Специфика социогуманитарного знания. Три ориентации в социологическом знании. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика социогуманитарного знания. Три ориентации в социологическом знании.



Специфика социогуманитарного знания. Три ориентации в социологическом знании.

Все науки делятся по предмету на естественные и социогуманитарные.
Однако любое познание всегда социально, так как оно есть общественный продукт и детерминировано культурно-историческими причинами. При исследовании этих двух видов научного познания недопустимо, как сведение социального к природному, так и противопоставление природного и социального: противопоставление наукам о природе наукам социальным. Общество не сводится к простому суммированию соответствующих его индивидов. Объединение людей в большие совокупности – это особый феномен, подчиняющийся иным закономерностям чем отдельно взятый индивид. Общество подчиняется таким закономерностям, которым не подчиняется отдельная личность. Социальное познание имеет свою специфику, свои особенности. Социогуманитар.дисциплины изучают отдельные стороны общества: экономику, право. Человек изучает сам себя и продукты своей деятельности. Объект и субъект совпадают. Предметом социального познания является общество, мир человека, а не просто вещь как таковая, значит данный предмет имеет субъективное познание.Социальное познание ориентировано на процессы на развитие общественных явлений. Общ.явления – подвижны, изменчивы, т.к. динамичны. Общество лишено стационарных неизменных состояний, а природа более статична. Поэтому главный принцип исследования общества на всех уровнях это принцип эволюционизма (историзма), который в гуманитарных науках был сформулирован раньше, хотя и здесь (е.н.) он играет большую роль. В социальном познании огромное внимание уделяется единичному, индивидуальному или даже уникальному, но на основе общезакономерного и в обществе также действуют законы, которые носят объективный характер, но они отличаются от законов природы. Соц.познание является воспроизведением челов.бытия. Челов.бытие всегда осмысленное бытие. Вебер считал, что важнейшая задача гуман.наук – установить есть ли в этом мире смысл, и есть ли смысл существовать в этом мире. Естествознание как правило таких вопросов не ставит. В решении этих вопросов помогает философия и религия. Социальное познание неразрывно связано с предметными ценностями – это оценка явлений с точки зрения добра и зла, справедливости и несправедливости, а также с субъективным, т.е. с установками, взглядами и т.д. Это указывает на человечески значимую и культурную роль определенный явлений действительности. Три ориентации в соц. знани:Натурализм в социологии означает теоретико-методологическую ориентацию этой науки на методы естественных наук. В социологии XIX – начала XX вв. существовали две главные формы натурализма – социал-биологизм и социальный механицизм. Господствующим было первое направление, представленное концепциями социального органицизма и социального дарвинизма. Представители социал-биологизма стремились понять законы функционирования и развития общества путем установления аналогий с биологическим организмом или биологической эволюцией в целом. Социальный органицизм – методологическая ориентация концепций общества на аналогии с понятием организма как единого целого. Представителями этого направления были Г. Спенсер, А.Шеффле, Р.Вормс. Следствием дальнейшего развития этого направления стало возникновение эволюционизма. Социальный механицизм – направление, возникшее в XIX в. на ранней стадии развития социологии, одна из крайних форм позитивизма. К нему относятся концепции, которые под влиянием классической механики и физики вообще стремились свести закономерности функционирования и развития общества к механическим закономерностям.

 

 

Общество «третьей волны».

"Первая волна" – это исторический тип аграрной цивилизации, когда основой всей жизнедеятельности была обработка земли. Изначально слово "культура" применялось к обработке, возделыванию земли и всему, что с этим связано, включая календари, ритуалы, обряды, приметы и мифы. Именно аграрная цивилизация заложила основы всей современной культуры большинства народов. Это была наиболее длительная эпоха в истории, продолжавшаяся до XVI–XVII веков. Это был период примитивной организации труда и медленного течения социальной жизни. Передача культурных ценностей осуществлялась непосредственно от поколения к поколению в форме традиционной народной культуры. "Вторая волна" – индустриальная цивилизация, начавшаяся с промышленных революций в Европе и продолжающаяся до сих пор, вытесняющаяся традиции аграрной стадии. Развитие промышленного производства влечет массовый рост городов, связанные с этим множественные социокультурные изменения. Распространение урбанизации формирует новый городской тип жизни, порождая впоследствии экологический кризис, кризис перепроизводства в экономике и новый тип культуры – массовый. Централизация управления, подчинение власти сверхдержавам, распространение технологий, образования и средств массовой информации – типичные признаки индустриального общества. Э. Тоффлер считает, что общество приблизилось к новому этапу развития цивилизации. "Третья волна" – эра информационной, электронной цивилизации, соединившей преимущества технического прогресса с возрастанием роли гуманизма реального человека и его потребностей. Общество "третьей волны" возникает на основе трансформации, перемены самого "кода цивилизации". Это означает, что все 6 параметров индустриального общества меняются на противоположные: 1) стандартизация заменяется многообразием стилей и форм; 2) централизация власти сменяется многополярностью; 3) синхронизация индустриального руда – скользящим графиком; 4) тиражирование массовых образцов – уникальностью индивидуальных моделей; 5) концентрация производства на заводах заменяется "минимизацией" производства; 6) вместо узкой специализации – широкая интеграция, дающая возможность переключения на новый вид деятельности.

 

 

Информационное общество.

Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, являющейся системообразующим фактором жизни человечества. Информационная сфера - сфера общественной жизни, образуемая совокупностью: субъектов информационного взаимодействия; собственно информации; информационной инфраструктуры и общественных отношений в связи с формированием, передачей, распространением и хранением информации, обменом информацией внутри общества. Информационная сфера оказывает огромное влияние на социальную и политическую составляющие современного общества.

Информационное общество -- теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного развития цивилизации, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания. Отличительные черты:

§ увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества; § возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте; § нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ; § создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

 

 

Основные понятия социологии личности.

СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ – предметная область социологии, занимающаяся: исследованием социокультурной обусловленности человеческой сущности; механизмов, способов и стратегий взаимоотношений и взаимодействий в обществе. В системе современного социологического знания проблемы человека и личности занимают одно из центральных мест. Эта специфика определяется их предметом. Человек в социологии рассматривается как высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек одновременно и субъект и объект социальной жизни. Вместе с тем, если речь идет об отдельном человеке как представителе общества, народа, социального слоя или класса, данной социальной группы употребляется термин “индивид”. Социальный индивид – это отдельный, обособленный член социальной общности. Человек - ϶ᴛᴏ общее понятие, представляющее собой биосоциальную категорию. Человек, взятый в его социальном качестве, и есть личность. Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Личность – активный, сознательный, свободный и ответственный субъект (деятель) общественной жизни. Социальный субъект – это человек, способный к активной социальной деятельности. Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания. Жизненная позиция – это принцип поведения, основанный на мировоззрении, ценностях и нормах личности, это готовность к действию. Ценности - ϶ᴛᴏ социально одобряемые большинством людей представления о том, что такое добро, долг, справедливость, дружба и т.д. Ценностные ориентации - ϶ᴛᴏ гибкая форма включения (учитывающая индивидуальные интересы, потребности человека) общественных ценностей в механизм деятельности и поведения человека. Нормативная (базисная) личность - ϶ᴛᴏ принятый культурой соответствующего общества тип личности, в наибольшей степени отражающий особенности данной культуры.Это своего рода идеальный тип, на который ориентируется общество в воспитании молодого поколения. Модальная (от слова мода) личность – это человек, разделяющий те же культурные образцы, что и большинство членов данного общества(общности).Можно сказать и иначе: модальная личность – это тип личности, наиболее распространенный на данной территории. Социальные отношения – это определенная устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. По существу это отношения, складывающиеся между людьми, включенными в различные социальные группы. При рассмотрении личности и ее места в обществе часто используется понятие “социальное положение”. Социальное положение– это место, занимаемое индивидом в социальном пространстве. Социальная позиция (статус) (от лат. status – состояние дел, положение) – соотносительное положение индивида или группы в социальной системе, обусловленное выполняемыми ими социальными функциями с вытекающими из них правами и обязанностями. Каждый человек выполняет множество функций в системе социальных связей, поскольку реально включен во множество различных социальных групп. По этой причине он обладает множеством статусов. Человек имеет Главный статус – это статус с которым его отождествляют; статус который определяет его образ жизни, круг общения, привычки, интересы и т. д.

 

 

Ролевые концепции личности.

Суть ролевой концепции личности заключается в том, что в ее рамках личность описывается посредством усвоенных и принятых субъектом (интернализованных) или вынужденно выполняемых (неинтернализованных) социальных функций и образцов поведения — ролей, обусловленных социальным статусом личности в данном сообществе или социальной группе. Социальные роли есть совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенный социальный статус (структурные элементы социальной организации общества, обеспечивающие социальные связи между субъектами общественных отношений). Содержанием данных требований являются различные предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения. Оно должно соответствовать требованиям, предъявляемым ролью к субъекту общественных отношений. Исполнение личностью той или иной роли в жизни меняют личность, ибо выполнение роли — это определенный отрезок, этап социализации личности, в ходе которой происходит интернализация (глубокое внутреннее усвоение и освоение) норм, процессов жизнедеятельности, определяемых содержанием социальных ролей, возлагаемых на индивида как субъекта общественных отношений. Глубоко внутренне усвоить и освоить социальную роль — означает выражение по отношению к ней собственного подхода, в условиях которого сложилась данная социальная роль. Общество, не имея возможности учесть многообразие личностных параметров, навязывает личности социальные роли, исходя из господствующих общественных установок и убеждений. Их принятие или непринятие личностью всегда зависит от ее внутреннего мира, от состояния которого строится так или иначе реальное поведение личности. Таким образом, социальная активность личности в любом обществе не только не отрицается ролевой теорией, но предполагается ею.

 

 

Образование и воспитание в социализационных технологиях.

Образование представляет собой общественно организуемый процесс (и его результат) постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социального опыта, формирования и становления личности в соответствии с ее врожденными биологическими, психологическими и личностными качествами в процессе ее активного социального развития. Образование можно представить в виде триединого целостного процесса становления личности – усвоение социального опыта, воспитание и развитие. Обучение в сочетании с другими видами деятельности (производственный труд, самоуправление, самодеятельность и др.) не только обеспечивает усвоение индивидом предшествующего социального опыта, но и способствует его развитию и воспитанию. Исходя из этого, содержание образования обусловливается совокупностью следующих компонентов: во-первых, усвоением опыта предшествующих поколений; во-вторых, воспитанием типологических качеств поведения личности; в-третьих, умственным, духовным и физическим развитием человека. Выделяют четыре основных аспекта понятия образования: образование как ценность; образование как система (институт); образование как процесс; образование как результат: Ценность образования состоит в единстве государственной, общественной и личностной составляющих. Образование как система включает в себя различного уровня и профиля (государственные и негосударственные) учебно-воспитательные организации и заведения, дошкольные и внешкольные учреждения, различные формы самообразования и другие звенья социальной системы общества. В образовании как процессе передачи и усвоения знаний, умений и навыков и формирования разносторонней личности выделяют два главных взаимосвязанных структурных компонента: процесс обучения и процесс воспитания. Образование как результат оценивается на индивидуально-личностном и общественно-государственном уровнях. На индивидуально-личностном уровне результат образования обусловливается достижением обучающимися определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов) и удостоверением этого соответствующим документом (аттестатом зрелости, дипломом об окончании профессионально-технического, среднего специального, высшего учебного заведения и т.д.). На государственном уровне результат образования (эффективность функционирования системы образования) оценивается опосредованно на основе экономического, научно-технического и культурного прогресса страны. Воспитание возникло вместе с появлением человеческого общества и существует на протяжении всей его истории, с самого начала выполняя общую функцию передачи от поколения к поколению социального опыта. Воспитание — это процесс передачи старшими поколениями общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к жизни и труду, необходимому для обеспечения дальнейшего развития общества. В педагогике можно встретить понятие «воспитание», употребляемое в нескольких значениях: в широком социальном смысле, когда речь идет о воспитательном воздействии на человека всего общественного строя и окружающей человека действительности; в широком педагогическом смысле, когда имеется в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое в системе учебно-воспитательных учреждений (или каком-либо отдельном учебно-воспитательном учреждении), охватывающее весь учебно-воспитательный процесс; в узком педагогическом смысле, когда под воспитанием понимается специальная воспитательная работа, направленная на формирование системы определенных качеств, взглядов и убеждений учащихся; в еще более узком значении, когда имеется в виду решение определенной воспитательной задачи, связанной, например, с формированием нравственных качеств (нравственное воспитание), эстетических представлений и вкусов (эстетическое воспитание) и т. п.

 

Этнокультурные общности.

Культурная идентификация — это самоощущения человека внутри конкретной культуры. Она характеризуется субъективным чувством индивидуальной самотождественности, т.е. отождествлением себя с теми или иными типологическими формами культурного устроения, прежде всего с конкретной культурной традицией, в конкретной культурной среде, культурной общности. Когда индивид приходит в мир, он «погружается» в определенную культурную «наследственность», которую усваивает от окружающих его людей. Этнокультурная общность - это долговременная общность, созданная людьми в ходе когнитивного процесса социальной категоризации окружающего мира. Этническая общность это группа людей, которые связаны между собой общим происхождением и длительным совместным существованием. Этническая общность это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая общность людей, обладающая относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, сознанием своего единства и отличия от подобных общностей (самосознанием), фиксируемым в самосознании (этнониме)). Слово «этнос» переводится с греческого языка как «народ» и означает группу людей, которые объединены субъективными или объективными. Этническая общность это непосредственная связь поколений, истребить которую чрезвычайно сложно - в критический момент начинают работать глубинные процессы.

 

Специфика социогуманитарного знания. Три ориентации в социологическом знании.

Все науки делятся по предмету на естественные и социогуманитарные.
Однако любое познание всегда социально, так как оно есть общественный продукт и детерминировано культурно-историческими причинами. При исследовании этих двух видов научного познания недопустимо, как сведение социального к природному, так и противопоставление природного и социального: противопоставление наукам о природе наукам социальным. Общество не сводится к простому суммированию соответствующих его индивидов. Объединение людей в большие совокупности – это особый феномен, подчиняющийся иным закономерностям чем отдельно взятый индивид. Общество подчиняется таким закономерностям, которым не подчиняется отдельная личность. Социальное познание имеет свою специфику, свои особенности. Социогуманитар.дисциплины изучают отдельные стороны общества: экономику, право. Человек изучает сам себя и продукты своей деятельности. Объект и субъект совпадают. Предметом социального познания является общество, мир человека, а не просто вещь как таковая, значит данный предмет имеет субъективное познание.Социальное познание ориентировано на процессы на развитие общественных явлений. Общ.явления – подвижны, изменчивы, т.к. динамичны. Общество лишено стационарных неизменных состояний, а природа более статична. Поэтому главный принцип исследования общества на всех уровнях это принцип эволюционизма (историзма), который в гуманитарных науках был сформулирован раньше, хотя и здесь (е.н.) он играет большую роль. В социальном познании огромное внимание уделяется единичному, индивидуальному или даже уникальному, но на основе общезакономерного и в обществе также действуют законы, которые носят объективный характер, но они отличаются от законов природы. Соц.познание является воспроизведением челов.бытия. Челов.бытие всегда осмысленное бытие. Вебер считал, что важнейшая задача гуман.наук – установить есть ли в этом мире смысл, и есть ли смысл существовать в этом мире. Естествознание как правило таких вопросов не ставит. В решении этих вопросов помогает философия и религия. Социальное познание неразрывно связано с предметными ценностями – это оценка явлений с точки зрения добра и зла, справедливости и несправедливости, а также с субъективным, т.е. с установками, взглядами и т.д. Это указывает на человечески значимую и культурную роль определенный явлений действительности. Три ориентации в соц. знани:Натурализм в социологии означает теоретико-методологическую ориентацию этой науки на методы естественных наук. В социологии XIX – начала XX вв. существовали две главные формы натурализма – социал-биологизм и социальный механицизм. Господствующим было первое направление, представленное концепциями социального органицизма и социального дарвинизма. Представители социал-биологизма стремились понять законы функционирования и развития общества путем установления аналогий с биологическим организмом или биологической эволюцией в целом. Социальный органицизм – методологическая ориентация концепций общества на аналогии с понятием организма как единого целого. Представителями этого направления были Г. Спенсер, А.Шеффле, Р.Вормс. Следствием дальнейшего развития этого направления стало возникновение эволюционизма. Социальный механицизм – направление, возникшее в XIX в. на ранней стадии развития социологии, одна из крайних форм позитивизма. К нему относятся концепции, которые под влиянием классической механики и физики вообще стремились свести закономерности функционирования и развития общества к механическим закономерностям.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1079; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.186.72 (0.022 с.)