Применение различных подходов к оценке нематериальных активов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Применение различных подходов к оценке нематериальных активов



При оценке нематериальных активов возможно применение тех же методов, которые используются в целом при оценке бизнеса. При использовании доходного принципа применяют методы:

1) избыточных прибылей;

2) преимущества в прибылях;

3) освобождения от роялти.

1. Метод избыточных прибылей позволяет оценить совокупную стоимость "гудвилл" исходя из трактовки этой категории по принципу «большого котла».

Метод основан на предположении, что «избыточные» прибыли предприятию обеспечивают нематериальные активы (гудвилл) за счет превышения ставок дохода на активы (собственный капитал) по сравнению со среднеотраслевыми показателями.

Основные этапы применения данного метода:

─ переоценка материальных активов для определения рыночной стоимости чистых материальных активов (она же рыночная стоимость собственного капитала) путем вычитания из рыночной стоимости материальных активов текущей стоимости ее обязательств;

─ расчет нормализованной прибыли оцениваемой компании;

─ определение среднего по отрасли дохода на активы (собственный капитал) путем построения рыночной нормы на основе данных финансового рынка или путем использования наиболее распространенных в отрасли ставок доходности материальных активов. Применение последнего способа не всегда обоснованно, поскольку средние по отрасли показатели обычно включают доходы как от материальных, так и от нематериальных активов. Помимо этого отраслевые данные обычно базируются на балансовой стоимости компаний, а не на их рыночной стоимости.

─ расчет ожидаемой прибыли на основе среднего по отрасли дохода на чистые материальные активы и их рыночной стоимости по оцениваемой компании;

─ расчет избыточной прибыли путем вычитания из нормализованной прибыли величины прибыли, рассчитанной по среднеотраслевым данным на предыдущем этапе; если в результате получается отрицательная величина, то необходимо пересмотреть расчет. Если расчет выполнен корректно, то необходимо пересмотреть решение об использовании данного метода, поскольку «отрицательный избыточный доход» означает, что доходы компании неадекватны данному уровню инвестиций в ее чистые материальные активы;

─ определение стоимости "гудвилл" путем капитализации избыточной прибыли.

 

Пример. Рыночная стоимость активов предприятия оценивается в 40 тыс. долл., нормализованная чистая прибыль 8 тыс. долл. Средний доход на активы равен 15%. Коэффициент капитализации 20%. Оценить стоимость "гудвилл".

Начинаем с этапа расчета ожидаемой прибыли на основе среднего по отрасли дохода на активы: 15% ´ 40 тыс. долл.=6 тыс. долл.

Определяем избыточную прибыль путем вычитания ожидаемой прибыли из нормализованной: 8 - 6= 2 тыс. долл.

Стоимость "гудвилл" определяем делением избыточной прибыли на коэффициент капитализации 2 тыс. долл.: 0,2 = 10 тыс. долл.

Пример. Определить стоимость нематериальных активов и стоимость компании в целом по следующим данным: нормализованные прибыли составляют 500, средняя доходность на собственный капитал по отрасли 11%, коэффициент капитализации 35%. Агрегированный баланс компании представлен в табл. 10, при этом известны результаты переоценки недвижимости и оборудования до рыночной стоимости – переоцененная стоимость составляет, соответственно, 420 тыс. руб. и 320 тыс. руб.

Таблица 10

Агрегированный баланс компании на последнюю отчетную дату, тыс. руб.

АКТИВ Сумма ПАССИВ Сумма
1. Недвижимость   1. Собственный капитал  
2. Оборудование   2. Совокупные обязательства  
3. Текущие активы      
ИТОГО активов   ИТОГО пассивов  

 

Для расчета ожидаемой прибыли рассчитаем рыночную стоимость материальных активов (собственного капитала) на основе данных переоценки.

Из суммы переоцененной стоимости недвижимости, оборудования, балансовой стоимости текущих активов вычитаем стоимость совокупных обязательств: 420 + 320 + 2440 –1440 = 1740 тыс. руб.

Ожидаемая прибыль составит 1740 тыс. руб. ´ 0,11 = 191,4 тыс. руб., то есть если бы мы работали как среднеотраслевое предприятие, мы бы получили прибыли 191,4 тыс. руб. (а не 500 тыс. руб.).

Путем капитализации избыточной прибыли (500 – 191,4 = 308,6 тыс. руб.) рассчитаем стоимость нематериальных активов 308,6 / 0,35 = 882 тыс. руб.

Тогда стоимость компании определяется суммированием рыночных стоимостей материальных и нематериальных активов

(420+320+2440)+882=4062 тыс. руб.

2. Метод преимущества в прибылях применяется, когда есть возможность определения преимущества в прибыли, создаваемого нематериальным активом (например, для оценки изобретений, торговых марок).

Под преимуществом в прибыли понимается дополнительная прибыль, получаемая в результате использования конкретного нематериального актива. Например, существует преимущество в прибыли от продажи «фирменного» аспирина известной компании, имеющей торговую марку, по сравнению с аналогичным нефирменным простым аспирином. Это преимущество в прибыли из расчета на один год дисконтируется с учетом предполагаемого периода его получения.

Пример. Определить стоимость фирменного знака исходя из следующих данных: ежегодно продается 100 тыс. упаковок фирменного аспирина; преимущество в цене 0,15 долл. За одну упаковку ожидается в течение восьми лет; ставка дисконта 12%. Решение:

100 тыс. упаковок ´ 0,15 долл. = 15000 долл.

15000 - PMT

8 n

12 i

comp PV = 74516 долл.

 

3. Метод освобождения от роялти может применяться для оценки таких объектов интеллектуальной собственности, как патенты и лицензионные соглашения.

Роялти – вознаграждение, за которое владелец патента предоставляет другому лицу право на его использование; выражается обычно в процентах от общей выручки, полученной от продажи патентованного средства; определяется на основании анализа рынка.

По данному методу стоимость интеллектуальной собственности определяется как текущая стоимость потока будущих платежей по роялти в течение экономического срока службы патента или лицензии.

Этапы применения метода:

- прогнозирование экономического срока службы объекта интеллектуальной собственности;

- составление прогноза объема продаж, по которым ожидается выплата роялти, в динамике в течение экономического срока службы объекта;

- определение ставки роялти из вариантов стандартных размеров роялти;

- расчет ожидаемых выплат роялти;

- уменьшение прибыли от роялти на величину расходов, связанных с обеспечением права использования объекта интеллектуальной собственности (юридические, организационные, административные, маркетинговые услуги);

- приведение будущих потоков прибыли от выплат роялти к их текущей стоимости; суммирование текущих стоимостей определяет стоимость объекта интеллектуальной собственности.

Рассчитать стоимость патента с экономическим сроком службы 10 лет методом освобождения от роялти исходя из данных, представленных в табл. 11. Ставка дисконта 15%.

 

Таблица 11

Расчет стоимости патента

Показатели 1 год 2 год 3 год 4 – 10 годы
Расчетный объем продаж, тыс. шт.       По 50 в год
Роялти, %        
Прибыль от роялти, тыс. руб. 3,5 4,5 5,0 По 3,5 в год
Расходы, тыс. руб.   0,5 0,5 По 1 в год
Чистая прибыль 2,5   4,5 По 2,5 в год
Фактор текущей стоимости 0,8696 0,7561 0,6575 ´
Текущая стоимость чистой прибыли 2,174 3,025 9,797 по расчету ¯ ´
Стоимость патента ´ ´ 14,996 ´

Расчет текущей стоимости чистой прибыли, возникающей в течение 4 – 10 года, на дату окончания 3-го года:

2,5 PMT

15 i

7 n

comp PV = 10,4 тыс. руб.

Тогда расчет для 3-го года будет следующим: 4,5+10,4=14,9 FV

15 i

7 n

comp PV = 9,797 тыс. руб.

Стоимость патента 2,174 + 3,025 + 9,797 = 14,996 тыс. руб.

Применение затратного подхода предполагает использование:

- метода выигрыша в себестоимости;

- метода стоимости создания;

- метода стоимости приобретения.

По логике метода выигрыша в себестоимости нематериальный актив, создавая выигрыш в себестоимости продукции, вносит свой вклад в прибыль предприятия. Это преимущество в себестоимости может быть обусловлено системой экономии рабочей силы или секретной технологией и т.д. Применение этого метода предполагает определение величины выигрыша в себестоимости за определенный период времени и приведение его к текущей стоимости.

Метод стоимости создания применяется по отношению к патентам, секретным процессам, адресным спискам в случае, если отсутствуют возможности применения других методов оценки. При этом предполагается, что затраты на создание нематериального актива окупятся и принесут выгоду в будущем, следовательно, покупатель заплатит за данный актив цену, которая не будет превышать стоимости создания. Фактическую стоимость создания необходимо сравнить со стоимостью замещения (воспроизводства).

По методу стоимости приобретения фактическая цена приобретения сравнивается с рыночной стоимостью. Для амортизируемых нематериальных активов в процессе применения методов стоимости создания и приобретения учитывается степень их износа.

В соответствии со сравнительным подходом данные по аналогичным сделкам купли-продажи нематериальных активов сравниваются с данными по оцениваемым нематериальным активам.

Преимущества и недостатки оцениваемых нематериальных активов по сравнению с аналогами учитываются введением соответствующих поправок. Значительная специфика, уникальность объектов нематериальных активов ограничивают возможности применения сравнительного подхода при их оценке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.016 с.)