Виды рынков и их классификация. Инфраструктура рынка и ее роль в работе рыночного механизма. Достоинства и недостатки рыночной системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды рынков и их классификация. Инфраструктура рынка и ее роль в работе рыночного механизма. Достоинства и недостатки рыночной системы



Рынок в целом характеризуется богатой и сложной структурой. Его классифицируют по различным признакам и критериям:

1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений:

1) Рынок потребительских товаров и услуг;

2) Рынок товаров промышленного назначения;

3) Рынок ноу-хау;

4) Сырьевой рынок;

5) Рынок труда;

6) Рынок ценных бумаг и т.д.

2. По географическому положению:

1) Рынок местный;

2) Рынок национальный;

3) Рынок мировой.

3. По отраслевому направлению - рынки автомобильный, нефтяной, компьютерный и т.д.

4. По характеру продаж - рынки оптовый и розничный.

5. По степени ограничения конкуренции - рынки совершенной конкуренции и рынки несовершенной конкуренции (монополистической конкуренции, олигополии, монополии).

Особенности рынка совершенной конкуренции:

1. Много независимых фирм.

2. Нет контроля над ценами. Цены определяются рынком.

3. Нет товарной дифференциации. Продукты не различимы по свойствам и качеству.

4. Относительно легкий вход и выход на рынок.

Особенности рынка монополистической конкуренции:

1. Много фирм, производящих товары и услуги.

2. Влияние на цены ограничено возможностью замены товара.

3. Товары и услуги дифференцированы для специфических рынков

4. Относительно легкой вход и выход на рынок.

Особенности рынка олигополии:

1. Несколько крупных фирм, производящих сходные товары и услуги.

2. Существует влияние «ценового лидера».

3. Товарная дифференциация существенна для отдельных продуктов, но мала для стандартизированных товаров.

4. Вход на рынок трудный. Часто требует больших инвестиций.

Особенности рынка монополии:

1. Один продукт и одна крупная фирма.

2. Практически полный контроль над ценами.

3. Нет товарной дифференциации.

4. Очень трудный вход на рынок.

Как и всякая система, рынок обладает инфраструктурой. Термин «инфраструктура» был впервые использован в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооруженных сил в начале ХХ-го века. В 40-е годы на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, способствующих нормальному функционированию материального производства. Между тем инфраструктура – это обязательный компонент любой целостной экономической системы. Слово «инфраструктура» обозначает основание, фундамент, внутреннее строение этой системы. Применительно к рынку, инфраструктура представляет собой совокупность организационных форм, опосредующих товарно-денежные отношения между субъектами рыночной системы и увязывающая эти отношения в одно целое.

Инфраструктура рынка - совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование различных рынков. Она классифицируется согласно структуре рынка. В целом рыночную инфраструктуру можно представить в виде совокупности:

инфраструктуры потребительского рынка (система торговли, складское хозяйство и различные системы хранения продукции, транспортировки и доставки, товарные биржи, оптовые рынки, бытовое обслуживание населения);

инфраструктуры рынка производства (товарно-сырьевые биржи, брокерские конторы, лизинговые и факторинговые операции, научно-исследовательские центры);

инфраструктуры рынка труда (биржи труда, государственная служба занятости, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, структура управления миграционными процессами);

инфраструктуры финансово-кредитного рынка (коммерческие банки, страховые компании, фондовые биржи);

информационной инфраструктуры (банки данных по народному хозяйству, информационная сеть по обеспечению инфраструктуры рынка, маркетинговые службы, рекламно-информационные службы).

Проблемы становления инфраструктуры рынка в Казахстане:

1. Неразвитость фондовой биржи, связанная с имеющимися препятствиями со стороны владельцев крупной собственности в силу возможности ее перераспределения;

2. Неразвитость товарной биржи в результате установления на них слишком заниженных цен на товары, не выгодные непосредственным производителям-продавцам;

3. Неразвитость биржи труда из-за отсутствия пособий по безработице и плохой работы в плане предоставления рабочих мест;

4. Неразвитость дорог, малое количество современных складских помещений, торговых домов и т.д.;

5. Неустойчивость работы коммерческих банков из-за плохой возвратности кредитных ресурсов и др.

Рынок выполняет следующие функции:

1. Посредническая (рынок соединяет продавцов и покупателей);

2. Ценообразующая (на основе спроса и предложения на рынке формируется цена товаров);

3. Регулирующая (из менее выгодных отраслей капиталы перетекают в более выгодные);

4. Стимулирующая (стимулирует товаропроизводителей производить товары, на которые есть спрос);

5. Оздоравливающая («очищает» экономику от неэффективной и ненужной хозяйственной деятельности).

Рынок имеет определенные преимущества и недостатки. Преимущества рынка:

1. Эффективное распределение ресурсов.

2. Возможность его успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации.

3. Гибкость и высокая адаптивность к изменяющимся условиям.

4. Оптимальное использование результатов научно-технической революции.

5. Свобода выбора и действий потребителей и предпринимателей.

6. Способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг.

Негативные стороны рынка:

1. Не обеспечивает сохранения невоспроизводимых ресурсов.

2. Не имеет экономического механизма защиты окружающей среды.

3. Не может регулировать использование общечеловеческих ресурсов.

4. Не стимулирует производство товаров и услуг коллективного пользования.

5. Не гарантирует право на труд и доход.

6. Не обеспечивает фундаментальных исследований в науке.

7. Ориентирован на удовлетворение запросов только тех, кто имеет деньги.

8. Подвержен нестабильному развитию с присущими этому инфляционными процессами.

 

5.3. Закон спроса, кривая спроса. Неценовые факторы, влияющие на спрос.

Спрос представляет собой количество товаров и услуг, которые покупатели желают и имеют возможность приобрести в определенном месте и в определенное время. Закон спроса гласит: чем ниже цена товара, тем больше его количество, которое покупатели хотят и могут приобрести при постоянстве всех других факторов, влияющих на спрос.

Факторы, влияющие на спрос:

1. Цена товара или услуги;

2. Вкусы покупателей;

3. Доходы потребителей;

4. Распределение доходов среди домохозяйств;

5. Цена на товары-заменители;

1. Общее число покупателей данного товара или услуги;

2. Инфляционные ожидания

Закон спроса на графике изображается в виде кривой спроса (рис. 7.1).

 


Р

 

 

Д

Q

 

Рисунок 7.1 – Кривая спроса

 

Где Р - цена товара, Д - кривая спроса, Q - количество товара, на который предъявляется спрос.

Движение вдоль кривой спроса называется изменением объема спроса. Оно представляет собой изменение количества покупаемого товара в ответ на изменение его цены. Изменение любого неценового фактора приводит к изменению характера спроса. В этом случае подразумевается, что при каждой возможной цене потребители будут покупать больше или меньше товара вследствие изменения какого-либо неценового фактора спроса. Происходит сдвиг кривой спроса вправо при повышении спроса и влево - при уменьшении спроса.

 

5.4. Закон предложения, кривая предложения. Неценовые факторы, влияющие на предложение

Предложение характеризует количество товара, которое производители готовы реализовать на рынке по определенной цене за определенный период.

Факторы, воздействующие на объем предложения товара на рынке:

1. Цена товара;

2. Технология производства. Если вводится более совершенная технология, то снижаются издержки и выпускается больше продукции, что также увеличивает объем предложения;

3. Цена на экономические ресурсы. Снижение цен на ресурсы ведет к расширению количества предлагаемого товара;

4. Количество товаропроизводителей;

5. Налоги и субсидии. Повышение налогов снижает предложение, а субсидии приводят к расширению производства.

Закон предложения определяет зависимость между ценой товара и величиной его предложения на рынке. Между ценой и количеством предлагаемого продукта существует прямая связь: с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения и наоборот.

Кривая предложения - график изменения объема предложения товара в зависимости от уровня цены (рис. 7.2).

 


Р S

 

 

Q

 

Рисунок 7.2 – Кривая предложения

 

Где S - кривая предложения.

Положительный наклон кривой предложения иллюстрирует закон предложения.

Изменение объема предложения отображается движением вдоль кривой предложения и показывает изменение количества товара, предлагаемого для продажи, в ответ на изменение цены при прочих равных условиях. При изменении любого неценового фактора произойдет изменение характера предложения, т.е. смещение всей кривой предложения влево - при уменьшении предложения, вправо - при его росте.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 616; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.157.186 (0.023 с.)