Рыночный (сравнительный) подход к оценке бизнеса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рыночный (сравнительный) подход к оценке бизнеса



 

Сравнительный подход к оценке бизнеса предполагает, что ценность активов определяется тем, за сколько они могут быть проданы при наличии достаточно сформированного финансового рынка.

Применение данного подхода основано на следующих основных методологических предпосылках.

Во-первых, принцип замещения, в соответствии с которым рациональный покупатель не заплатит за объект цену большую, чем цена другого объекта с аналогичными характеристиками. Следовательно, наиболее вероятной величиной стоимости оцениваемого предприятия может быть реальная цена продажи аналогичного предприятия, зафиксированная рынком.

При этом особенности конкретного бизнеса интересуют инвестора только с позиции перспектив получения дохода. Стремление получить максимальный доход на вложенные инвестиции при адекватном риске и свободном размещении капитала обеспечивает выравнивание рыночных цен.

Во-вторых, использование в качестве ориентира реально сформированных рынком цен на аналогичные предприятия (акции). При этом предполагается, что в данной цене интегрально учитываются многочисленные факторы, влияющие на величину стоимости собственного капитала предприятия (соотношение спроса и предложения на данный вид бизнеса, уровень риска, перспективы развития отрасли и т.д.).

В-третьих, поскольку цена предприятия отражает его производственные и финансовые возможности, положение на рынке, то в предприятиях-аналогах должны быть близкими такие показатели, как соотношение между ценой и важнейшими финансовыми параметрами, которые определяют формирование получаемого инвестором дохода (прибыль, дивиденды, объем реализации, балансовая стоимость собственного капитала и т.д.).

Помимо методологических выделяют организационные предпосылки применения сравнительного подхода:

- наличие активного финансового рынка;

- открытость рынка;

- наличие специальных служб по формированию и поддержанию банка данных, содержащего необходимую оценщику ценовую и финансовую информацию. Наряду с этим необходима доступность указанного банка данных, поскольку самостоятельный поиск информации в процессе применения сравнительного подхода является трудоемким и дорогостоящим.

Преимущества и недостатки сравнительного подхода основаны на использовании в процессе оценки фактических рыночных данных по ценам купли-продажи предприятий-аналогов (в большинстве случаев речь идет о купле-продаже акций или долей). Это определяет наличие следующих преимуществ применения данного подхода по сравнению с другими:

- реальное отражение спроса и предложения на данный объект, адекватно учитывающее риск и доходность;

- более высокую обоснованность по сравнению с другими подходами, основанными на расчетах, прогнозах.

Недостатки, ограничивающие применение сравнительного подхода в оценочной практике:

- будучи основанным на использовании ретроспективной информации, данный подход игнорирует перспективы развития бизнеса, не учитывает будущие ожидания;

- сложность поиска действительно сопоставимых предприятий-аналогов, что приводит к допущению об относительной сопоставимости предприятий по наиболее существенным критериям с выявлением различий по прочим критериям. Это, в свою очередь, определяет необходимость проведения корректировок, внесения поправок для нивелирования несущественных для данного случая оценки бизнеса различий между оцениваемым предприятием и предприятиями- аналогами.

Помимо перечисленных, как недостаток выделяется сложность получения финансовой информации по предприятиям-аналогам.

В российских условиях применение сравнительного подхода ограничено из-за недостаточной развитости перечисленных основных организационных предпосылок:

- во-первых, фондовый рынок слаб, продажи средних и мелких компаний отсутствуют. Вместе с тем отдельные специалисты отмечают возможность использования цен приватизационных аукционов (хотя бы в качестве ориентира). При этом в качестве специфического критерия сопоставимости выделяются наличие и содержание инвестиционных условий;

- во-вторых, ограниченность соответствующих банков данных, необходимых в процессе применения рассматриваемого подхода.

Отметим положительные моменты:

- ценовая информация в виде ежедневных бюллетеней о состоянии российских финансовых рынков, предложениях на покупку-продажу ценных бумаг отслеживается агентствами «АК&М», «Росбизнесконсалтинг», «Финмаркет» и публикуется в журнале «Эксперт», на соответствующих сайтах в Интернете;

- в соответствии с действующим российским законодательством финансовая информация по открытым акционерным обществам подлежит обязательному опубликованию в периодической печати и в виде отчетов в ФКЦБ. Открытость информации достигается возможностью доступа к ней через Интернет;

- по отдельным оцениваемым объектам возможно использование ценовой и финансовой информации по зарубежным аналогам.

В процессе оценки бизнеса исходя из сравнительного (рыночного) подхода применяются три основных метода.

Метод рынка капитала (метод компании-аналога). Основан на использовании реальных цен акций открытых предприятий, сложившихся на фондовом рынке. Используется для оценки миноритарных пакетов акций, поскольку большинство котировок акций открытых компаний касается мелких долей находящегося в обращении акционерного капитала.

Метод сделок (метод продаж) ориентирован на цены приобретения предприятий в целом или их контрольных пакетов. Например, такие сделки могут происходить при слияниях или поглощениях. Метод применим для оценки предприятий в целом или контрольных пакетов акций.

Метод отраслевых коэффициентов (метод отраслевых соотношений) предполагает использование специальных формул или показателей, которые отражают существующие на рынке соотношения между ценой компании и определенными финансовыми параметрами. Эти соотношения (отраслевые коэффициенты) рассчитываются специальными исследовательскими институтами на основе длительных статистических наблюдений за данными о продажах компаний по отраслям и отражают их конкретную специфику.

 

Метод рынка капитала

Суть данного метода состоит в следующем. Для предприятия, аналогичного оцениваемому, рассчитываются мультипликаторы, т.е. коэффициенты, которые показывают соотношение между рыночной ценой одной акции и каким–либо финансовым показателем, взятым также в расчете на одну акцию. Путем умножения величины мультипликатора на тот же финансовый показатель оцениваемой компании (в расчете также на одну акцию) получаем стоимость одной акции компании.

Для понимания сути метода рассмотрим пример.

Необходимо оценить предприятие, получившее в последнем финансовом году чистую прибыль в размере 4,5 руб. на одну акцию. Общее количество акций 3000 шт. Аналитику известно, что недавно 200 шт. акций аналогичной компании были проданы за 6000 руб. Чистая прибыль данной аналогичной компании за последний финансовый год составила 7200 руб., а общее количество акций равно 2400 шт.

Решение.

По предприятию-аналогу рассчитаем мультипликатор «цена/чистая прибыль»:

цена 1 акции – 6000 руб.: 200 шт.=30 руб.;

прибыль на 1 акцию 7200 руб.: 2400 шт.=3 руб.;

мультипликатор «цена/чистая прибыль» = 30:3 = 10;

определим стоимость одной акции оцениваемой компании:

«прибыль на 1 акцию» × «м-тор цена/чистая прибыль» = 4,5 руб. × 10 = 45 руб.;

определим стоимость оцениваемой компании:

«стоимость 1 акции» × «кол-во акций» = 45 руб. × 3000 шт. = 135000 руб.

Процесс оценки предприятия методом рынка капитала (или методом компании-аналога) включает основные этапы:

- сбор необходимой ценовой и финансовой информации, составление списка компаний – аналогов

- проведение финансового анализа оцениваемой компании и компании-аналога

- расчет оценочных (ценовых) мультипликаторов по компаниям-аналогам

- применение мультипликаторов к оцениваемой компании и определение величины стоимости оцениваемой компании

- внесение итоговых поправок.

Охарактеризуем перечисленные этапы:

Сбор необходимой ценовой и финансовой информации, составление списка компаний-аналогов.

1. Шаги отбора сопоставимых компаний.

Первый шаг: отбирается максимально возможное число предприятий по таким общим критериям сопоставимости, как отраслевое сходство, сходство производимой продукции, объемов производства и по другим экономическим показателям.

Критерии сопоставимости (или критерии отбора) – параметры, по которым оцениваемое предприятие и предприятия-аналоги должны быть схожи.

Второй шаг: круг отобранных предприятий сужается за счет отсева предприятий, которые характеризуются плохим качеством и недостоверностью предоставляемой информации или ее недоступностью. Полученная информация по отобранным предприятиям тщательно анализируется.

Третий шаг: по результатам проведенного анализа путем расширения состава критериев сопоставимости составляется окончательный список предприятий-аналогов.

 

2. Рассмотрим основные критерии сопоставимости компаний:

Отраслевое сходство. Оцениваемая компания и предприятия-аналоги непременно должны принадлежать одной отрасли.

Однако наряду с отраслевым сходством необходима сопоставимость по следующим параметрам:

- уровень диверсификации производства;

- уровень взаимозаменяемости производимой продукции;

- стадия экономического развития предприятия.

Размер компаний. Сравнительные оценки размера компании включают такие параметры, как объем реализованной продукции (работ, услуг), занимаемая доля на рынке, объем прибыли, число филиалов и т.д.

Данный критерий не является ведущим. Если размеры оцениваемого предприятия и предприятия-аналога различны, при наличии сопоставимости по другим критериям, как правило, выполняются процедуры корректировки. В процессе корректировки учитываются следующие факторы, влияющие на величину прибыли:

- географическая диверсификация рынка сбыта производимой продукции;

- наличие количественных скидок в отношении закупаемых материалов, сырья, комплектующих;

- ценовые различия по схожим товарам.

Перспективы роста компании, развития бизнеса. В процессе оценки перспектив роста компании необходимо рассматривать степень влияния общего уровня инфляции, перспектив роста отрасли в целом и индивидуальных возможностей развития конкретного предприятия в рамках отрасли. Помимо этого на основе изучения конкурентных преимуществ и недостатков оцениваемой компании рассматривается ретроспективная и прогнозируемая динамика доли предприятия на рынке.

Уровень финансового риска в компании. Оценка финансового риска проводится:

- по анализу структуры капитала;

- по оценке ликвидности;

- по оценке инвестиционной привлекательности и т.д.

Качество менеджмента. Оценка данного критерия сопоставимости проводится на основе косвенных данных: качества отчетной документации, уровня образования, возрастного состава, опыта, зарплаты управленческого персонала.

Проведение финансового анализа оцениваемой компании и компании-аналога.

Путем использования традиционных приемов и методов финансового анализа в ходе реализации данного этапа решаются следующие задачи:

- оценивается финансовое состояние предприятия и выбирается информация для построения мультипликаторов;

- определяется рейтинг оцениваемой компании в списке компаний-аналогов;

- определяется значимость вариантов стоимостей, рассчитанных путем применения отдельных мультипликаторов: если высока сопоставимость оцениваемого предприятия с предприятиями-аналогами по конкретным финансовым показателям, соответственно, выше значимость (достоверность) такого варианта стоимости, который рассчитан путем применения взаимосвязанного с этим финансовым показателем мультипликатора;

- подготавливается информационная база для повышения уровня сопоставимости информации внесением необходимых корректировок в промежуточные результаты.

 

Расчет оценочных (ценовых) мультипликаторов по компаниям-аналогам.

Вспомним определение мультипликатора, данное нами в начале рассмотрения метода рынка капитала: мультипликатор – это коэффициент, который показывает соотношение между рыночной ценой одной акции и каким-либо финансовым показателем, взятым также в расчете на одну акцию.

Типы мультипликаторов

Интервальные мультипликаторы, к числу которых относятся: цена/прибыль (Р/Е), цена/денежный поток (Р/СF), цена/дивидендные выплаты (Р/D), цена/выручка от реализации.

Моментные мультипликаторы – цена/ стоимость активов (Р/VA).

Характеристики мультипликаторов приведены в табл.13.

 

Таблица 13



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.175.46 (0.02 с.)