Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема «Исследование систем управления: основные подходы и понятия»Стр 1 из 13Следующая ⇒
Темы рефератов: 1. Система управления как объект исследования. 2. Современные тенденции в развитии систем управления: традиционные и социотехнические системы управления. 3. Исследования как составная часть менеджмента организации
Тема «Системный анализ в исследовании управления» Домашнее задание Проведите системный анализ деятельности предприятия, на котором работают ваши родственники или знакомые по следующей схеме: 1. Причины и цели проведения. 2. Объекты изучения в процессе системного анализа. Параметры «входа», «процесса», «выхода». 3. Построение дерева целей, исследование факторов, способствующих и препятствующих достижению целей предприятия. 4. Примените поведенческий и интеграционный подходы
Тема «Методы исследования систем управления» Темы рефератов 1. Метод Дельфи и его применение в исследованиях систем управления 2. Метод сценариев и примеры его использования 3. Процессы планирования и проведения экспериментов Тема «Социальные исследования систем управления» Домашнее задание 1. С целью обследования работы студенческого совета своего вуза, проведите специальное обследование. Для этого определите: а) объект и единицу наблюдения; б) признаки, подлежащие регистрации; в) вид и способ наблюдения. Далее разработайте анкету и напишите краткую инструкцию к его заполнению. Составьте организационный план обследования. Проведите наблюдение и полученные результаты представьте в табличном виде. Сделайте выводы 2. С целью изучения качества организации учебного процесса в вузе, где Вы учитесь, организуйте и проведите специальное обследование. В ходе обследования определите: а) объект и единицу наблюдения; б) признаки, подлежащие регистрации; в) форму, вид и способ наблюдения. Разработайте программу наблюдения. Проведите обследование в своей учебной группе, представив его результаты в табличном и графическом виде. Сделайте выводы. Вопросы к зачету по дисциплине «Исследование систем управления» 1. Исследование. Понятие и этапы. 2. Уровни исследования. 3. Система. Понятие и свойства. 4. Классификации систем. 5. Классификация систем по Боулдингу. 6. ИСУ: понятие, цели, требования к исследователям.
7. Системный анализ: понятие, цели. 8. Этапы проведения системного анализа. 9. Основные подходы системного анализа: системный, комплексный, интеграционный, ситуационный. 10. Основные подходы системного анализа: маркетинговый, инновационный, нормативный, поведенческий. 11. Методы ИСУ: понятие, классификация. 12. Методы формализованного представления систем управления. 13. Методы ИСУ: метод мозговой атаки. 14. Методы ИСУ: метод экспертных оценок. 15. МетодыИСУ: методДельфи. 16. Методы ИСУ: синектика. 17. Методы ИСУ: метод сценариев. 18. Методы ИСУ: метод SWOT-анализа. 19. Методы ИСУ: метод дерева целей. 20. Методы ИСУ: частные методы исследования. 21. Программа исследования: структура и разработка. 22. План исследования: сущность и разработка. 23. Основные принципы планирования исследований СУ. 24. Организация ИСУ: сущность и формы организации. 25. Технологии ИСУ. 26. Консультирование как форма организации ИСУ. 27. Интегральный исследовательский интеллект: понятие и принципыформирования. 28. Принципы эффективного построения технологии исследовательскойдеятельности. 29. Диагностика систем управления: сущность, основные понятия. 30. Виды диагностики систем управления. 31. Группы методов диагностики систем управления. 32. Диагностика систем управления: определение приоритетности проблем предприятия и их причин. 33. Социальные исследования систем управления: разведывательные. 34. Социальные исследования систем управления: описательные. 35. Социальные исследования систем управления: аналитические.
Учебное пособие по курсу «Исследование систем управления» Введение. Управление организациями в рыночной экономике и все связанные с этим понятия, называемые общим словом – менеджмент, стало одним из самых сложных и интересных видов человеческой деятельности. В работе менеджеров большую часть занимает необходимость решения нетривиальных задач и обязанность принимать управленческие решения. Для того, чтобы руководитель мог правильно решать стоящие перед ним управленческие задачи, использовать чужой опыт в своей работе, ему необходимо обладать опытом исследовательской работы. Этому должен способствовать учебный курс «Исследование систем управления».
Цель курса. Курс имеет целью развитие навыков исследовательской работы будущих специалистов в области менеджмента. Его необходимость определяется квалификационной характеристикой специалиста, в которой предусмотрена готовность к практической деятельности, владение навыками практического исследования систем управления. Задачи курса. Раскрытие методологии и организации проведения исследовательской работы в процессе управления и исследования такого специфического предмета, каким является система управления в целом, в совокупности её всех свойств, характеристик и особенностей. Практическая реализация этих задач предполагает определенную логическую последовательность изложения настоящего курса: от первоначального рассмотрения ключевых категорий, связанных с пониманием роли и значения исследовательской деятельности в управлении, к рассмотрению конкретных методов исследования, наиболее эффективных для изучения системы управления. По этой схеме построено настоящее учебное пособие, представляющее собой дополненный и переработанный курс лекций, прочитанный автором в Московской государственной технологической академии. В первой части учебного пособия рассматриваются общие суждения об управлении, исследовании и связанных с ними понятий. Из этого вытекает необходимость формулирования общих методологических принципов, лежащих в основе процессов познания, и рассмотрения общих логических законов вывода. Настоящий этап является своеобразным повторением материала других учебных курсов, однако он позволяет сохранить целостность изложения и показать практическую связь теоретических построений с конкретными задачами исследования управленческих систем. Следующий раздел связывает теоретический материал предыдущей части с практическими методами исследовательской работы с системами управления. Попутно рассматриваются особенности, как самих систем управления, так и специфика проведения их исследований. И, наконец, пособие заканчивается рассмотрением конкретных методов исследования, применяемых для управленческих систем. Для лучшего понимания достаточно сложных понятий, приводимых в тексте, в учебном пособии приведены цитаты из других работ, пояснения и пр. которые в тексте отмечены шрифтом.
Исследования и управление Управление. Общие понятия Для изучения предмета необходимо четко определиться с тем, что понимается под термином «управление». На интуитивном уровне понятно, что управлять чем-либо (или кем-либо) означает координировать, упорядочивать какой-то процесс или процессы для достижения определенной цели. При зрелом размышлении становится ясным, что управление это некий процесс, совершаемый кем-то (или чем-то) над неким объектом для того, чтобы управляемый объект мог достичь определенной цели. Что же из этого следует? Во-первых, в процессе управления есть две стороны: то, чем управляют и то, что управляет, т.е. объект и субъект управления. Иными словами, объект управления – та часть внешнего мира, те выделенные его элементы, на которые направлено управляющее воздействие, а субъект управления – активная субстанция, вырабатывающая управленческие воздействия.
Во-вторых, важной особенностью процесса управления является целеположение. Управление всегда производится для достижения какой-то конкретной цели.
Действительно, если окружающая среда совершенно не имеет структуры, то понятие управления теряет смысл. Обычно, говоря о том, что нечто имеет структуру, мы имеем в виду, что это нечто определенным образом упорядочено, состоит из определенных элементов, которые как-то связаны между собой, т.е. представляют собой некую систему. Таким образом, мы приходим к пониманию такого важного понятия (и не только для управления), как «система». Как видим, для осознания того, что такое «управление» необходимо уточнить, что такое «система». В современном мире это понятие является определяющим для осмысления многих проблем. В самом общем смысле: система – множество взаимосвязанных элементов, действующих как единое целое для достижения определенной цели. Таким образом, существует очень глубокая, фундаментальная связь между этими двумя понятиями: «управление» и «система». В принципе управление возможно только системами. Без системы процесса управления не существует. Отметим, что объект и субъект управления можно рассматривать также как единую систему – систему управления. Система управления – это совокупность взаимосвязанных элементов, обеспечивающих принятие и реализацию управленческих решений для достижения целей управления. Наконец, последнее, но очень важное замечание о понятии управления. Анализируя процесс управления, мы определились с объектом и субъектом управления, поняли важность таких понятий как «система» и «структура». Осталось выяснить, что представляет собой сам процесс управляющего воздействия. Каким именно образом субъект управления воздействует на управляемый объект? Так вот выясняется, и в этом заслуга науки, называемой кибернетикой, что управление осуществляется путем получения, преобразования информации субъектом управления и передачи её объекту управления.
В кибернетике рассматривается с самых общих позиций управление любыми системами: техническими, биологическими, социальными. При этом за основу принят информационный подход. Наука эта сравнительно молодая. Термин «кибернетика» (от греческого «киберос» - «кормчий», т.е. рулевой) после древних греков употребил французский ученый Ампер, известный широким массам читателей по школьному курсу физики по имени единицы измерения силы тока «ампер» и соответствующим прибором для его измерения – «амперметром». Так вот он, в числе многих других вопросов, занимался также классификацией наук. И предложил кибернетикой называть еще не существующую науку, которая будет изучать проблемы управления человеческим обществом. Затем этот термин был забыт, и его возродил американский ученый Норберт Винер, который так назвал свою известную книгу, вышедшую в 1948 году. Сначала он охарактеризовал кибернетику как «науку об управлении и связи в животном и машине». Т.е. вначале управление человеческим обществом он не рассматривал. Но затем, в 1954 году он преодолел этот недостаток в работе «Кибернетика и общество». Развил и систематизировал идеи Винера и его коллег английский ученый У.Р.Эшби.
Итак, общая схема управления, характеризующая все вышеуказанные понятия и определяющая связи между объектом и субъектом управления, с точки зрения кибернетики представлена на рис. 1[11].
Как видно из этой схемы выходные параметры объекта управления определяются влиянием трех факторов: входного материально-информационного потока; внешними возмущениями; управляющим воздействием. Состояние объекта управления оценивается той информацией, которая имеется на его входе и выходе. Если входные или выходные информационные параметры отличаются от значений, с которыми их сравнивает субъект управления, то он посылает в объект управления корректирующие воздействия для ликвидации отклонений. Теперь, когда мы достаточно подробно и внимательно определили все аспекты понятия «управление», посмотрим, как все это интерпретируется применительно к социально-экономическим отношениям, существующим в любом обществе. Не углубляясь в социально экономические теории, сразу перейдем к тем понятиям, которые нас интересуют.
Основой общества является организация, т.е. группа людей, объединяющая свои усилия для достижения конкретной цели. С точки зрения кибернетики, организация – это система. Цели обычно выбираются из потребностей внешней среды, т.е. из потребностей остальных членов общества. Иными словами, всякая организация создается и существует для удовлетворения общественных потребностей, которые могут быть самыми различными. А удовлетворяются они переработкой ресурсов, которыми человек или организация располагают (сырье, материалы, финансы и пр.) в конкретные продукты своей деятельности, необходимые для удовлетворения общественной потребности и являющиеся конечной целью такой работы. Характерной чертой любой групповой деятельности (в отличие от индивидуальной) является необходимость ее координации для того, чтобы групповые цели были достигнуты наиболее эффективно и с наименьшими затратами имеющихся групповых ресурсов. Для этого в любой организованной группе выделяются специальные работники – управляющие (менеджеры). Таким образом, управление является необходимым во всяком организованном сотрудничестве, равно как и на всех уровнях организации. При этом задача каждого управляющего спроектировать и так поддерживать внешнюю и внутреннюю среду, в которой люди, работающие совместно, побуждаются действовать производительно и эффективно в направлении достижения групповых целей. Характерной чертой каждой эффективной групповой деятельности, рассчитанной на достижение групповых целей с минимальными затратами времени, денег, материалов или минимальными неудобствами, является то, что при этой деятельности применяются принципы и методы управления. Следовательно, исходя из общественно-экономических воззрений, управление организациями также имеет специфический смысл и выделяется в особый вид деятельности. В рыночной экономике управление организациями получило название менеджмента. Возвращаясь к схемам управления (рис.1 и 2) отметим, что в рассмотренном аспекте объект управления превращается в организацию, субъект управления – в менеджеров (управляющих), а управление (как сам процесс, так и все, что с ним связано) – в менеджмент. Как известно, дисциплина, изучающая управление организациями в рыночной экономике, также носит название менеджмента. Наконец, с точки теории систем (о них мы расскажем несколько позднее – см. 5.2) отметим, что организация представляет собой т.н. социотехническую систему, т.к. объединяет в себе, в качестве входящих в нее элементов и подсистем, биологические (люди), технические (техника и оборудование) и социальные (группы людей) составляющие. Конечно, кибернетика также рассматривает все виды управления в человеческом обществе, но делает это на основе, как уже говорилось, абстрактного, информационного подхода. Такой единый подход позволил привлечь к решению задач кибернетики мощный математический аппарат и смоделировать многие задачи управления на электронно-вычислительной технике. Однако, менеджмент, являясь по сути прикладной ветвью кибернетики, в отличие от неё имеет дело с более конкретными и в то же время очень разнородными понятиями и явлениями. Их сфера действия лежит в самых разнородных областях – от экономики и финансов отдельной фирмы до вопросов организации в отраслях промышленности; от психологических аспектов поведения людей до групповой психологии; от чисто административных методов управления до многомерных ситуационных моделей и многих, многих других. Поэтому, если кибернетика, работая на уровне общих информационных представлений и используя единый, информационный подход, представляет собой стройное научное здание, то менеджмент трудно назвать наукой. Наука – это целостная система фактов и знаний, объединенных общей теорией, и основанная на единой системе аксиом. Объединить же столь разнородные области человеческого знания, лежащие в различных областях науки и техники, в единую теорию, по крайней мере, в настоящее время, невозможно. По этой же причине не удается найти некий единый подход. Менеджмент это скорее набор неких подходов, использующих разные теории, и разрабатывающий на их основе методы управления организациями. Эту точку зрения подтверждает и история развития современного менеджмента. Развитие каждой школы управления дало менеджменту свои подходы: функциональный, поведенческий, административный, ситуационный и системный. В этом менеджмент во многом является искусством и, как другие виды искусства, использует лежащее в его основе организованное знание - науку и применяет ее с учетом реальной обстановки для достижения реального конечного результата. Контрольные вопросы и задания 1. Что такое управление? 2. Какая связь между понятиями «управление» и «система»? 3. Какова общая схема управления системой? 4. В чем отличие подходов к управлению с точки зрения кибернетики и менеджмента?
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.027 с.) |