Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия Нового времени. Р.Декарт, Д.Локк.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Р.Декарт Родоначальником философии Нового времени по праву считается французский мыслитель и ученый Рене Декарт. С философскими размышлениями (получившими свое воплощение прежде всего в работах: «Рассуждение о методе», «Размышления о первой философии») Декарт органично сочетал обширные научные интересы. Он внес колоссальный вклад в математику, занимался исследованиями в области оптики и психологии. Подобно древним пифагорейцам Декарт был убежден в том, что мир математически структурирован (Творцом) и математически исчислим. А значит, философия должна стать математичной, а математика – философской. Прочно связав философию с наукой, Декарт весьма критически относился к современной ему философии, находя ее неудовлетворительной, непрактичной и догматичной. Декарт начинает построение своей философии с сомнения. Мыслитель говорит, что он решил играть сам с собой в своеобразную игру по жестким правилам: усомниться во всем, в чем только возможно, чтобы таким образом найти несомненное. Сначала Декарт сомневается в утверждениях авторитетных авторов древности и современности. Он допускает, что существует некий злой дух, который искусно обманывает нас, морочит нам голову, создавая иллюзию достоверности там, где ее нет. Потом Декарт кладет в основу своего учения мыслящий субъект. Мышление основывает бытие, познающий субъект является основой всего мира… Все остальное еще надо доказать, выведя из «Я» - Бога, а из Бога – мир, но точка опоры в океане сомнений уже определена. Островок желанной достоверности расширился – с несомненности наличия мыслящего «Я» до обоснованности истин логики и математики. Их мы находим в себе непосредственно и усматриваем при помощи интеллектуальной интуиции в «естественном свете разума». Это высший вид познания по Декарту. А из этого постепенно выводится – дедуцируется – все остальное знание. Таким образом, дедукция дополняет и продолжает интеллектуальную интуицию, как знание опосредованное дополняет знание непосредственное и самоочевидное. Главное в дедукции – не спешить и соблюдать правила метода, подчеркивал Декарт. Во-первых, ясность и отчетливость исходных оснований. Во-вторых, детализация (расчленение сложных мыслей на простые составляющие). В-третьих, последовательность. В-четвертых, полнота рассмотрения вопроса, не упускающая из виду ничего существенного и относящегося к делу. Философ сравнивал человеческое знание с деревом, корнем которого является метафизика, стволом – физика, а ветвями – все прочие науки. Декарт явился основоположником рационалистического направления в философии, полагающего, что не чувства, а разум является источником и основой человеческого сознания. Д.Локк. Две основные области философского творчества Джона Локка – это гносеология и социально-политическая философия. Наиболее важными его работами являются: «Опыт о человеческом разуме», «Два трактата о правлении», «Мысли о воспитании», «Письма о веротерпимости», «Опыт о веротерпимости». Философ обращается к античному сравнению человеческого сознания с «чистой доской» на которой опыт пишет свои письмена. На опыте основывается все наше знание, от него в конце концов оно происходит. Так Локк приходит к следующему утверждению, которое можно считать лаконичным девизом всей эмпирической философии: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». Мыслитель указывает на два основных источника познания: данные внешних чувств и внутренней рефлексии. При этом он особо подчеркивает, что человеческий разум может лишь различным образом комбинировать идеи, приходящие из опыта, но ни в коем случае не создавать (порождать) и не разрушать эти идеи. Важным для гносеологии Локка является разделение идей на простые – ощущения, непосредственно данные на чувственном опыте, и сложные, являющиеся комбинацией первых. Локк вводит наряду с понятием «идей» понятие «качеств вещей». Философ различает первичные и вторичные качества вещей. Первичные качества – это объективные, неотъемлемые свойства материальных тел: протяженность, форма, плотность, количественные характеристики, механическое движение, покой. Вторичные качества – это субъективные ощущения, не совпадающие со свойствами вещей, производимые от первичных качеств и зависящие от человеческих органов восприятия: цвет, вкус, запах и др.
Философия Б. Спинозы. В своем учении мыслитель довел до логического завершения присущий многим мыслителям Нового Времени идеал построения философии как точной науки. Веря в разумность устройства мироздания, в наличие и постижимость одной-единственной истины, Спиноза строит свое учение «геометрическим способом». Сначала идут определения («дефиниции»), затем «постулаты» (подобные геометрическим аксиомам), затем «теоремы», выводимые из «постулатов», а затем доказательства теорем и пояснения к ним. Философ выделял 3 вида познания. Первый – низший вид познания: познание, основанное на чувственном опыте. Второй вид познания – более предпочтительный – это «рассуждения разума» или рассудочное познание: связанная и логически последовательная цепь рассуждений, опирающаяся на изначальное, самоочевидное и достоверное знание. Третий и высший вид познания – интуиция, непосредственное познание истины в ее полноте. Так мы познаем прежде всего Бога. Для Спинозы Бог есть не что иное как «Субстанция, или Природа». Учение о Боге-Субстанции должно предварять этические выводы его философии, позволяя человеку преодолеть свою ограниченность и взглянуть на мир «с точки зрения вечности».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.190 (0.009 с.) |