ТОП 10:

Особенности наблюдения в социологических исследованиях



Наблюдение (в социологии) – получение информации об изучаемом объекте непосредственным восприятием и прямой регистрацией событий.

Наблюдение используется на всех этапах проведения исследования – от разработки проблемы до формулировки выводов. Главное его преимущество в том, что информация наблюдателем фиксируется в момент непосредственного совершения событий. Другие методы сбора первичных данных основываются на суждениях респондентов[9]. Вторым достоинством является независимость исследователя от объекта наблюдения, т.к. он может собирать данные независимо от желания респондентов их предоставлять. Однако, здесь же присутствует и субъективный фактор, т.к. наблюдатель может субъективно относится к наблюдаемым фактам и явлениям и соответственно также их оценивать. Кроме того, ограничивает применение наблюдения сложность, а порой и невозможность его повторного применения.

Методом наблюдения обычно пользуются для сбора предварительной информации (при проведении разведывательных исследований), реже – для сбора описательной информации, необходимой для неких оценочных выводов.

Опрос

Опрос ­– метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредственного (тестирование, анкетирование) общения исследователя с респондентом.

Назначение опроса – получение данных о состоянии общественного или индивидуального мнения, либо об отраженной в сознании опрашиваемых информации, связанной с объектом исследования.

Информация выражается в форме высказываний респондента относительно зафиксированных в форме вопросов исследовательских задач и категорий анализа.

Опрос применяется на всех стадиях исследования. Он особенно ценен, когда изучаемая сфера мало доступна для наблюдения и плохо обеспечена документальной информацией. Кроме того, опросом пользуются для контроля сведений, полученных другими методами.

Интервью, предполагающее непосредственное общение с респондентом, может проводиться как в свободной форме, так и в формализованном виде. Свободное интервью – длительная беседа без особой детализации вопросов, формализованное (стандартизованное) – интервью, проводящееся по заранее подготовленному плану и строгим перечнем вопросов и вариантов предполагаемых ответов. Ясно, что свободные интервью нужны для разведки, уточнения проблемы, а формализованные – на следующих этапах исследования.

Проводиться могут как в виде прямого общения, так и по телефону (либо другим средствам связи), а также по компьютерным сетям (режим on-line).

Анкетный опрос – опрос, при котором исследователь теряет контроль над респондентом в момент раздачи или рассылки анкет.

Анкета (опросный лист) – структурно организованный набор вопросов, каждый из которых связан с программными и процедурными задачами исследования.

Исходя из самой сути опроса отметим, что в опросе главным являются вопросы, которые задаются респондентам. Поэтому, качество информации в основном зависит от того, насколько четко и однозначно сформулирован вопрос, насколько его содержание соответствует цели исследования. В социологии содержанию вопросов и их расположению в анкетах придают первостепенное значенис. Так в анкетах, по набору вопросов рекомендуется различать следующие части [10, 12]:

Вводная часть. Указывает, кто проводит опрос, с какой целью, дается инструкция заполнения анкеты, указывается способ возврата.

Паспортная часть. В ней даны вопросы, которые идентифицируют респондента, т.е. спрашиваются его социально-демографические данные: пол, возраст, образование и т.п.

Контактные вопросы. Это сравнительно легкие вопросы. Их цель, заинтересовать респондента, облегчить ему включение в проблему.

Основные вопросы. Это главная часть анкеты. Содержание этих вопросов полностью определяется целями и задачами исследования.

Заключительные вопросы. В заключение приводятся вопросы, которые снимают психологическое напряжение у опрашиваемого, дают ему понять, что он проделал большую и нужную работу.

Кроме этих вопросов в анкету включают вопросы, которые не направлены на непосредственный сбор информации по цели исследования, а играют вспомогательную роль. Например, позволяют выяснить уровень компетентности и информированности респондента, его добросовестность и пр. такие вопросы называют фильтрующими.

Общие требования к вопросам можно выразить в следующих пунктах [19]:

Вопросы должны давать возможность точного и объективного ответа.

Вопросы должны быть сообразованы с культурным уровнем наиболее слабо подготовленных респондентов.

Вопросы должны формулироваться нейтрально, чтобы заранее не внушать ту или иную точку зрения.

Вопросы не должны быть органически множественными (множественным называется вопрос, который по форме представлен единичным вопросом, а фактически содержит несколько вопросов). Например: «Покупаете ли Вы такие-то товары, и нравятся ли они Вам?».

 

В очень интересной работе, посвященной социологическим исследованиям, предложена своя классификация вопросов. Приведем несколько выдержек из этой книги [19].

Вопросник – основной инструмент проведения социологического исследования, который в значительной мере определяет методику сбора данных.

Главным составляющим вопросника является вопрос.

Виды вопросов. Есть разные классификации вопросов. Автором предлагается следующая:

Вопросы, согласно предметно области, которую они отражают. В более общей форме этот вид вопросов можно разделить на две группы:

1-ая группа – вопросы, характеризующие факт (например, возраст, месячный заработок и т.п.).

2-ая группа – оценка или желание (например, нравится ли что-то, или хотели бы иметь что-то).

Вопросы с предварительно сформулированными ответами или без них. По этому признаку предлагаются три группы:

Открытые вопросы. В них ответы предварительно не формулируются. Например: «Каковы, по Вашему мнению, наиболее важные положительные черты современного покупателя?». Ответы – в произвольной форме. Преимущества таких вопросов в том, что на респондента не оказывается влияние. Используются при изучении недостаточно познанных явлений (в разведывательных исследованиях).

Закрытые вопросы. Ответы сформулированы предварительно. Используются в случаях, когда сущность, тенденции, структура явления достаточно хорошо изучены. В этом случае ответы дополнительно проясняют существо вопроса, ответы сопоставимы, на них легко отвечать и легко статистически обрабатывать. Обязательное требование к таким вопросам: сформулированные ответы должны представлять полную систему (т.е. должны быть представлены все мыслимые варианты ответа).

Смешанные вопросы. Если нельзя предусмотреть все варианты ответа, то формулируется известное количество ответов и дается пустая строка для альтернативного ответа опрашиваемого.

Вопросы, согласно функциям. Все вопросы доставляют какую-либо информацию. Но последняя иногда приобретает некоторые специфические черты, в силу которых вопросы могут выполнять определенные функции. Их также можно подразделить на такие группы:

Отсеивающие вопросы. Они разграничивают респондентов на две группы – группу, которая обладает данным признаком, и группу, которая им не обладает. Например:

«Читаете ли Вы научные журналы?

­– да;

– нет.

Этот вопрос являются отсеивающим по отношению к следующим за ним: «Какие научные журналы вы читаете?» и пр. Часто отсеивающий вопрос объединяют с проистекающим из него: «Какие журналы Вы читаете?

– . . . . . . .

– . . . . . .

Не читаю никаких журналов».

Такое объединение облегчает обработку данных.

Контрольные вопросы. Имеют целью проверку объективности информации, которую дают респонденты (аналог фильтрующих вопросов). Это могут быть вопросы, которые просят дать более подробную информацию, чем та, что содержалась в предыдущих вопросах. Либо это вопросы, которые связаны между собой некими признаками, позволяющими провести взаимную проверку ответов.

 

Наконец, последний вид сбора информации ­– анализ документации.

Отметим, что в социологических исследованиях, документацией называется любая информация, зафиксированная на любом носителе данных: от печатного и рукописного текста до фото-, кино- и видеопленке, других физических носителях (магнитных, магнитооптических и пр.).

Анализ документов – наиболее экономичный с точки зрения трудозатрат способ сбора данных. Часто он выступает в качестве основного поставщика информации, которую дополняют наблюдениями и прямыми опросами. Используется, в основном на предварительных этапах исследования систем управления для выдвижения гипотез и общей разведки темы.

Различают три основных вида анализа документов.

Традиционный анализ. Проводится на основе общего восприятия и интуитивного поиска информации.

Традиционный классический анализ. Процедуры поиска и регистрации источников при таком анализе частично стандартизованы. Он предполагает тщательное изучение существа анализируемого материала, логики текста, обоснованности и достоверности сведений.

Контент-анализ. Строго формализованный анализ со специальными процедурами.

Как видим, эти типы анализа отличаются друг от друга степенью строгости обработки получаемого материала. Наиболее формализованный в этом плане третий вид – контент-анализ. Он позволяет получить строгие количественные показатели массовой текстовой, аудио и видео информации с последующей её статистической обработкой.

Основная схема контент-анализа такова.

Выбираются рабочие единицы анализа. Это могут быть конкретные тексты статей газет, журналов или передачи одной тематики за заданный промежуток времени; абзацы текста или фрагменты видеоматериалов; даже отдельные слова (например, названия чего-либо или фамилии определённых лиц). Главное здесь определить объем выборки, чтобы исследование считалось достаточно корректным (задача репрезентативности выборки). Но об этом уже говорилось выше.

Рабочие единицы анализируются по неким категориям анализа – общим для всей совокупности единиц текста характеристикам, сформулированным исследователем, исходя из стоящих перед ним задач

Например, необходимо выяснить отношение людей в организации к решению администрацией социальных проблем работников. Рабочими единицами могут быть выступления работников на различных собраниях (профсоюзных, деловых совещаний в подразделениях и пр.) за два года, а категориями анализа следующие мнения:

¨ администрация учитывает все нужды работников организации;

¨ администрация учитывает нужды работников частично;

¨ администрация совсем не учитывает нужды работников.

¨ Высокая текучесть кадров связана с социальными проблемами работников;

¨ Высокая текучесть кадров не связана с социальными проблемами работников и т.п.;

Задача исследователя состоит в подсчете количества выступлений из протоколов собраний, видео- и звукозаписей собраний и других документальных источников, где были зафиксированы мнения работников, которые можно охарактеризовать выбранными категориями анализа. Подсчет ведется отдельно по каждой категории.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.146.112 (0.007 с.)