ТОП 10:

Лекция 1(1) Управление общественными отношениями в системе научного знания.



Лекция 1(1) Управление общественными отношениями в системе научного знания.

Является синтетической, включающей в себя элементы отдельных общественных наук(теоретическая социология) и совокупность прикладных социально-управленческих практик, ориентированных на управление различными элементами социальной структуры общества.

 

Знание бывает научное и ненаучное. Ненаучное включает в себя бытовое, прикладной социальный опыт, псевдознание и тд

 

прикладная наука — наука, связанная с деятельностью человека прикладная наука наука, вызванная потребностями человека..

 

Научное знание отличается от обывательского знания рядом характеристик:

1)Достоверность(научное знание стремится дистанцироваться от субъективизма) стремится избавится от субъективных оценочных суждений.

2)Эмпиричность(научное знание всегда и всегда опирается на некий эмпирический опыт)

3)Эмпирическая проверяемость(знания полученные опытным путем может быть при соблюдении соответствующей методологии получены снова)

4)Повторяемость или воспроизводимость(те явления, которые мы изучаем носят не спонтанный, а регулярный характер.. Материальный, духовный)

 

Научное знание основывается на достоверном эмпирическом опыте, данных полученных опытным путем и носящих регулярный характер.

 

В конце 19 века немецкий философ ВИЛЬГЕЛЬМ ФОН ДИЛЬТЕ разделил все науки на науки о природе и науки о духе. Науки о природе - естественные науки (химия, математика, биология- основываются на аксиоматике) изучают трансцендентные(надчеловеческий характер, не зависят от индивидуальной воли людей) законы о природе.

Науки о духе- изучают внутренний субъективный мир человека и те мотивы, которые движут социальным поведением человека. Гуманитарные науки(включающие цикл общественных наук(экономика, социология, история) изучают социальные поведения, действия людей в различных сферах) Мультипарадигмальность свойственна общественным наукам(социальная реальность, в общественных науках нет объективных парадигм)

 

Все общественные науки изучают общественные отношения. Одним из из элементов общественных наук является управление. Социальное Управление(По Витке) -заключается в целесообразном единение людских воль(отнюдь не интеллектов) для достижения определенных целей, свойственных для данной организации целей.

Общественные отношения -

Категория ( реалистическая )

Лекция 2:(2)

 

Объект науки-совокупность теоретических и эмпирических подходов, Предмет-социальное управление общественным и коллективным сознание.

 

Основные этапы развития социально-управленческой мысли:

1)Доунаучный(Протонаучный,Доинстцтициональный) -этап развития не систематизированного знания до процесса институализации науки) с древнейших времен, до возрождения социальной философии - первое тысячелетие до нашей эры до начала 19 века.

 

Социология 1839 год основатель Огюст Конт использовав термин в 4 томе на странице 252 в своей работе

 

2)Этап становления(классический этап) развития социально-управленческой мысли вторая половина 19 в до 1918года.

3)Эмпирический или прикладной(менеджерский) с 1918 года по 1939 года.

4)Рекламно-пропагандистский этап с 1939(40)- по конец 70х годов.

5)Современный этап социально-управленческой теории, альтернативные методы воздействия на общественное сознания.

 

Даосизм

 

Предпосылки возникновения теории социального управления - Античность(7-6 до нашей эры по 5 век нашей эры)

 

1)Элитаризм -Представители этого подхода - Гераклит, Платон и Аристотель.

Гераклит -Все общество делится на элиту и массу(толпу). Резко негативное отношению к общественному мнению. Функцию социального управления выполняет Аристократия духа. Только мудрец способен вести с собой неразумных людей.

Критий- дядя Платона. Яркий представитель теории обмана. Религия изобретена мудрыми людьми как инструмент для управления стадом. "Для обуздания смертных изобрел богов" дабы люди не совершали преступления.

Платон-крупнейший античный философ. Главные сочинения- государство, закон. В работе государство Платон постулирует биологическую концепцию - люди от рождения делятся на 3 класса. Есть человеческое стадо , затем войны, потом мудрецы.

 

Миф о пещере Платона.

Излагая данную притчу, Платон демонстрирует своим слушателям, что познание требует известного труда — беспрестанных усилий, направленных на изучение и понимание тех или иных предметов. Поэтому его идеальным городом могут править только философы — те люди, которые проникли в сущность идей, и в особенности идеи блага.

 

"Не бытие существует ради тебя, а ты для него"-высказывание Платона.

 

"пусть человеческая душа приобретет навык совершенно не уметь делать что-либо отдельно от других людей и даже не понимать, как это возможно. Пусть жизнь всех людей всегда будет возможно более сплоченной и общей"

Идеальное государство по Платону должно иметь 5040 человек.

 

Законы - инструмент для политика. Правитель обязан обманывать, манипулировать гражданами ради их блага. По мнению платона нужно уничтожить институт семьи.

Аристотель.Главные произведения - политика, никомахова этика. Концепция близка к Платоновской. Большое значение для Аристотеля имеет апология рабства. Пишет что многие народы рождены для рабского состояния. Рабство не юридическое понятие, а биологическое. Для них добродетель находится в рабском состоянии.

Люди делятся на: эллинов и варваров. Государство-это полис. Очень серьезное значение Аристотель придает среднему классу.

 

2)Антропоцентристский

 

Лекция 3(1)

В 14-15 веках начинается распад средневекового мировоззрения, кризис видения мира и общества. Теологическое(теоцентристское) видение мира. Бог находится в центре вселенной.

 

Николай Кузанский- в его произведениях прослеживается антропоморфистская (книжн. уподобление человеку, наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений, мифологических созданий и т. п) модель строения общества.

 

В виду органических, природных причин властные полномочия делегируются правящей элите. Биологическая концепция общества и власти. Постепенно разрушаются устои на которых базируется теократия.

Набирает силу идея народного права(власть имеет божественную природу, однако бог наделяет этой властью народ, если правительство нарушает эту связь, утрачивает свою легитимность и может быть свергнута народом. Народ рассматривается как некое целое, как коллективный суверент(человек, наделенный властными полномочиями) может устанавливать власть для себя и над собой, а в случае необходимости сместить эту связь. Народ есть целое, и идея индивидуальных прав не прослеживается. Коллективистские идеи продолжают прослеживаться.

 

Ибн Хай Дур"большая история или введение в историю" первый в истории социологический трактат. Источником власти у него выступают 2 составляющих власти:1)природа 2)насилие. Власть порождается природой, а опирается на насилие.

Прослеживается идея социального детерминизма общественные отношения подчиняются самостоятельными законами, он утверждает, что должна быть создана отдельная наука о обществе и управлении.

 

В 14-15 веке происходит разрушение средневекового мировоззрения и человечество переходит к эпохе Возрождения.

 

Пьетро Помпонаццивыдающийся мыслитель итальянского возрождения. Присутствуют идея схожие с Кузанским, идея социального организма. И развенчания теологического мировоззрения, и приходит идея веры в человека. Антропоцентристское видение мира.

 

Лоренцо Валаразрабатывал концепцию общественного мнения, одним из элементом управления общественным мнением - Ораторское искусство.Главное сочинение - О красотах латинского языка.

 

Ярчайший представитель, значимый - Никола Макиавелли -основные произведения - Государь(Инпренчите итал) и Рассуждения о первой декаде Тита ливия. И о военном искусстве. Он является основателем - аморализма политики. Политика безнравственна. Цель политики - завоевание и удержание власти. Власть правительства базируется на 2 началах, 1)на добрых 2)на насилии.

Человек по природе дурное существо, следует инстинктами, стремится к насилию и управлять им можно с помощью лжи, насилия, невыполнения обещаний. Частично разделяет общество и государство. Большую роль придает социальному конфликту. Плохое отношение к общественному мнению.

 

Деятели эпохи реформации.

Реформация - разрушение роли католической церкви15 - начало 16 века

 

Лекция 4(2)

Период нового времени:(сер 17 века по начало 20 века)

 

Общая характеристика:

Происходит целый ряд революций, переворотов(не только в политическом смысле) , буржуазные революция(1 в Нидерландах, потом 2 революция в Англии, затем 1776 года США - провозгласившая создания нового государства, 1789 год - Великая французская революция. Политические изменение это лишь верхняя часть Альп, более серьезная это изменения в экономическом и социальном плане). 3 революция - Научная революция- о мире. Она предопределила переворот в интеллектуальном плане. Мир расколдован - заявил один из авторов. (Те явления, которые окружали человека, которые были неизведанны становятся познанными. Человечество вступило в эпоху рационального познания и рационального мышления. Теологические концепции остаются в прошлом). Возникает идея, что силами человеческого разума можно познать и изменить мир. Возникает вера во всемогущество человеческого разума. Разум может направить человечество к счастью. Общественные отношения могут быть и познаны и изучены, усовершенствованы силой науки, силой человека.

 

Мыслители, рассуждающие о государственном управлении:

 

Ряд англоязычных авторов эпохи буржуазных революции:

 

Томас Гоббс(17век) -Главные произведения: Левиафан, Философские учения, основания о гражданине. Яркий представитель теории общественного договора. В его работах прослеживается античная идея о догосударственном происхождении человека, в котором господствовало равенство. "Война всех против всех". Дабы прекратить эту войну всех против всех люди создают смертного бога - Государство(Левиафан-смертный бог). Будучи созданным как механизм для удовлетворения потребностей человека, государство вскоре становится самостоятельным, государство трансцендентное явление. Люди согласны тем, что их свобода ограничена государством ради их же блага. Государство есть механизм, созданный человеком, но живущий самостоятельно. Гоббс разделяет мнение Цицерона о народе и толпе. Толпа-механическая сумма. Идеал государственного устройства - Абсолютная монархия.

 

Джон Лок -яркий представитель классического английского либерализма, главное сочинение - "Два трактата о правлении" в первом рассуждает о божественной власти, а во втором о мирской. Яркий представитель теории гражданского общества, один из основателей. Общественная жизнь базируется не на конфликте, а на согласии. Люди объединяются о общество, а уже затем создают государство. Гражданское общество предшествует государству. Существом сфера свободы индивида, находящаяся вне государственной власти. Государственная власть по Локу возникает для необходимости безопасности частной собственности. Частная собственность это то, что отчужденно ... Главная функция государственной власти- защита частной собственности. Категорические выступает против абсолютной монархии. Идеал-Парламентская республика. Законодательная, Федеративная и Исполнительная власть функционируют отдельно друг от друга, не вмешиваются. Власть ограничена неписаным естественным законом, общественным договором. Государство - механизм и прикладной институт. Государственная власть ограничивается защитой частной собственности.

 

Адам Смит- представитель классической политэкономии. Главные работы:Рассуждения о природе и причины богатство народов(1776) , Теория нравственных чувств. Адам Смит формирует идею спонтанного социального порядка. Общественные отношения представляют собой саморегулирующюю систему, основанную на добровольном взаимовыгодном сотрудничестве между индивидами. Человек является социальном существом, поскольку он стремится удовлетворить свои потребности и для их удовлетворения он вынужден вступать в добровольное сотрудничество с другими людьми. А также он должен учитывать потребности другого человека, с которым он вступает в отношения. Удовлетворить свои потребности он может только если удовлетворит потребности другого. Таким образом общественные отношения регулируются сами собой. Лучший способ управления общественными отношениями - не вмешиваться в них. Главная функция государства - защита людей от преступлений.

 

Борук Спиноза -главное произведение- политический трактат. Общественная жизнь подчинена определенным закономерностям и законам причинности. Новая наука в будущем будет способна уловить эти законы и построить совершенное правительство. От природы человек доброе существо, а под влиянием общества он портится, задача правительства - воспитание граждан. Без этого общество погружается в анархию, хаос. Управление должно основываться на законах, которые путем угрозы. Управление не может быть основано только на страхе. Главный инструмент управления - воспитание, просвещение. Государство должно бы устроено таким образом чтобы не мешать господству науки и разуму.

 

Эпоха Революций США.

Первейшая задача авторов не рассуждения о человеческом разуме, не о высшей философии, а их интересовала конкретная задача - подготовить общественное сознание к революции. Представители этнократии(элиты) Томас Джеферсон, Джон Адамс, Джеймс Меддисон. Занимались политической пропагандой. Издание по названию - Федералист, панфлеты выпускаемые ...

"Нет налогов без представительства"

Письма катона - Александр Гамильтон и Джеймс Меддисон(вероятно).

 

Томас Пейн- Главные произведения - здравый смысл, права человека. Произведения проникнуты либеральным мировоззрением. Правительство есть необходимое зло по Пейну. Правительство оно всегда плохое. Хорошее правительство создать невозможно , но без правительства также не может не существовать, иначе общество погрузится в анархию и хаос. Нужно постоянно ограничивать правительство со стороны гражданского общества в том числе.

Томас Джефферсон его цитата - "Мы считаем самоочевидной истиной, что все люди созданы равными и наделены Создателем определенными неотчуждаемыми правами, главные из которых - жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми создаются правительств, черпающие свои полномочия из согласия управляемых"

Представители французского просвещения(середина-конец 18 века)

Объект их деятельности был не народ, а властитель, отсюда идея просвещенного абсолютизма. Вальтер и Дени де Дро. Известное сочинение Екатерины 2 - Екатерининский наказ, переписанный с работы Монтескье - Дух Закона.

 

Вальтер.Яркий представитель Деизма(мир-словно грандиозный механизм, созданный богом, но после того как бог создал этот механизм, он самоустранился) Вера в науку, идеал правителя - Просвещенный монарх, которых вооружен новым научным философским знанием, освещать ему помогают другие философы, заботится о благе нации, о распространении науки и образовании).

Жан Жак Руссо.Главное сочинение - Общественный договор , рассуждение о социальном неравенстве. Представитель теории неограниченного народного суверенитета. Народ есть коллективный суверен. Люди от природы являются добродетелями. Вступая в общественную жизнь, люди соглашаются, что должны подчиняться большинству. Народ есть коллективный разум, который способен управлять государством в том числе и непосредственно, законы могут приниматься путем общего голосования и также отменяться.

Гельвеций.Французский аристократ, представитель просвещения. Условия природы не имеют значения для общественной жизни. Первейшая обязанность государство - приучать людей - Соблюдение законов и норм общественной морали, приучать людей думать об общественном благе как о некой первооснове. Прослеживается вера в разум, науку, силу образования, эти составляющие сами способны гармонизировать общественные отношения.

 

Шарль Луи Монтескье -Главные произведения - Дух законов. Человек от природы существо добродетельное, руководствуется в своей жизни принципами естественного права. Государство счастливого до тех пор, пока управленческая деятельность осуществляется с законами природы и эффективными управленческими приемами.

 

Консервативное управление социально-политической мысли(конец 18-начало 19 века)

Было призвано переосмыслить идеал просвещения и вернуться к средневековому мировоззрению.

Яркие представители - Жозеф Де Местр и Луи Бональд.Главные сочинения Де Местра - Санкт-Петербургские вечера, Рассуждения о революции во Франции. Пламенный Реакционер(сказал про него Русский философ Соловьев) Де Местр категорически выступает против тезисов и идей прав человека, индивидуальной свободы, возможности рационального познания мира, категорический враг демократии, парламентаризма, секуляризма. Он является Утрамонтаном(безграничное подчинение нации светского правителя, все подчиняются папе Римскому) категорический враг науки. Наука есть некое порождение дьявола, рациональное познание мира невозможно, человек не может познать то, что не создал. Идея науки абсудна, вера в науку наивная нелепость. Человек должен подчиняться божественному закону. Человек по природе существо дурное, безнравственное. Им можно управлять посредством тяжелых наказаний, не имеет важности подвержены наказанию виновные или невиновные. Даже смерть невиновных не будет напрасной. "Народ имеет право быть управляемым также как ребенок имеет право получать пищу". Находится в подчинении естественное призвание человека. Последователь радикального коллективизма. Человека вообще нет, человек есть абстракция. "Никогда в жизни я не встречал человека, я встречал много француз англичан, персов, но человека я не видел"2 важнейших социальных института - Религия и Рабство. "Ныне разом оборвались две якорные цепи общества — религия и рабство, и корабль, унесенный бурей, разбился о скалы».

 

Анри Ассен-Симон.Главные сочинения-Катехизис(краткое обобщение неких религиозных тезисов, взглядов) промышленников. Трактат о всемирном тяготении. Новое христианство. В его работах воплотился дух эпохи. Вера в бога подменяется верой в науку. Идеализирует научное знание. Движущей силой социальных изменений должны стать представители класса буржуазии-промышленники. Рациональной науки о социальном управлении. Общественные отношения опираются на законы природы, но в то же время могут совершенствоваться с помощью научной методологии. Научными методами он(человек) познает социальные законы. И эти социальные законы он поставит на службу себе.

 

Лекция 5(1)

Второй этап социально управленческой мысли - Классический:

Этап характеризуется институциализацией наук, самостоятельная наука еще не появляется, а социально-управленческие разделы выделяются в рамках институциализации.

Представители теории этого периода слабо интересуются индивидуумов-он кажется им слишком ничтожным, чтобы акцентировать на нем внимание. Рациональное познание по мнению этих этих авторов может выстраивать социальный механизм.

 

Лекция 6(2)

Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы мочь.Сначала изучаем закономерности, затем прогнозируем изменения в общественном сознание, потом управляем.

 

Управление по Конту - все остальные социальные функции подчиняются функции управления. Он выводит своеобразный закон субординации, неизбежность существования в обществе определенной структуры иерархии. Т. О. Управление призвано осуществлять интегрирующую функцию, сведение элементов социальной структуры в некую единую систему. Управление призвано предотвращать социальную дезинтеграцию. "Управление - это социальная функция, назначение которой состоит в предупреждении и сдерживании фатальной склонности людей к рассеиванию идей, чувств и интересов"Управление призвано способствовать социальной солидарности. Управленческая функция носит органический характер(управление в рамках семьи, социальной структуры, социальной организации, управление государством в целом, носит естественный характер) управление должно создавать гармоничную социальную структуру. Конт категорически выступает против эгоизма и предоставляет идею альтруизма. Индивид - это абстракция. "С точки зрения позитивной философии индивид не существует, существует только человечество"Халистское мировоззрение, частное предоставляется целому. Конт выделяет 2 ветви власти, мирскую и духовную. Духовную весть власти осуществляют ученые. В будущем все человечество будет управляться только наукой. Социократия господство общества, дух коллективизма, базируется на технократии. Разум противопоставляется свободе.

 

Лекция 7(1)

Биологический редукционизм:

Провозглашает проведение биологических аналогий в социальных науках. Сведение социальных явлений к явлениям биологическим. Школа в конце 19 века, сейчас забыта.

Два поднаправления:

-Социальный органицизм

-Социальный дервинизм

 

Представители социального органицизма: Рене Формс, Павел Лилинфельм, Адольф Шеффле, Новиков, Строгин. Они проводили аналогии между обществом и организмом. Считали, что общество и социальные явления на самом деле живые организмы. Управленческую функцию выполняет головной мозг.

 

Сциальный дервинизманалогии между обществом и природой, законы социальной жизни из биологических законов, из Чарльза Дарвина. На вершине социальной иерархии находятся наиболее приспособленные в рамках социальной эволюции, которая протекает по законам природы борьбы за существование. Представители:Густаф Ратценкоффер, Альбион Смолл, Вильям Саннер, Анжело Ваккарро.

 

Социологизм.

Представители: Эмиль Дюргейм, Людвиг Гумплович, Дмитри Драгическу.

 

Основатель социологизма - Эмиль Дюргейм.Главные произведения - Разделение общественного труда, правила социологического вектора.

 

Социологизм- его основной принцип гласит что общество представляет собой надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. Два аспекта в рамках социологизма выделяет Дюргейм-1)Антологический социологизм 2)Методологический социологизм

 

Антологический-общество есть реальность особо рода, несводимая к другим типам реальности. Примат социального над индивидуальным, коллектив главенствует над индивидом, общество оказывает принудительное воздействие. Человек по Дюргейму, в нем борется 2 реальности-социальная и индивидуальная.

Методологический-социальная реальность есть часть природы, в ее рамках господствует незримые социальные законы, которые управляют общественным сознанием. Главный принцип-изучение социальных законов. ((("Социальные факты следует рассматривать как вещи".Социальные отношения представляют собой материальную природу. Посредством социальных законов люди будут способны будут управлять явлениями социальной жизни. Дабы проиллюстрировать процесс трансформации выделяет процесс социальной солидарности: 1)Механическая солидарность- принуждение, разделение труда происходит искусственным путем, основано на насилии, страхе, запугивании, угрозах, принуждении, репрессивные санкции.

2)Органическая солидарность-люди кооперируются добровольно для выполнения тех или иных общественно значимых функций. Управление это направляющая лань. Т. О. в рамках органической солидарности характерные нормы с восстановительным санкциями. Большое значение придается индивиду и его общественной жизни. Имеет большое значение личный талант, способности.

 

Людвиг Гумплович -главные произведения: Общее учение о государстве, основания социологии.

Радикальный исторический пессимизм в его работах. В объективной реальности существуют только социальные группы. Индивид-фикция, абстракция, он не мыслит, не чувствует, не говорит. Индивид обязан обществу, его поведение предопределено социальной средой. <-Тотальный социальный дервинизм. Отрицает идею индивидуальной свободы. Убежден в существование вечных социальных законов, человек ничем не может управлять, его нет. Социальные законы могущественны и непостижима и препятствовать им просто невозможно. Р общественными отношениям движут социальные законы, трансцендентны и всемогущи. Главный закон-закон борьбы. Борьба не приводит к эволюции и прогрессу, борьба-природное явление. Высшая форма развития общество-Государство. Государство по Гумпловичу- Организация господства меньшинства над большинством. Законы постигаемы но неизменны.

 

Теория Элит.

Главные представители: Социологи-Политологи-Вильфредо Паретто-Главные произведения-Трактат по общей социологии, Компендиум по общей социологии.

Является пессимистом, скептически относится к индивиду, движут им иррациональные, он сначала действует, потом обосновывает. Иррациональное животное. Не способен к самоуправлению. Отмечает, что представители элит обладают талантами, способные к господству над другими людьми. В элиту входит квалифицированные, авторитетные индивиды. Господствующая элита- ее черты: высокая степень самообладания, умение улавливать и использовать для своих целей слабые места других людей, способность убеждать, опираясь на человеческие эмоции, способность к обоснованному применению силы в случае необходимости. Циркуляция элит- когда властвующая элита теряет способность управлять с помощью силы и убеждений. Термин одурачивание масс.

1 тип - лисицы. С течением времени выделятся 2 тип -львы, авторитарность, насилие как основной инструмент. Идейный предшественник тоталитаризма.

 

Роберт Михельс, Гайтано Моска.Железный закон олигархии-в любой социальной группе на начальном этапе превалируют демократические тенденции, затем демократический элемент превращается в авторитарный.

 

Лекция 8(1)

 

Методологический индивидуализм в теории управления:

 

Социальные представители методологического индивидуализма представляют общество как совокупность индивидуумов без надиндивидуальных абстракций. Людвиг фон Мизеф -"Помимо индивидов не существует иного субстрата общества"

Представители методолгического индивидуализма:

Фердинанд Тённис, Макс Вебер, Йорг Зиммель.

В экономической теории представители австрийской школы: Людвиг фон Мизеф, Йозеф Шумпетер, Фридрих Хайек.

 

В политологии: Карл Поппер, Анри Бергсен

В истории: Роберт Коллингвуд, Петр Лавров

 

Фердинанд Тённисглавная работа - Община и общество, Он выделяет 2 типа социальных отношений, общинные и общественные отношения.

Общинные отношения-отношения традиционно трудовые, управление основывается на неформальном характере верховной власти, социальная иерархия, система руководства и подчинения основывается на традиции, а не писанных трудовых нормах. Доминирует неформальные социальные связи.

 

Общественные отношения-отношения, которые представлены в современном капиталистическом обществе, система управления основана на формальных предписаниях, формальном легитимином социальном статусе, формально установлены в кодексах нормативного поведения. Писанного права, указов, формальных письменных распоряжений, административных актов и т. д. Ведущую роль играют капиталистические институты, промышленные предприятия и бюрократические учреждения и институт государства.

 

Габриэль Тард -главное произведение - Закон и подражание. Истоки социальных отношений видит в процессе подражания, люди перенимают у друг друга социальные нормы, процесс поведения и возникает социальная жизнь, не верит в существование общества и реальности.

2 Типа социальных организаций выделяет Тард: Толпа и Публика. Толпа это явление, которой движут иррациональные мотивы, управлять ими может только харизматический лидер, апеллирующий к инстинктам, а не к разуму.

Публика - не происходит растворение индивида, публика это собрание людей, наделенных образований, есть индивидуальность, публикой управлять сложнее, чем толпой. Ей может управлять рациональный администратор, который апеллирует к разуму и рациональным мотивам.

Макс Вебер является самым известным представителем социологического знания. Автор теории Рациональной бюрократии. Основные произведения - Протестантская этика и дух капитализма, Хозяйство и общество. В основе его воззрения лежит теория социального действия. Социальная жизнь по Веберу опирается на идеальные типы(Нормы, ценности.) социология по Веберу должна изучать социальные действия людей, он придерживается веления. Чтобы быть социальным действие должно носить осмысленный характер и быть направленным на людей прямо или косвенно. Управление(господство)- специфическое свойство вызывать повиновение других людей определенным, специфическим приказом.Господство может основываться на любых мотивах людей. 1-Кто, с помощью чего и как управляет, 2-Какие мотивы вынуждают индивида подчиняться управленческому воздействию. Важно разобраться не в том кто управляют, а кто подчиняется. Исходя из классификации Вебер выделяет 3 типа господства.

1-Рациональное или легальное Господство(вера закона и порядка)

2-Традиционное господство(обыденная вера в святость традиций и традиционного акта авторитета

3-Харизматическое господство, сверхъестественные качества лидера,вождя.

 

 

-1 Легальное

Люди подчиняются, посколько они верят в легитимный характере господствующей власти. Источником этих правил является общественный договор. Штаб управления, который подчинен легальному господину, а он осуществляя управленческое воздействие подчиняется порядку.

-Чиновники лично свободны

-Существует четкая формально выстроенная иерархия подчиненных. Ведущую роль в отборе административного персонала играет квалификация. Существует формальная система подчинения в соответствии с определенными заслугами, авторитетом, жесткая субординация, дисциплина, контроль.

-Чиновник распоряжается средствами управления, но не владеет ими.

-Вознаграждение за свою деятельность.

 

Факторы эффективного управления:

-Четко установленные формальные правила

-Контроль за соблюдением этих правил

-Субординация и иерархизация персонала

-Компетентность управленческого персонала, основанное на профессионализме и образовании

 

2-Традиционное господство, основанное на святости установленных порядков и обычаев. Личная преданность штаба, господина,подчиняются здесь личности, а не закону и порядку. Господин может править или лично или опираясь на штаб. 2 типа традиционного господство- Геронтократия и Патриархализм. Патриархализм - единоличная власть авторитарного лидера, вождя.

3-Харизматическое господство

Основано на харизме, свойстве личности, признаваемого необычайными качествами. Оно возникает из веры людей в чудо.

 

Лекция 9(1)

Менеджерский этап.

1918-1939

 

1 подэтап Грубого Эмпиризма

Участие в разработке эффективных социальных концепций на основе эмпирического опыта эффективными управленцами, администраторами практики, главной задачей которых был сугубо прикладной аспект-совершенствование системы управления с целью повешения уровня производительности труда.

2 подэтап попытка сочетания эмпиризма с научной методологией, с прикладными эмпирическими наработками

3 подэтап Разработка прикладных социально-управленческих теорий индуктивным путем, опираясь на научной методологией.

Подэтап

Подэтап

Соединение эмпиризма с социологической теории. Попытка применения прикладных социологических теорий к решению управленческих задач.

Французская школа экспериментального управления:

Лекция 10(2)

Гастев

Под направлением русского тейлоризма понимал обучение и совершенствование деятельности и повышение производительности труда отдельного работника. Под управлением понимал совершенствование отдельного работника.

 

Лекция 11(1)

 

Мейо

Сочетание эмпирически-теоретически составляющих. Концепция человеческих отношений была создана при использовании этих составляющих или вторая точка зрения ...

 

1-подход есть эмпирический эксперимент, индуктивный подход, теория формируется на основе опытов

2-вульгарный подход, сознание исследователя происходит социологическая парадигма, на Мейо повлияли Дюргейм, Малиновский. Проводим эксперимент, опираясь на парадигму.

Хаторским экспериментом предшествовали ряд экспериментом на фабриках. Сциално-психолологическая атмосфера в одном из цехов была проникнута глубоким унынием, депрессией, большая текучесть кадров, 280 %. Использовались наблюдение и опрос сотрудников(анкетирование и интервьюирование) роль межличностных отношений, поддержание которых влияет на климат организацию и на коллектив.

 

Этапы хатонского эксперимента: (На заводах 27-32 год, результаты 33-35 года)

 

1 Этап:

Создано 2 группы: 1-экспериментальная и 2- контрольная.

 

В экспериментальной измерялись материальные условия труда(освещения, продолжительность рабочего дня) Контрольная группа(условия труда не менялись)

При улучшении условий труда производительность труда увеличивалась. По мере продолжительности эксперимента производительность труда увеличивалась и в контрольной группе.

 

2 Этап:

Выявление неконтролируемых факторов повышения производительности труда, отличные от условий, создана экспериментальна группа порядка 6 человек с наблюдателем, который выявлял психологические причины а также устойчивый производительный климат в рамках микрогруппы. Ряд улучшений условий труда(паузы отдыха, завтрак, поднятие зарплаты, результат был аналогичный, социально-психологические факторы стали значимее материальных. Мейо сделал вывод, что социально-пчихологическся атмосфера в коллективе является доминирующей.

3 Этап:







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.226.179 (0.056 с.)