена богатым содержанием, что создает благоприятную духовную атмосферу жизни людей, хороший морально-психологический климат. В других случаях духовная жизнь общества может быть бедной и маловыразительной, а иногда в нем царит настоящая бездуховность. В содержании духовной жизни общества проявляется его подлинно человеческая сущность. Ведь духовное (или духовность) присуще только человеку, выделяет и возвышает его над остальным миром.

Духовная жизнь общества — единство производства, распределения, потребления духовных ценностей, их воспроизводства, хранения и передачи. Это единство служит источником формирования духовных потребностей, является основой развития различных сфер духовной жизни.

Основу духовной жизни, как отдельного человека, так и всего общества составляет духовная деятельность. Она существует в виде духовно-теоретической (означает выработку идей, взглядов, оценок, норм поведения и т.п.) и духовно-практической деятельности (образование и воспитание людей, внедрение в их сознание духовных ценностей).

 

Основу духовной жизни общества составляет духовная деятельность. Ее можно рассматривать как деятельность сознания, в процессе которой возникают определенные мысли и чувства людей, их образы и представления о природных и социальных явлениях. Результатом этой деятельности выступают определенные взгляды людей на мир, научные идеи и теории, моральные, эстетические и религиозные воззрения. Они воплощаются в моральных принципах и нормах поведения, произведениях народного и профессионального искусства, религиозных обрядах, ритуалах и т.д.

Любая духовная деятельность опосредуется духовными отношениями. Исходя из этого, можно выделить такие виды духовных отношений, как познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, а также духовные отношения, возникающие между учителем и учеником, воспитателем и тем, кого он воспитывает.

 

34 Немецкая классическая философия представляет собой величественное и многогранное явление общественной мысли человечества. Она существовала в период с конца XVIII до 70-х гг. последующего столетия и явилась вершиной рационалистического мышления Нового времени. Немецкая классика представлена творчеством та крупных мыслителей, как И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах и др.

 

Идейные (теоретические)источники этой философии разнообразны. Немецкие философы к числу своих авторитетов относили Платона и Спинозу, французских просветителей XVIII века. Из своих соотечественников они выделяли Н. Кузанского и Г. Лейбница, И. Гердера, Ф. Шиллера. Немецкая классическая философия развивалась под непосредственным и активным влиянием Великой французской революции и ее важнейших идей. Однако в Германии того времени еще отсутствовали необходимые предпосылки подобных социальных преобразований. Эти и иные обстоятельства обусловили повышенный интерес немецкой философии к теме духовного во всех его проявлениях (индивидуальное и общественное сознание), а не практической общественной мысли.

Немецкая классика –это преимущественно философский идеализм(за исключением творчества Л. Фейербаха) в различных его формах. Наибольший вклад в осмысление понятий, принципов и законов диалектики внес Г.Гегель, создавший грандиозную теоретическую систему.

Немецкие философы существенно продвинули вперед представления о сущности и природе человека. Они рассматривали его преимущественно как существо духовное и деятельное, созидателя мира культуры. Ими были подвергнуты глубокому анализу познавательные способности человека, формы общественного сознания, механизмы и логика развития всемирной истории. В немецкой классической философии подчеркивалось, что философия должна иметь все признаки науки: строгость, точность, доказуемость. Несмотря на определенные слабости и внутренние противоречия, немецкая классика представляет собой одну из крупнейших вех в истории мировой общественной мысли.

 

 

Первая революция

XVII — первая половина XVIII века — становление классического естествознания. Основные характеристики: механистическая картина мира как общенаучная картина реальности; объект — малая система как механическое устройство с жестко детерминированными связями, свойство целого полностью определяется свойствами частей; субъект и процедуры его познавательной деятельности полностью исключаются из знания для достижения его объективности; объяснение как поиск механических причин и сущностей, сведение знаний о природе к принципам и представлениям механики.

Вторая революция

Конец XVIII — первая половина XIX века, переход естествознания в дисциплинарно организованную науку. Основные характеристики: механическая картина мира перестает быть общенаучной, формируются биологические, химические и другие картины реальности, не сводимые к механической картине мира; объект понимается в соответствии с научной дисциплиной не только в понятиях механики, но и таких, как «вещь», «состояние», «процесс», предполагающих развитие и изменение объекта; субъект должен быть элиминирован из результатов познания; возникает проблема разнообразия методов, единства и синтеза знаний, классификации наук; сохраняются общие познавательные установки классической науки, ее стиля мышления.

Третья революция

Конец XIX — середина XX века, преобразование параметров классической науки, становление неклассического естествознания. Существенные революционизирующие события: становление релятивистской и квантовой теорий в физике, становление генетики, квантовой химии, концепции нестационарной Вселенной, возникают кибернетика и теория систем. Основные характеристики: HКМ — развивающееся, относительно истинное знание; интеграция частнонаучных картин реальности на основе понимания природы как сложной динамической системы; объект — не столько «себетождественная вещь», сколько процесс с устойчивыми состояниями; соотнесенность объекта со средствами и операциями деятельности; сложная, развивающаяся динамическая система, состояние целого не сводимо к сумме состояний его частей; вероятностная причинность вместо жесткой, однозначной связи; новое понимание субъекта как находящегося внутри, а не вне наблюдаемого мира — необходимость фиксации условий и средств наблюдения, учет способа постановки вопросов и методов познания, зависимость от этого понимания истины, объективности, факта, объяснения; вместо единственно истинной теории допускается несколько содержащих элементы объективности теоретических описаний одного и того же эмпирического базиса.

Четвертая революция

Конец XX — начало XXI века, радикальные изменение в основаниях научного знания и деятельности — рождение новой постнеклассической науки. События — компьютеризация науки, усложнение приборных комплексов, возрастание междисциплинарных исследований, комплексных программ, сращивание эмпирических и теоретических, прикладных и фундаментальных исследований, разработка идей синергетики. Основные характеристики: НКМ — взаимодействие различных картин реальности; превращение их во фрагменты общей картины мира, взаимодействие путем «парадигмальных прививок» идей из других наук, стирание жестких разграничительных линий; на передний план выходят уникальные системы — объекты, характеризующиеся открытостью и саморазвитием, исторически развивающиеся и эволюционно преобразующиеся объекты, «человекоразмерные» комплексы; знания об объекте соотносятся не только со средствами, но и с ценностно-целевыми структурами деятельности; осознается необходимость присутствия субъекта, это выражается, прежде всего, в том, что включаются аксиологические факторы в объяснения, а научное знание с необходимостью рассматривается в контексте социального бытия, культуры, истории как нераздельное с ценностями и мировоззренческими установками, что в целом сближает науки о природе и науки о культуре. Типы научной рациональности: классическая рациональность (соответствующая классической науке в двух её состояниях – додисциплинарном и дисциплинарно организованном); неклассическая рациональность (соответствующая неклассической науке) и постнеклассическая рациональность. Между ними, как этапами развития науки, существуют своеобразные «перекрытия», причём появление каждого нового типа рациональности не отбрасывало предшествующего, а только ограничивало сферу его действия, определяя его применимость только к определённым типам проблем и задач. Каждый этап характеризуется особым состоянием научной деятельности, направленной на постоянный рост объективно-истинного знания. Если схематично представить эту деятельность как отношения «субъект-средства-объект» (включая в понимание субъекта ценностно-целевые структуры деятельности, знания и навыки применения методов и средств), то описанные этапы эволюции науки, выступающие в качестве разных типов научной рациональности, характеризуются различной глубиной рефлексии по отношению к самой научной деятельности.

Наука и техника

Философия науки и техники представляет собой анализ методологических и теоретико-познавательных основ современного научно-технического познания. Современная наука сегодня выступает в совершенно различных ипостасях - и как познание законов реального мира, и как вид творчества, и как особая социальная программа. Философский анализ научного познания на сегодняшний день имеет достаточно богатую историю, а современная философия науки складывается в особый самостоятельный раздел в общей системе философского знания.
В современной философии существуют два рациональных подхода к анализу научного познания: социокультурный и логико-эпистемологический. Особое внимание здесь уделяется специфике философии техники и её взаимоотношениям с философией науки, основная цель подобной программы заключается в том, чтобы после её претворения в жизнь соискатель стал настоящим учёным, который может вполне самостоятельно вести научно-исследовательскую и педагогическую деятельность в области философии техники и науки.
Современный мир предлагает самые различные знания в самых специфических областях, не менее значимой сегодня становится философия науки и техники, поскольку количество узкопрофильных технических дисциплин с каждым годом становится всё больше и больше. Теперь для философии становятся интересными не только сами технические отрасли, но и самые различные их аспекты становятся весьма интересным предметом для исследования. Философия науки и техники становится очень популярной из-за проникновения техники почти во все сферы человеческого существования.

Кроме того, проведение многих естественнонаучных экспериментов становится практически невозможным без технических устройств. Таким образом, философия науки и техники изучает феномен техники в целом с расчетом на её долгосрочную перспективу. Что же такое техника и как она влияет на жизнь современного человека? Сегодня под этим термином понимают систему созданных орудий и средств производства. Хотя техника появилась уже в античные века, она всегда попадала в поле зрения учёных, как автономная дисциплина, постмодернистская философия науки очень наглядно это доказывает. Однако, начало прошлого века ознаменовалось достаточно критическим отношением к возрастающему техническому прогрессу, делая основной упор на его отрицательные стороны. Так или иначе, но со временем техника стала предметом специального исследования и тщательного анализа. Помимо этого в сфере технических наук формируется целая база фундаментальных исследований (технической теории), что приводит к узкой специализации внутри отдельных технических областей и к развитию инженерной деятельности. Возникает взаимодействие между научной и инженерной деятельностью, подобно тому, как взаимодействует философия науки и техники. Современная литература выделяет несколько направлений по решению вопроса о соотношении науки и техники: В этом контексте техника трактуется как прикладная наука. Основные процессы развития техники и науки рассматриваются как независимые скоординированные процессы. Наука развивается с ориентацией на технический прогресс. Техника науки всегда и во всём находится впереди техники повседневной жизни. До конца девятнадцатого века не было применения научных знаний в технических практиках, однако оно характерно для современных научно-технических исследований. Нередко технические науки путают с прикладным естествознанием, однако в современных условиях это не совсем правильно. Технические науки представляют собой особый ряд научно-технических дисциплин, они значительно отличаются от естественных наук, но некая незримая связь между ними, тем не менее, есть. Философия науки и техники позволяет нам понять, что нет смысла выяснять какие же из наук являются более важными и значимыми, тем более что совершенно не ясно, что же нужно принимать за точку отсчёта.

 

 

Философия ее предмет и функции взаимосвязь философии и частных наук.

Философия в переводе с греч. языка означает филео-любовь, зофия- мудрость, любовь к мудрости. Мудрецами становились люди, свободные от физ. труда, которые размышляли над проблемами бытия, смысла жизни, а также о предназначении человека в обществе.

Философами того периода являются: Фалес, Анаксагор, Анаксилин, Гераклит, Зенон, Перманит и т.д. Философия и наука. Имеется, по крайней мере, три вопроса, касающихся соотношения философии и науки: Является ли философия наукой? Как соотносятся между собой философия и частные (конкретные) науки? Как соотносятся между собой философия и вненаучное знание? При рассмотрении первого вопроса о научности философии видно, что на протяжении всей своей истории философия — один из источников развития человеческого знания. Рассматривая её исторически, можно обнаружить преемственность в развитии философского знания, его проблематики, общность категориального аппарата и логики исследования. Не случайно Гегель рассматривал философию прежде всего с точки зрения «науки логики». С другой стороны, каждый отдельный индивид, приобщаясь к поиску ответов на общефилософские вопросы, ничем и никем не обязывается основывать свои размышления на опыте предшественников. В рамках философии существуют направления и школы, как ориентированные на науку, так и нет. Примерами научной философии являются логика, риторика, социальная философия и некоторые другие. Яркими обратными примерами могут служить некоторые виды религиозной философии (построения средневековых мистиков, религиозных философов XX века, например Льва Шестова), а также философия, выраженная в форме афоризмов и эссе и нашедшая широкое распространение у таких философов, как Ницше и Кьеркегор. Отношения науки (частных наук) и философии являются предметом дискуссии. Философия нередко претендует на то, чтобы быть чем-то большим, чем наука, её началом и итогом, методологией науки и её обобщением, теорией более высокого порядка, метанаукой (наукой о науке, наукой, обосновывающей науку). Наука существует как процесс выдвижения и опровержения гипотез, роль философии при этом заключается в исследовании критериев научности и рациональности. Вместе с тем, философия осмысливает научные открытия, включая их в контекст сформированного знания и тем самым определяя их значение. С этим связано древнее представление о философии как о царице наук или о науке наук. Однако даже при отсутствии возможности претендовать на роль науки наук, философия может рассматриваться как наука, имеющая дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения, воссоединяя частные науки. Надо иметь в виду, что новые открытия в области частных наук могут приводить к утверждению научно-философских выводов. Также сама философия может влиять на частные науки, как положительно, так и негативно. Философия также не может быть гарантирована от заблуждений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 761; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.237 (0.026 с.)