Социальная стратификация современной России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная стратификация современной России



Все перечисленные процессы непрерывно развиваются, поэтому стратифицировать российское население сегодня крайне затруднительно. В литературе предлагается деление на три страты исходя из социального благосостояния.

Высший класс современной России представляют те, кто имеет большую власть и (или) собственность и деньги. Сюда входят три группы.

Правящая элита. Это высокопоставленные чиновники президентских, парламентских, правительственных структур как федерального, так и регионального уровней.

Другая часть - крупные бизнесмены.

Это наиболее яркие и преуспевающие представители творческой интеллигенции (писатели, артисты, ученые и т.д.). а также именитые, известные специалисты в различных областях.

Условно-средний класс назван так с тем, чтобы отличить его от более однородного благополучного среднего класса развитых обществ. В отличие от «цивилизованных» западных обществ, российское пока заметно пестрит представителями разного уровня жизни - от удовлетворительного до относительно высокого.

Исследователи отмечают, что состав среднего российского класса неоднороден. Здесь избирается как фактор оценки степень обеспеченности. Одна часть среднего класса имеют возможность все более повышать свое благосостояние, приобретают собственность, и постепенно обретают необходимую независимость.

Другая часть современных «середняков» - это люди самых разных профессий с невысоким и низким, но терпимым уровнем жизнеобеспечения. Известно, что формирование нормального среднего класса - это основа стабильности и процветания общества. Проблема среднего класса в России будет рассмотрена отдельно.

Низший класс охватывает все те слои россиян, уровень обеспеченности жизни которых концентрируется вокруг и ниже черты бедности. Главная забота многих из них - это обеспечить свое физическое выживание в этот тяжелый период российского неустройства, «дикого капитализма» и нежелания государства защитить своих граждан.

По расчетам российских исследователей, население страны по размерам доходов можно примерно разделить на четыре группы:

1. Богатые - примерно 2% населения;

2. Средний слой (преуспевающие) - 29%;

3. Средний слой (живущие терпимо) 44%;

Бедные 25%.

В эмпирических исследованиях социальная структура представляется набором основных групп, дифференцированных по какому-либо критерию. Чаще всего за основу берется материальное благосостояние или власть. Множество критериев дифференциации объясняется тем, что в любом обществе существует неравенство, как основа социального деления, но неравенство разное. Социальные группы могут различаться и ранжироваться по уровню образования, доходов, стилю жизни, структуре потребления, владению собственностью и т.д.

Самым важным критерием, определяющим социальный статус человека, является душевой доход, а экономическая дифференциация, равно как и стратификация соответственно становится наиболее значимой для исследования социальной структуры. Но кроме моделей общества, которые «рисуются» исследователями, существует обыденное представление людей, основанное на доводах здравого смысла о том, какова структура данного общества, как оно функционирует и самое главное - о том, какое место сам человек занимает в этой структуре. Для человека существует естественная потребность «включения в социальные связи», при этом он вынужден не только «структурировать социум», в который он включен, но и пассивно или активно определяться в системе многообразных групп или общностей. То есть, речь идет о социальной самоидентификации, «самоопределении» индивидов в многообразных группах. Социальная идентичность как результат процесса идентификации на данный период времени - это осознание, ощущение, переживание своей принадлежности к различным социальным общностям - таким как малая группа, класс, семья, территориальная общность, этнонациональная группа, народ. На сегодняшний день проблема состоит в том, что в условиях общественных перемен и кризиса, охватывающего все сферы жизнедеятельности индивидов, их самоидентификация приобретает новые черты и особенности. Как показывают исследования В.А. Ядова, наше общество находится в процессе становления новой социальной субъектности. И для наших сограждан, для большей их части, характерна «сильнейшая аномия и отчуждение буквально ото всех социогрупповых образований», а также потеря ясного представления о социальной структуре общества. Но первые признаки стабильности побуждают людей адаптироваться к новой социальной реальности, наблюдается усиление социально-групповых идентификаций, а вместе с этим более четкое представление о социальной структуре общества. Нужно заметить, что для определения своего места в социальном пространстве основными для граждан являются те критерии, которые они выбирают для выделения групп.

3.

ФАКТОРЫ КРИТЕРИИ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ Низкая производительность труда,низкая заработная плата и высокая ее дифференциация, безработица,неконкурентоспособность отраслей, существование низкооплачиваемых рабочих мест, неквалифицированного или малоквалифицированного труда, сохранение убыточных предприятий.
СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКИЕ Инвалидность, старость, плохое здоровье, высокий уровень заболеваемости, маргинализация, а также детская безнадзорность и беспризорность, которые могут быть отнесены к проявлениям бедности.
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ Неполные и многодетные семьи, семьи высокой иждивенческой нагрузкой.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ Низкий уровень социальных гарантий и соотношения минимальных социальных выплат с прожиточным минимумом.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ Низкий уровень образования, недостаточный уровень профессиональной подготовки, ситуация «невостребованности» предлагаемых образования и квалификации спросу на региональном рынке труда.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ Разрыв сложившихся межрегиональных связей, военные конфликты, вынужденная миграция.
РЕГИОНАЛЬНО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ Неравномерное развитие производительных сил, большие различия в экономическом потенциале регионов, приведшие к наличию депрессивных моноэкономических территорий, дотационных регионов с низким экономическим потенциалом, северные регионы, зависимые от централизованных поставок продовольствия и ресурсов.

4. Социальная мобильность — это возможность смены социального слоя. Понятие социальной мобильности близко по значению к понятию социального лифта или карьеры.

http://studopedia.org/8-76369.html

6. Роль трудовой мобильности в обществе обусловлена тремя основными функциями Экономическая функция заключается в содействии обеспечению народного хозяйства рабочей силой и тем самым повышению эффективности и производства Социальная функция реализуется через совершенствование социальной структуры общества, полное удовлетворение потребностей работников в трудовой сфере, создание условий для самореализации и развития личности работника Социально-психологическая функция заключается в изменениях социально-психологического климата в трудовых коллективах, уменьшении социально-психологической напряженности в обществе, согласовании социально-психологических механизмов взаимодействия работника с малой группой, трудовым коллективом, обществом в целом.

Различают также формы трудовых перемещений Если перемещения происходят внутри предприятия, то могут осуществляться как в организованной форме (переводом на другие рабочие места), так и в неорганизованной (внутризаводской текучесть кадров) За пределами предприятия - в форме организованной миграции (организованный набор, переселение семей, общественные призывы, перевода работников на другие предприятия) и неорганизованной миграции (текучесть кадров между предприятиями, отраслями, сферами производства).

http://uchebnikionline.com/soziologia/sotsiologiya_pratsi_-_lukashevich_mp/sutnist_funktsiyi_klasifikatsiya_trudovoyi_mobilnosti.htm

 

     

Конец формы

Методы, используемые государством для регулирования рынка труда

Методы (способы) и меры государственного регулирования рынка труда можно дифференцировать по различным признакам: по объектам воздействия; по направленности воздействия; по форме воздействия; по характеру воздействия на рынок труда; по содержанию регулирующих мер; по уровню управленческого воздействия; по источникам финансирования; по продолжительности воздействия.?
Объектами воздействия являются население, его отдельные группы работников, предприниматели и их группы, определенные элементы организации труда и т.д. В зависимости от особенностей Объекта можно выделить меры общего воздействия и специальные Меры. По направленности воздействия выделяют следующие меры: увеличивающие (уменьшающие) спрос на рабочую силу, увеличиваюШие (уменьшающие) предложение на рабочую силу, влияющие на структуру спроса и структуру предложения, нацеленные на увеличение степени соответствия спроса и предложения. По форме воздействия на рынок труда можно выделить прямые методы регулирования — государственное субсидирование занятости на предприятиях различных форм собственности, стимулирование гибких форм занятости, изменение годового ФРВ и т.п. — и косвенные методы регулирования: регулирование демографической ситуации, увеличение государственных заказов, закупок, смягчение налоговопресса, поощрение инвестиционной деятельности, стимулирование профессиональной и территориальной мобильности рабочей бшы и т.д. По характеру воздействия на рынок труда регулирующие Л^еры можно дифференцировать на поощрительные, ограничительные, запретительные и защитные. По содержанию регулирующих мер |ыделяют меры экономического характера (поддержка экономически целесообразных рабочих мест, организация общественных работ, фрециализированное инвестирование в поддержку малого бизнеса ф'тд.); меры административного характера (снижение пенсионнощ возраста, уменьшение продолжительности рабочего дня, ограничение числа мест работы для одного человека, возможностей совместительства, изменение состава экономически активного населения 4, гп.); смешанные, сочетающие экономическое и административное регулирование (финансовую, налоговую, таможенную, внешторговую, инновационно-инвестиционную, протекционистскую ДфЛитики).

По уровню управленческого воздействия методы распределяется на общегосударственные, региональные, отраслевые, внутрифирменные. По источникам финансирования выделяют Федеральный бюджет, бюджеты регионов России, местные бюджеты, внебюджетные средства (как дополнительные). По продолжительности воздействия методы бывают краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до 5 лет) и долгосрочными (от 5 лет и более).
В литературе встречаются и другие классификации методов ре1улирования рынка труда, например: классификация, основанная на использовании мотивационного механизма, с помощью которого намечено достижение главной цели, включает организационные (административнораспорядительные методы, правовые методы регулирования); экономические (стимулирование создания рабочих мест посредством налоговых льгот, льготных инвестиционных кредитов и т.п.); социально-психологические (основанные на учете интересов личности, различных социальных групп населения) методы. Рынок труда является саморегулирующимся, вместе с тем он поддается регуляции механизмом управления занятостью населения при определенном уровне развития производительной силы общества. Регуляторами здесь являются не только макрои микроэкономические, но и социальные и социально-психологические факторы, отнюдь не всегда имеющие отношение к цене рабочей силы — заработной плате. Поэтому развитие рыночных реформ должно быть органически увязано с политикой правительства на рынке труда.

Источник информации Методы
Документальный Анализ документов, контент-анализ.
Внешние проявления социальных явлений Наблюдение
Человек Опрос (анкета, интервью)
Малая группа Социометрический опрос
Социальный опыт Экспертный опрос, фокус-группа
Организованная группа Эксперимент

 

9. Экономический подход

Наиболее универсальный подход. Рассматривает миграцию как один из важнейших регуляторов численности трудоспособного населения, который стимулирует здоровую конкуренцию на рынке рабочей силы. Большинство видов миграций обусловлены экономической необходимостью и в той или иной мере связаны с рынком труда.(А. Смит, Т. Мальтус, К. Маркс, Д. Кейнс и др.). Среди российских специалистов, исследовавших миграцию в рамках этого подхода — Л. А. Абалкин, Г. С. Витковская, Ж. А. Зайончковская, Л. Л. Рыбаковский, А. В. Топилин.

Социологический подход

Основное внимание уделяет проблемам, связанным с адаптацией мигрантов к новым условиям жизни. Другое понимание роли социологического подхода раскрыто в работе Т. Н. Юдиной «Социология миграции», где подчёркивается роль социологии как интегративной науки и высказывается необходимость создания целостной специальной социологической теории миграции

Трудовая миграция в России [править | править вики-текст]

Затем, после начала экономического роста в стране, основную часть миграционного потока стали представлять трудовые мигранты. Большинство иностранцев, временно находящихся в России — граждане стран СНГ, преимущественно Украины, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Молдавии. Работодатели пользуются их правовой неграмотностью, используя их рабочую силу с нарушением законодательства (не оформляя им разрешение на работу) и ставя таким образом в бесправное положение. Сами трудовые мигранты из республик Средней Азии и Закавказья зачастую не владеют русским языком, не имеют профессии. Этому способствует и то, что до 2002 года в России не было соответствующего минимальным стандартам законодательства о миграции. Среди государств, не входящих в СНГ, наибольшее количество мигрантов в Россию поставляют Китай, а также Вьетнам, Афганистан, Турция.

По данным Росстата, опубликованным 3 июня 2010 года, за I квартал 2010 г. число мигрантов внутри России увеличилось на 7,1 тыс.человек, или на 1,9 % по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Миграционный прирост населения России снизился на 5,8 тыс.человек, или на 10,0 %, что произошло в результате уменьшившегося числа зарегистрированных по месту жительства прибывших в Российскую Федерацию (на 6,3 тыс.человек, или на 9,7 %), в том числе за счет иммигрантов из стран государств-участников СНГ — на 6,7 тыс.человек, или на 11,2 %. Наряду с этим отмечено сокращение числа выбывших за пределы России на 0,5 тыс.человек, или на 7,3 %, в том числе в государства-участники СНГ — на 0,01 тыс.человек, или на 0,3 %.

В I квартале 2010 г. в обмене населением с государствами-участниками СНГ было отмечено уменьшение миграционного прироста. Увеличение прироста наблюдалось в миграционном обмене с Республикой Молдова, Украиной, Азербайджаном, Таджикистаном[2].

За 9 месяцев 2013 года в Москву и Московскую область въехало 3,3 миллиона трудовых мигрантов, а в Санкт-Петербург и Ленинградскую область — 2,5 миллиона трудовых мигрантов[1].

http://vgrazhdanstve.ru/migratsiya/trudovaya-migraciya.html

 

ТЕМА 8.1. ПРОТИВОПОЛО́ЖНОСТЬ

Предмет или явление, противоположные другим, не сходные с другими по каким-н. признакам

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ

- взаимодействие противоположных тенденций развитияобщественных явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития социальных процессов и их научного познания.

Социологическая трактовка позволяет рассматривать С.П. как взаимодействие противоположныхобщественно значимых отношений, связанных с несовпадением интересов и целей различных социальныхгрупп и слоев. С.П. - непременное условие самодвижения и саморазвития социальной системы. Можноутверждать, что С.П. возникают только посредством деятельности человека, развиваются и разрешаютсятакже в результате его действий, т.к. общественная форма движения постоянно воспроизводится в предметно-материальной деятельности людей. С.П. всегда так или иначе выражает определенное общественноеотношение, а значит, касается конкретных субъектов, которые оказываются включенными (непосредственноили опосредованно) в структуру этого противоречия. Субъектно-объектная ситуация, применительно к С.П., возможна в различных вариантах: взаимные отношения субъектов в противоречии (по поводу экономическихформ собственности, политической идеологии, межнациональных отношений и др.), сторонами которого ониявляются; отношение социального субъекта к предметно существующему противоречию как объекту егопрактической деятельности (заинтересованность в сохранении и развертывании одних противоречий пристремлении не допустить или устранить другие); внутрисубъектные отношения противоречия, обусловленныелибо расчлененностью субъекта на фракции, либо его объективно существующим общественным статусом; отношение человечества (субъекта) к природе (объекту), нашедшее свое выражение в поисках устойчивогобаланса между окружающей средой и процессами социального развития.

С.П. можно классифицировать по следующим критериям: социальное качество противоречия какобщественного отношения; субъект - носитель противоречия; социальная сфера обнаружения противоречия; способ существования С.П. По социальному качеству различают С.П. антагонистического инеантагонистического характера - в зависимости от субъекта-носителя становится возможным определитьпротиворечия общечеловеческие, национальные, классовые, групповые и др. В зависимости от социальнойсреды обнаружения различают противоречия экономические, политические, идеологические и др. По способусуществования (реальному бытию общественных отношений и форм социальных действий) противоречияпредстают как социальные противоположности, социальные различия и социальные тождества. Социальнаяпротивоположность - это отношение конфликта между людьми, выражающееся в столкновении их коренныхинтересов.

Социальным познанием и практикой выработан ряд понятий, раскрывающих содержание социальнойпротивоположности как особого состояния противоречия: "кризис", "война", "революция" и др. Названныесоциальные понятия выражают наивысшую степень обострения борьбы в прямом смысле этого слова. Качественно иное состояние противоречия представляет такая форма его существования, как социальноеразличие. Социальное различие - это отношение несоответствия интересов людей по поводу отдельныхсоциальных объектов, обусловленное их общественным бытием. Конкретное содержание социальногоразличия выражается с помощью терминов "существенное (несущественное) различие", "разногласие", "совпадение (несовпадение)", "диспропорция" и др. В состоянии социального различия противоречиеразвертывается не в социальных действиях физической борьбы людей, а в использовании социальныхмеханизмов регулирования несовпадающих интересов и субъектов деятельности или преодолениядисфункций в протекании социальных процессов.

Процесс возникновения различий и противоположностей имеет несколько стадий. На первоначальной стадии, зарождаясь в виде возможности, С.П. выступает как тождество, включающее в себя несущественныеразличия. На следующей стадии, в составе диалектического тождества, нарождаются и углубляютсясущественные различия, т.е. при общей основе в объекте возникают значительно отличающиеся друг от другасвойства и тенденции. В процессе последующего развития, на его третьей стадии, существенное различиеможет перерасти в противоположность и выразить себя в таком особом состоянии противоречия, как кризис, война, революция и др. Поэтому особую актуальность приобретает не только научный анализ С.П., но и поискпутей, способов и форм их разрешения на стадиях, еще поддающихся регулятивному воздействиюсоответствующих социальных механизмов.

Г.Н. Соколова

Трудовые конфликтыэто столкновение интересов и мнений, оценок между представителями различных групп по поводу трудовых отношений (условий, содержания, организации труда и его оплаты).

2,3. http://finlit.online/page/ekonomikat/ist/ist-16--idz-ax265--nf-77.html

5. http://center-yf.ru/data/stat/Trudovoi-konflikt.php

7. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80

https://www.hse.ru/data/725/370/1240/%D0%B7%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B8_%D0%9A%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D0%B0.doc



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.021 с.)