ТОП 10:

Разнообразие и взаимосвязь религиозных ценностей.



В вере человек черпает свои жизненные силы. Без них не может быть ни осмысления истоков человеческого бытия, ни постижения грядущего. Можно верить в мощь разума, в познавательные возможности человека, в торжество беспокойного духа человека. Вера составляет богатство личности, характеризует глубину ее чувств и помыслов. З. Фрейд обратил внимание на одну из сторон религии, а именно на тот факт, что в ней выражена отеческая опека над верующим. Что такое религия? Как и когда она возникла? В чем ее смысл и сущность? Каковы причины живучести этого социального феномена? Ответить на такие вопросы нелегко.

Попробуйте посмотреть на религию не с точки зрения теологии (религии как богооткровении), а с точки зрения социального феномена. Возникнув на заре человечества и складываясь веками на основе неадекватного отражения в мышлении людей реальных объективных процессов в природе и обществе, религиозных представлений и верований, закрепив догмы, культы, ритуалы и обряды в сознании людей, религия становится частью культурного потенциала народа, страны и многих стран. Система религиозных представлений приобрела тем самым определенные социально-политические и культурно-этические функции. Обратите внимание на то, что это такие функции, как компенсирующая, интегрирующая, регулирующее-контролирующая, экзистенциальная, политическая и др. Сегодня критическое отношение к религии сменилось поиском духовности. Это связано с тем, что многие запросы человека не удовлетворяются внешними аспектами жизни в мире. Обращение к религии может произойти из личной потребности - стремления к бессмертию, к осознанию смысла жизни, к совершенству, к личностному росту, к избавлению от несчастий, к счастью, покою и т.п. При перечислении возможных форм понимания высшей реальности в различных конфессиях, необходимо учесть, что высшая реальность может быть воспринята как имманентная или как трансцендентная. Многие люди воспринимают священное как личность. Религии, основанные на отношениях человека с божественным, называются теистическими. Если высшее существо одно, религия называется монотеистической, а если у божественного имеются многочисленные атрибуты и формы, ее называют политеистической. Нельзя забывать о том, что в мире есть люди, которые не верят ни во что божественное, их называют атеистами. Существует также агностицизм - это не отрицание божественного а вера в то, что оно существует и непознаваемо для людей. Внутри каждой религии люди часто по-разному толковали собственные традиции. В связи с этим выделяют ортодоксов и фундаменталистов.

В конце данного вопроса дайте общую характеристику каждой из перечисленных ниже религий: иудаизм, христианство, конфуцианство, даосизм, буддизм, индуизм, ислам.

Основные понятия темы: ценность, ценностные ориентации, категорический императив, мораль, нравственность, этика.

Контрольные вопросы:

1. Какова роль и значение искусства в обществе?

2. Этика ненасилия - реальный способ решения социальных проблем или наивные мечтания?

3. Каково место идеала в системе морали?

4. Как возникли термины «этика», «мораль», нравственность»?

5. В чем заключается особенность религиозного отношения к миру?

6. Каково содержание «жень» как основного нравственного принципа Конфуция?

7. Каковы четыре основные истины, составившие завет Будды?

8. Являются ли заповеди Нагорной проповеди значительными только для христиан или они имеют всеобщее значение?

9. Каковы пять кардинальных требований мусульманского вероучения и образа жизни и мера их обязательности?

10. Как соотносятся между собой религиозные и моральные запреты Декалога Моисея?

Литература

1. Алексеев, П.В. Философия: учеб. Пособие: [Текст] / П.В. Алексеев. - М.: Проспект, 2005.

2. Спиркин, А.Г. Философия: учеб. пособие: [Текст] / А.Г. Спиркин. - М.: Гардарики, 2006.

3. Философия: [Текст] / Под. ред. В.П. Кохановского. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

4. Хрестоматия по философии: [Текст] / Под. ред. В.П. Кохановского, В. П. Яковлева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

5. Мир философии: [Тексты]. Ч. 1. / Сост.: П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – М. Политиздат, 1991.

6. Мир философии: [Тексты]. Ч. 2. / Сост.: П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – М. Политиздат, 1991.

Тема 7. Проблема сознания.

Вопросы:

1. Теория отражения. Сознание и мозг.

2. Социальная сущность сознания. Проблема идеального.

3. Структура, функции, свойства сознания.

4. Сознание и язык. Проблема бессознательного.

 

1. Теория отражения. Сознание и мозг.

Феномен сознания очень сложен. Его изучением занимается целый ряд наук. Рассмотрение сознания в рамках различных дисциплин опирается на определённую философскую позицию. В современной литературе, в том числе и западной, доминируют материалистические концепции возникновения сознания и связи сознания и мозга, имеющие разную интерпретацию. Сознание - это естественное следствие развития и усложнения материального мира.

Содержание первого вопроса темы предполагает анализ категории отражения. Необходимо дать определение этого понятия, рассмотреть формы отражения, объяснить активность отражения. Затем нужно конкретизировать категорию отражения через соотнесение её с принципами изоморфного соответствия, гомоморфного соответствия. Далее следует изложить сущность информационного подхода к анализу процесса отражения. Для этого рассматривают соотношение отражения и информации, атрибутивную и структурно-функциональную концепции информации. Большой вклад в понимание сущности развития систем вносит синергетика. Здесь можно изложить концепцию немарковских процессов (или процессов с памятью), которая вносит новые оттенки в теорию отражения (см. список литературы).

Одним из основных аспектов изучения проблемы «сознание - мозг» является психофизиологическая проблема. В современной литературе доминируют материалистические концепции связи сознания и мозга. Но ряд нейрофизиологов (Ч. Шеррингтон, У. Пенфилд, Дж. Экклз, Э. Полтон) выступают в защиту дуалистического интеракционизма. В завершении изложения вопроса можно рассмотреть три современные парадигмы по проблеме «сознание - мозг»: физикалистскую, бихевиоральную, функционалистскую.

Материалистический тезис «мыслит не мозг сам по себе, а человек с помощью мозга» позволяет более содержательно подойти к взаимосвязи сознания и мозга, чем это допускают вышеназванные теории.

2. Социальная сущность сознания. Проблема идеального.

При изложении второго вопроса нужно рассмотреть генезис сознания в антропосоциогенезе. При этом показать сходство в использовании орудий животным и человеком, а также существенные различия. Также нужно подробнее рассказать о факторах, отделивших в ходе эволюции человека от животного мира (орудийная деятельность, речевая способность, хозяйственный уклад жизни, община и ряд других социокультурных обстоятельств).

При изложении данного вопроса необходимо использовать результаты современных археологических, палеоантропологических исследований древнего человека, используя понятия «австралопитека», «человека умелого», «неандертальца», «люди верхнего палеолита, мезолита».

В этом же вопросе надо рассмотреть проблему соотношения идеального и материального, своеобразие сознания как идеально-образного отражения реальности.

Проблема идеального возникла ещё в античную эпоху, но в ХХ веке она вновь заявила о своём существовании. Заслуга в возрождении этой проблемы принадлежит философу Э.В. Ильенкову. надо рассмотреть его точку зрения на проблему идеального. Другой подход к проблеме идеального представлен наиболее полно работами Д.И. Дубровского.

3. Структура, функции, свойства сознания.

При ответе на третий вопрос темы необходимо показать, что сознание представляет собой целостную органическую систему, состоящую из многих компонентов (знание, внимание, эмоции, чувства, настроение, аффект, воля, самосознание).

Рассматривая познавательную функцию сознания, необходимо рассказать об открытии Р. Сперри межполушарной церебральной ассиметрии. Также надо рассмотреть и другие функции сознания (творчески-конструктивная, регулятивно-управленческая, прогностическая, коммуникативная).

В этом же вопросе надо кратко рассмотреть свойства сознания: субъектность, предметность, идеальность, интенциональность, рефлективность, объективируемость.

4. Сознание и язык. Проблема бессознательного.

Язык формировался и развивался в тесной связи с развитием труда и общества. Языком обеспечивается коммуникативная функция сознания. Сознание неразрывно связано с языком как - определённой знаковой системой. Нужно раскрыть сущность языка, которая обнаруживается в его функциях. Сознание и язык связаны, но не тождественны.

Затем нужно рассмотреть различие естественных и искусственных языков, специализированных и неспециализированных, показать роль языка в обществе, выявить его основные функции, дать характеристику языка науки.

В этом же вопросе нужно уяснить понятие бессознательного, выявить его уровни, рассмотреть трёхуровневое строение психики в классическом психоанализе З. Фрейда, дать ответ на вопрос о сущности психоанализа, социального психоанализа (неофрейдизм), определить понятие коллективного бессознательного К.-Г. Юнга.

Основные понятия темы: сознание, бессознательное, подсознание, отражение, информация, трансцендентный, трансцендентальный.

Контрольные вопросы:

1. Чем отличается отражение от простого взаимодействия или изменения?

2. Какие факты вы можете привести в подтверждение положения о том, что сознание не является продуктом только биологического развития человека, а является социально-историческим продуктом?

3. Как вы понимаете это замечание Ленина о том, что сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его?

4. Как соотносятся идеальное и материальное в деятельности человека?

5. Какие существуют неформализуемые аспекты человеческого интеллекта?

6. Как мыслят слепоглухонемые?

Литература

1. Алексеев, П.В. Философия: учеб. Пособие: [Текст] / П.В. Алексеев. - М.: Проспект, 2005.

2. Спиркин, А.Г. Философия: учеб. пособие: [Текст] / А.Г. Спиркин. - М.: Гардарики, 2006.

3. Философия: [Текст] / Под. ред. В.П. Кохановского. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

4. Хрестоматия по философии: [Текст] / Под. ред. В.П. Кохановского, В. П. Яковлева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

5. Мир философии: [Тексты]. Ч. 1. / Сост.: П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – М. Политиздат, 1991.

6. Мир философии: [Тексты]. Ч. 2. / Сост.: П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – М. Политиздат, 1991.

Тема 8. Основные проблемы теории познания (гносеология).

Вопросы:

1. Познание как исторически развивающееся отношение человека к миру. Субъект и объект познания.

2. Чувственный и рациональный уровни познания и их формы.

3. Познание и практика.

4. Проблема истины в философии. Свойства истины. Критерии истины.

 

1. Познание как исторически развивающееся отношение человека к миру. Субъект и объект познания.

Теория познания как теоретическая дисциплина изучает знание и познание под особым углом зрения, а именно соответствует или не соответствует получаемое значение объективно-реальному положению дел. При изложении первого вопроса темы, необходимо показать каким образом исторически менялось философское решение вопроса о познаваемости мира и его законов (от философии Древней Греции до современной философии). Обратить внимание следует на три основных способа решения вопроса о познаваемости мира, который давали агностицизм, скептицизм, релятивизм.

Далее следует остановиться на характеристике понятий «субъект познания» и «объект познания». Необходимо показать развитие в истории философии взглядов на субъект и объект познания, особенно выделив специфику рассмотрения этих понятий диалектическим материализмом.

Важно подчеркнуть, что активность субъекта является основой развития познавательного отражения действительности. В заключение рассмотрения этого вопроса можно остановиться на характеристике эволюционной эпистемологии, которая показывает эволюцию органов познания познавательных способностей, по-иному трактует субъекта. Так же можно кратко рассмотреть идеи синергетики в современной теории познания.

2. Чувственный и рациональный уровни познания и их формы.

Вопрос о роли и соотношении чувственного и рационального в процессе познания в истории философии был поставлен давно. Рассматривая различные варианты решения этого вопроса, необходимо охарактеризовать эмпиризм и его идейно-методологическую основу-сенсуализм, а также рационализм. Далее нужно охарактеризовать основные формы чувственного познания - ощущение, восприятие, представление и формы рационального познания - понятие, суждение, умозаключение.

3. Познание и практика.

Изучая третий вопрос темы, надо разобраться во взаимодействии познания и практики в их единстве и противоположности. Нужно дать определение понятия «практика», раскрыть важнейшие характерные черты практики как гносеологического феномена - целенаправленность, предметно-чувственный характер, преобразование материальных систем. Далее следует вычленить формы практики, виды практики, духовную сторону практики, показать значение категории практики.

В этом же вопросе нужно раскрыть гносеологические функции практики: базисная, детерминирующая, критериальная, и целеполагающая. Следует охарактеризовать функции познания по отношению к практике: информативно-отражательная, проектно-конструктивная, регулятивная.

4. Проблема истины в философии. Свойства истины. Критерии истины.

При рассмотрении четвертого вопроса темы важно понять, что классическая концепция истины оказалась основной в трактовке того или иного суждения как истинного. Проблема истины заключается в следующем вопросе: как, какими способами и средствами может познающий субъект получить достоверные знания об объекте? Отвечают на этот вопрос различные концепции истины: классическая, когерентная, прагматическая, релятивистская, диалектико-материалистическая. Отделив истину от заблуждения, необходимо остановиться на характеристике диалектико-материалистической концепции истины. Нужно раскрыть её свойства (объективность, абсолютность, относительность, конкретность, истина есть процесс) и критерии (практика, логический критерий, аксиологический критерий).

Понимание - основная категория философской герменевтики или теории и практики истолкования текстов. Понимание связывается с осмыслением того, что имеет для человека какой-либо смысл. Понимание сопровождает всякую позитивную деятельность человека. Понимание выступает: как приобщение к смыслам человеческой деятельности и как смыслообразование. Понимание связано с погружением в мир смыслов другого человека, истолкование его мыслей и переживаний.

Объяснение - важнейшая функция познания. Цель объяснения - выявление сущности исследуемого предмета. Подведение его под закон с выявлением причин и условий. Объяснение способствует уточнению и развитию знаний, которые использовались в качестве основания объяснения. Существуют следующие виды объяснений: 1) дедуктивно-номологическая модель научного объяснения; 2) рациональное объяснение; 3) темологическое объяснение.

Понимание и объяснение тесно связаны. Проблема взаимоотношений знания и веры имеет давнюю историю. Она возникла в европейском средневековье. Эта проблема в настоящее время занимает важное место в неотомизме - одном из направлений современной философии.

Вопрос о вере, о ее соотношении с разумом (знанием) занимал большое место в русской религиозной философии, одно из важнейших понятий которой - «цельное знание». Идеал цельного познания как всеединства привлек многих русских мыслителей (А.С. Хомяков, В. Соловьев). Они исходили из того, вера - важнейший компонент внутреннего духовного мира человека. Она основывается на авторитете, на уважении к чужому опыту и традиции. Вера имеет два значения: уверенность (доверие, убежденность) - то, что еще не проверено, не доказано на данный момент, и религиозная вера. В современной постнеклассической науке высказываются идеи о необходимости учета многообразного духовного опыта человечества, в том числе и религиозного.

Основные понятия темы: абсолютная истина, гносеология, заблуждение, знания, объективная истина, метод, относительная истина, познавательные способности, разум, рассудок, теория отражения.

Контрольные вопросы:

1. Существуют ли в науке неразрешимые проблемы? Если да, то можно ли их существование считать одним из доводов в пользу агностицизма?

2. Эквивалентны ли понятия «субъект» и «объект» и соответственно «сознание» и «материя»?

3. По отношению к чему истина относительна?

4. Не является ли понятие абсолютной истины недостижимым, не теряет ли оно практический и теоретический смысл?

5. Если практика - это материальная деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества, то можно ли отнести к практике такие виды трудовой деятельности, как сбор диких ягод и плодов, чем человечество занималось в течение довольно длительного периода своей истории?

6. Существует выражение, что в практике происходит слияние, синтез субъекта и объекта, материального и духовного. Как вы понимаете эти выражения? Проиллюстрируйте это примерами.

Литература

1. Алексеев, П.В. Философия: учеб. Пособие: [Текст] / П.В. Алексеев. - М.: Проспект, 2005.

2. Спиркин, А.Г. Философия: учеб. пособие: [Текст] / А.Г. Спиркин. - М.: Гардарики, 2006.

3. Философия: [Текст] / Под. ред. В.П. Кохановского. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

4. Хрестоматия по философии: [Текст] / Под. ред. В.П. Кохановского, В. П. Яковлева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

5. Мир философии: [Тексты]. Ч. 1. / Сост.: П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – М. Политиздат, 1991.

6. Мир философии: [Тексты]. Ч. 2. / Сост.: П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – М. Политиздат, 1991.

Тема 9. Научное познание и его специфика.

Вопросы:

1. Понятие научного и вненаучного знания. Наука как социальный институт.

2. Основные направления «философии науки». Научные революции и смена типов рациональности.

3. Структура, методы и формы научного познания.

 

1. Понятие научного и вненаучного знания. Наука как социальный институт.

Стремление познать мир приводит к появлению науки. В чем особенности научного знания? Прежде всего различают два вида познания: обыденное (стихийно-эмпирическое) и научное. Нужно назвать основные свойства стихийно-эмпирического познания. Затем необходимо определить понятия ненаучного знания, донаучного, паранаучного, лженаучного, антинаучного, псевдонаучного. Научное познание основано на ряде принципов: объективности, причинности, рациональности, воспроизводимости, теоретичности, системности, критичности. Необходимо раскрыть содержание этих принципов. Научное познание возникает лишь на определенном этапе развития общества. Нужно дать определение науки, рассмотреть проблему возникновения ее в обществе. Нужно привести несколько точек зрения о времени возникновения науки и аргументировать в пользу одной из них. Затем рассмотреть историческое развитие науки, обратив особое внимание на современные проблемы науки.

В процессе исторического развития наука превратилась в непосредственную производительную силу общества. Она не только описывает действительность, но и преобразовывает её.

Особенностью научных знаний является его экстенсивный и интенсивный рост, дифференциация и интеграция. В современных условиях интеграция - это ведущая тенденция.

2. Основные направления «философии науки». Научные революции и смена типов рациональности.

При подготовке ко второму вопросу темы нужно дать определение предмета философии науки, сформулировать ее задачи и показать значение для общества и человека. Далее можно рассмотреть эволюцию философии науки, включив в анализ проблему демаркации, поставленную К. Поппером, понятие нормальной науки Т. Куна, концепцию исследовательских программ И. Лакатоса, концепцию неявного знания М. Полани.

Нужно обратить также внимание на проблему, поставленную постпозитивизмом: можно ли утверждать, что социально-культурные факторы влияют на развитие научных идей? В философии науки сложилось два направления: 1) когнитивистское направление (Поппер, Лакатос и др.) 2) социология познания (Кун, Тулмин, Фейерабенд).

В отечественной философии разрабатывается концепция научной рациональности (В.С. Степин, В.С. Швырев, П.Ф. Юдин). Необходимо рассмотреть концепцию научной рациональности В.С. Степина, описав четыре глобальных научных революции и три типа научной рациональности (классический тип, неклассический тип, постнеклассический).

3. Структура, методы и формы научного познания.

Ответ на последний вопрос темы предполагает знание структуры научного знания. Последняя есть многокомпонентная система, включающая в себя эмпирический и теоретический уровни, идеалы и нормы исследования, научную картину мира и философские основания науки.

Вначале надо дать определение метода, рассказать об особенностях его, дать понятие о методологии. Затем следует уяснить, что эмпирический и теоретический уровни научного познания - это два способа духовного освоения человеком окружающего мира. Далее нужно охарактеризовать методы эмпирического и теоретического уровней научного познания: наблюдение, эксперимент, описание, измерение, моделирование, анализ, синтез, индукция, дедукция и др.

Также нужно пояснить, что такое идеалы и нормы исследования, назвать их виды и уровни, объяснить научную картину мира как теоретическую модель исследуемой реальности и философские основания науки как совокупность философских идей, принципов.

В этом же вопросе надо изложить сущность двух основных форм научного познания: гипотезы и теории.

Основные понятия темы: закон, научная картина мира, научно-технический прогресс, научно-техническая революция, парадигма, философия науки, эпистемология.

Контрольные вопросы:

1. В чем специфика науки? Чем она отличается от искусства, морали, философии, религии?

2. Чем объяснить, что такие области знания, как народная медицина, приметы земледельца или охотника, искусство стеклодува или тайны мастеров, изготовляющих скрипки, не считаются научными?

3. Какие функции в научном познании выполняет теория?

4. Что такое парадигма?

5. Объясните, чем отличается объективная реальность от объекта теории?

6. Какие типы научной рациональности вы знаете? Охарактеризуйте их.

Литература

1. Алексеев, П.В. Философия: учеб. Пособие: [Текст] / П.В. Алексеев. - М.: Проспект, 2005.

2. Спиркин, А.Г. Философия: учеб. пособие: [Текст] / А.Г. Спиркин. - М.: Гардарики, 2006.

3. Философия: [Текст] / Под. ред. В.П. Кохановского. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

4. Хрестоматия по философии: [Текст] / Под. ред. В.П. Кохановского, В. П. Яковлева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

5. Мир философии: [Тексты]. Ч. 1. / Сост.: П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – М. Политиздат, 1991.

6. Мир философии: [Тексты]. Ч. 2. / Сост.: П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – М. Политиздат, 1991.

Тема 10. Будущее человечества (философский аспект).

Вопросы:

1. Глобалистика как наука. Природа глобальных проблем и современные подходы к их классификации.

2. Преодоление экологического кризиса.

3. Социальный прогресс и концепции будущего человечества.

 

1. Глобалистика как наука. Природа глобальных проблем и современные подходы к их классификации.

Глобалистика - научное направление, которое изучает происхождение, проявление и пути решения глобальных проблем. Глобалистика в своём развитии прошла три этапа: (1) 60-е годы XX века; (2) середина 70-х годов; (3) с середины 80-х годов по настоящее время.

В настоящее время усиливается изучение прикладных проблем глобалистики. При ответе на этот вопрос следует учитывать, что на разных этапах развития глобалистики общие проблемы современности воспринимались неодинаково. Здесь же следует назвать критерии глобальности, существующие в настоящее время. Согласно точке зрения И.Т. Фролова и В.В. Загладина, все глобальные проблемы делятся на три большие группы: первая группа характеризуется наибольшей общностью и актуальностью, их называют интерсоциальными. Здесь выделяют две особо значимые для всего мира проблемы: устранение войны из жизни общества и обеспечение справедливого мира; установление нового международного экономического порядка. Во вторую группу объединены проблемы, связанные с системой «человек - общество». Это демографическая проблема, вопросы здравоохранения, образования, международного терроризма и др. Третью группу составляют проблемы, которые возникают в результате взаимодействия общества и природы.

Среди них: обеспечение людей энергией, топливом, пресной водой, сырьевыми ресурсами и т.п. Сюда относятся всевозможные экономические проблемы, а также освоение Мирового океана и космического пространства.

Надо обратить внимание на новые глобальные проблемы, появившиеся в последние годы, такие, как предотвращение распространения наркотиков, проблемы науки и научно-технического прогресса, развития самого человека, кризис современной системы образования.

Нужно показать, что содержание глобальных проблем изменчиво и не все ученные согласны с критериями, на основе которых та или иная проблема может считаться глобальной. Необходимо отметить, что важнейшей составляющей глобалистских исследований является разработка общепланетарной экологической политики.

2. Преодоление экологического кризиса.

При изложении второго вопроса темы нужно дать определение экономического кризиса, выявить причины экономического кризиса, рассмотреть эти причины в историческом развитии. Надо сформулировать понятие «ноосферы», а также «экологического императива» (Н. Моисеев).

Главное противоречие между современным обществом и природой - гигантский возросшая природа, образующая деятельность человека. Сегодня биосфера в не состоянии бороться с деятельностью человека, в ней начались необратимые изменения. И далее надо описать формы этих необратимых изменений: 1) изменяется состав атмосферы, происходит перегрев планеты; 2) существуют экономические последствия изменения климата; 3) разрушение озонового слоя Земли; 4) исчезновение живых видов на Земле; 5) уменьшение запасов пресной воды; 6) истощение почвенных ресурсов; 7) уменьшение запасов невозобновимых ресурсов. Затем нужно изложить (1) содержание двух моделей мировой системы для оценки предельных возможностей Земли; (2) объяснить понятие «индекс антропогенной нагрузки»; (3) назвать пути восстановления нарушенного природного равновесия; (4) изложить новую стратегию человечества, направленную на перестройку потребностей, менталитета, выработку нового нравственного императива (программа, предложенная академиком Н.Н. Моисеевым).

Также надо назвать международные конференции по проблемам экологии, проводимые с 1949 г., их содержание, уделив особое внимание концепции устойчивого развития, раскрыв её различные аспекты, принципы, также надо дать характеристику концепции устойчивого развития Российской Федерации.

3. Социальный прогресс и концепции будущего человечества.

На протяжении всей истории человечества лучшие его представители пытались обосновать идеалы и принципы общественного прогресса. Исторически пессимизм прослеживается в различных философских учениях древних, так или иначе связанных с религиозным миропониманием о конце мира. Вера в исторический прогресс связана с эпохой Возрождения. В XX веке широкое распространение получили концепции цикличности человеческой истории (назвать какие).

Многие современные философы просматривают перспективы будущего человечества сквозь призму концепций информационного общества (например, Д. Белл). В настоящее время переосмыслен традиционный критерий социального прогресса, соизмеряемый количеством накопленных материальных благ. В качестве критерия выступает индекс человеческого развития. Нужно указать на основные принципы этого критерия.

При изложении этого вопроса надо рассмотреть концепции будущего человечества, «Наука о будущем» - футурология имеет свою историю.

Необходимо рассмотреть футурологические концепции, начиная с 1968 года (создание Римского клуба). Затем надо изложить концепции Дж. Форрестера, Медоуза, сценарии устойчивого развития, стратегий экономического, нравственного императива, концепцию экологически приемлемого развития («органического роста»), провозглашенного в настоящее время в качестве исходной для позиции Римского клуба.

Основные понятия темы: социальный прогресс, социальный регресс, глобализация, регионализация, футурология, конвергенция, цивилизация, формация, постиндустриальное общество, информационное общество, устойчивое развитие общества.

Контрольные вопросы:

1. Назвать и дать краткую характеристику глобальным проблемам современности.

2. Что такое экономический кризис, экономический императив?

3. Что представляет собой концепция устойчивого развития?

4. Каков критерий социального прогресса?

5. Что такое футурология? Какие вы знаете футурологические концепции?

6. Дайте характеристику концепции устойчивого развития Российской Федерации.

Литература

1. Алексеев, П.В. Философия: учеб. Пособие: [Текст] / П.В. Алексеев. - М.: Проспект, 2005.

2. Спиркин, А.Г. Философия: учеб. пособие: [Текст] / А.Г. Спиркин. - М.: Гардарики, 2006.

3. Философия: [Текст] / Под. ред. В.П. Кохановского. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

4. Хрестоматия по философии: [Текст] / Под. ред. В.П. Кохановского, В. П. Яковлева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

5. Мир философии: [Тексты]. Ч. 1. / Сост.: П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – М. Политиздат, 1991.

6. Мир философии: [Тексты]. Ч. 2. / Сост.: П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – М. Политиздат, 1991.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.238.248.103 (0.019 с.)