Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Место и роль философии в культуре. Философия как мировоззрение.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Место и роль философии в культуре. Философия как мировоззрение. Философия - одна из самых древних и интереснейших областей человеческого знания, духовной культуры. Она возникла около 25 столетий назад почти одновременно, как считает К. Ясперс, в Древнем Китае, Древней Индии, Древней Греции. Среди ученых первым назвал себя философом великий древнегреческий математик и мыслитель Пифагор, а в качестве названия особой науки термин «философия» употребляется впервые Платоном. В буквальном смысле слово «философия» означает «любовь к мудрости». Для ответа на первый вопрос темы необходимо сравнить философию с такими важнейшими сферами культуры, как мифология, религия, искусство, наука. Особенности философии также помогают выявить некоторые моменты генезиса философии. Возникновение философии означает постепенный переход от мифов к самостоятельному размышлению человека о мире, к осознанию того, что в нем действует свой, независимый ни от бога, ни от человека порядок. Но таково было исторически исходное представление о назначении философии. В дальнейшем это представление изменялось. В этом же вопросе надо дать определение предмета философии, обратившись к рекомендуемой литературе (напр.; Поликарпов В.С. Введение в философию. Ростов-на-Дону - Таганрог, 2003. С. 7-14). В этом же вопросе надо выявить специфику философского мировоззрения по сравнению с мировоззрением, которое формируется другими формами общественного сознания. Философия, являясь формой общественного сознания, общим теоретическим мировоззрением, квинтэссенцией культуры, представляет собой синтез закономерностей на природу, общество, человека, включающий в себя оценку того, что составляет содержание этих взглядов. Основной вопрос философии. Структура философского знания. Для ответа на второй вопрос необходимо дать формулировку основного вопроса философии, содержащегося в работе Ф. Энгельса (см. список литературы); характеристику основных направлений в философии, форм материализма и идеализма. Основной вопрос философии определяет общие принципы философского мировоззрения, процесса познания мира, влияет на понимание общетеоретических проблем науки, политики, нравственности, искусства. Основной вопрос философии - это не только теоретический, но и практический вопрос об отношении принципов деятельности к объективной реальности. Материалисты и идеалисты объясняли окружающий мир с помощью философского метода. Необходимо остановиться на характеристике исторически сложившихся двух основных методов в философии - диалектике и метафизике. С момента оформления философии начала определяется и структура философского знания. Необходимо дать характеристики таким частям философского знания как онтологии, гносеологии, социальной философии, логики, эстетики, философской антропологии, философии истории, философии и методологии науки (см.; Поликарпов В.С. Введение в философию. Ростов-на-Дону, Таганрог. 2003. С. 15), а также истории философии. Философия и частные науки. При ответе на третий вопрос темы необходимо рассмотреть историческое изменение взаимодействия философии со специальными науками. На рубеже XX-XXI вв. материалистическая философия определяется как новая методология, на основе которой все научные дисциплины предстали как элементы единого знания об эволюции Вселенной и человека. При изложении вопроса нужно рассмотреть специфику философии в современной системе наук, определить ее взаимоотношения с естественными, общественными, математическими, гуманитарными, техническими науками, уделив особое внимание специфике технических наук, связи общественных и технических наук. Также здесь нужно рассмотреть роль философии для научного исследования, обратив внимание на селективный парадокс в современной науке. Можно привести примеры философских вопросов физики, математики, биологии, информатики, техники и т.д. Функции философии. Вопрос о функциях философии - это вопрос о том, какую роль играет философия в жизни людей. Нужно дать характеристику функциям: мировоззренческой, методологической, интегративной, социально-теоретической, гуманистической, этической, эстетической, критической, аксиологической, культурологической, прогностической. Таким образом, важнейшей особенностью философского познания является способность философии отражать все богатство мировоззрения той или иной эпохи. В системе духовной культуры она является самым важным ее компонентом. Поэтому вслед за Гегелем К. Маркс рассматривает философию как духовную квинтэссенцию своего времени и называет ее живой душой культуры (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.1. С. 1-5). Существенна роль философов в осознании современных процессов интернационализации и глобализации мира, глобальных проблем человечества (экологический кризис, голод и нищета, рост численности населения, угроза войны), а также обоснование системы ценностей современного российского общества (коллективизм, государственность, равенство, социальная справедливость, свобода, индивидуализм, частная собственность, права человека, толерантность, безопасность и др.). Основные понятия темы: культура, мифология, мировоззрение, «осевое время», философия, предмет философии, объект философии, методология, наука, нормативные науки, позитивные науки. Контрольные вопросы: 1. Каким требованиям должно отвечать мировоззрение, чтобы стать философией? 2. Какова связь философского идеализма с религией? Что между ними общего, в чем различие? 3. Почему дуализм не является третьей, нейтральной линией в решении основного вопроса философии? 4. В чем состоят мировоззренческая и методологическая функция философии? Приведите примеры. 5. В чем проявляется взаимосвязь философии и технических наук? 6. Почему изучение философии необходимо специалисту любой отрасли знания: инженеру, врачу, учителю, юристу и т.д.? 7. Какие исторические типы мировоззрения вам известны? В чем их отличие от философии? Литература 1. Алексеев, П.В. Философия: учеб. Пособие: [Текст] / П.В. Алексеев. - М.: Проспект, 2005. 2. Спиркин, А.Г. Философия: учеб. пособие: [Текст] / А.Г. Спиркин. - М.: Гардарики, 2006. 3. Философия: [Текст] / Под. ред. В.П. Кохановского. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 4. Хрестоматия по философии: [Текст] / Под. ред. В.П. Кохановского, В. П. Яковлева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 5. Мир философии: [Тексты]. Ч. 1. / Сост.: П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – М. Политиздат, 1991. 6. Мир философии: [Тексты]. Ч. 2. / Сост.: П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – М. Политиздат, 1991. Тема 2. Учение о бытии (онтология). Вопросы: 1. Бытие как философская проблема. Научные, религиозные, философские картины мира. 2. Понятие материи в философии. Современная наука о строении материи и уровнях ее организации. 3. Движение и его основные формы. 4. Пространственно-временные характеристики природы и социокультурного мира. 5. Материальное единство мира.
1. Бытие как философская проблема. Научные, религиозные, философские картины мира. Сущность философского понимания мира раскрывается через содержание таких фундаментальных категорий, как «бытие», «материя». Эти понятия во многих философских учениях прошлого и современности занимают центральное место. При подготовке первого вопроса темы нужно раскрыть содержание понятий «сущее», «существование», рассмотреть, как в истории философии трактовалось понятие «бытие». Необходимо обратить внимание на различие подходов к категориям Бытия и Небытия в Восточной и Западной философии. Здесь же нужно рассмотреть понятия видов бытия, форм бытия, уровней бытия, дать определение объективной и субъективной реальности, показать различные варианты трактовок бытия. Сущностная сторона бытия выражается в понятии «субстанция». Необходимо раскрыть содержание количественной интерпретации субстанции через понятия монизма, дуализма, плюрализма. При ответе на данный вопрос нужно обратить внимание на термины «картина мира», «научная картина мира», «религиозная картина мира», «философская картина мира». 2. Понятие материи в философии. Современная наука о строении материи и уровнях ее организации. Переходя ко второму вопросу темы, важно подчеркнуть, что для материалистов субстанциональной основой мира является материя. В этом вопросе рассматриваются различные этапы формирования взглядов на материю в истории философии. Рассматривая историю вопроса, нужно иметь четкие представления о кризисе физики конца XIX века, «физическом идеализме», философском определении материи, данное В.И. Лениным (см. работа «Материализм и эмпириокритицизм»). Здесь же нужно остановиться на таких свойствах материи, как несотворимость, неуничтожимость, бесконечность, неисчерпаемость. Говоря о взглядах современной науки на понятие материи, нужно иметь представление о структуре неорганической природы, органической природы, иметь представление об уровнях строения материи. 3. Движение и его основные формы. Отвечая на третий вопрос темы нужно обратить внимание на различие понятий «движение», «изменение», «развитие», назвать и дать описания форм движения материи, уделить особенное внимание на учение о самоорганизации материи (синергетики), созданное И. Пригожиным. Научные представления о новых видах материи и формах их движения будут развиваться и далее. Методологической основой для дальнейшего развития учения о формах движения материи по-прежнему выступают идеи Ф. Энгельса. Они не утратили своей актуальности и в наши дни. Одним из достижений более чем 2500-летнего развития философии является положение о неразрывной связи материи и движения. 4. Пространственно-временные характеристики природы и социокультурного мира. Исторически сложились два подхода в толковании пространства и времени - субстанциональный и реляционный. Нужно раскрыть содержание этих подходов, дать определения этим понятиям, раскрыть такие свойства пространства как трехмерность, симметричность, изотропность; описать свойства времени: одномерность, анизотропность, однонаправленность, а также их общие свойства. Следует различать реальное пространство и время, перцептуальное пространство и время, концептуальное пространство и время. Нужно показать значение теории относительности А. Эйнштейна для философского понимания пространства и времени. В этом же вопросе нужно рассмотреть виды времени (биологическое, психологическое, социально-историческое), единство пространства, времени, материи и движения в биологии, социальное пространство. 5. Материальное единство мира. Идея материального единства мира является одним из исходных принципов диалектико-материалистической концепции бытия. Знание форм единства мира обеспечивает переход познания от неизвестного к известному. Для раскрытия сущности материального единства мира нужно рассмотреть в содержательном плане концепцию многообразия миров, антропный принцип, принципы синергетики как теории самоорганизации. Основные понятия темы: бытие, действительность, монизм, плюрализм, дуализм, пространство, время, бесконечность, идеальное, материальное, реальность. Контрольные вопросы: 1. Из какого понимания материи исходили ученые, заявлявшие в начале ХХ века, что материя исчезла? 2. В каком отношении находятся понятия: «механистическое понимание движения» и «метафизическое понимание движения»? 3. Каковы критерии, по которым выделяются формы движения материи в классификации Ф. Энгельса? Какие изменения внесены в эту классификацию последующим прогрессом в развитии науки? 4. В чём ошибочность точки зрения Е. Дюринга, считавшего, что единство мира заключается в его существовании? 5. Можно ли определить понятие «мир» без понятия «субъект»? 6. Какое содержание вкладывается материалистической философией (Запада) в понятие «бытие»? Литература 1. Алексеев, П.В. Философия: учеб. Пособие: [Текст] / П.В. Алексеев. - М.: Проспект, 2005. 2. Спиркин, А.Г. Философия: учеб. пособие: [Текст] / А.Г. Спиркин. - М.: Гардарики, 2006. 3. Философия: [Текст] / Под. ред. В.П. Кохановского. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 4. Хрестоматия по философии: [Текст] / Под. ред. В.П. Кохановского, В. П. Яковлева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 5. Мир философии: [Тексты]. Ч. 1. / Сост.: П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – М. Политиздат, 1991. 6. Мир философии: [Тексты]. Ч. 2. / Сост.: П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – М. Политиздат, 1991. Тема 3. Учение о развитии. Вопросы: 1. Диалектика как метод и принцип бытия. Соотношение между диалектикой и формальной логикой. 2. Законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания. 3. Категории диалектики. 4. Закон и закономерность. Динамические и статистические закономерности. Детерминизм и индетерминизм.
1. Диалектика как метод и принцип бытия. Соотношение между диалектикой и формальной логикой. Освещение темы предполагает умение различать объективную и субъективную диалектику. Объективная диалектика изучает особенности проявления системы законов развития в объективной реальности. Она включает в себя диалектику природных процессов, диалектику общества (социогенез) и диалектику человека (антропогенез). Субъективная диалектика имеет своим предметом особенности реализации законов развития в субъективной реальности, т.е. в сознании и мышлении человека. В субъективной диалектике выделяют теорию развития знания и теорию развития мышления (диалектическую или содержательную логику). Теория развития знания изучает процессы превращения незнания в знание, углубления и преемственности в последнем, диалектику истины и заблуждения. Эта сторона субъективной диалектики исследует условия возникновения, развития и направленности познания. Предметом исследования диалектической логики является комплекс отношений логических форм, т.е. форм мышления, и их содержания. Ее основная задача заключается в том, чтобы выявить логический (категориальный) строй мышления, выработать универсальный инструментарий, оперирование которым дает возможность глубже познавать объективный мир. Диалектическая логика изучает возникновение и развитие понятий, закономерные взаимосвязи между ними, объединяя их совокупность в системно организованное целое, отражающее сложность мироздания. Единство объективной и субъективной диалектики представляет собой процесс исторически развивающейся практической деятельности человека и общества. Их тождество состоит в том, что содержание и той и другой объективно. Человек не может отменить или приостановить действие законов развития ни в материальных, ни в идеальных образованиях. Различие объективной и субъективной диалектики коренится в форме проявления законов развития: в природе и обществе - она объективна; в сознании, в мысли - она субъективна. Тождество и различие в единстве объективной и субъективной диалектики эксплицируется в следующих аспектах: субъективная диалектика детерминирована объективной; первая отражает вторую; субъективная диалектика обладает относительной самостоятельностью по отношению к объективной; их единство есть процесс развертывания отношения мышление-природа. 2. Законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания. Источник саморазвития порождает закон единства и борьбы противоположностей. В соответствии с этим законом всякий предмет содержит в себе противоречия, т.е. противоположности, единство, борьба, взаимодействие которых заставляет предмет изменяться определенным образом. Закон противоречия детерминирует источник саморазвития и самодвижения предмета как имманентного ему. Содержание закона единства и борьбы противоположностей выражается через взаимодействие категорий тождества, различия, противоположности и противоречия. Противоречие представляет собой систему отношений, в рамках которой противоположности порождают друг друга, взаимопроникают и переходят друг в друга, разрешаясь в нечто новое. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает механизм развития. Согласно этому закону, качественная трансформация предмета происходит тогда и только тогда, когда изменение количественных характеристик этого предмета достигает определенного предела. Если количественное изменение переходит ту или иную границу, происходит нарушение меры и предмет приобретает принципиально новое качество. Закон отрицания отрицания определяет направленность и преемственность в процессе развития: куда, в каком направлении происходит развитие, каковы его основные фазы и их взаимосвязь. Согласно этому закону, всякая последующая фаза развития предмета отрицает предыдущую таким образом, что удерживает, сохраняет все необходимые положительные моменты последней. Эта черта закона отрицания отрицания выражается категорией снятия. Таким образом, порождается новое и вместе с тем реализуется преемственность. Содержание закона отрицания отрицания, экстраполируемое на процесс познания, трансформируется в следующие методологические требования: он указывает на определенную направленность саморазвития; ориентирует на раскрытие его структуры и формы самодвижения, на поиск основных фаз развития и их взаимосвязи; детерминирует прогностическую компоненту познания. 3. Категории диалектики. Основные законы диалектики не исчерпывают собой всех существенных характеристик развития. Поэтому помимо трех основных диалектика включает в себя и неосновные законы, содержание которых выражается через соотношение соответствующих категорий. Философские категории представляют собой предельно общие понятия, отражающие единство и отношения природы и духа. Категории диалектики не только выражают фундаментальные свойства мира, но и выступают как ступени его познания. Основные законы развития мира раскрывают механизм, причину и направленность изменений, происходящих в нем. Их содержание выражается через взаимосвязь соответствующих категорий, их координацию и субординацию. Всякое развитие характеризуется взаимодействием сущности и явления. Категория сущности выражает внутренние, необходимые связи и отношения предмета. Категория явления отражает внешнюю форму реализации сущности предмета, форму наличествования сущности на «поверхности» взаимодействия и изменения. В сущности превалирует необходимое и общее, в явлении - случайное и единичное. Закон взаимозависимости предметов выражается через отношение категорий причины и следствия. Под причиной понимают такое явление, которое порождает другое или вызывает в нем определенные изменения. Порождаемое причиной явление (изменения в нем) называется следствием. Причина и следствие взаимообусловливают друг друга: они связаны генетически; асинхронны во времени (причина раньше следствия); возникновение следствия обратно воздействует на причину, вызывая в ней изменения» в том числе через круг опосредованных взаимосвязей, в которых оно само выступает как причина; реализация причинно-следственной связи зависит от условий. Системность развития выражается через соотношение категорий содержания и формы, целого и части, структуры и элемента, системы и среды. В категории системы мыслят определенным образом организованную совокупность элементов, связанных в единое целое необходимыми и достаточными взаимоотношениями. Существует четыре типа систем: природные, социальные, технические и идеальные. Кроме рассмотренных выше, в структуру диалектики входят и другие принципы и категории, например, категории прогресса и регресса, целого и части и т.д. 4. Закон и закономерность. Динамические и статистические закономерности. Детерминизм и индетерминизм. В понятии закона любой науки мыслятся устойчивые, повторяющиеся связи и отношения предметов действительности. В отличие от правила, закон не имеет исключений и его действию подвержены все явления данной области мироздания. По степени распространенности законы делятся: на универсальные или всеобщие законы, действующие во всем мире, т.е. в материальной и идеальной сферах; общие, сфера действия которых ограничена или природой, или обществом, или мышлением; частные законы, действующие в некоторой части фундаментальных областей мира (например, законы электричества, экономические законы, законы логики и т.д.). Кроме того, законы различают по степени соотношения необходимости и случайности в них: динамические, в которых действие случайности сведено к нулю, и статистические, в которых действие случайности в принципе не может быть равно нулю, ибо их совокупность определяет форму необходимости. Последние в современной науке и философии рассматриваются как более фундаментальные по отношению к первым. Основные понятия темы: становление, изменение, развитие, прогресс, регресс, диалектика, метафизика, качество, количество, противоположность, противоречие, отрицание отрицания, детерминизм, индетерминизм, каузальность, самоорганизация, система, синергетика. Контрольные вопросы: 1. Объективная и субъективная диалектика. 2. Законы диалектики. 3. Категории диалектики. 4. Детерминизм и индетерминизм. Литература 1. Алексеев, П.В. Философия: учеб. Пособие: [Текст] / П.В. Алексеев. - М.: Проспект, 2005. 2. Спиркин, А.Г. Философия: учеб. пособие: [Текст] / А.Г. Спиркин. - М.: Гардарики, 2006. 3. Философия: [Текст] / Под. ред. В.П. Кохановского. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 4. Хрестоматия по философии: [Текст] / Под. ред. В.П. Кохановского, В. П. Яковлева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 5. Мир философии: [Тексты]. Ч. 1. / Сост.: П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – М. Политиздат, 1991. 6. Мир философии: [Тексты]. Ч. 2. / Сост.: П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – М. Политиздат, 1991. Тема 4. Проблема человека в философии. Вопросы: 1. «Человек есть тайна». Образ человека в истории философской мысли. 2. Проблема антропосоциогенеза. 3. Смысл человеческого существования. 4. Свобода и ответственность.
Свобода и ответственность. Четвертый вопрос следует начать с определения понятия «свобода», начиная с античности и до наших дней. Нужно вспомнить, что в античной культуре деятельность раба по реализации привнесенных извне целей мыслится как исполнение программы и обозначается как «noietis», деятельность же свободного, т.е. реализующего свои цели, мыслится как творчество и обозначается как «chretis» или «praxis». Именно в этом отношении в античной Греции статус престижных форм деятельности занимали духовные: философия и свободное искусство как воплощающее личный замысел творчества - в отличие от физической деятельности («презренный труд», «удел раба» у Аристотеля) как типового тиражирования предметов, потребляемых другими. Раб есть «говорящее орудие» в том смысле, что он способен, с одной стороны, разуметь приказание (духовный аспект «говорящего») и выполнить его в ходе предметной деятельности (физический аспект «орудия»): «если бы каждый инструмент мог выполнять свойственную ему работу сам, по данному ему приказанию..., то господам не нужны были бы рабы» (Аристотель). Именно в этой двойственности статуса, задающего как отсутствие возможности имманентного целеполагания, так и способность осознать его, и коренится механизм несвободы. Указанная особенность древнегреческой культуры, детерминированная личным характером античного рабства, обусловливает то обстоятельство, что в историческом контексте европейской культуры доминирующим оказывается именно указанный аспект свободы, артикулируемой в классической философской традиции как свобода воли. В этом контексте далее необходимо рассмотреть понятия свободы в рамках философии власти (М. Вебер, Парсонс), фатализма в его как иррационалистских (типа астрологии), так и рационалистской (Локк, Спиноза, Лаплас) трактовках, марксистского определения свободы как «познанной необходимости» и концепции «иронии истории» Р. Нибура, фактически сводящих свободу к несвободе от «необходимости», в неклассической философии: в имманентно-экзистенциальной (Сартр, Камю, Шелер, Бубер, протестантский модернизм), социокультурной (Хоркхаймер, Адорно, Маркузе, А. Глюксман, Т. фон-Роззак, Аренд и др.) версиях. Важно отметить, что в рамках экзистенциальной трактовки свободы последняя связывается с индивидуальным бытием личности, центрируя на себя субъективную систему ценностей. Что же касается социокультурной трактовки свободы, то в ее рамках феномен свободы, напротив, соотнесен сугубо с социальной сферой и мыслится в качестве достигаемого. Именно в социокультурной трактовке свободы встает вопрос об ответственности индивида за совершение тех или иных действий. В современной философии проблема свободы артикулируется как в социальном приложении (концепция «либерального иронизма» Рорти, постмодернистские аналитики свободы в контексте шизоанализа), так и в качественно новой своей постановке - как свободы текста и свободы его интерпретации. Основные понятия темы: антропосоциогенез, благо, гуманизм, добро, добродетель, долг, достоинство, дух, душа, жизнь, индивид, личность, любовь, ответственность, правда, природа человека, свобода, смерть, смысл жизни, совесть, справедливость, субъект, сущность человека, счастье, труд, философская антропология, честь, экзистенция. Контрольные вопросы: 1. Раскройте различия между понятиями «природа» и «сущность» человека. 2. Раскройте связь между понятиями «биосфера», «техносфера», «ноосфера». Что общего между ними и что их различает? 3. Как соотносятся биологическое и социальное в человеке? 4. В чем цель и смысл человеческого существования? 5. В чем отличие «свободы от…» от «свободы для…»? Литература 1. Алексеев, П.В. Философия: учеб. Пособие: [Текст] / П.В. Алексеев. - М.: Проспект, 2005. 2. Спиркин, А.Г. Философия: учеб. пособие: [Текст] / А.Г. Спиркин. - М.: Гардарики, 2006. 3. Философия: [Текст] / Под. ред. В.П. Кохановского. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 4. Хрестоматия по философии: [Текст] / Под. ред. В.П. Кохановского, В. П. Яковлева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 5. Мир философии: [Тексты]. Ч. 1. / Сост.: П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – М. Политиздат, 1991. 6. Мир философии: [Тексты]. Ч. 2. / Сост.: П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – М. Политиздат, 1991. Тема 5. Учение об обществе (социальная философия). Вопросы: 1. Понятие и становление социальной философии. 2. Особенности развития социально-философской мысли в XIX-XX вв. 3. Проблемы социальной реальности: способ существования общества, соотношение материального и идеального в обществе.
1. Понятие и становление социальной философии. Социальная философия - это философия общественной жизни. Социальная философия - составная часть любой философской системы, одна из важнейших философских дисциплин, которая оказывает влияние на развитие общественного сознания и социальной практики. В первом вопросе надо раскрыть качественную определенность общества, показать специфику рассмотрения общества социальной философией, дать определения понятия «общество» через его специфические признаки. Философское учение об обществе формировалось исторически и прошло длительный путь развития. В этом вопросе рассматриваются социально - философские теории первого этапа развития социальной философии со времен античности до конца XVIII века. На этом этапе происходит накопление социально - философских идей. Здесь нужно охарактеризовать специфику взглядов Демокрита на историю человечества. Особенное внимание нужно уделить взглядам Платона и Аристотеля, именно в их творчестве выразился сам подход к проблемам общества, определивший на многие века познание этой области. В разнообразии сюжетов нужно выделить две узловые темы: этика и учение о государстве. В период Средневековья основные положения учения об обществе выражены в учениях А. Блаженного и Ф. Аквинского. В Новое время с социально-философской концепцией Т. Гоббса связано изменение самого подхода к пониманию государства. Именно с XVII в. были открыты методологические основания для более основательного изучения гражданского общества, труда, социального равенства и т.д. В это же время (XVII-XVIII вв.) получают распространение концепции, усматривающие движущую силу общественного развития в различных факторах. Также развивалось философское понимание истории общества (Геродот, Фукидид, Августин Блаженный, Фома Аквинский, Вольтер, Ж. Боден, Д. Вико, И.Г. Фихте, И.Г. Гердер). 2. Особенности развития социально-философской мысли в XIX-XX вв. Отвечая на второй вопрос темы, важно понять, что в ХIХ-ХХ вв. совершается переход социальной философии от становления к формированию ее в специализированную отрасль гуманитарного знания. Идеи немецкой классической философии приобрели методологическую значимость для гуманитарного знания в целом. Здесь надо дать характеристику идеи Канта о достижении всеобщего правового гражданского состояния, учения Гегеля о закономерности мировой истории. Обратить внимание следует на возникновение позитивизма (О. Конт, Г. Спенсер), на специфику понимания ими общества как целостного организма. Новым этапом в разработке социальной философии явилась материалистическая теория марксизма. Нужно дать характеристику материалистического понимания истории, теории формаций. В ХХ веке социальную философию следует охарактеризовать исходя из следующих основных направлений: 1. социальная философия развивалась в русле марксистских идей; 2. социальная философия развивалась в контексте разнообразных социологических теорий (неопозитивистские, антипозитивистские, натуралистические, психологические, феноменологические, эмпирические, структурно-функциональные и другие направления). Здесь же рассмотреть теорию М. Вебера (теория социального действия: теория об идеальных типах), Т. Парсонса (теория общества как система функционально связанных переменных), теорию социального действия Ф. Званецкого. 3. социально-философские идеи формировались в русле общефилософского развития (философия истории Б. Кроче, теория общественного круговорота О. Шпенглера, социальное учение А. Бергсона и др.). При изложении этого вопроса нужно дать характеристику различным вариантам постиндустриального общества: информационного, сверхиндустриального, технотронного. В настоящее время предпринимаются попытки построить модель социальной системы на основе технико-технологической детерминации, характеризующейся нелинейными, бифуркационными процессами. Вторая половина ХХ в. ознаменовалась философско-историческими и социологическими исканиями в связи с проблемой человека в современном обществе. 3. Проблемы социальной реальности: способ существования общества, соотношение материального и идеального в обществе. Третий вопрос темы призван объяснить, какие факторы определяют специфику социальной жизни. Нужно обратить внимание на характеристику человеческой деятельности как способа существования и развития общества, на труд, как ядро человеческой деятельности. Деятельность людей конкретно обнаруживается в социальном действии. Нужно охарактеризовать это понятие. Основными формами человеческой деятельности являются материальная, социальная, политическая, духовная. Далее нужно определить, что является объективным и субъективным в человеческой деятельности, что представляют собой общественные отношения. При изложении этого вопроса, конкретизируя положение об обществе как целостной системе, целесообразно обратиться к синергетике - одному из новейших научных направлений, связанных с изучением систем. С синергетической точки зрения, общество как социальный организм представляет собою сложную диссипативную эволюционирующую систему, которая имеет следующие свойства: 1) взаимодействие со средой; 2) самоорганизация; 3) рост объёма используемой информации. Одной из проблем социальной философии является проблема соотношения между материальным и духовным в обществе. Здесь нужно рассмотреть понятия материальных и идеальных факторов общественного бытия и общественного сознания, базиса и надстройки данных в историческом материализме. Важнейшим социальным законом является закон обусловленности общественного сознания людей общественным бытием. Синергетика устанавливает законы для всех типов систем (в том числе и для общества): открытость, нелинейность, удалённость от состояния равновесия, наличие бифуркационных периодов, возможность случайных флуктуаций, непредсказуемость окончательных результатов и др. Самоорганизация в системных образованиях социального типа связана с необходимостью их управления, как целенаправленного воздействия со стороны субъективного фактора. Контрольные вопросы: 1. Дайте характеристику понятия «социальное действие». 2. Старый материализм смотрел на общество как на механическую совокупность индивидов. В чём слабость такого понимания? Исходя из какого принципа К. Маркс преодолел эту ограниченность «предшествующего материализма»? 3. Дайте характеристику общества с точки зрения синергетики. 4. Какие из приведённых ниже явлений относятся к общественному бытию, а какие - к общественному сознанию: 1) политика; 2) географическая среда; 3) экономические отношения; 4) церковь; 5) государство; 6) искусство; 7) культура; 8) национальные отношения; 9) мораль; 10) наука. 5. Охарактеризуйте концепции индустриального, постиндустриального общества. 6. Какой основной методологический порок концепций технологического детерминизма? Литература 1. Алексеев, П.В. Философия: учеб. Пособие: [Текст] / П.В. Алексеев. - М.: Проспект, 2005. 2. Спиркин, А.Г. Философия: учеб. пособие: [Текст] / А.Г. Спиркин. - М.: Гардарики, 2006. 3. Философия: [Текст] / Под. ред. В.П. Кохановского. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 4. Хрестоматия по философии: [Текст] / Под. ред. В.П. Кохановского, В. П. Яковлева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 5. Мир философии: [Тексты]. Ч. 1. / Сост.: П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – М. Политиздат, 1991. 6. Мир философии: [Тексты]. Ч. 2. / Сост.: П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – М. Политиздат, 1991. Тема 6. Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология). Вопросы: 1. Ценности, их природа и принципы классификации. 2. Моральные и нравственные ценности, их теоретическое освоение в рамках этики. 3. Особенности эстетического способа ценностного освоения действительности. 4. Разнообразие и взаимосвязь религиозных ценностей. 5. Различия ценностных ориентаций и проблема толерантности.
Литература 1. Алексеев, П.В. Философия: учеб. Пособие: [Текст] / П.В. Алексеев. - М.: Проспект, 2005. 2. Спиркин, А.Г. Философия: учеб. пособие: [Текст] / А.Г. Спиркин. - М.: Гардарики, 2006. 3. Философия: [Текст] / Под. ред. В.П. Кохановского. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 4. Хрестоматия по философии: [Текст] / Под. ред. В.П. Кохановского, В. П. Яковлева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 5. Мир философии: [Тексты]. Ч. 1. / Сост.: П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – М. Политиздат, 1991. 6. Мир философии: [Тексты]. Ч. 2. / Сост.: П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – М. Политиздат, 1991. Тема 7. Проблема сознания. Вопросы: 1. Теория отражения. Сознание и мозг. 2. Социальная сущность сознания. Проблема идеального. 3. Структура, функции, свойства сознания. 4. Сознание и язык. Проблема бессознательного.
1.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 779; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.162.166 (0.016 с.) |