Управленческий аспект Марксизма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управленческий аспект Марксизма.



Марксизм направление политэкономии и социологии. Представители Карл Маркс и

Фридрих Энгельск.

 

Маркс, главные произведения - Предисловие критики политической экономии, 18 брюмера Луи Бонапарта. В основе его мировоззрение лежит материалистическое понимание истории. "В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание"

Т. О. Совокупность производительных сил составляют базис. В работах Маркса мы наблюдаем экономический детерминизм. Материалистическое понимание истории. Выделяет 5 этапов развития общественно экономической формации. На 1 фазе функции социального управления т. к. Господствует первобытный коммунизм. Социальное неравенство возникает в процессе совершенствования орудия труда. На 2 фазе создается государство-аппарат легитимного насилия, призванный защищать и укреплять существующую систему социального неравенства и господства определенного социального класса. Определенного господствующего социального класса. 3 фаза - феодальная, функцию управления осуществляет аристократия. 4 фаза - Капиталистическое общество, капиталисты и пролетариат. Среднего класса у Маркса нет. Демократия - это фикция.

 

Обобществление средств производство - средства производство будут принадлежать всем пролетарием сообща, ликвидация частной собственности, государство как аппарат легитимного насилия постепенно отмирает. Ликвидация классовой системы. В коммунистическом обществе сами пролетарии будут осуществлять управленческую функцию.

 

Лекция 7(1)

Биологический редукционизм:

Провозглашает проведение биологических аналогий в социальных науках. Сведение социальных явлений к явлениям биологическим. Школа в конце 19 века, сейчас забыта.

Два поднаправления:

-Социальный органицизм

-Социальный дервинизм

 

Представители социального органицизма: Рене Формс, Павел Лилинфельм, Адольф Шеффле, Новиков, Строгин. Они проводили аналогии между обществом и организмом. Считали, что общество и социальные явления на самом деле живые организмы. Управленческую функцию выполняет головной мозг.

 

Сциальный дервинизм аналогии между обществом и природой, законы социальной жизни из биологических законов, из Чарльза Дарвина. На вершине социальной иерархии находятся наиболее приспособленные в рамках социальной эволюции, которая протекает по законам природы борьбы за существование. Представители: Густаф Ратценкоффер, Альбион Смолл, Вильям Саннер, Анжело Ваккарро.

 

Социологизм.

Представители: Эмиль Дюргейм, Людвиг Гумплович, Дмитри Драгическу.

 

Основатель социологизма - Эмиль Дюргейм. Главные произведения - Разделение общественного труда, правила социологического вектора.

 

Социологизм- его основной принцип гласит что общество представляет собой надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. Два аспекта в рамках социологизма выделяет Дюргейм-1)Антологический социологизм 2)Методологический социологизм

 

Антологический -общество есть реальность особо рода, несводимая к другим типам реальности. Примат социального над индивидуальным, коллектив главенствует над индивидом, общество оказывает принудительное воздействие. Человек по Дюргейму, в нем борется 2 реальности-социальная и индивидуальная.

Методологический -социальная реальность есть часть природы, в ее рамках господствует незримые социальные законы, которые управляют общественным сознанием. Главный принцип-изучение социальных законов. (((" Социальные факты следует рассматривать как вещи". Социальные отношения представляют собой материальную природу. Посредством социальных законов люди будут способны будут управлять явлениями социальной жизни. Дабы проиллюстрировать процесс трансформации выделяет процесс социальной солидарности: 1) Механическая солидарность - принуждение, разделение труда происходит искусственным путем, основано на насилии, страхе, запугивании, угрозах, принуждении, репрессивные санкции.

2) Органическая солидарность -люди кооперируются добровольно для выполнения тех или иных общественно значимых функций. Управление это направляющая лань. Т. О. в рамках органической солидарности характерные нормы с восстановительным санкциями. Большое значение придается индивиду и его общественной жизни. Имеет большое значение личный талант, способности.

 

Людвиг Гумплович -главные произведения: Общее учение о государстве, основания социологии.

Радикальный исторический пессимизм в его работах. В объективной реальности существуют только социальные группы. Индивид-фикция, абстракция, он не мыслит, не чувствует, не говорит. Индивид обязан обществу, его поведение предопределено социальной средой. <-Тотальный социальный дервинизм. Отрицает идею индивидуальной свободы. Убежден в существование вечных социальных законов, человек ничем не может управлять, его нет. Социальные законы могущественны и непостижима и препятствовать им просто невозможно. Р общественными отношениям движут социальные законы, трансцендентны и всемогущи. Главный закон-закон борьбы. Борьба не приводит к эволюции и прогрессу, борьба-природное явление. Высшая форма развития общество-Государство. Государство по Гумпловичу - Организация господства меньшинства над большинством. Законы постигаемы но неизменны.

 

Теория Элит.

Главные представители: Социологи-Политологи- Вильфредо Паретто- Главные произведения-Трактат по общей социологии, Компендиум по общей социологии.

Является пессимистом, скептически относится к индивиду, движут им иррациональные, он сначала действует, потом обосновывает. Иррациональное животное. Не способен к самоуправлению. Отмечает, что представители элит обладают талантами, способные к господству над другими людьми. В элиту входит квалифицированные, авторитетные индивиды. Господствующая элита - ее черты: высокая степень самообладания, умение улавливать и использовать для своих целей слабые места других людей, способность убеждать, опираясь на человеческие эмоции, способность к обоснованному применению силы в случае необходимости. Циркуляция элит - когда властвующая элита теряет способность управлять с помощью силы и убеждений. Термин одурачивание масс.

1 тип - лисицы. С течением времени выделятся 2 тип -львы, авторитарность, насилие как основной инструмент. Идейный предшественник тоталитаризма.

 

Роберт Михельс, Гайтано Моска. Железный закон олигархии-в любой социальной группе на начальном этапе превалируют демократические тенденции, затем демократический элемент превращается в авторитарный.

 

Лекция 8(1)

 

Методологический индивидуализм в теории управления:

 

Социальные представители методологического индивидуализма представляют общество как совокупность индивидуумов без надиндивидуальных абстракций. Людвиг фон Мизеф -" Помимо индивидов не существует иного субстрата общества"

Представители методолгического индивидуализма:

Фердинанд Тённис, Макс Вебер, Йорг Зиммель.

В экономической теории представители австрийской школы: Людвиг фон Мизеф, Йозеф Шумпетер, Фридрих Хайек.

 

В политологии: Карл Поппер, Анри Бергсен

В истории: Роберт Коллингвуд, Петр Лавров

 

Фердинанд Тённис главная работа - Община и общество, Он выделяет 2 типа социальных отношений, общинные и общественные отношения.

Общинные отношения-отношения традиционно трудовые, управление основывается на неформальном характере верховной власти, социальная иерархия, система руководства и подчинения основывается на традиции, а не писанных трудовых нормах. Доминирует неформальные социальные связи.

 

Общественные отношения-отношения, которые представлены в современном капиталистическом обществе, система управления основана на формальных предписаниях, формальном легитимином социальном статусе, формально установлены в кодексах нормативного поведения. Писанного права, указов, формальных письменных распоряжений, административных актов и т. д. Ведущую роль играют капиталистические институты, промышленные предприятия и бюрократические учреждения и институт государства.

 

Габриэль Тард -главное произведение - Закон и подражание. Истоки социальных отношений видит в процессе подражания, люди перенимают у друг друга социальные нормы, процесс поведения и возникает социальная жизнь, не верит в существование общества и реальности.

2 Типа социальных организаций выделяет Тард: Толпа и Публика. Толпа это явление, которой движут иррациональные мотивы, управлять ими может только харизматический лидер, апеллирующий к инстинктам, а не к разуму.

Публика - не происходит растворение индивида, публика это собрание людей, наделенных образований, есть индивидуальность, публикой управлять сложнее, чем толпой. Ей может управлять рациональный администратор, который апеллирует к разуму и рациональным мотивам.

Макс Вебер является самым известным представителем социологического знания. Автор теории Рациональной бюрократии. Основные произведения - Протестантская этика и дух капитализма, Хозяйство и общество. В основе его воззрения лежит теория социального действия. Социальная жизнь по Веберу опирается на идеальные типы(Нормы, ценности.) социология по Веберу должна изучать социальные действия людей, он придерживается веления. Чтобы быть социальным действие должно носить осмысленный характер и быть направленным на людей прямо или косвенно. Управление(господство)- специфическое свойство вызывать повиновение других людей определенным, специфическим приказом. Господство может основываться на любых мотивах людей. 1-Кто, с помощью чего и как управляет, 2-Какие мотивы вынуждают индивида подчиняться управленческому воздействию. Важно разобраться не в том кто управляют, а кто подчиняется. Исходя из классификации Вебер выделяет 3 типа господства.

1-Рациональное или легальное Господство(вера закона и порядка)

2-Традиционное господство(обыденная вера в святость традиций и традиционного акта авторитета

3-Харизматическое господство, сверхъестественные качества лидера,вождя.

 

 

-1 Легальное

Люди подчиняются, посколько они верят в легитимный характере господствующей власти. Источником этих правил является общественный договор. Штаб управления, который подчинен легальному господину, а он осуществляя управленческое воздействие подчиняется порядку.

-Чиновники лично свободны

-Существует четкая формально выстроенная иерархия подчиненных. Ведущую роль в отборе административного персонала играет квалификация. Существует формальная система подчинения в соответствии с определенными заслугами, авторитетом, жесткая субординация, дисциплина, контроль.

-Чиновник распоряжается средствами управления, но не владеет ими.

-Вознаграждение за свою деятельность.

 

Факторы эффективного управления:

-Четко установленные формальные правила

-Контроль за соблюдением этих правил

-Субординация и иерархизация персонала

-Компетентность управленческого персонала, основанное на профессионализме и образовании

 

2- Традиционное господство, основанное на святости установленных порядков и обычаев. Личная преданность штаба, господина,подчиняются здесь личности, а не закону и порядку. Господин может править или лично или опираясь на штаб. 2 типа традиционного господство- Геронтократия и Патриархализм. Патриархализм - единоличная власть авторитарного лидера, вождя.

3- Харизматическое господство

Основано на харизме, свойстве личности, признаваемого необычайными качествами. Оно возникает из веры людей в чудо.

 

Лекция 9(1)

Менеджерский этап.

1918-1939

 

1 подэтап Грубого Эмпиризма

Участие в разработке эффективных социальных концепций на основе эмпирического опыта эффективными управленцами, администраторами практики, главной задачей которых был сугубо прикладной аспект- совершенствование системы управления с целью повешения уровня производительности труда.

2 подэтап попытка сочетания эмпиризма с научной методологией, с прикладными эмпирическими наработками

3 подэтап Разработка прикладных социально-управленческих теорий индуктивным путем, опираясь на научной методологией.

Подэтап



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.021 с.)