Анализ структурных сдвигов в составе продукции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ структурных сдвигов в составе продукции.



Структурные сдвиги возможны при выполнении плана, но при разной степени перевыполнения.

Структурные сдвиги оказывают существенное влияние на все стоимостные показатели работ предприятия – с\с, прибыль, эффективность хозяйственной деятельности, фондоотдача, рентабельность, производительность труда.

Структурные сдвиги могут быть оценены двояко:

  1. как изменяется в выпуске продукции доля изделий, имеющих неодинаковые продажные цены.
  2. Как изменяется удельная материалоемкости, трудоемкости, фондоемкости, рентабельности – МЗ/У, ЗП/У, Ам/У, П/У.

Это вытекает из состава оптовой реализации:

У=МЗ+ЗП+Ам+П (5)

При измерении объема производства по полным оптовым ценам более выгодным для предприятия является выпуск более материалоемкой, фондоемкой и рентабельной продукции, а также более дорогой. Это позволяет повысить стоимость продукции без дополнительных затрат труда.

Менее выгодной является трудоемкая продукция. Значит при анализе необходимо измерить искажающее влияние структурных сдвигов. Для этого применяют показатели:

· Чистой продукции (ЧП)

· Нормативной ЧП – НЧП

· Нормативной ЗП – НЗП.

Такое измерение продукции называется элементно-стоимостной

ЧП=ЗП+П (6)

Больше всего изменению физического объема продукции соответствует динамика НЗП. Этот показатель соизмеряет различные виды продукции по нормативам ЗП, разработанных на предприятии.

Они отражают не только количество но и качество труда. Недостаток: нормируется только ЗП основных производственных рабочих, а ЗП других категорий рабочих не включается – из-за сложности их учета по изделиям.

Расхождение темпов роста объема товарной продукции с темпами роста чистой продукции объясняются структурными сдвигами с точки зрения материалоемкости. Разница в % выполнения плана (динамики) по объему НЧП и НЗП свидетельствует об изменениях удельных весов изделий с различным уровнем рентабельности.

Определение влияния структурных сдвигов на изменение объема продукции с точки зрения цен консервной промышленности. ТАБЛ.3

Изделия План. цена, т.р. Объем пр-ва, т.услов.банок Объем продукции в плановых ценах, млн руб Изменение объема продукции за счет струк.сдвигов
По плану Факт. План Факт. при план.струк. Факт.
        5=2*3 6=5* 7=2*4 8=7-6
А             -4349
В             -1210
С              
D              
Итого Х            

Если бы план по выпуску отдельных видов консервов был перевыполнен равномерно, то общий объем продукции (при отсутствии структурных сдвигов) составил бы 98496 млн.руб. При фактической же структуре продукции ее объем в стоимостном выражении составил 100800 млн.руб., то есть больше на 2304. Можно сказать что растет доля более дорогих изделий в общем объеме производства – это положительно для предприятия.

Итак, мы имеем:

Изменение объемов продукции=100800-96000=4800 млн.р.

В том числе:

  1. изменение физического объема продукции = 98496-96000=2496
  2. структурные сдвиги в составе продукции = 10800-98496=2304

Итак, предприятие получило дополнительный прирост продукции за счет структурных сдвигов, за счет продажи более дорогой продукции С и D.

(7)

Определение влияния структурных сдвигов способом простых разниц.

Чтобы определить изменить объем продукции с точки зрения цен, нужно сопоставить индексы выполнения плана по продукции в стоимостном и натуральном выражении и эту разность умножить на плановую стоимость продукции.

(8)

Jоп=100800/96000=1,05

Jq=1,026

Расчет удельного веса изделий

  Удельный вес в %  
План Фактически  
А 35,95=5760/16023 30,66=5040/16440 Снижение
B 34,95 33,72 Снижение
C 17,12 19,27 Рост
D 11,98 16,35 Рост
Итого     Х

Среднеплановая цена продукции:

96000/16023=5,991 млн.р.=5991 тыс.р.

На данном предприятии в составе выпуска растет доля изделий С и D, плановая цена, которая выше средней по продукции и уменьшение удельного веса изделия А, плановая цена которого ниже средней.

Таким образом благоприятные структурные сдвиги (приводят к приросту продукции а затем и прибыли) получены без соответствующих усилий со стороны предприятия.

В процессе анализа должны быть выявлены причины невыполнения плана в номенклатуре, ассортименте и т.п.

Причины:

Внешние – не зависят от предприятия:

  • изменение спроса на продукцию
  • недопоставка материальных ценностей
  • снятие заказов из-за отказов от договоров и др.

Внутренние:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 485; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.193.129 (0.008 с.)