ТОП 10:

Программа исследования. Формулировка проблемы



Исходным пунктом всякого исследования является проблемная ситуация. Если говорить конкретно об исследованиях систем управления, то здесь проблема – специфическое состояние системы управления, объекта, характеризующегося противоречием между потребностями его развития и тем состоянием, в котором он находится.

На этом этапе очень важно четко найти и обозначить проблему, которую необходимо решить в процессе исследования. Выражаясь иным языком, исследователь должен поставить диагноз. Мы уже говорили о проблемах организации, которые вызывают необходимость проведения исследований. Напомним, что задачи организации состоят в том, что либо ситуация ухудшается и её надо исправить, либо необходимо улучшить существующую ситуацию (которая, в принципе, не ухудшается) и, наконец, задача состоит в создании совершенно новой ситуации, найдя для этого новые возможности. Таким образом, имеется три основные категории проблем: коррективные, прогрессивные и созидательные. Однако при любой постановке задачи во всех трех случаях общим является то, что всегда имеется расхождение между тем, что есть на самом деле и тем, что должно быть (т.е. к чему надо стремится). Т.е. расхождение между желаемым и действительным. Суть этого расхождения и определяет проблему.

Кроме того, в уже упоминавшемся пособии по управленческому консультированию [13] отмечается, что проблема может быть определена с помощью пяти основных характеристик.

Сущность или содержание. В чём именно суть настоящей проблемы, к какой категории её отнести (экономической, социологической, технической и пр.). Для этого необходимо подробное её описание. Например, растущие издержки производства, низкая эффективность использования оборудования, большое время простоя, плохой психологический климат, большая текучесть кадров и т.п. Причем, важно определить количественные оценки. (Т.е. растущие издержки производства по сравнению с чем, с какими издержками?).

Организационное и физическое местонахождение. В каких именно организационных подразделениях возникла проблема (участки. отделы, филиалы)? Где именно физически она была выявлена (т.е. конкретно какой цех, отдел, участок)? Насколько широко она распространена в организации?

Распространение проблемы. Какие работники организации (специалисты, менеджеры, рабочие) затронуты данной проблемой, и кто из них более всего заинтересован в её решении? Является ли проблема открытой (т.е. известной всем), либо закрытой (ограниченному кругу лиц)?

Абсолютная и относительная величины. Насколько важна проблема в абсолютных величинах (например, каков объем увеличения издержек производства, каковы в часах потери рабочего времени и пр.)? Насколько важна та же проблема в относительном выражении? Насколько она важна для организации в целом и как она влияет на подразделение, в котором обнаружена, и на людей, на которые она распространяется? Что получит организация от её решения?

Временная перспектива. С какого времени существует данная проблема? Наблюдалась ли она один раз, несколько раз или возникает периодически? Какова тенденция (усиливается, уменьшается, стабилизируется)?

Здесь же надо четко сформулировать цели и задачи исследования. В данном контексте цель исследования – определение общей направленности исследования, разработка проекта действий. Она определяет ориентацию исследования – теоретическую или практическую. Задачи представляют собой совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы.

Наконец, поясним, что понимается под теоретической и эмпирической интерпретацией понятий. Речь идет о необходимости строгой формулировки всех терминов и определений, которыми мы будем руководствоваться при решении проблемы. Интерпретация понятий осуществляется через ряд последовательных этапов. На первом этапе производится перевод проблемной ситуации в формулировку в строгих научных рамках и терминах. На следующем этапе каждое понятие этой формулировки раскладывается на такие операционные составляющие, которые затем могут быть исследованы количественным методом. Конечной целью всей этой работы является выработка таких понятий, которые доступны учету и регистрации.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.215.33.158 (0.007 с.)