Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия Д.Беркли, Д.Юма, Лейбница.

Поиск

Д.Беркли

Для понимания философии Беркли важными являются две отправные точки: для нас несомненно лишь наше собственное существование как мыслящего духовного существа, наши собственные идеи. Все остальное (вещи, тела, люди, материя) проблематично, вторично и еще нуждается в обоснованиях и доказательствах.

Чувственно воспринимаемый нами мир, по Беркли, является единственно существующим миром. Нет никаких чувственно невоспринимаемых объектов, которые лежат в основе наших впечатлений и порождают воспринимаемый нами мир. Единственное, что мы можем знать, это то, что мы имеем различные чувственные впечатления. Лаконичный итог гносеологии Беркли таков: «Существовать – значит быть воспринимаемым». Свойства вещей оказываются тождественными нашим ощущениям этих свойств. Различные ощущения, восприятия, идеи также не могут существовать «иначе, как в духе, который их воспринимает»; запах не возможен без обоняния, звук – без слуха, цвет – без зрения. Так от построения собственной теории познания Беркли переходит к следующей части своих рассуждений, а именно к критике понятия «материальной субстанции». Признание существования материальной субстанции Беркли считает не только нечестивым, но, прежде всего нелогичным и бездоказательным. Фундаментальная критика мыслителем понятия «материи» опирается на ряд разнообразных и сильных аргументов.

Во-первых, философ критикует «материю» с позиций номинализма как абстрактное понятие, за которым не стоит ничего конкретного. Имеются лишь отдельные идеи, восприятия, «вещи», но никакие общие понятия не имеют реального существования, а представляют из себя пустой звук.

Во-вторых, для Беркли «очевидно, что само понятие о том, что называется материей или телесной субстанцией, заключает в себе противоречие».

Д.Юм

К числу главных философских сочинений Дэвида Юма относятся: «Трактат о человеческой природе», «Опыт о человеческом разуме», «Эссе моральные и политические», «Исследования об аффектах», «Исследование о принципах морали», «Естественная история религии», «Политические беседы».

Агностицизм Юма – отрицание возможности достижения истинного знания о мире и признание возможности изучения лишь наших ощущений и идей, но не вещей и субстанций.

В основе теории познания Юма лежит человеческий опыт, уже располагающий восприятиями, неизвестно как полученными. Мыслитель выделяет два вида «душевных восприятий» - впечатления и идеи: «Те восприятия, которые входят в сознание с наибольшей силой и неудержимостью, мы назовем впечатлениями, причем я буду подразумевать под этим именем все наши ощущения, аффекты, и эмоции при первом их появлении в душе. Под идеями же я буду подразумевать слабые образы этих впечатлений в мышлении и рассуждении». Опыт, по Юму, не связывает нас с прежним миром, а отделяет нас от него, замуровывает в одинокой камере нашего сознания.

Центральное место в философских построениях Юма занимает его учение о причинности. Причинно-следственные связи не существуют объективно, а образуются субъективно в познании людей и приписываются ими окружающему миру.

Лейбниц

Немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716), считал, что мир состоит из мельчайших элементов, или монад (единое или единица с греч.), - духовных элементов бытия, обладающих активностью и самостоятельностью (Монады вовсе не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда и оттуда выйти), находящихся в непрерывном изменении и способных к страданию, восприятию и сознанию. Следовательно, к понятию субстанции прибавляется понятие деятельной силы. Каждые две силы есть единица бытия или монада. Монада единица бытия, духовный атом. Лейбниц изъял из единой субстанции Спинозы его пантеистическое понимаемого Бога. Бог, по Лейбницу, возвышается над телесным миром, являясь его виновником и господином. Единство и согласованность монад есть результат Богом предустановленной гармонии. Так низшим монадам присущи лишь смутные представления (неорганический мир и растения); у животных представления достигают ступени ощущений, а у человека - ясного понимания, осмысления. Признавая с одной стороны, основным свойством монад деятельную силу, устанавливая энергийную связь между ними, а с другой - защищая идею Бога-творца, Лейбниц через теологию подходит к принципу диалектики. Монада - зеркало единой и бесконечной Вселенной. Т.о. все в мире живое и одушевленное. Монадология Лейбница обязана открытию микроскопа, которым он восхищался. Отвергая представление о пространстве и времени как о самостоятельных началах бытия, существующих наряду с материей и независимо от нее, он рассматривал пространство как порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, существующих вне друг друга, а время - как порядок сменяющихся друг друга явлений или состояний.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.105.127 (0.006 с.)