Методы восстановления речи при амнестической афазии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы восстановления речи при амнестической афазии



Поражение задне-височных и теменно-затылочных отделов коры левого полушария ведут к появлению синдрома еще одной формы афазии – амнестической.

Центральным дефектом, симптомом этой афазии является нарушение номинативной функции речи, т. е. процесса называния предметов, возникающего из-за дефектов, с одной стороны, перцепторной основы обозначаемого предмета, а с другой – из-за дефектов выбора слова из-за всплывающих альтернатив. Эти два фактора и являются центральным механизмом амнестической афазии (или «номинативной афазии»), единственным симптомом которой являются дефекты актуализации слов-наименований. Этот дефект проявляется и в устной речи в виде мнестических западений или вербальных парафазий. Поскольку у этих больных синтагматическая организация речи сохранна, то они, используя синтаксические конструкции, пытаются таким образом найти искомое слово (например, больной ищет слово «яблоко». Больной: «Это вот, понимаете, я ведь хорошо знаю. Это едят, вкусное варят варенье из яблок. Яблоко?! Яблоко, вот»).

Трудности актуализации слова снимаются не только через синтагматку, но и простой подсказкой слова (например, перед больным лежит картинка, на которой изображен чайник. Больной: «Ну, это я знаю. Я люблю пить чай. Это же всегда знаю … Ча.. Чайник! Ну, конечно же, чайник»).

Нельзя считать, что амнестическая афазия заключается только в трудностях актуализации слова. Анализ показывает, что у этих больных нарушается система значений слов. Эта система становится с одной стороны, диффузной, а с другой – косной. Поэтому на первой стадии одной из задач восстановительного обучения при амнестической афазии является расширение активного словаря и обогащение связей слова внутри речевой системы. Другой задачей является восстановление зрительно-предметной сферы – восприятия и уровня образов-представлений. С этой целью больных обучают операции вычленения существенных признаков предметов (объектов, явлений). И в этом случае на первой стадии обучения используется вся методика, которая применяется для восстановления процесса называния при акустико-мнестической афазии. Восстановление обобщенного и устойчивого перцепторного предметного образа и связи его со словом является важнейшей задачей первой стадии обучения. На второй стадии возникают задачи более тонкие – восстановление многозначности слова, включение искомого слова во всевозможные связи, преодоление у этой группы больных «стереотипных» способов поиска слова.

У больных с амнестической афазией обедняются связи, что и ведет к стереотипным способам поиска слова, за пределы которого больные самостоятельно выйти не могут. Отсюда возникает жесткая направленность у больного на один тип связей слова и одни путь его поиска. Поэтому работа над восстановлением связей слова, оживлением всего словарного запаса позволит преодолеть стереотипию в поиске слова.

Здесь проводится работа над схемами ближайших связей слова и направленных связей, по В. М. Когану. Направленные связи ведут к более короткому и быстрому пути отыскания нужного слова, поэтому «метод направленных связей» слова следует применять только после оживления всей системы связей слов, их многозначности, используя категориальные связи. Например,

 

Категориальные связи яблоко

 


Неживое растение фрукт антоновка

 

 

Ситуативные связи продают делают вино сушат

в магазине

яблоко

 

растет в из него варят

нашем саду варенье, компот

 

Признаки и качества яблоко

 
 

 


форма цвет из чего на что зачем

сделан похоже нужно

 

неживое

растение

фрукт

яблоко пища

садовое растение

круглое

вкусное

варят варенье, делают компот

 

Эти схемы позволяют восстановить многозначность слова, его связи с другими словами, его место в системе значений и, главное, создать у больного разные пути поиска слова – через категориальные связи или через ситуативные, по признакам, по функциям и т. д. Вся система описанных приемов эффективна в практике восстановления называния при амнестической афазии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-28; просмотров: 704; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.190.144 (0.006 с.)