ТОП 10:

Диалектический подход и связь законов логики и диалектики



Изучая методы и законы познания мы движемся от простых истин и понятий к все более и более сложным. Начав с описания простых методов (экспериментальных и теоретических), мы рассмотрели, как на их основании строится здание любой современной науки: от нахождения принципов (научных законов) до стройной научной теории, составляющих основу любой научной дисциплины. При этом правила и законы логики позволяют правильно строить любые научные рассуждения, придавая им необходимую строгость и исключая возможность ошибок. Однако, как было показано выше, одних законов логики недостаточно, для процессов познания необходимо привлекать более общие законы. Этими законами занимается философия, которая изучает и формулирует наиболее общие принципы человеческого знания и мышления. Для нашего повествования и для полноты описания научной методологии необходимо упомянуть об этих принципах и рассмотреть их связь с уже сформулированными логическими законами.

Еще раз отметим, что законы формальной логики необходимы для познания мира, но только их не достаточно для понимания всех сторон познаваемой действительности. Познание не сводится лишь к установлению связей мысли в рассуждении. Кроме связи явлений и фактов между собой необходимо найти и понять законы их развития и изменения. Иначе говоря, логика дает механизм статического познания, фиксируя связи такими, какие они есть в момент исследования. Для движения в сторону понимания динамики развития необходимо, помимо логических рассуждений и законов формальной логики, использовать наиболее общие мировоззренческие принципы – законы диалектики, известные с античных времен, которые обобщил и сформулировал немецкий философ Гегель.

Диалектика изучает не частные законы мышления, чем заняты формальная и математическая логики и психология, а наиболее общие законы движения, развития и изменения мышления – законы единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество и отрицания отрицания.

Это законы, присущие не только мышлению, но и миру.

Диалектика учит брать предмет в развитии, в самодвижении, в изменении. Одним из важных принципов диалектики является принцип конкретности истины, ибо истина всегда конкретна. Учение о диалектических законах мышления является методологией как для формальной логики, так и для любой другой науки.

 

Кратко опишем законы диалектики и сравним их с законами логики.

1. Единство и борьба противоположностей – диалектический закон, который утверждает, что причиной развития процессов и явлений в природе являются внутренние противоречия.

Этот закон не отрицает логического закона противоречия. Диалектический закон противоречия фиксирует противоречие в бытие, а не в рассуждении. Такое противоречие развертывается во времени и в пространстве и отражает внутреннюю, физическую сущность любого предмета. Борьба противоречий всегда приводит к появлению новой сущности, внутри которой скрывается новое противоречие. Этот закон отражает стремление материи к изменению.

 

2. Переход количества в качество – закон, который показывает, что в процессе развития происходит постепенное накопление количественных изменений, которые в один момент приводят к скачкообразному изменению сущности, к новому качественному состоянию.

 

Каждому предмету или явлению свойственны свое соотношение количественных изменений, которые рано или поздно накапливаются и переводят данный предмет в новое, качественное состояние. Примером могут служить многие физические и социологические законы (изменение агрегатного состояния вещества, переход общества в новую социально-экономическую формацию и т.п.).

 

3. Закон отрицания отрицания гласит, что старое всегда заменяется новым, когда на высшей стадии развития удерживается все положительное, присущее предмету или явлению на предыдущей стадии развития.

Это означает, что развитие происходит по спирали, когда на каждой новой ступени развития повторяются старые формы, но в новом качестве. Т.е. сам процесс развития закон отрицания отрицания выражает как бесконечную цепь отрицаний в познании и развитии, принимающую форму спирали. Это также показывает прогрессивность развития, когда новое не повторяет старое, а вносит в него момент скачкообразности, т.е. переход от старого к новому происходит в дискретной форме.

Иными словами развитие представляется в форме бесконечного числа циклов, которым присущи определенные противоречия, каждый из которых повторяет предыдущий цикл, отрицая имеющиеся в нем противоречия и сохраняя многие его свойства, но в новом качестве и с новыми противоречиями.

 

 

Контрольные вопросы и задания.

1. Зачем нужна логика? Какова её роль в процессе научного познания?

2. Чем отличаются друг от друга логика формальная и логика математическая?

3. Сформулируйте и попытайтесь объяснить основные логические законы. Какие основные следствия из этих законов, каким образом они используются в научных рассуждениях? К чему приводит нарушение этих законов?

4. Что такое софизмы? На чем они основаны?

5. Чем отличается от остальных четвертый закон логики? Какова его главная особенность?

6. В чём отличие логики и диалектики? Назовите основные диалектические принципы.

Краткие выводы

1. Любое исследование можно рассматривать как инструмент научного познания, который в течении длительного исторического развития получил две основные формы: стихийно-эмпирическую форму и процесса познания в форме науки. Первая форма формировалась в процессе труда и на его основе, а вторая форма появилась в результате общественного разделения труда, когда возникла потребность в группах людей, которые специально занимаются умственным трудом. Познанием стали заниматься профессионально подготовленные люди – ученые, исследователи и пр., т.е. наука стала одним из профессиональных видов деятельности человека.

2.Процесс познания строится на основе методологии - учении о принципах построения, формах и методах научного познания преобразования действительности. Любое познание начинается с некоторого практического уровня, когда исследователь наблюдает за определенными явлениями (фактами), накапливает их, а затем переходит к теоретической деятельности для формулировки на их основе определенных умозаключений.

3. Эмпирический или «опытный» уровень познания состоит из четырех основных частей, первые три части которого тесно связаны друг с другом и как бы вытекают одна из другой. Это:

Ø наблюдение

Ø сравнение

Ø измерение

Четвертая составляющая эмпирического уровня — эксперимент.

4. Эмпирическим уровнем методы познания не ограничиваются. Другие методы объединены тем, что они проводятся не опытным, а умозрительным путем, т.е. использованием в качестве инструмента человеческого мышления. Этот уровень познания называется теоретическим. На теоретическом уровне рассматриваются такие методы, как абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция.

5. Кроме методов познания в научной методологии используются техника и процедура исследования.

Техника исследований – совокупность специфических приёмов, целью которых является наиболее рациональное использование того или иного метода.

Процедура исследований – последовательность всех познавательных и организационных действий, способ организации исследования. В любом исследовании все методы познания всегда используются в сочетании друг с другом и в определенной последовательности, т.е. любой исследователь всегда использует определенную технику исследований и придерживается четкой процедуры работы

6. Процесс познания невозможно осуществить без знания законов логики — науки, изучающей законы человеческого мышления Логические построения это та связка, которая объединяет воедино все мысли человека, позволяет из конечного числа предпосылок делать обоснованные выводы. Логика начинается с простейших операций аналогичных операциям алгебраическим. С их помощью связывают отдельные высказывания между собой и формируют сложные выражения.

7. В логике известны четыре основополагающих закона, которые в обобщающем виде формулируют основные принципы мышления. Это законы тождества, противоречия, исключения третьего, которые сформулировал Аристотель. Четвертый закон — достаточного основания, связывает логику с философией.

8. Законы формальной логики необходимы для познания мира, но только их не достаточно для понимания всех сторон познаваемой действительности. Кроме связи явлений и фактов между собой, которую позволяет сделать логика, необходимо найти и понять законы их развития и изменения. Этим занимается диалектика, которая формулирует законы единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, и отрицания отрицания.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.254.115 (0.006 с.)