Тема: восстановительное обучение больных с поражениями мозга. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: восстановительное обучение больных с поражениями мозга.



Цель: изучить со студентами основной теоретический материал принципы и задачи восстановительного обучения;изучить цели, задачи, содержание нейропсихологической реабилитации.

 

Основные понятия: деятельность, функциональная система, синдромный анализ, топический диагноз, реабилитация, нейропсихологическая реабилитация, реадаптация, ресоциализация, нейропсихологический подход к нарушению психических функций, психологический подход к дефекту, педагогический подход к нарушению психических функций.

 

План выполнения лабораторной работы.

1. Теоретическая часть:

Теоретически подготовиться к выполнению лабораторной работы, используя предложенную литературу и ознакомившись со следующими вопросами.

1. Научные основы и задачи восстановления психических функций.

2. Принципы восстановительного обучения. Общая характеристика.

3. Психофизиологические принципы восстановительного обучения.

4. Психологические принципы.

5. Психолого- дидактические принципы.

6. Требования к методам восстановительного обучения.

7. Значение научного подхода в практике восстановительного обучения.

 

2. Практическая часть:

1. Заполнить таблицу «Принципы восстановительного обучения» (таблица 1, приложение 2.1).

2. Заполнить таблицу «Психофизиологические принципы» (таблица 2, приложение 2.1).

3. Заполнить таблицу «Психологические принципы» (таблица 3, приложение 2.1).

4. Заполнить таблицу «Психолого-дидактические принципы» (таблица 4, приложение 2.1).

5. Привести пример восстановления психических функций с применением различных принципов восстановительного обучения.

 

Таблица 1.

Принципы восстановительного обучения

Психофизиологические принципы Психологические принципы Психолого-дидактические принципы
1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3.

Таблица 2. Психофизиологические принципы.

Принцип квалификации дефекта  
Принцип использования сохранных анализаторных систем  
Создание новых функциональных систем  
Опора на разные уровни организации психических функций  
Принцип контроля  

Таблица 3. Психологические принципы

Принцип учета личности больного  
Опора на сохранные функции, взаимодействующие с пострадавшей  
Принцип опоры на сохранные формы вербальной и невербальной деятельности больного  
Принцип опоры на предметную деятельность  
Принцип программированного обучения  

Таблица 4. Психолого-дидактические принципы.

Принцип «от простого - к сложному»  
Учет объема и степени разнообразности материала  
Учет эмоциональной сложности материала  

6. Восстановление психических функций с применением различных принципов восстановительного обучения.

 

1. Психофизиологические принципы.

2. Психологические принципы.

3. Психолого-дидактические принципы.

 

 

Программированный контроль знаний.

Задание 1.

Выделяют ряд принципов восстановительного обучения:

£ психофизиологические

£ психологические

£ психолого - педагогические

£ педагогические

£ физиологические

Задание 2.

Принципы восстановительного обучения были разработаны:

£ Гальпериным П.Я.

£ Лурия А.Р.

£ Цветковой Л.С.

£ Выготским Л.С.

£ Анохиным П.К.

Задание 3.

Психофизиологические принципы включают:

£ квалификацию дефекта

£ использование сохранных анализаторных систем

£ создание новых функциональных систем

£ учет личности больного

£ контроль

Задание 4.

Принцип контроля введен следующими учеными:

£ Анохиным П.К.

£ Выготским Л.С.

£ Ухтомским А.А.

£ Бернштейном Н.А.

£ Лурия А.Р.

Задание 5.

Психологические принципы включают:

£ учет личности больного

£ контроль

£ квалификацию дефекта

£ опору на предметную деятельность

£ организацию деятельности больного

Задание 6.

Принцип учета личности больного опирается на восстановление у больного в первую очередь:

£ памяти

£ интеллекта

£ мотивов

£ потребностей

£ эмоций

Задание 7.

Принцип программированного обучения предполагает формирование:

£ навыков

£ умений

£ новых программ

£ знаний

£ двигательных операций

Задание 8.

Психолого - педагогические принципы включают:

£ контроль

£ учет личности больного

£ от простого к сложному

£ учет сложности вербального материала

£ учет сложности эмоционального материала

Задание 9.

Объем и разнообразие материала должны быть:

£ малыми

£ большими

£ средними

£ низкими

Задание 10.

Существуют ряд требований к методам восстановления речи:

£ адекватность механизму нарушения речи

£ обходность методов

£ опосредованность

£ произвольность

£ системность

Задание 11.

.................. методов обеспечивает системное воздействие на дефект и восстановление не частных речевых операций, а вербального поведения в целом.

Задание 12.

Три группы задач, решаемых реабилитацией относятся к:

£ личности

£ интеллекту

£ памяти

£ речи и речевому общению

£ социализации

Задание 13.

.................. анализ дефекта является основой нейропсихологического подхода.

Задание 14.

Синдромный анализ позволяет:

£ проводить реабилитацию

£ поставить топический диагноз

£ выделить психофизиологический механизм

£ наметить методы восстановления

£ осуществить психотерапию

Литература

1. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.:Медицина,1968.

2. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ,1981.

3. Лурия А.Р. Восстановление функций после военной травмы. М.: Медицина,1948.

4. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М.: МГУ, 1969.

5. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ,1973.

6. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. М.: МГУ,1985.

7.Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. М.: Юристъ, 1997.

8. Цветкова Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга.

Приложение 2.1

Правильно разработанные научные принципы – основа эффективного восстановления ВПФ у больных. Принципы восстановительного обучения можно разделить на психофизиологические, психологические и психолого- педагогические.

Психофизиологические принципы включают в себя пять принципов. Первый – принцип квалификации дефекта – требует необходимости тщательного нейропсихологического анализа нарушения функции и выявления его механизма, т.е. первичного дефекта, лежащего в основе нарушения, прежде чем приступить к восстановительному обучению.

Второй – принцип использования сохранных анализаторных систем в качестве опоры при обучении. Этот принцип основывается на учении о функциональных системах и их пластичности, на представлении о полирецепторности их афферентного поля и о «запасном фонде» афферентаций.

Третьим принципом восстановительного обучения и способом восстановления ВПФ является создание новых функциональных систем, включающих в работу новые звенья на основе других афферентаций, не принимавших прежде прямого участия в отправлении пострадавшей функции.

Опора на разные уровни организации психических функций, в том числе и речи, является четвертым принципом восстановительного обучения. Восстановительное обучение наличие разных уровней организации функциональной системы, на которых может быть организована пострадавшая функция.

Следующий – принцип контроля – исходит из положения, что лишь постоянный поток обратной информации обеспечивает слияние выполняемого действия с исходным намерением и своевременную коррекцию допускаемых ошибок.

Психологические принципы:

Принцип учета личности больного. В восстановительном обучении необходимо формировать нужные мотивы деятельности больных. Учет личности больного, индивидуальности должен проходить красной нитью через восстановительное обучение.

Опора на сохранные функции, взаимодействующие с пострадавшей, опирающаяся на положение о тесном взаимодействии психических функций, является также важным принципом восстановительного обучения.

Принцип опоры на сохранные формы вербальной и невербальной деятельности больного основывается на положении об использовании остаточных возможностей наиболее упроченных форм деятельности.

Принцип опоры на предметную деятельность: усвоение происходит через собственную деятельность субъекта, которую необходимо организовывать в процессе восстановительного обучения.

Принцип программированного обучения является одним из способов реализации четвертого принципа. Этот принцип предусматривает разработку программ, состоящих из ряда последовательных операций, выполнение которых больным приводит к реализации нарушенного умения.

Психолого- педагогические принципы:

Принцип «от простого - к сложному» должен учитываться в восстановительном обучении, однако при этом должен быть подвергнут тщательному анализу вопрос о сложности материала в каждом случае и при каждой форме нарушения психической функции.

Учет объема и степени разнообразности материала.

Учет эмоциональной сложности материала: материал должен создавать благоприятный эмоциональный фон.

Перечисленные принципы выдвигают ряд требований к методам восстановительного обучения: адекватность механизму нарушения ВПФ, обходность методов, применение опосредствованных методов, системность методов.

Задачи восстановительного обучения:

1-ая группа относится к личности больного.

2-ая группа направлена непосредственно на восстановление нарушенной психической функции.

3-я группа имеет своей целью социализацию и реабилитацию больных.

Сформулированные задачи могут быть решены наиболее эффективно, если подход к нарушению психических функций и к его преодолению будет комплексным, включающим нейропсихологический, психологический и педагогический подходы.

В настоящее время реабилитация больных стала рассматриваться как целостная социальная деятельность людей, объектом которой является больной человек. В целостной системе помощи больному выделяют четыре основные сферы реабилитационной деятельности: социальное обеспечение, медицинское обслуживание, трудоустройство, психолого-педагогическое обслуживание.

 

Лабораторное занятие №3.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-28; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.209 (0.031 с.)