Общие принципы и основы проведения исследований в системах управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие принципы и основы проведения исследований в системах управления



Особенности проведения исследований систем управления

В предыдущем разделе мы рассмотрели общую методологию научного познания. Она подходит для проведения любых исследований: от естественно научных (в области физики, химии, биологии, истории и пр.) до инженерно технических и социально прикладных. Однако, область работы исследователя накладывает свои особенности на проведение этой работы.

Имея дело с таким сложным и специфическим объектом исследования, каким является организация и все, что её окружает, необходимо четко понимать, как эти особенности отразятся на процессе познания и на методах, которые здесь используются. Поэтому, для начала, позволим себе несколько общих замечаний.

В отличие от чисто научного (фундаментального) исследования, когда ученый рассматривает некое явление природы (как в естественно научных дисциплинах), либо изучает какое-то историческое событие по соответствующим документам, материалам раскопок и т.п. (в исторических, археологических и пр. науках) и целью такой деятельности является нахождение новых научных принципов и, в конечном счете, дополнение существующей научной теории или построение новой, исследования систем управления являются исследованиями прикладными. Это означает, что они проводятся с вполне конкретной, сугубо практической целью (как правило, это задача улучшения работы организации) и сроки проведения их жестко ограничены (т.к. от их результатов зависит благополучие организации). Такая конкретность исследований, несмотря на общую сложность менеджмента и стоящих перед ним задач, позволяет достаточно четко обозначить смысл проведения исследований (т.е. поставить задачу) и сформулировать основные этапы этой работы.

Вторая особенность связана с тем, что организация представляет собой социотехническую систему[5], поэтому основной научный аппарат и методология исследований берутся из социологии, науки, изучающей поведение социума – групп людей, объединенных конкретными целями.

Наконец, не следует забывать важную черту проводимых исследований: рассматриваются не исследования вообще, а исследования именно систем управления. Большую часть деятельности любого менеджера, в силу специфики этой профессии, составляет исследовательская работа. Действительно, выполнение функций менеджмента ­– планирование, организация, мотивация и пр. невозможно без применения научной методологии. Мы же рассматриваем достаточно специфический вид исследований, целью которых является изменение работы организации путем трансформирования её системы управления. Это также достаточно четко очерчивает как круг используемых методов исследования (которые будут рассмотрены в конце данной работы), так и самих объектов изучения.

Классификация исследований

Исследования можно классифицировать по разным признакам. В первую очередь это характер поставленных задач, который определяет глубину проведения исследования. По этому признаку различают исследования:

¨ разведывательное;

¨ описательное;

¨ аналитическое.

Что все это означает? В разделе 2.2 мы говорили о том, какие задачи организации приводят к необходимости проведения исследований. Но кроме этого, степень детальности проведения исследования определяется и очередностью решения задач, стоящих перед исследователем. В начале проводится разведывательное исследование, которое называется также пилотажным или зондажным (в социологической литературе)[6] и представляет собой некое предварительное исследование, которое проводится как бы для разведки (зондирования) решаемой проблемы. Следовательно, оно решает достаточно ограниченные задачи как по объему исследуемых явлений, так и по программе проведения самих исследований. Цели их проведения: получение предварительной информации (начало работы над какой-то проблемой), а также приобретение дополнительных, либо корректировка или уточнение уже полученных сведений.

Описательное исследование, как следует из его названия, предназначено для описания структуры изучаемого объекта. Оно необходимо для всестороннего осмысления изучаемого объекта или явления и проводится по полной, хорошо разработанной программе.

Наконец, следуя общей методологии научного познания, после описательной фазы изучения явления следует завершающая, аналитическая стадия работы исследователя. Для этого и предназначается аналитическое исследование. Это наиболее углубленный этап изучения явления или объекта. В самом общем случае можно сказать, что если описательное исследование обнаруживает и описывает связи в изучаемом объекте, то аналитическое – выясняет причинно-следственные характеристики описанных связей. Например, если в описательном исследовании просто фиксируется связь между падением спроса на продукцию фабрики и изменениями, происходящими в соответствующем сегменте рынка, то в аналитическом исследовании устанавливаются причины, вызывающие такую связь.

Рассмотрение предмета в статике или в динамике является причиной деления исследований на точечные и повторные. Точечное (разовое) исследование проводится один раз и дает информацию об исследуемом объекте в момент изучения. Для получения знаний о динамике развития, т.е. поведении объекта исследования в течение некоторого времени проводят повторные исследования. Ясно, что проводить их надо через строго определенные промежутки времени, по единой программе и одними и теми же методами. Причем длительность временного интервала между проведением исследований зависит от вида изучаемого явления, т.к. разные процессы отличаются разной периодичностью.

Если изучаемый объект относится к социологической сфере, то повторные исследования делятся, в свою очередь, на трендовые и панельные. Они определяются следующим образом [10]:

¨ трендовые исследования – повторно проводимые исследования на аналогичных выборках или в рамках единой генеральной совокупности (т.е. без сохранения постоянства выборки)[7] с интервалом во времени и с соблюдением относительно единой системы процедур для того, чтобы установить тенденции (тренды) социальных изменений и развития;

¨ панельные исследования – повторные исследования, проводимые по единой программе на той же самой выборке обследуемых и с использованием единой методики и процедур сбора данных. Это наиболее формализованный вид сравнительных исследований с определенным временным интервалом, целью которых является анализ динамики изменений в изучаемых объектах, направленности развития [12].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.83.150 (0.007 с.)