Задачи анализа, источники информации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи анализа, источники информации.



Основными задачами анализа объема производства и реализации продукции на предприятии являются:

  1. Анализ обоснованности и реальности плановых показателей по выпуску и реализации. Проверка заключается в расчете обеспеченности плана реализации товарной массы. Объем товарной массы определяется остатком нереализованной продукции на начало периода «плюс» плановый выпуск товарной продукции «минус» плановый остаток на конец периода.
  2. Оценка динамики выполнения планов и бюджета по показателям объема, структуры и качества продукции. Приоритетным в анализе является сравнение с планом.
  3. Оценка влияния основных факторов на показатели выпуска и реализации.
  4. Выявление внутрихозяйственных резервов увеличения объема производства и реализации продукции улучшение ассортимента и качества.
  5. Принятие управленческих решений по освоению выявленных резервов.

Основным источником информации:

  1. Бизнес-план и его центральный раздел – производственная программа.
  2. оперативные планы и графики по выпуску и реализации продукции
  3. Ведомость № 16 из БУ.
  4. Форма №2
  5. Статистическая отчетность.

Форма П-1 – унифицированная статистическая отчетность и сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг. В ней отражается выпуск отваров и услуг в нетто-оценках (в отпускных ценах производства – без НДС и других косвенных налогов).

    • Объем отгруженной продукции в фактически действительных отпускных ценах (без налогов либо с налогами)
    • Производство и отгрузка продукции (услуг) в натуральном выражении по каждому виду.

Отпускная реализация производителя (свободная рыночная):

с/с=Мат.Затраты+ЗОТ+Am/

ОЦ(Оптовая цена) = с/с+ П (прибыль)

ОЦП = (с/с+ П) * (1+ставка по НДС)

Отпускная цена производителя – для безакцизной продукции

ОЦП для акцизной = (с/с+ П + Акцизы) * (1+ставка по НДС)

2.2. Анализ выполнения плана и динамики объемов производства и реализованной продукции.

Анализ обычно начинается с оценки выполнения плана и динамики этих показателей. Для этого выделяют абсолютные отклонения, темпы роста и прироста показателей.

  Выпуск Реализация
Абсолютное отклонение
Темпы роста
Темпы прироста

Дальше рассчитываются среднегодовые (для оценки динами темпы роста) по формуле среднегеометрической.взвешенной на основе годовых темпов. N – число лет в периоде.

- аналогично рассчитывается и по видам продукции.

Далее необходимо проанализировать и дать оценку выполнения планов поставок по договорам.

- это индекс объема реализации с четом поставок. Рассчитывается с нарастающим итогом к началу года.

Важность этого показателя: выполнение планов поставок оборачивается следующими последствиями:

  • Уменьшение общей выручки приводит к снижению прибыли
  • Штрафными санкциями
  • Возможной потерей рынка сбыта

При анализе следует также обратить особое внимание на выполнение госзаказов, поставкам по кооперациям и экспорту. Следует оценить также риск невостребованности продукции – затоваривание, отсутствие спроса.

Риск измеряется величиной возможного материального и морального ущербы, возможной невостребованностью. Следует установить причины невыполнения договорных обязательств, они могут быть внешними и внутренними.

Внешние: неплатежеспособность покупателей, отказ покупателей от договора.

Внутренние: они устанавливаются на базе оперативного учета анализа выполненных поставок и группируются по центрам ответственности – отдел снабжения, производственный отдел, сбытовой отдел.

 

Обобщающие показатели объема производства в рыночной экономике является объем продаж. В зависимости от учетной политики может быть оценено двояко:

  1. по отгруженной продукции (как правило)
  2. по оплаченной продукции (такая оценка допускается в налоговом кодексе)

Чтобы управлять процессом реализации необходимо знать факторы формирующие объем продаж. Для этого используются формула баланса товарной продукции.

ОНТП на нач.года + ТП = ОНТП на кон.года + ОР (1)

ОНТП – остатки нереализованной товарной продукции.

Формула служит для связи показателей

Согласно формуле (1)

ОР = ТП +ОНТП на нач.года – ОНТП на конец года.

(2) – простейшая формула факторов зависимости объема реализации.

Более сложная формула товарного баланса, если исходит не из товара, а из валовой продукции:

(3) НВП – незавершенной производства – отличает валовую продукцию от товарной.

Если выручка учитывается по оплате, то товарный баланс предстает в следующем виде:

(4) – по неоплаченной продукции.

Пример факторного анализа на основе реализации на основе простейшей факторной модели, представленной ф (2). – это аддитивная зависимость.

Анализ факторов изменения ОР табл.1

Показатель № п/п По Плану Фактически В отчетном периоде Влияние на ОР
Тыс.руб. В % (5/3)
           
Объем реализации (В ценах плана)         1376/3200=43,0
Тов.продукция – в ценах плана         620/3200=19,38
Изменение ОНТП   -200 -956 +756 23,62

5262/1.15=4576 – фактически/индекс цен

Вывод: прирост выручки (43%) от продаж отраж. прирост выпущенной товарной продукции (19,38%). Это свидетельствует о значительном сокращении остатков ГП на складе.

За счет роста выпущенной продукции – объем реализации вырос на 620 т.р. за счет сверхплановых снижений ОНТП, прирост объем реализации составил 657 т.р. Дальше необходимо установить причины изменения объема товарной продукции, снижения в остатках. Эти причины можно установить только по данным оперативного учета выпуска продукции по видам товаров, работ и услуг. Что касается товарной продукции - на ее изменение влияет обеспечение предприятия ресурсами и эффективностью их использования.

2.3. Анализ выполнения плана по номенклатуре, ассортименту и структуре продукции.

Кроме объема основными характеристиками продукции являются также:

  • ее структура
  • номенклатура
  • ассортимент

Эти показатели объема продукции уровень и динамику с\с продукции, оборачиваемость и финансовая устойчивость организации.

Структура продукции – соотношение определенных ее видов в общем объеме продукции.

Номенклатура продукции – укрупненный перечень наименьших видов продукции и их видов в соответствии с общероссийской классификацией промышленной продукции.

Под ассортиментом понимается детализированный в соответствии с договорами перечень номенклатуры продукции с указанными по каждому виду количества и той или иной модификации.

Способы анализа показателей:

Оценка выполнения планов по номенклатуре отличается от способа выполнения оценки по ассортименту. В первом случае достаточно ответить на вопрос «выполняются или не выполняются планы по номенклатуре». Независимо от % его выполнения по каждой позиции.

Оценка по ассортименту осуществляется в натуральном выражении. План выполнен, если он выполнен по каждой позиции. При анализе принято рассчитывать сводную оценку выполненного плана. Способы:

  1. наименьшего % - определяется % выполнения плана по каждой позиции, затем выбирается минимальный
  2. способ расчета среднего % (индекс ассортиментности) – деление стоимости фактического выпуска продукции в пределах плана на план (на основе стоимостного показателя).

Анализ факторов изменения объема реализации по формированию.

Расчет среднего % выполнения плана. ТАБЛ 2 – тыс.руб.

Виды продукции п/п По плану Фактически
Всего В том числе
В пред. Плана Сверх плана
           
Продук. А         -
Продук.Б          
Продук. В         -
Итого          
В % к плану     101,2 98,3 2,9

Индекс ассортиментности = Jас = 9260/9424*100%=98,3%

При выполнении плана по общему объему продукции на 101,2 % средний процент выполнения плана по ассортименту 98,3% за счет недовыпуска изделия В.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.135.63 (0.009 с.)