ТОП 10:

Программа исследования. Разработка гипотез



На основе имеющихся знаний исследователь пытается построить предварительное объяснение проблемы, т.е. формулирует гипотезы.

Гипотеза это научно обоснованное предположение о причинах появления обнаруженной проблемы.

Говоря о научно обоснованном предположении, мы имеем в виду, что не всякое предположение может стать гипотезой. Для этого необходимо, чтобы высказанное предположение не противоречило данным науки. Такое ограничение позволяет отбрасывать надуманные, фантастические предположения. Кроме того, естественно, что предположение, претендующее на роль гипотезы, должно согласовываться со всеми данными и фактами, которых оно касается. Второе требование к гипотезе выполнить труднее, т.к. для его выполнения необходимо, чтобы гипотеза объясняла всю совокупность фактов, а не некоторую её часть. Однако, требование полноты объяснения является необходимым при формулировке гипотезы.

Кроме вышеназванных ограничений, при формулировке гипотез следует руководствоваться несколькими очевидными правилами.

1) При выдвижении нескольких гипотез об одной и той же проблеме предпочтительнее та из них, которая единообразно объясняет большее число фактов.

2) Для объяснения связанной серии фактов нужно выдвигать как можно меньше гипотез и их связь должна быть как можно более тесной.

Наконец, из самого определения гипотезы следует, что:

¨ любая гипотеза носит вероятностный характер;

¨ нельзя руководствоваться противоречащими друг другу гипотезами;

¨ гипотеза должна быть доступна проверке в результате исследования.

В зависимости от вида исследования гипотезы можно классифицировать по целому ряду признаков. По содержанию предположений относительно изучаемого объекта гипотезы можно разделить на:

¨ описательные гипотезы – предположения о существенных свойствах объектов (классификационные), о характере связей между отдаленными элементами изучаемого объекта (структурные), о степени точности связей взаимодействия (функциональные);

¨ объяснительные гипотезы, содержащие только предположения о фактическом состоянии предмета и описание причин такого состояния, но и предположения, раскрывающие тенденции и закономерности развития данного объекта;

¨ прогнозные гипотезы, содержащие, кроме вышеупомянутых предположений, еще и предположения, раскрывающие тенденции и закономерности дальнейшего развития предмета исследования.

Как видим, такие гипотезы располагаются также и по степени возрастания сложности. Наиболее простые – описательные гипотезы, их сформулировать проще, затем идут объяснительные. а самые сложные – прогнозные. Если вспомнить, что гипотеза это по сути начало разработки научного принципа, а то и теории, то такое расположение гипотез по степени сложности вполне естественно.

По степени разработанности гипотезы подразделяются на:

¨ первичные гипотезы, формирующиеся до сбора данных;

¨ вторичные гипотезы, использующиеся, если первичные отвергаются.

По степени общности предположений существуют гипотезы-основания и гипотезы-следствия.

Формирование гипотез необходимо для придания осмысленности всему исследованию, определению логических опор для сбора и анализа эмпирических данных.

Исходя из такой классификации, естественно рассмотреть стадии развития гипотез.

I стадия – возникновение гипотезы на основе имеющихся фактов, полученных на этапе предварительного знакомства с объектом исследования.

II стадия – формирование выводных гипотез.

На этой стадии формируются основные предположения о причине возникшей проблемы, носящие названия основных гипотез, а затем путем анализа основных предположений, как их следствия, разрабатываются выводные гипотезы. Основные и выводные гипотезы формируются в процессе разработки программы исследований на подготовительном этапе исследований.

III стадия – сопоставление выводных гипотез с данными, полученными на основном этапе исследований. Если сопоставление покажет, что все следствия, теоретически выведенные посредством анализа основного допущения, существуют в действительности, это будет доказывать, что гипотеза вероятна.

Программа исследования. Разработка стратегического плана

Формулированием рабочих гипотез заканчивается первый раздел программы исследования. Во втором, методико-процедурном разделе программы основным является стратегический план исследования.

Такой план возможен в трех вариантах:

¨ разведывательный (формулярный, поисковый);

¨ аналитический (описательный);

¨ экспериментальный.

Разведывательный вариант плана выдвигается в случае, если об объекте и предмете исследований нет ясных, четких представлений, т.е. когда нет возможности выдвинуть ясные, четкие гипотезы. Такой вариант предполагает проведение исследований в три этапа.

1) Изучение документов. Состоит из составления библиографии и изучения литературы и других источников по проблеме.

2) Проведение опросов. Проводится с экспертами, с целью получения дополнительных знаний об исследуемом предмете.

3) Наблюдение. К этому моменту уже имеется определенная информация об объекте.

Аналитический (описательный) план используется тогда, когда имеющиеся знания об объекте позволяют сформулировать описательную гипотезу. При этом необходимо более тщательное исследование: выборочное или монографическое обследование, анкетирование, группировка, корреляционный анализ полученных данных. Разработка описательного плана заканчивается классификацией данных, характеризующих объект исследований.

Экспериментальный план используется, когда можно, на основе имеющихся знаний сформулировать объяснительную гипотезу. Отсюда цель плана – установить причинно-следственные связи в объекте. Метод – проведение эксперимента.

Рабочий план исследования

Наряду с программой исследования разрабатывается его рабочий план. Составные части рабочего плана:

Пилотажное исследование – предназначено для проверки качества методик и процедур основного исследования и предшествует ему. Пилотажное исследование подвергает проверке все основные элементы социологического исследования. Чаще всего проводится для проверки инструментария – анкет, опросных листов, бланков интервьюеров.

Полевое обследование (или просто «исследование») – изучение объекта в основных («полевых») условиях. Это основной источник сбора информации.

Подготовка данных для обработки и их обработка – все процедуры для подготовки к вводу данных в компьютер и их обработка по соответствующим программам.

Анализ и интерпретация данных.

Составление отчета – документа, в котором в систематическом и наглядном виде отображаются результаты проведенного исследования.

Сетевой график исследования. в котором отражается схема: работа –исполнитель – время. Т.е. что, кто и когда делает.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.146.112 (0.004 с.)