Применение различных путей и методов восстановления и при нарушениях речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Применение различных путей и методов восстановления и при нарушениях речи.



 

1. Сенсорная афазия.

2. Акустико-мнестическая афазия.

3. Оптико-мнестическая афазия.

4. Афферентная моторная афазия.

5. Семантическая афазия.

6. Эфферентная моторная афазия.

7. Динамическая афазия.

 

Программированный контроль знаний.

Задание № 1

Концепция реабилитации возникла в:

 19 веке

£ 20-х годах 20 века

£ 40-х годах 20 века

£ 70-х годах 20 века

£ 90-х годах 20 века

Задание № 2

Проблема реабилитации включает следующие направления:

£ фармакологическое

£ восстановление у больных нарушенных функций

£ система различных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения дефектов

£ психофизиологическое

£ экспериментальное

Задание № 3

.............. - это система, направленная на достижение определенной цели особым методом, главное содержание которого состоит в опосредовании через личность лечебно - восстановительных воздействий и мероприятий.

Задание № 4

Нейропсихология сложилась на стыке:

£ физиологии

£ философии

£ психологии

£ медицины

Задание № 5

Задачами восстановления ВПФ являются:

£ восстановление нарушенных функций

£ восстановление деятельности человека

£ коррекция сохранных функций

£ создание новых функциональных систем

£ постановка топического диагноза

Задание № 6

Основоположником нейропсихологической реабилитации в России считается:

£ Лурия А.Р.

£ Выготский Л.С.

£ Анохин П.К.

£ Кабанов М.М.

£ Павлов И.П.

Задание №7

Существуют следующие пути восстановления ВПФ:

£ расторможение

£ диашиз

£ викариат

£ перестройка функциональных систем

£ фармакотерапия

Задание № 8

Массивные кровоизлияния и травмы приводят к:

£ преобладанию инактивации в коре

£ разрушению действующих нервных элементов

£ судорожной активности

£ инактивации перифокальной зоны

£ охранительному торможению

Задание № 9

Временная системная инактивация функций - это:

Задание № 10

Термин "диашиз" был выделен:

£ Павловым И.П.

£ Анохиным П.К.

£ Лурия А.Р.

£ Монаковым К.

£ Введенским В.В.

Задание № 11

В.В. Веденский впервые описал механизм "..................", который лежит в основе диашиза.

Задание № 12

Основной метод лечения больных с запредельным торможением - это:

£ обеспечение охранительного режима

£ восстановительное обучение

£ фармакотреапия

£ викариат

£ перестройка функциональных систем

Задание № 13

.............. - это перемещение нарушенной функции в сохранные отделы больших полушарий.

Задание № 14

Возможность викариата в случае поражения высоко дифференцированных зон коры............

Задание № 15

Возможность викариата при поражении наименее дифференцированных зон коры..............

Задание № 16

Путь перестройки функциональных систем включает в себя перестройку:

£ внутрисистемную

£ межсистемную

£ внутриполушарную

£ межполушарную

£ корково - подкорковую

Задание № 17

................... перестройка - это включение в функциональную систему сохранных звеньев нарушенной системы.

Задание № 18

............ перестройка - это включение в функциональную систему новых звеньев взамен нарушенных.

Задание № 19

Метод восстановительного обучения был разработан:

£ Выготским Л.С.

£ Лурия А.Р.

£ Анохиным П.К.

£ Павловым И.П.

£ Хомской Е.Д.

Задание № 20

Спонтанное восстановление ВПФ зависит от следующих факторов:

£ этиология заболевания

£ возраст

£ пол больного

£ доминантность по руке

£ тип афазии

Задание № 21

............ - это путь лекарственной терапии.

Задание № 22

Антихоли - стеразные препараты, напраленные на снятие блокировки синаптической проводимости включают:

£ прозерин

£ эзерин

£ дибазол

£ ацетилхолин

£ холистеразу

Задание № 23

Курареподобные препараты, с точкой приложения в области синапсов включают:

£ прозерин

£ мидакалм

£ элатин

£ меллиптин

£ ацетилхолин

Задание № 24

Положительное влияние на церебральный кровоток и на препараты метаболизма оказывают:

£ инстенон

£ ацетилхолин

£ компламин

£ энцефобол

£ гамолон

Задание № 25

Установление соответствия между нарушением мозговой функции и применяемым препаратом:

блокировка синаптической проводимости   прозерин
разрушение синапсов мидакалм  
церебральный кровоток инстенон  
лимфообращение    

Задание № 26

Когда торможение функции является результатом фиксации первоначального дефекта, основной путь восстановления:

£ фармакотерапия

£ викариат

£ восстановительное обучение

£ изменение установки личности

£ спонтанное

Литература

1.Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.:Медицина,1968.

2.Лурия А.Р. Восстановление функций после военной травмы. М.: Медицина,1948.

3.Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. М.: МГУ,1985.

4.Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. М.: Юристъ, 1997.

 

 

Приложение 1.1.

Нейропсихологическая реабилитация – ряд мероприятий, направленных на реабилитацию определенного контингента больных. Задачи нейропсихологической реабилитации: восстановление нарушенных психических функций. Промежуточные цели нейропсихологической реабилитации: преодоление изменений личности, негативных реакций, восстановление активных форм вербального и невербального поведения, создание нужных мотивов поведения и др. Главный путь нейропсихологической реабилитации – это путь восстановления психических функций. Выделяют две группы методов нейропсихологической реабилитации: методы, направленные на восстановление ВПФ и методы, направленные на восстановление личного и социального статуса больных. Конечной целью реабилитации является ресоциализация и реадаптация, возвращение больных в нормальную социальную среду.

Ближайшей задачей развития проблем нейропсихологической реабилитации является изучение аспектов различных форм организации обучения и реабилитации больных, прежде всего таких, в которых могли бы быть реализованы социальный фактор в формировании и структуре ВПФ, деятельностный подход в реабилитационной практике. Вот почему так важны групповые занятия.

Представления в нейропсихологии о закономерностях нарушения функций, о симптоме, о синдромном анализе функций на основе выявления фактора, лежащего в основе синдрома нарушения той или иной функции, прямо указывают на пути и возможности восстановления ВПФ.

Зная, что ФС полирецепторна, и у взрослого человека афферентации с некоторых участков мозга уходят в резерв, представляется возможным восстановить работу пострадавшей функции, во-первых, путем включения снова в работу резервных афферентаций, во-вторых, путем включения в нее новых сохранных звеньев, и тогда же задача будет осуществляться на основе новых включенных в нее компонентов. Это и есть путь перестройки функциональных систем.

Приложение 1.2.

Известно несколько путей восстановления ВПФ. Эти пути зависят не только от патогенеза нарушений ВПФ, но и от воздействия извне. Первый путь восстановления ВПФ – расторможение – применяется когда преобладающее место в нарушении функций занимает их инактивация и заключается в снятии диашиза путем медикаментозного воздействия на синаптическую проводимость нервных элементов.

Второй путь имеет место, когда в основе нарушения лежит разрушение морфологического образования мозга; тогда необходима коренная перестройка нарушенной функции, изменение функциональной системы. Решающую роль в этом пути играет восстановительное обучение.

Третий путь – путь викариата – путь перемещения нарушенных функций в сохранные отделы больших полушарий.

Наиболее эффективным путем является путь перестройки функциональных систем. Единственный путь, получивший теоретическое обоснование научное обоснование и, экспериментальное подтверждение и широкое внедрение в практику, является путь перестройки функциональных систем методом длительного специального восстановительного обучения. Этот путь имеет три направления. Первое из них использует те афферентации нарушенной ФС, которые имелись в онтогенезе и у взрослого ушли в «запасной фонд», уступив место ведущей афферентации. Такое создание новых ФС происходит путем внутрисистемной перестройки. Второе направление использует также создание новых ФС, но на основе включения новых звеньев, не принимавших ранее прямого участия в нарушенной функциональной системе. Это путь межсистемной перестройки пострадавшей функции. Второе направление (межсистемной перестройки) и первое (внутрисистемной перестройки) должны тесно переплетаться.

В последнее время в работах, посвященных реабилитации больных с нарушением ВПФ, относительно малое внимание уделяется применению лекарственной терапии, которая является четвертым путем восстановления ВПФ. А между тем в процессе восстановительного обучения как и на стадии растормаживания, так и на стадии создания новой функциональной системы или ее перестройки, фармакотерапия должна занять определенное место.

Широко обсуждается в литературе вопрос и о пятом пути- пути спонтанного восстановления ВПФ. Спонтанное восстановление функций, причем в прежнем их виде происходит при определенном патогенезе - при торможении функций на фоне сохранных нервных элементов мозга, далее оно имеет место частично и при сложном поражении мозга, когда очаговое поражение, нарушающее ВПФ, сочетается с торможением функций. Тогда функция, подвергшаяся торможению, восстанавливается спонтанно, а функции, связанные с поврежденным участком мозга, требуют рационального восстановительного обучения.Таким образом, вслучаях восстановления ВПФ, когда поврежден мозг, является более корректным использование термина «спонтанное обучение» вместо термина «спонтанное восстановление».

Описание путей восстановления было бы неполным без указания еще одного пути – восстановление заторможенных функций путем изменения установки личности. В ряде случаев торможение функций является результатом своеобразной фиксации первоначального дефекта, и устранить такой дефект можно только изменением психических установок личности. В работах Л.С.Цветковой была показана важность установки личности, мотивации в эффективности восстановления ВПФ.

Таким образом, анализ литературы дает основание для важного практического вывода о необходимости одновременного применения не одного, а двух- трех путей восстановления, так как путь перестройки ФС хорошо сочетается с медикаментозным влиянием и с элементами растормаживания функций, психолого-педагогическими методами и т.д. И тем не менее на сегодняшний день в случаях повреждений морфологических образований мозга наиболее оптимальным и ведущим путем является путь рационального воздействия на дефект методом восстановительного обучения.

Приложение 1.3. Функциональная система имеет разветвленный морфофизиологический аппарат, обеспечивающий за счет присущих ей закономерностей как эффект гомеостаза, так и саморегуляции.
Выделяют два типа функциональных систем.
1. Функциональные системы первого типа обеспечивают постоянство определенных констант внутренней среды за счет системы саморегуляции, звенья которой не выходят за пределы самого организма. Примером может служить функциональная система поддержания постоянства кровяного давления, температуры тела и т.п. Такая система с помощью разнообразных механизмов автоматически компенсирует возникающие сдвиги во внутренней среде.
2. Функциональные системы второго типа используют внешнее звено саморегуляции. Они обеспечивают приспособительный эффект благодаря выходу за пределы организма через связь с внешним миром, через изменения поведения. Именно функциональные системы второго типа лежат в основе различных поведенческих актов, различных типов поведения.

1. Поведенческий акт любой степени сложности начинается со стадии афферентного синтеза.
Возбуждение, вызванное внешним стимулом, действует не изолированно. Оно непременно вступает во взаимодействие с другими афферентными возбуждениями, имеющими иной функциональный смысл. Головной мозг непрерывно обрабатывает все сигналы, поступающие по многочисленным сенсорным каналам. И только в результате синтеза этих афферентных возбуждений создаются условия для реализации определенного целенаправленного поведения. Содержание афферентного синтеза определяется влиянием нескольких факторов: мотивационного возбуждения, памяти, обстановочной и пусковой афферентации.
Мотивационное возбуждение появляется в центральной нервной системе в следствии той или другой витальной, социальной или идеальной потребности. Специфика мотивационного возбуждения определяется особенностями, типом вызвавшей его потребности. Оно – необходимый компонент любого поведения. Важность мотивационного возбуждения для афферентного синтеза вытекает уже из того, что условный сигнал теряет способность вызывать ранее выработанное пищедобывательное поведение (например, побежку собаки к кормушке для получения пищи), если животное уже хорошо накормлено и, следовательно, у него отсутствует мотивационное пищевое возбуждение.
Роль мотивационного возбуждения в формировании афферентного синтеза определяется тем, что любая поступающая информация соотносится с доминирующим в данный момент мотивационным возбуждением, которое действует как фильтр, отбирающий наиболее нужное для данной мотивационной установки. Доминирующая мотивация как первичный системообразующий фактор определяет все последующие этапы мозговой деятельности по формированию поведенческих программ. Специфика мотиваций определяет характер и «химический статус» внутрицентральной интеграции и набор вовлекаемых мозговых аппаратов. В качестве полезного результата определенного поведенческого акта выступает удовлетворение потребности, т.е. снижение уровня мотивации.
Нейрофизиологической основой мотивационного возбуждения является избирательная активация различных нервных структур, создаваемая прежде всего лимбической и ретикулярной системами мозга. На уровне коры мотивационное возбуждение представлено специфическим паттерном возбуждения.
Хотя мотивационное возбуждение является очень важным компонентом афферентного синтеза, оно не единственной его компонент. Внешние стимулы с их разным функциональным смыслом по отношению к данному, конкретному организму также вносят свой вклад в афферентный синтез. Выделяют два класса стимулов с функциями пусковой и обстановочной афферентации.
Условные и безусловные раздражители, ключевые стимулы (вид ястреба – хищника для птиц, вызывающего поведение бегства, и др.) служат толчком к развертыванию определенного поведения или отдельного поведенческого акта. Этим стимулам присуща пусковая функция. Картина возбуждения, создаваемая биологически значимыми стимулами в сенсорных системах, и есть пусковая афферентация. Однако способность пусковых стимулов инициировать поведение не является абсолютной. Она зависит от той обстановки и условий, в которых они действуют.
Зависимость формирования условного рефлекса от обстановки опыта была описана уже И.П. Павловым. Неожиданное изменение обстановки может разрушать ранее выработанный уловный рефлекс. Однако обстановочная афферентация, хотя и влияет на появление и интенсивность условнорефлекторной реакции, сама неспособна вызывать эти реакции.
Влияние обстановочной афферентации на условный рефлекс наиболее отчетливо выступило при изучении явления динамического стереотипа. В этих опытах животное тренировали для выполнения в определенном порядке серии различных условных рефлексов. После длительной тренировки оказалось, что любой случайный условный раздражитель может воспроизвести все специфические эффекты, характерные для каждого раздражителя в системе двигательного стереотипа. Для этого лишь необходимо, чтобы он следовал в заученной временной последовательности. Таким образом, решающее значение при вызове условных рефлексов в системе динамического стереотипа приобретает порядок их выполнения. Следовательно, обстановочная афферентация включает не только возбуждение от стационарной обстановки, но и ту последовательность афферентных возбуждений, которая ассоциируется с этой обстановкой. Обстановочная афферентация создает скрытое возбуждение, которое может быть выявлено, как только подействует пусковой раздражитель. Физиологический смысл пусковой афферентации состоит в том, что, выявляя скрытое возбуждение, создаваемое обстановочной афферентацией, она приурочивает его к определенным моментам времени, наиболее целесообразным с точки зрения самого поведения.
Решающее влияние обстановочной афферентации на условнорефлекторный ответ было показано в опытах И.И. Лаптева – сотрудника П.К. Анохина. В его экспериментах звонок утром подкреплялся едой, и тот же звонок вечером сопровождался ударом электрического тока. В результате было выработано два разных условных рефлекса: утром – слюноотделительная реакция, вечером - оборонительный рефлекс. Животное научилось дифференцировать два комплекса раздражителей, различающихся только временным компонентом.
Афферентный синтез включает также использование аппарата памяти. Очевидно, что функциональная роль пусковых и обстановочных раздражений в известной мере уже обусловлена прошлым опытом животного. Это и видовая память, и индивидуальная, приобретенная в результате обучения. На стадии афферентного синтеза из памяти извлекаются и используются именно те фрагменты прошлого опыта, которые полезны, нужны для будущего поведения.
Таким образом, на основе взаимодействия мотивационного, обстановочного возбуждения и механизмов памяти формируется так называемая интеграция или готовность к определенному поведению. Но, чтобы она трансформировалась в целенаправленное поведение, необходимо воздействие со стороны пусковых раздражителей.
Пусковая афферентация – последний компонент афферентного синтеза.
Процессы афферентного синтеза, охватывающие мотивационное возбуждение, пусковую и обстановочную афферентацию, аппарат памяти, реализуются с помощью специального модуляционного механизма, обеспечивающего необходимый для этого тонус коры больших полушарий и других структур мозга. Этот механизм регулирует и распределяет активирующие и инактивирующие влияния, исходящие из лимбической и ретикулярной систем мозга. Поведенческим выражением роста уровня активации в центральной нервной системе, создаваемым этим механизмом, является появление ориентировочно-исследовательских реакций и поисковой активности животного.
2. Завершение стадии афферентного синтеза сопровождается переходом в стадию принятия решения, которая и определяет тип и направленность поведения. Стадия принятия решения реализуется через специальную и очень важную стадию поведенческого акта – формирование аппарата акцептора результатов действия. Это аппарат, программирующий результаты будущих событий. В нем актуализирована врожденная и индивидуальная память животного и человека в отношении свойств внешних объектов, способных удовлетворить возникшую потребность, а также способов действия, направленных на достижение или избегание целевого объекта. Нередко в этом аппарате запрограммирован весь путь поиска во внешней среде соответствующих раздражителей.
Предполагается, что акцептор результатов действия представлен сетью вставочных нейронов, охваченных кольцевым взаимодействием. Возбуждение, попав в эту сеть, длительное время продолжает в ней циркулировать. Благодаря этому механизму и достигается продолжительное удержание цели как основного регулятора поведения.
До того как целенаправленное поведение начнет осуществляться, развивается еще одна стадия поведенческого акта – стадия программы действия или эфферентного синтеза. На этой стадии осуществляется интеграция соматических и вегетативных возбуждений в целостный поведенческий акт. Эта стадия характеризуется тем, что действие уже сформировано, но внешне оно еще не реализуется.
3. Следующая стадия – это само выполнение программы поведения. Эфферентное возбуждение достигает исполнительных механизмов, и действие осуществляется.
Благодаря аппарату акцептора результатов действия, в котором программируется цель и способы поведения, организм имеет возможность сравнивать их с поступающей афферентной информацией о результатах и параметрах совершаемого действия, т.е. с обратной афферентацией. Именно результаты сравнения определяют последующее построение поведения, либо оно корректируется, либо оно прекращается как в случае достижения конечного результата.
Следовательно, если сигнализация о совершенном действии полностью соответствует заготовленной информации, содержащейся в акцепторе действия, то поисковое поведение завершается. Соответствующая потребность удовлетворяется. И животное успокаивается. В случае, когда результаты действия не совпадают с акцептором действия и возникает их рассогласование, появляется ориентировочно-исследовательская деятельность. В результате этого заново перестраивается афферентный синтез, принимается новое решение, создается новый акцептор результатов действия и строится новая программа действий. Это происходит до тех пор, пока результаты поведения не станут соответствовать свойствам нового акцептора действия. И тогда поведенческий акт завершается последней санкционирующей стадией – удовлетворением потребности.
Таким образом, в концепции функциональной системы наиболее важным ключевым этапом, определяющим развитие поведения, является выделение цели поведения. Она представлена аппаратом акцептора результатов действия, который содержит два типа образов, регулирующих поведение, - сами цели и способы их достижения. Выделение цели связывается с операцией принятия решения как заключительного этапа афферентного синтеза. В чем суть механизма, который приводит к принятию решения, в результате которого и формируется цель?
Исследователи выделяют две группы эмоциональных явлений.
1. Первая группа – это ведущие эмоции. Их возникновение связано с появлением или усилением потребностей. Так, возникновение той или другой биологической потребности, прежде всего отражается в появлении отрицательных эмоциональных переживаний, выражающих биологическую значимость тех изменений, которые развиваются во внутренней среде организма. Качество и специфика ведущего эмоционального переживания тесно увязаны с типом и особенностями породившей его потребности.
2. Вторая группа эмоциональных переживаний – ситуативные эмоции.
Они возникают в процессе действий, совершаемых в отношении цели, и являются следствием сравнения реальных результатов с ожидаемыми. В структуре поведенческого акта, по П.К. Анохину, эти переживания возникают в результате сопоставления обратной афферентации с акцептором результатов действия. В случаях рассогласования возникают эмоциональные переживания с отрицательным знаком. При совпадении параметров результатов действия с ожидаемыми эмоциональные переживания носят положительный характер.
Наиболее прямое отношение к формированию цели поведения имеют ведущие эмоции. Это касается как отрицательных, так и положительных эмоциональных переживаний. Ведущие эмоции с отрицательным знаком сигнализируют субъекту о биологической значимости тех отклонений, которые совершаются в его внутренней среде. Они и определяют зону поиска целевых объектов, так как эмоциональные переживания, порожденные потребностью, направлены на те предметы, которые способны ее удовлетворить. Например, в ситуации длительного голодания переживание голода проецируется на пищу. В результате этого меняется отношение животного к пищевым объектам. Оно эмоционально, с жадностью набрасывается на еду, тогда как сытое животное может проявить полное равнодушие к пище.
Целенаправленное поведение – поиск целевого объекта, удовлетворяющего потребность, - побуждается не только отрицательными эмоциональными переживаниями. Побудительной силой обладают и представления о тех положительных эмоциях, которые в результате индивидуального прошлого опыта связаны в памяти животного и человека с получением будущего положительного подкрепления или награды, удовлетворяющего данную конкретную потребность. Положительные эмоции фиксируются в памяти и впоследствии возникают всякий раз как своеобразное представление о будущем результате при возникновении соответствующей потребности.
Таким образом, в структуре поведенческого акта формирование акцептора результатов действия опосредовано содержанием эмоциональных переживаний. Ведущие эмоции выделяют цель поведения и тем самым инициируют поведение, определяя его вектор. Ситуативные эмоции, возникающие в результате оценок отдельных этапов или поведения в целом, побуждают субъект действовать либо в прежнем направлении, либо менять поведение, его тактику, способы достижения цели.
Согласно теории функциональной системы, хотя поведение и строится на рефлекторном принципе, но оно не может быть определено как последовательность или цепь рефлексов. Поведение отличается от совокупности рефлексов наличием особой структуры, включающей в качестве обязательного элемента программирование, которое выполняет функцию опережающего отражения действительности. Постоянное сравнение результатов поведения с этими программирующими механизмами, обновление содержания самого программирования и обусловливают целенаправленность поведения.
Таким образом, в рассмотренной структуре поведенческого акта отчетливо представлены главные характеристики поведения: его целенаправленность и активная роль субъекта в процессе построения поведения.

Приложение 1.4. Афазии, классификация афазий, методы восстановления речи.

Выделяют две основные формы речи:

· Импрессивную ― процесс понимания речевого высказывания ― путь от слова к мысли ― проходит стадии:

- Восприятие речевого сообщения

- Декодирование сообщения

- Формирование во внутренней речи общей смысловой схемы сообщения и включение её в общий смысловой контекст.

Письменная импрессивная речь ― чтение, устная ― слушание.

· Экспрессивную ― процесс высказывания с помощью языка ― путь от мысли к слову. В психолингвистике переход рассматривается в контексте теории порождающих грамматик. Теория Ноема Хомского или теория Мельчука ― переход от внутренней глубинной смысловой структуры к внешней

- Мотив-побудитель мысли, замысла. В мотиве реализуется потребность в речевой коммуникации в той или иной форме.

- Замысел или мысль ― общая схема высказывания: что и как я скажу.

- Поиск или выбор слов, необходимых для выражения мысли. ("лошадиная фамилия")

Письменная экспрессивная речь ― письмо, устная ― речепроизводство.

· Восприятие речи:

1. Перцепция звуков речи ― выделение из речевого потока звуков речи ― тех звуков, которые свойственны определенной системе языка.

2. Синтез звуков речи в речевые единицы ― перевод отдельных звуков в цепочки. Необходимо сохранение последних поступающих элементов в памяти.

Восприятие интонационных и эмоциональных характеристик речи, выделение индивидуальных характеристик речи: кто говорит, знаком ли голос. Выделение значений отдельных единиц и контекста их употребления, восприятие переносных смыслов.

· Нарушения речи при поражении корковых отделов мозга.

Речь ― афазии; чтение ― алексии, письмо ― аграфии.

Сохранно движение речевого аппарата и элементарные формы морфологических ощущений, но нарушена структура речевого акта как деятельности.

Афазии: при поражении афферентных звеньев:

1. Сенсорная афазия.

- Основной дефект ― нарушение понимания речи, нарушение фонематического слуха, т.е. способности различать звуковой состав слов.

- Симптомы ― литеральная (голос - колос - холост) и вербальные (замена слов по смыслу) парафазии. Подсказка не помогает. Непонимание обращенной или зашумленной речи.

Кроме первичных симптомов можно наблюдать системные симптомы, отражающие нарушение всей системы. Они проявляются в отчуждении смысла слова. Больной теряет смысл воспринимаемого.

Возможны третичные расстройства: "словесная окрошка" или "словесный салат" ― речь нарушена в результате отсутствия понимания экспрессивной речи. Речь ― набор укороченных форм, эмоциональных восклицаний, междометий, и т.п.

- Локализация ― поражение левой височной области мозга.

2. Акустико-мнестическая афазия

- Основной дефект ― нарушение слухоречевой памяти ― невозможность воспроизводить серии звуков, слов, воспринимаемых на слух.

- Симптомы: 1. Суждение объекта воспроизведения 2. Модально-неспецифический характер нарушений, который проявляется в слухоречевой сфере. 3. Повторные предъявления не улучшают воспроизведения. Введение смысловой организации улучшает воспроизведение.

- Локализация ― поражение средних отделов левой височной области.

- Механизмом является патологически повышенная тормозимость следов интерферирующими возбудителями.

- Пробы ― снижение объема запоминания.

3. Оптико-мнетстическая афазия

- Основной дефект ― трудности вспоминания называния предмета или объекта ― нарушение номинативной функции речи и невозможность по названию найти нужный предмет. (чаще предмет, чем действие)

- Симптомы ― вербальные и литеральные парафазии.

- Локализация ― поражение задневисочного и теменно-затылочного отделов мозга.

- Механизм ― уравнивание возбудимости следов, т.е. разные связи слова всплывают в памяти с одинаковой вероятностью.

- Проба ― картинки с предметами. Подсказка помогает. При демонстрации очков: стекла, глаза, брови, железки. В речи: объяснение функции, назначения, ситуации, в которой используется предмет, но без использования названия предмета.

4. Афферентная моторная афазия

- Основной дефект ― нарушается кинестетическая основа артикуляции, произнесение слова.

- Симптомы:

- замена отдельных артикуляций, смешение звуков.

- Смешение близких по артикуляции звуков. (б-п, м-н)

- Диссоциация между произнесением слов, которые хорошо знакомы и слабо усвоены.

- Системные расстройства (нарушение письма), трудности написания букв.

- Нарушение чтения

- Нарушения написания фраз при зажатом языке.

- Локализация ― постцентральные отделы левого полушария мозга.

- Механизм ― выпадение кинестетического афферентного звена речевой системы.

- Проба ― написание слов с зажатым языком, произнесение похожих слов и т.п.

5. Семантическая афазия

- Основной дефект ― распад понимания, нарушение понимания логико-грамматических отношений, в которые вступают различные слова. Нарушение квази-пространственных символов.

- Симптомы ― нарушение понимания:

1. Предлогов ― "круг над крестом" и "крест на кругом" ― одно и то же.

2. Слов с суффиксами "ца", обозначающими вместилище (хлебница…)

3. Сравнительных отношений (ручка длиннее карандаша)

4. Конструкций родительного падежа, (типа "брат отца" при понимании отдельных слов.)

5. Временных конструкций ("перед завтраком я прочитал газету")

6. Речевых структур, выражающих пространственные отношения. (Солнце освещается землей или наоборот)

7. Предложений с логическими инверсиями ("Колю ударил Петя". Кто драчун?)

8. Выражений, в которых логически связанные слова далеко отстоят друг от друга.

9. Конструкций, содержащих глагол переходящего действия. (Петя одолжил деньги Коле. Вася одолжил деньги у Миши. Кто кому должен?)

- Локализация ― зона ТПО.

- Проба ― предъявление сложных предложений.

При нарушении эфферентных звеньев:

6. Эфферентная моторная афазия

- Основной дефект ― нарушение процесса перехода от одной артикулемы к другой.

- Симптомы ― больной правильно артикулирует первый звук первого слога, но не может перейти к следующему. Персеверация. Инертные стереотипы речи. В большей степени страдает произвольная речь, в меньшей ― непроизвольная. Телеграфный стиль ― замена развернутого предложения на ряд существительных в именительном падеже.

- Локализация ― нижний отдел премоторной области.

- Проба ― посчитать 1, 2, 3, 4, 5, ― 1, 2, 3, 4, 5. Посчитать 2, 4, 6, 8, ― 2, 3, 4, 5.

7. Динамическая афазия

- Основной дефект

1. трудности извлечения отдельных слов, особенно ― глаголов.

2. Аграматизм ― нарушение полноты или избыточность того, что говорит больной.

3. Эхолалии ― повтор последних слов инструкции вместо выполнения задания.

- Локализация ― задние отделы мозга ― нарушение синтагматич. Передние отделы мозга ― формы, связанные с образованием речевого потока.

- Проба ― метод заданных ассоциаций ― больного просят назвать все красное, что он знает. Он называет только предметы, которые видит в данный момент. Если просят назвать группу существительных, а затем глаголов, то больной называет только существительные.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-28; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.45 (0.113 с.)