ТОП 10:

Тема «Исследование систем управления: основные подходы и понятия»



Темы рефератов:

1. Система управления как объект исследования.

2. Современные тенденции в развитии систем управления: традиционные и социотехнические системы управления.

3. Исследования как составная часть менеджмента организации

 

Тема «Системный анализ в исследовании управления»

Домашнее задание

Проведите системный анализ деятельности предприятия, на котором работают ваши родственники или знакомые по следующей схеме:

1. Причины и цели проведения.

2. Объекты изучения в процессе системного анализа. Параметры «входа», «процесса», «выхода».

3. Построение дерева целей, исследование факторов, способствующих и препятствующих достижению целей предприятия.

4. Примените поведенческий и интеграционный подходы

 

Тема «Методы исследования систем управления»

Темы рефератов

1. Метод Дельфи и его применение в исследованиях систем управления

2. Метод сценариев и примеры его использования

3. Процессы планирования и проведения экспериментов

Тема «Социальные исследования систем управления»

Домашнее задание

1. С целью обследования работы студенческого совета своего вуза, проведите специальное обследование. Для этого определите:

а) объект и единицу наблюдения;

б) признаки, подлежащие регистрации;

в) вид и способ наблюдения.

Далее разработайте анкету и напишите краткую инструкцию к его заполнению. Составьте организационный план обследования. Проведите наблюдение и полученные результаты представьте в табличном виде.

Сделайте выводы

2. С целью изучения качества организации учебного процесса в вузе, где Вы учитесь, организуйте и проведите специальное обследование. В ходе обследования определите:

а) объект и единицу наблюдения;

б) признаки, подлежащие регистрации;

в) форму, вид и способ наблюдения.

Разработайте программу наблюдения. Проведите обследование в своей учебной группе, представив его результаты в табличном и графическом виде. Сделайте выводы.

Вопросы к зачету по дисциплине «Исследование систем управления»

1. Исследование. Понятие и этапы.

2. Уровни исследования.

3. Система. Понятие и свойства.

4. Классификации систем.

5. Классификация систем по Боулдингу.

6. ИСУ: понятие, цели, требования к исследователям.

7. Системный анализ: понятие, цели.

8. Этапы проведения системного анализа.

9. Основные подходы системного анализа: системный, комплексный, интеграционный, ситуационный.

10. Основные подходы системного анализа: маркетинговый, инновационный, нормативный, поведенческий.

11. Методы ИСУ: понятие, классификация.

12. Методы формализованного представления систем управления.

13. Методы ИСУ: метод мозговой атаки.

14. Методы ИСУ: метод экспертных оценок.

15. МетодыИСУ: методДельфи.

16. Методы ИСУ: синектика.

17. Методы ИСУ: метод сценариев.

18. Методы ИСУ: метод SWOT-анализа.

19. Методы ИСУ: метод дерева целей.

20. Методы ИСУ: частные методы исследования.

21. Программа исследования: структура и разработка.

22. План исследования: сущность и разработка.

23. Основные принципы планирования исследований СУ.

24. Организация ИСУ: сущность и формы организации.

25. Технологии ИСУ.

26. Консультирование как форма организации ИСУ.

27. Интегральный исследовательский интеллект: понятие и принципыформирования.

28. Принципы эффективного построения технологии исследовательскойдеятельности.

29. Диагностика систем управления: сущность, основные понятия.

30. Виды диагностики систем управления.

31. Группы методов диагностики систем управления.

32. Диагностика систем управления: определение приоритетности проблем предприятия и их причин.

33. Социальные исследования систем управления: разведывательные.

34. Социальные исследования систем управления: описательные.

35. Социальные исследования систем управления: аналитические.


 

Учебное пособие по курсу «Исследование систем управления»

Введение.

Управление организациями в рыночной экономике и все связанные с этим понятия, называемые общим словом – менеджмент, стало одним из самых сложных и интересных видов человеческой деятельности. В работе менеджеров большую часть занимает необходимость решения нетривиальных задач и обязанность принимать управленческие решения. Для того, чтобы руководитель мог правильно решать стоящие перед ним управленческие задачи, использовать чужой опыт в своей работе, ему необходимо обладать опытом исследовательской работы. Этому должен способствовать учебный курс «Исследование систем управления».

Цель курса. Курс имеет целью развитие навыков исследовательской работы будущих специалистов в области менеджмента. Его необходимость определяется квалификационной характеристикой специалиста, в которой предусмотрена готовность к практической деятельности, владение навыками практического исследования систем управления.

Задачи курса. Раскрытие методологии и организации проведения исследовательской работы в процессе управления и исследования такого специфического предмета, каким является система управления в целом, в совокупности её всех свойств, характеристик и особенностей.

Практическая реализация этих задач предполагает определенную логическую последовательность изложения настоящего курса: от первоначального рассмотрения ключевых категорий, связанных с пониманием роли и значения исследовательской деятельности в управлении, к рассмотрению конкретных методов исследования, наиболее эффективных для изучения системы управления.

По этой схеме построено настоящее учебное пособие, представляющее собой дополненный и переработанный курс лекций, прочитанный автором в Московской государственной технологической академии.

В первой части учебного пособия рассматриваются общие суждения об управлении, исследовании и связанных с ними понятий. Из этого вытекает необходимость формулирования общих методологических принципов, лежащих в основе процессов познания, и рассмотрения общих логических законов вывода. Настоящий этап является своеобразным повторением материала других учебных курсов, однако он позволяет сохранить целостность изложения и показать практическую связь теоретических построений с конкретными задачами исследования управленческих систем.

Следующий раздел связывает теоретический материал предыдущей части с практическими методами исследовательской работы с системами управления. Попутно рассматриваются особенности, как самих систем управления, так и специфика проведения их исследований. И, наконец, пособие заканчивается рассмотрением конкретных методов исследования, применяемых для управленческих систем.

Для лучшего понимания достаточно сложных понятий, приводимых в тексте, в учебном пособии приведены цитаты из других работ, пояснения и пр. которые в тексте отмечены шрифтом.

 

Исследования и управление

Управление. Общие понятия

Для изучения предмета необходимо четко определиться с тем, что понимается под термином «управление». На интуитивном уровне понятно, что управлять чем-либо (или кем-либо) означает координировать, упорядочивать какой-то процесс или процессы для достижения определенной цели. При зрелом размышлении становится ясным, что управление это некий процесс, совершаемый кем-то (или чем-то) над неким объектом для того, чтобы управляемый объект мог достичь определенной цели.

Что же из этого следует? Во-первых, в процессе управления есть две стороны: то, чем управляют и то, что управляет, т.е. объект и субъект управления.

Иными словами, объект управления – та часть внешнего мира, те выделенные его элементы, на которые направлено управляющее воздействие, а субъект управления – активная субстанция, вырабатывающая управленческие воздействия.

Во-вторых, важной особенностью процесса управления является целеположение. Управление всегда производится для достижения какой-то конкретной цели.

Управляющая система          
Объект управления          
Канал обратной связи          
Канал прямой связи          
Рис. 1. Схема функционирования произвольной системы управления          
В-третьих, управление возникает тогда, когда есть не просто некая часть внешнего мира, называемая внешней средой, а эта внешняя среда каким-то образом упорядочена, иными словами структурирована.

Действительно, если окружающая среда совершенно не имеет структуры, то понятие управления теряет смысл. Обычно, говоря о том, что нечто имеет структуру, мы имеем в виду, что это нечто определенным образом упорядочено, состоит из определенных элементов, которые как-то связаны между собой, т.е. представляют собой некую систему. Таким образом, мы приходим к пониманию такого важного понятия (и не только для управления), как «система».

Как видим, для осознания того, что такое «управление» необходимо уточнить, что такое «система». В современном мире это понятие является определяющим для осмысления многих проблем.

В самом общем смысле: система – множество взаимосвязанных элементов, действующих как единое целое для достижения определенной цели.

Таким образом, существует очень глубокая, фундаментальная связь между этими двумя понятиями: «управление» и «система». В принципе управление возможно только системами. Без системы процесса управления не существует.

Отметим, что объект и субъект управления можно рассматривать также как единую систему – систему управления. Система управления – это совокупность взаимосвязанных элементов, обеспечивающих принятие и реализацию управленческих решений для достижения целей управления.

Наконец, последнее, но очень важное замечание о понятии управления. Анализируя процесс управления, мы определились с объектом и субъектом управления, поняли важность таких понятий как «система» и «структура». Осталось выяснить, что представляет собой сам процесс управляющего воздействия. Каким именно образом субъект управления воздействует на управляемый объект? Так вот выясняется, и в этом заслуга науки, называемой кибернетикой, что управление осуществляется путем получения, преобразования информации субъектом управления и передачи её объекту управления.

 

В кибернетике рассматривается с самых общих позиций управление любыми системами: техническими, биологическими, социальными. При этом за основу принят информационный подход. Наука эта сравнительно молодая. Термин «кибернетика» (от греческого «киберос» - «кормчий», т.е. рулевой) после древних греков употребил французский ученый Ампер, известный широким массам читателей по школьному курсу физики по имени единицы измерения силы тока «ампер» и соответствующим прибором для его измерения – «амперметром». Так вот он, в числе многих других вопросов, занимался также классификацией наук. И предложил кибернетикой называть еще не существующую науку, которая будет изучать проблемы управления человеческим обществом. Затем этот термин был забыт, и его возродил американский ученый Норберт Винер, который так назвал свою известную книгу, вышедшую в 1948 году. Сначала он охарактеризовал кибернетику как «науку об управлении и связи в животном и машине». Т.е. вначале управление человеческим обществом он не рассматривал. Но затем, в 1954 году он преодолел этот недостаток в работе «Кибернетика и общество». Развил и систематизировал идеи Винера и его коллег английский ученый У.Р.Эшби.

 

Итак, общая схема управления, характеризующая все вышеуказанные понятия и определяющая связи между объектом и субъектом управления, с точки зрения кибернетики представлена на рис. 1[11].

Внешние возмущения          
Объект управления          
Входной материально – информационный поток          
Выходные параметры          
Субъект управления          
Цели (задания на управление)          
Информационная часть входного потока          
Обратная связь          
Управляющие воздействия          
Рис . 2. Схема управления системой          
Для более конкретного представления о том, что понимается под каналами прямой и обратной связи, рассмотрим схему, изображенную на рис. 2 [12].

Как видно из этой схемы выходные параметры объекта управления определяются влиянием трех факторов:

входного материально-информационного потока;

внешними возмущениями;

управляющим воздействием.

Состояние объекта управления оценивается той информацией, которая имеется на его входе и выходе. Если входные или выходные информационные параметры отличаются от значений, с которыми их сравнивает субъект управления, то он посылает в объект управления корректирующие воздействия для ликвидации отклонений.

Теперь, когда мы достаточно подробно и внимательно определили все аспекты понятия «управление», посмотрим, как все это интерпретируется применительно к социально-экономическим отношениям, существующим в любом обществе. Не углубляясь в социально экономические теории, сразу перейдем к тем понятиям, которые нас интересуют.

Основой общества является организация, т.е. группа людей, объединяющая свои усилия для достижения конкретной цели. С точки зрения кибернетики, организация – это система. Цели обычно выбираются из потребностей внешней среды, т.е. из потребностей остальных членов общества. Иными словами, всякая организация создается и существует для удовлетворения общественных потребностей, которые могут быть самыми различными. А удовлетворяются они переработкой ресурсов, которыми человек или организация располагают (сырье, материалы, финансы и пр.) в конкретные продукты своей деятельности, необходимые для удовлетворения общественной потребности и являющиеся конечной целью такой работы.

Характерной чертой любой групповой деятельности (в отличие от индивидуальной) является необходимость ее координации для того, чтобы групповые цели были достигнуты наиболее эффективно и с наименьшими затратами имеющихся групповых ресурсов. Для этого в любой организованной группе выделяются специальные работники – управляющие (менеджеры). Таким образом, управление является необходимым во всяком организованном сотрудничестве, равно как и на всех уровнях организации. При этом задача каждого управляющего спроектировать и так поддерживать внешнюю и внутреннюю среду, в которой люди, работающие совместно, побуждаются действовать производительно и эффективно в направлении достижения групповых целей. Характерной чертой каждой эффективной групповой деятельности, рассчитанной на достижение групповых целей с минимальными затратами времени, денег, материалов или минимальными неудобствами, является то, что при этой деятельности применяются принципы и методы управления. Следовательно, исходя из общественно-экономических воззрений, управление организациями также имеет специфический смысл и выделяется в особый вид деятельности. В рыночной экономике управление организациями получило название менеджмента.

Возвращаясь к схемам управления (рис.1 и 2) отметим, что в рассмотренном аспекте объект управления превращается в организацию, субъект управления – в менеджеров (управляющих), а управление (как сам процесс, так и все, что с ним связано) – в менеджмент. Как известно, дисциплина, изучающая управление организациями в рыночной экономике, также носит название менеджмента. Наконец, с точки теории систем (о них мы расскажем несколько позднее – см. 5.2) отметим, что организация представляет собой т.н. социотехническую систему, т.к. объединяет в себе, в качестве входящих в нее элементов и подсистем, биологические (люди), технические (техника и оборудование) и социальные (группы людей) составляющие.

Конечно, кибернетика также рассматривает все виды управления в человеческом обществе, но делает это на основе, как уже говорилось, абстрактного, информационного подхода. Такой единый подход позволил привлечь к решению задач кибернетики мощный математический аппарат и смоделировать многие задачи управления на электронно-вычислительной технике.

Однако, менеджмент, являясь по сути прикладной ветвью кибернетики, в отличие от неё имеет дело с более конкретными и в то же время очень разнородными понятиями и явлениями. Их сфера действия лежит в самых разнородных областях – от экономики и финансов отдельной фирмы до вопросов организации в отраслях промышленности; от психологических аспектов поведения людей до групповой психологии; от чисто административных методов управления до многомерных ситуационных моделей и многих, многих других.

Поэтому, если кибернетика, работая на уровне общих информационных представлений и используя единый, информационный подход, представляет собой стройное научное здание, то менеджмент трудно назвать наукой. Наука – это целостная система фактов и знаний, объединенных общей теорией, и основанная на единой системе аксиом. Объединить же столь разнородные области человеческого знания, лежащие в различных областях науки и техники, в единую теорию, по крайней мере, в настоящее время, невозможно. По этой же причине не удается найти некий единый подход. Менеджмент это скорее набор неких подходов, использующих разные теории, и разрабатывающий на их основе методы управления организациями. Эту точку зрения подтверждает и история развития современного менеджмента. Развитие каждой школы управления дало менеджменту свои подходы: функциональный, поведенческий, административный, ситуационный и системный.

В этом менеджмент во многом является искусством и, как другие виды искусства, использует лежащее в его основе организованное знание - науку и применяет ее с учетом реальной обстановки для достижения реального конечного результата.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое управление?

2. Какая связь между понятиями «управление» и «система»?

3. Какова общая схема управления системой?

4. В чем отличие подходов к управлению с точки зрения кибернетики и менеджмента?







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.146.112 (0.011 с.)