Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Применение различных путей и методов восстановления и при нарушениях речи.
1. Сенсорная афазия. 2. Акустико-мнестическая афазия. 3. Оптико-мнестическая афазия. 4. Афферентная моторная афазия. 5. Семантическая афазия. 6. Эфферентная моторная афазия. 7. Динамическая афазия.
Программированный контроль знаний. Задание № 1 Концепция реабилитации возникла в: 19 веке £ 20-х годах 20 века £ 40-х годах 20 века £ 70-х годах 20 века £ 90-х годах 20 века Задание № 2 Проблема реабилитации включает следующие направления: £ фармакологическое £ восстановление у больных нарушенных функций £ система различных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения дефектов £ психофизиологическое £ экспериментальное Задание № 3 .............. - это система, направленная на достижение определенной цели особым методом, главное содержание которого состоит в опосредовании через личность лечебно - восстановительных воздействий и мероприятий. Задание № 4 Нейропсихология сложилась на стыке: £ физиологии £ философии £ психологии £ медицины Задание № 5 Задачами восстановления ВПФ являются: £ восстановление нарушенных функций £ восстановление деятельности человека £ коррекция сохранных функций £ создание новых функциональных систем £ постановка топического диагноза Задание № 6 Основоположником нейропсихологической реабилитации в России считается: £ Лурия А.Р. £ Выготский Л.С. £ Анохин П.К. £ Кабанов М.М. £ Павлов И.П. Задание №7 Существуют следующие пути восстановления ВПФ: £ расторможение £ диашиз £ викариат £ перестройка функциональных систем £ фармакотерапия Задание № 8 Массивные кровоизлияния и травмы приводят к: £ преобладанию инактивации в коре £ разрушению действующих нервных элементов £ судорожной активности £ инактивации перифокальной зоны £ охранительному торможению Задание № 9 Временная системная инактивация функций - это: Задание № 10 Термин "диашиз" был выделен: £ Павловым И.П. £ Анохиным П.К. £ Лурия А.Р. £ Монаковым К. £ Введенским В.В. Задание № 11 В.В. Веденский впервые описал механизм "..................", который лежит в основе диашиза.
Задание № 12 Основной метод лечения больных с запредельным торможением - это: £ обеспечение охранительного режима £ восстановительное обучение £ фармакотреапия £ викариат £ перестройка функциональных систем Задание № 13 .............. - это перемещение нарушенной функции в сохранные отделы больших полушарий. Задание № 14 Возможность викариата в случае поражения высоко дифференцированных зон коры............ Задание № 15 Возможность викариата при поражении наименее дифференцированных зон коры.............. Задание № 16 Путь перестройки функциональных систем включает в себя перестройку: £ внутрисистемную £ межсистемную £ внутриполушарную £ межполушарную £ корково - подкорковую Задание № 17 ................... перестройка - это включение в функциональную систему сохранных звеньев нарушенной системы. Задание № 18 ............ перестройка - это включение в функциональную систему новых звеньев взамен нарушенных. Задание № 19 Метод восстановительного обучения был разработан: £ Выготским Л.С. £ Лурия А.Р. £ Анохиным П.К. £ Павловым И.П. £ Хомской Е.Д. Задание № 20 Спонтанное восстановление ВПФ зависит от следующих факторов: £ этиология заболевания £ возраст £ пол больного £ доминантность по руке £ тип афазии Задание № 21 ............ - это путь лекарственной терапии. Задание № 22 Антихоли - стеразные препараты, напраленные на снятие блокировки синаптической проводимости включают: £ прозерин £ эзерин £ дибазол £ ацетилхолин £ холистеразу Задание № 23 Курареподобные препараты, с точкой приложения в области синапсов включают: £ прозерин £ мидакалм £ элатин £ меллиптин £ ацетилхолин Задание № 24 Положительное влияние на церебральный кровоток и на препараты метаболизма оказывают: £ инстенон £ ацетилхолин £ компламин £ энцефобол £ гамолон Задание № 25 Установление соответствия между нарушением мозговой функции и применяемым препаратом:
Задание № 26 Когда торможение функции является результатом фиксации первоначального дефекта, основной путь восстановления: £ фармакотерапия £ викариат £ восстановительное обучение £ изменение установки личности £ спонтанное Литература 1.Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.:Медицина,1968. 2.Лурия А.Р. Восстановление функций после военной травмы. М.: Медицина,1948. 3.Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. М.: МГУ,1985. 4.Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. М.: Юристъ, 1997.
Приложение 1.1. Нейропсихологическая реабилитация – ряд мероприятий, направленных на реабилитацию определенного контингента больных. Задачи нейропсихологической реабилитации: восстановление нарушенных психических функций. Промежуточные цели нейропсихологической реабилитации: преодоление изменений личности, негативных реакций, восстановление активных форм вербального и невербального поведения, создание нужных мотивов поведения и др. Главный путь нейропсихологической реабилитации – это путь восстановления психических функций. Выделяют две группы методов нейропсихологической реабилитации: методы, направленные на восстановление ВПФ и методы, направленные на восстановление личного и социального статуса больных. Конечной целью реабилитации является ресоциализация и реадаптация, возвращение больных в нормальную социальную среду. Ближайшей задачей развития проблем нейропсихологической реабилитации является изучение аспектов различных форм организации обучения и реабилитации больных, прежде всего таких, в которых могли бы быть реализованы социальный фактор в формировании и структуре ВПФ, деятельностный подход в реабилитационной практике. Вот почему так важны групповые занятия. Представления в нейропсихологии о закономерностях нарушения функций, о симптоме, о синдромном анализе функций на основе выявления фактора, лежащего в основе синдрома нарушения той или иной функции, прямо указывают на пути и возможности восстановления ВПФ. Зная, что ФС полирецепторна, и у взрослого человека афферентации с некоторых участков мозга уходят в резерв, представляется возможным восстановить работу пострадавшей функции, во-первых, путем включения снова в работу резервных афферентаций, во-вторых, путем включения в нее новых сохранных звеньев, и тогда же задача будет осуществляться на основе новых включенных в нее компонентов. Это и есть путь перестройки функциональных систем. Приложение 1.2. Известно несколько путей восстановления ВПФ. Эти пути зависят не только от патогенеза нарушений ВПФ, но и от воздействия извне. Первый путь восстановления ВПФ – расторможение – применяется когда преобладающее место в нарушении функций занимает их инактивация и заключается в снятии диашиза путем медикаментозного воздействия на синаптическую проводимость нервных элементов. Второй путь имеет место, когда в основе нарушения лежит разрушение морфологического образования мозга; тогда необходима коренная перестройка нарушенной функции, изменение функциональной системы. Решающую роль в этом пути играет восстановительное обучение.
Третий путь – путь викариата – путь перемещения нарушенных функций в сохранные отделы больших полушарий. Наиболее эффективным путем является путь перестройки функциональных систем. Единственный путь, получивший теоретическое обоснование научное обоснование и, экспериментальное подтверждение и широкое внедрение в практику, является путь перестройки функциональных систем методом длительного специального восстановительного обучения. Этот путь имеет три направления. Первое из них использует те афферентации нарушенной ФС, которые имелись в онтогенезе и у взрослого ушли в «запасной фонд», уступив место ведущей афферентации. Такое создание новых ФС происходит путем внутрисистемной перестройки. Второе направление использует также создание новых ФС, но на основе включения новых звеньев, не принимавших ранее прямого участия в нарушенной функциональной системе. Это путь межсистемной перестройки пострадавшей функции. Второе направление (межсистемной перестройки) и первое (внутрисистемной перестройки) должны тесно переплетаться. В последнее время в работах, посвященных реабилитации больных с нарушением ВПФ, относительно малое внимание уделяется применению лекарственной терапии, которая является четвертым путем восстановления ВПФ. А между тем в процессе восстановительного обучения как и на стадии растормаживания, так и на стадии создания новой функциональной системы или ее перестройки, фармакотерапия должна занять определенное место. Широко обсуждается в литературе вопрос и о пятом пути- пути спонтанного восстановления ВПФ. Спонтанное восстановление функций, причем в прежнем их виде происходит при определенном патогенезе - при торможении функций на фоне сохранных нервных элементов мозга, далее оно имеет место частично и при сложном поражении мозга, когда очаговое поражение, нарушающее ВПФ, сочетается с торможением функций. Тогда функция, подвергшаяся торможению, восстанавливается спонтанно, а функции, связанные с поврежденным участком мозга, требуют рационального восстановительного обучения.Таким образом, вслучаях восстановления ВПФ, когда поврежден мозг, является более корректным использование термина «спонтанное обучение» вместо термина «спонтанное восстановление».
Описание путей восстановления было бы неполным без указания еще одного пути – восстановление заторможенных функций путем изменения установки личности. В ряде случаев торможение функций является результатом своеобразной фиксации первоначального дефекта, и устранить такой дефект можно только изменением психических установок личности. В работах Л.С.Цветковой была показана важность установки личности, мотивации в эффективности восстановления ВПФ. Таким образом, анализ литературы дает основание для важного практического вывода о необходимости одновременного применения не одного, а двух- трех путей восстановления, так как путь перестройки ФС хорошо сочетается с медикаментозным влиянием и с элементами растормаживания функций, психолого-педагогическими методами и т.д. И тем не менее на сегодняшний день в случаях повреждений морфологических образований мозга наиболее оптимальным и ведущим путем является путь рационального воздействия на дефект методом восстановительного обучения. Приложение 1.3. Функциональная система имеет разветвленный морфофизиологический аппарат, обеспечивающий за счет присущих ей закономерностей как эффект гомеостаза, так и саморегуляции. 1. Поведенческий акт любой степени сложности начинается со стадии афферентного синтеза.
Приложение 1.4. Афазии, классификация афазий, методы восстановления речи. Выделяют две основные формы речи: · Импрессивную ― процесс понимания речевого высказывания ― путь от слова к мысли ― проходит стадии: - Восприятие речевого сообщения - Декодирование сообщения - Формирование во внутренней речи общей смысловой схемы сообщения и включение её в общий смысловой контекст. Письменная импрессивная речь ― чтение, устная ― слушание. · Экспрессивную ― процесс высказывания с помощью языка ― путь от мысли к слову. В психолингвистике переход рассматривается в контексте теории порождающих грамматик. Теория Ноема Хомского или теория Мельчука ― переход от внутренней глубинной смысловой структуры к внешней - Мотив-побудитель мысли, замысла. В мотиве реализуется потребность в речевой коммуникации в той или иной форме. - Замысел или мысль ― общая схема высказывания: что и как я скажу. - Поиск или выбор слов, необходимых для выражения мысли. ("лошадиная фамилия") Письменная экспрессивная речь ― письмо, устная ― речепроизводство. · Восприятие речи: 1. Перцепция звуков речи ― выделение из речевого потока звуков речи ― тех звуков, которые свойственны определенной системе языка. 2. Синтез звуков речи в речевые единицы ― перевод отдельных звуков в цепочки. Необходимо сохранение последних поступающих элементов в памяти. Восприятие интонационных и эмоциональных характеристик речи, выделение индивидуальных характеристик речи: кто говорит, знаком ли голос. Выделение значений отдельных единиц и контекста их употребления, восприятие переносных смыслов. · Нарушения речи при поражении корковых отделов мозга. Речь ― афазии; чтение ― алексии, письмо ― аграфии. Сохранно движение речевого аппарата и элементарные формы морфологических ощущений, но нарушена структура речевого акта как деятельности. Афазии: при поражении афферентных звеньев: 1. Сенсорная афазия. - Основной дефект ― нарушение понимания речи, нарушение фонематического слуха, т.е. способности различать звуковой состав слов. - Симптомы ― литеральная (голос - колос - холост) и вербальные (замена слов по смыслу) парафазии. Подсказка не помогает. Непонимание обращенной или зашумленной речи. Кроме первичных симптомов можно наблюдать системные симптомы, отражающие нарушение всей системы. Они проявляются в отчуждении смысла слова. Больной теряет смысл воспринимаемого. Возможны третичные расстройства: "словесная окрошка" или "словесный салат" ― речь нарушена в результате отсутствия понимания экспрессивной речи. Речь ― набор укороченных форм, эмоциональных восклицаний, междометий, и т.п. - Локализация ― поражение левой височной области мозга. 2. Акустико-мнестическая афазия - Основной дефект ― нарушение слухоречевой памяти ― невозможность воспроизводить серии звуков, слов, воспринимаемых на слух. - Симптомы: 1. Суждение объекта воспроизведения 2. Модально-неспецифический характер нарушений, который проявляется в слухоречевой сфере. 3. Повторные предъявления не улучшают воспроизведения. Введение смысловой организации улучшает воспроизведение. - Локализация ― поражение средних отделов левой височной области. - Механизмом является патологически повышенная тормозимость следов интерферирующими возбудителями. - Пробы ― снижение объема запоминания. 3. Оптико-мнетстическая афазия - Основной дефект ― трудности вспоминания называния предмета или объекта ― нарушение номинативной функции речи и невозможность по названию найти нужный предмет. (чаще предмет, чем действие) - Симптомы ― вербальные и литеральные парафазии. - Локализация ― поражение задневисочного и теменно-затылочного отделов мозга. - Механизм ― уравнивание возбудимости следов, т.е. разные связи слова всплывают в памяти с одинаковой вероятностью. - Проба ― картинки с предметами. Подсказка помогает. При демонстрации очков: стекла, глаза, брови, железки. В речи: объяснение функции, назначения, ситуации, в которой используется предмет, но без использования названия предмета. 4. Афферентная моторная афазия - Основной дефект ― нарушается кинестетическая основа артикуляции, произнесение слова. - Симптомы: - замена отдельных артикуляций, смешение звуков. - Смешение близких по артикуляции звуков. (б-п, м-н) - Диссоциация между произнесением слов, которые хорошо знакомы и слабо усвоены. - Системные расстройства (нарушение письма), трудности написания букв. - Нарушение чтения - Нарушения написания фраз при зажатом языке. - Локализация ― постцентральные отделы левого полушария мозга. - Механизм ― выпадение кинестетического афферентного звена речевой системы. - Проба ― написание слов с зажатым языком, произнесение похожих слов и т.п. 5. Семантическая афазия - Основной дефект ― распад понимания, нарушение понимания логико-грамматических отношений, в которые вступают различные слова. Нарушение квази-пространственных символов. - Симптомы ― нарушение понимания: 1. Предлогов ― "круг над крестом" и "крест на кругом" ― одно и то же. 2. Слов с суффиксами "ца", обозначающими вместилище (хлебница…) 3. Сравнительных отношений (ручка длиннее карандаша) 4. Конструкций родительного падежа, (типа "брат отца" при понимании отдельных слов.) 5. Временных конструкций ("перед завтраком я прочитал газету") 6. Речевых структур, выражающих пространственные отношения. (Солнце освещается землей или наоборот) 7. Предложений с логическими инверсиями ("Колю ударил Петя". Кто драчун?) 8. Выражений, в которых логически связанные слова далеко отстоят друг от друга. 9. Конструкций, содержащих глагол переходящего действия. (Петя одолжил деньги Коле. Вася одолжил деньги у Миши. Кто кому должен?) - Локализация ― зона ТПО. - Проба ― предъявление сложных предложений. При нарушении эфферентных звеньев: 6. Эфферентная моторная афазия - Основной дефект ― нарушение процесса перехода от одной артикулемы к другой. - Симптомы ― больной правильно артикулирует первый звук первого слога, но не может перейти к следующему. Персеверация. Инертные стереотипы речи. В большей степени страдает произвольная речь, в меньшей ― непроизвольная. Телеграфный стиль ― замена развернутого предложения на ряд существительных в именительном падеже. - Локализация ― нижний отдел премоторной области. - Проба ― посчитать 1, 2, 3, 4, 5, ― 1, 2, 3, 4, 5. Посчитать 2, 4, 6, 8, ― 2, 3, 4, 5. 7. Динамическая афазия - Основной дефект 1. трудности извлечения отдельных слов, особенно ― глаголов. 2. Аграматизм ― нарушение полноты или избыточность того, что говорит больной. 3. Эхолалии ― повтор последних слов инструкции вместо выполнения задания. - Локализация ― задние отделы мозга ― нарушение синтагматич. Передние отделы мозга ― формы, связанные с образованием речевого потока. - Проба ― метод заданных ассоциаций ― больного просят назвать все красное, что он знает. Он называет только предметы, которые видит в данный момент. Если просят назвать группу существительных, а затем глаголов, то больной называет только существительные.
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-28; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.45 (0.113 с.) |