ТОП 10:

Г.С. Сковорода – известный гуманист, философ, поэт, просветитель.



В творчестве Григория Сковороды (1722–1794) продолжалась традиция отечественной мысли 17 в., задолго до реформы Петра I испытавшей влияние различных направлений западноевропейской философии. Широко известна эпитафия на могиле мыслителя-странника, написанная им самим: «Мир ловил меня, но не поймал». В антропологии Сковороды присутствуют мотивы, характерные для средневековой отечественной мысли. Это, в частности, относится к его учению о сердце как средоточии духовного и телесного бытия человека. Влияние платонизма проявляется в обосновании им роли эроса в эстетических переживаниях человека и в том, что сама любовь предполагает определенное «сродство» с ее предметом – изначальную, метафизическую предрасположенность сердца. В учении о «таящемся в человеке Духе Божием», о том, что каждый человек в своем земном существовании есть лишь «сон и тень истинного человека», Сковорода близок к построениям европейских мистиков, в частности к Майстеру Экхарту (14 в.) с его учением о «сокровенной глубине» в Боге и человеке. Присутствуют у мыслителя и мистико-пантеистические мотивы: «Бог всю тварь проницает и содержит...», «Бог есть основание и вечный план нашей плоти...», «Тайна пружина всему...» и т.п. Антропоцентризм метафизики Сковороды самым непосредственным образом связан с пантеизмом. Совпадение антропоцентристских и пантеистических установок мы можем наблюдать и в натурфилософском пантеизме (Дж.Бруно, Ф.Патрици, Дж.Кардано и др.), и в мистическом пантеизме Я.Беме, С.Франка, А.Силезиуса. Конечно, Сковороде ближе вторая, мистическая традиция, хотя элементы пантеизма натуралистического типа в его мировоззрении присутствуют вполне отчетливо.

25. Кант

Родоначальником немецкой классической философии является Кант (1724-1804). В интеллектуальном развитии Канта выделяют два периода: докритический и критический. В докритический период до 1700г кант выступал прежде всего, как крупный ученныцй - астронтом, физик, географ. Ему принадлежит первенство в обосновагнии зависимости приливов и отливов от положения луны, а также обосновании научной гипотезы о происхождении солнечной системы из гигантской газовой туманности.

Кантовская философия, заложившая основы всей немецкой классической философии, сформировалась в так называемый критический период, после опубликования им трех КРИТИК - критики чистого разума (1781), критики практического разума (1788), критики способности суждения (1790). Все эти работы связаны единым замыслом и представляют собой последовательный ступени обоснования системы трапенцендентального идеализма.. второй период творчества Канта назван критическим не только потоииу, что критиками назывались основные произведения этого периода, а потому что кант ставит перед собой задачу провести в них критический анализ всей предшествующей ему философии.

Кант делает предметом философии специфику познающего субъекта, который по ег мнению определяет способ познания и контролирует предмет знания.

Кант переосмысливает самое понятие субъекта и впервые в философии ставит вопрос о всеобщности субъекта. В самом субъекте кант различает два ууровня эмпирический (опытный) и трансцедентальный (находящийся по ту сторону опыта). К эмпирическому уровню он относит индивидуально – психологические особенности человека, к трансцедентальному - индивидуальное начало в человеке, т.е. всеобщие определения человека как такового,человека как представителя человечества.

Достоверное знание это значит объективное знание. Объективность же по канту отождествляется со всеобщностью и необходимостью.

Познающему субъекту пот природе присущи некоторые врожденные (доопытные) формы подхода к действительности, из самой действительности невыводимые: пространство, время, формы рассудка.

Доопытные формы чувственности пространство и время – создают предпосылки достоверности математического знания. Рассудок - это мышление, оперирующее понятиями и категориями.

Теорию познания канта выглядит так: существуют вещи сами по себе. Они действуют на органы чувств человека, порождает многообразные ощущения, такие ощущения упорядочиваються доопытными формами чувственности – пространство и время, т.е распологаются в традиционном измерении и фиксируется как длительность на основе преобразований формируются восприятие, которые носят субъ5ективный и индивидуальный характер.

Свобода по канту это независимость от определяющих причин чувственно – воспринимаемого мира. В сфере свободы действует не теоретический, а практический разум.

Кант выдвинул новую концепцию субъекта, он разделил бытие на мир природы и мир человека, в которых действуют свои возможности и законы между которыми есть глубокие противоречия. Кант ограничил позновательные возможности субъекта “миром явлений” но не решил проблему связи явлений с “вещями самими по себе”

 

26. Субъективный идеализм И.Г Фихте и объективный идеализм Шеллинга.

Поставленные И.Кантом проблемы первым в немецкой классической философии попытался решить И.Г.Фихте (1762 - 1814). Фихте ставит перед собой задачу преодолеть кантовский дуализм теоретического и практического разума, вещей в себе и явлений. Кантовский принцип автономии воли, согласно которому практический разум сам дает себе закон, превращается у фихте в универсальное начало всей его системы. Из принципа практического разума – свободы он стремится вывести и теоретический разум – познание природы. Познание в системе фихте представляет собой лишь подчиненный момент единого практически – нравственного действия. Таким образом, философс4кая система Фихте строится, прежде всего на признании активной практически – деятельной сущности человека.

Исходное понятие системы Фихте - Я . Я утверждает себя в качестве такового в акте самосознания. Я есть - это самоочевидное суждение. Точно также поступал и декарт, когда он стремился найти исходное самоочевидное начало. Но в отличие от декарта, самоочевидности Я у Фихте основывается не на акте мышления, а на волевом усилии, действии. Я есть волевое, действующее существо.

Фихте подчеркивает приоритет человеческого субъективно – деятельного начала над природой. Природа по фихте существует не сама по себе, а ради чего то другого, а именно для того чтобы создать возможность самореализации Я.

С одной стороны Я - это конкретны индивид с присущей ему волей и мышлением, а с другой стороны Я - это человечество в целом, т.е абсолютное Я. Взимоотношения индивидуального Я и абсолшютного Я характеризует по Фихте процесс освоения окружающей среды. Индивидуальное и абсолютное Я фихте , то совпадают и отождествляются, то распадаются и различаются. Эта пульсация совпадений – расхождений составляет основное ядро диалектики фихте, движущий принцип его системы.

Идеи Фихте развил дальше его младший современник Шеллинг (1775-1854). В учении шеллинга преодолевается противопоставление мира природы как мира явлений , и мира свободы как субъективного действительного Я на основе учения об их тождестве, т.е тождества субъекта и объекта, точке безразличия их обоих.

Интеллектуальная интуиция по шеллингу – высшая форма философского творчества и служит тем инструментом, на основе которого возможно саморазвертывание тождества.

 

27.Філософське вчення Гегеля, супереч-ність між його методом та системою.

/1770-1831рр./відомий філософ об’єктивного ідеалізму,який у рамках своєї об’єктивно-ідеа-лістичної системи глибоко і всебічно розробив теорію діалектики.Він зробив спробу побуду-вати теоритичну систему, яка повинна була остаточно вирішити проблему тотожності мислення і буття.Основні роботи: “Наука логіки”,”Філософія природи”,”Ф.духу”, ”Ф.права”.В коло його інтересів входили всі сфери життя—природа,людина,її свобода, закономірності суспільного життя,логіка… заслуга Г.полягала також в тому,що він весь природний,історичний і духовний світ вперше подав у вигляді процесу,тобто у вигляді руху, змін,в перетвореннях,в розвитку.Але цей уні-версальний процес він відобразив своєрідно-ідеалістично.Гегель вважав,що об’єктивно, незалежно від нас існує абсолютний дух,як самостійна,універсальна,духовна субстанція світу.Цей абсолютний Дух,абсолютна ідея чи розум,постійно розвиваючись,на певному його етапі породжує,”відпускає з себе своє інше”-природу,яка в свою чергу,розвиваючись, поро-джує “суб’єктивний Дух”-людину,мистецтво, релігію і найвищий прояв цього духу-філосо-фію.Обгрунтовуючи ідею розвитку,Г.сформу-лював основні закони діалектики,довів,що істина є процесом.Розробляючи філософію історії,Г.перший підкреслив,що основною проблемою вивчення соціального буття люди-ни є вивчення діалектики суб’єктивності по-бажань кожної окремої людини і об’єктивнос-ті,закономірності створюваної людьми систе-ми суспільних відносин.Г.критикував розумін-ня свободи як відсутність всіляких перепон. Сутність основного протиріччя філософії Г.-протиріччя між діалектичним методом і ідеалістичною і в той же час метафізичною системою,звернувши увагу при цьому на непослідовність його діалектики.Вона була звернена в минуле і не поширювалась на пояснення сучасного і майбутнього.Г.скрізь установив абсолютні межі розвитку:в логіці такою межею є абсолютна істина,в природі-людский дух,в філософії права-конституційна монархія,в історії філософії-філософська сис-тема самого Гегеля.

Г. вважав,що розвиток історії завершується, досягши рівня Пруської імперії,після того історія вже не розвивається в просторі і часі. Таким чином,філос. Г.була консервативною, вона не давала перспектив для необхідності появи нових формацій і через це класики марксизму назвали її “кінцем німецької класичної філософії”.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.132.132 (0.004 с.)