ТОП 10:

Массовое общество. Общество потребления.



Массовое общество — теоретическая модель, описывающая социальные преобразования, вызванные модернизацией (прежде всего урбанизацией, развитием СМИ, всеобщим образованием, демократизацией политики и т. п.), которая активно разрабатывалась в 1920—1960-е годы. Особенностью массового общества является разрыв социальных связей, обособленность отдельных индивидов, отсутствии у них индивидуальности, устойчивых и общезначимых нравственных ценностей.Общество потребления (англ. consumer society) — понятие, обозначающее совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления. Общество потребления характеризуется массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок. Общество потребления возникает в результате развития капитализма[1], сопровождаемого бурным экономическим и техническим развитием и такими социальными изменениями, как рост доходов, существенно изменяющий структуру потребления; снижение продолжительности рабочего дня и рост свободного времени; размывание классовой структуры; индивидуализация потребления.

 

 

Общество «третьей волны».

"Первая волна" – это исторический тип аграрной цивилизации, когда основой всей жизнедеятельности была обработка земли. Изначально слово "культура" применялось к обработке, возделыванию земли и всему, что с этим связано, включая календари, ритуалы, обряды, приметы и мифы. Именно аграрная цивилизация заложила основы всей современной культуры большинства народов. Это была наиболее длительная эпоха в истории, продолжавшаяся до XVI–XVII веков. Это был период примитивной организации труда и медленного течения социальной жизни. Передача культурных ценностей осуществлялась непосредственно от поколения к поколению в форме традиционной народной культуры. "Вторая волна" – индустриальная цивилизация, начавшаяся с промышленных революций в Европе и продолжающаяся до сих пор, вытесняющаяся традиции аграрной стадии. Развитие промышленного производства влечет массовый рост городов, связанные с этим множественные социокультурные изменения. Распространение урбанизации формирует новый городской тип жизни, порождая впоследствии экологический кризис, кризис перепроизводства в экономике и новый тип культуры – массовый. Централизация управления, подчинение власти сверхдержавам, распространение технологий, образования и средств массовой информации – типичные признаки индустриального общества. Э. Тоффлер считает, что общество приблизилось к новому этапу развития цивилизации. "Третья волна" – эра информационной, электронной цивилизации, соединившей преимущества технического прогресса с возрастанием роли гуманизма реального человека и его потребностей. Общество "третьей волны" возникает на основе трансформации, перемены самого "кода цивилизации". Это означает, что все 6 параметров индустриального общества меняются на противоположные: 1) стандартизация заменяется многообразием стилей и форм; 2) централизация власти сменяется многополярностью; 3) синхронизация индустриального руда – скользящим графиком; 4) тиражирование массовых образцов – уникальностью индивидуальных моделей; 5) концентрация производства на заводах заменяется "минимизацией" производства; 6) вместо узкой специализации – широкая интеграция, дающая возможность переключения на новый вид деятельности.

 

 

Информационное общество.

Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, являющейся системообразующим фактором жизни человечества. Информационная сфера - сфера общественной жизни, образуемая совокупностью: субъектов информационного взаимодействия; собственно информации; информационной инфраструктуры и общественных отношений в связи с формированием, передачей, распространением и хранением информации, обменом информацией внутри общества. Информационная сфера оказывает огромное влияние на социальную и политическую составляющие современного общества.

Информационное общество -- теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного развития цивилизации, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания. Отличительные черты:

§ увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества; § возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте; § нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ; § создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

 

 

Основные понятия социологии личности.

СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ – предметная область социологии, занимающаяся: исследованием социокультурной обусловленности человеческой сущности; механизмов, способов и стратегий взаимоотношений и взаимодействий в обществе. В системе современного социологического знания проблемы человека и личности занимают одно из центральных мест. Эта специфика определяется их предметом.Человек в социологии рассматривается как высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек одновременно и субъект и объект социальной жизни. Вместе с тем, если речь идет об отдельном человеке как представителе общества, народа, социального слоя или класса, данной социальной группы употребляется термин “индивид”. Социальный индивид –это отдельный, обособленный член социальной общности. Человек - ϶ᴛᴏ общее понятие, представляющее собой биосоциальную категорию. Человек, взятый в его социальном качестве, и есть личность. Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Личность – активный, сознательный, свободный и ответственный субъект (деятель) общественной жизни. Социальный субъект – это человек, способный к активной социальной деятельности. Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания. Жизненная позиция – это принцип поведения, основанный на мировоззрении, ценностях и нормах личности, это готовность к действию. Ценности - ϶ᴛᴏ социально одобряемые большинством людей представления о том, что такое добро, долг, справедливость, дружба и т.д. Ценностные ориентации- ϶ᴛᴏ гибкая форма включения (учитывающая индивидуальные интересы, потребности человека) общественных ценностей в механизм деятельности и поведения человека. Нормативная (базисная) личность - ϶ᴛᴏ принятый культурой соответствующего общества тип личности, в наибольшей степени отражающий особенности данной культуры.Это своего рода идеальный тип, на который ориентируется общество в воспитании молодого поколения. Модальная(от слова мода)личность –это человек,разделяющий те же культурные образцы,что и большинство членов данного общества(общности).Можно сказать и иначе: модальная личность – это тип личности, наиболее распространенный на данной территории. Социальные отношения –это определенная устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. По существу это отношения, складывающиеся между людьми, включенными в различные социальные группы. При рассмотрении личности и ее места в обществе часто используется понятие “социальное положение”.Социальное положение– это место, занимаемое индивидом в социальном пространстве. Социальная позиция (статус) (от лат. status – состояние дел, положение) – соотносительное положение индивида или группы в социальной системе, обусловленное выполняемыми ими социальными функциями с вытекающими из них правами и обязанностями. Каждый человек выполняет множество функций в системе социальных связей, поскольку реально включен во множество различных социальных групп. По этой причине он обладает множеством статусов. Человек имеет Главный статус –это статус с которым его отождествляют; статус который определяет его образ жизни, круг общения, привычки, интересы и т. д.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.226.179 (0.009 с.)