ТОП 10:

Международно-правовая охрана окружающей природной среды. Кравченко, Андрусевич



Предмет международного экологического права - международные экологические отношения по сохранению, рациональному использованию международных экологических ресурсов, охране и защите прав человека на благоприятную окружающую среду.

Международно-правовая охрана окружающей среды — совокупность принципов и норм МП, составляющих специфическую отрасль этой системы права и регулирующих действия его субъектов по предотвращению, ограничению и устранению ущерба окружающей среде из различных источников, а также по рациональному, экологически обоснованному использованию природных ресурсов.

Объекты: 1) естественной (живой) среды (флора, фауна); 2) неживой среды (морские и пресноводные бассейны — гидросфера), атмосфера, почва (литосфера), космос, 3) искусственной» среды,

Объекты международно-правовой охраны окружающей среды это природные объекты, по поводу которых у субъектов международного права (государств и международных организаций) формируются экологические отношения. Например, в составе государственных природных заповедников выделяются биосферные заповедники, официально признанные ЮНЕСКО в качестве составных частей международной сети наблюдательных станций для слежения за изменениями состояния окружающей природной среды под влиянием человеческой деятельности.

К объектам международно-правовой охраны относятся:

международно-правовые объекты охраны, не входящие в юрисдикцию государств (космос, Мировой океан, воздушный бассейн, Антарктида, мигрирующие виды животных);

международно-правовые объекты охраны, входящие в юрисдикцию государств (объекты, занесенные в Международную Красную книгу исчезающих и редких животных и растений, некоторые реки, моря, озера).

Средства – правовые – МД – создание норм + надзор для предотвращения вреда

Первая Ко - Парижскую Конвенцию 1902 года, посвященную проблеме охраны птиц, полезных для сельского хозяйства.

Уровни:

Универсальные:

Международную конвенцию по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г.,

Конвенцию по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г.,

Конвенцию о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц, 1971 г.,

Конвенцию о биологическом разнообразии 1992 г.,

рамочную Конвенцию ООН об изменении климата 1992 г.

Региональные (локальные):

Конвенция о сохранении запасов анадромных видов рыб в северной части Тихого океана 1992 г.,

Конвенция о защите Черного моря от загрязнения 1992 г.,

Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря 1974 г.,

Соглашение о сохранении белых медведей 1973 г.,

Соглашение СНГ о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды 1992 г.

Двустороннего характера:

соглашения Российской Федерации с Канадой, КНР о сотрудничестве в области охраны окружающей среды.

РФ

"Об охране окружающей природной среды" 1991 г.

"О животном мире" 1995

 

№6. М-нар правосубъектность.

Субъект международного права отличается от понятия ≪субъект ПО». Субъект МП — это актор, обладающий правосубъектностью, т. е. лицо, потенциально способное быть участником МПО.

Общая правосубъектность — это способность акторов фактически быть субъектом МП вообще. - только суверенные Г. – назыв. первичными субъектами МП. + теоретически нации, борющиеся за свою независимость.

Отраслевая правосубъектность — это способность акторов быть участниками ПО в определенной области межгос.отношений. - межправит. организации. Напр., Международная морская организация (ИМО) вправе принимать участие в правоотношениях, затрагивающих междун. торг. судоходство, и может одобрять международно-правовые нормы относительно безопасности,эффективности мореплавания.

ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) участвует в М-п регулировании проблем, касающихся образования, науки и культуры, в интересах обеспечения всеобщего уважения, справедливости, законности и прав человека для всех народов без различия расы, пола или религии.

Только задачи из устава не больше. – функц.хар-р.

Специальная правосубъектность — это способность акторов быть участником лишь определенного круга правоотношений в рамках отдельной отрасли МП. – напр. ФЛ - признана Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. (ст. 6), Международным пактом о гражд.и полит. правах 1966 г

В теории МП сложилась концепция особого статуса его субъектов. Основное свойство субъекта — юридическая способность к самостоятельным международным действиям, включая создание согласованных международно-правовых норм, к неза-висимому осуществлению прав и обязанностей, установленных этими нормами. Отличительные черты субъектов МП – не находятся под чьей-либо властью и юрисдикцией, занимают независимое относительно друг друга положение.

Современная ситуация – изменения – т.е. в течение длит. времени статус субъекта признавался только за Г, а необходимым свойством субъекта считался гос суверенитет

В настоящее время существуют два подхода к понятию субъекта международного права и, следовательно, к характеристике конкретных категорий субъектов.

Международная правосубъектность как особое юридическое свойство есть качественная мера характеристики субъекта. Количественная мера — это совокупность прав и обязанностей субъекта. Иначе говоря, правосубъектность воплощается в совокупности прав и обязанностей.

Права и обязанности субъектов неоднородны.

Изначальными являются основные права и обязанности, непосредственно порождаемые международной правосубъектностью и служащие предпосылкой МО.

Основные права и обязанности можно разделить на две группы:

1) основные общесубъектные права, присущие всем категориям субъектов, право (юридическая способность) участия в отношениях, регулируемых международно-правовыми нормами, т. е. взаимодействия с другими субъектами; право реализации в этих отношениях своих субъектных правомочий и несения обязанностей; право защиты своих прав предусмотренными юридическими средствами; обязанность уважения статуса других субъектов; обязанность добросовестного соблюдения международных принципов и норм.

2) основные субъектно-видовые права, свойственные определенной категории субъектов право участвовать в создании международно-правовых норм прежде всего путем заключения международных договоров; право устанавливать дипломатические и консульские отношения с другими государствами, право быть членом универсальных и региональных международных организаций и иметь при них свои представительства; право защищать свою правосубъектность, включая право на индивидуальную и коллективную самооборону.

Взаимосвязь права и обязанности можно показать на примере норм ст. III Договора по открытому небу 1992 г.:

"1. Каждое государство-участник имеет право проводить наблюдательные полеты.

2. Каждое государство-участник обязано принимать наблюдательные полеты над своей территорией.Ф. Ф. Мартенс

75. Международное право окружающей среды –это совокуп­ность международно-правовых принципов и норм, регулирую­щих отношения по поводу охраны природной среды, ее рацио­нального использования и воспроизводства, регламентирующих сотрудничество государств в этой сфере в целях обеспечения благоприятной для жизни человечества экосистемы. К этой отрасли применяется и иное наименование — международное экологическое право.

Специальные принципы МЭП:

- Защита окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений - обязанности государств предпринимать все необходимые действия по сохранению и поддержанию качества окружающей среды, включая устранение отрицательных для нее последствий, а также по рациональному и научно обоснованному управлению природными ресурсами.

- Недопустимость нанесения трансграничного ущерба запрещает такие действия государств в пределах своей юрисдикции или контроля, которые наносили бы ущерб

иностранным национальным системам окружающей среды и районам общего пользования.

- обоснованное рациональное эколог. использование природных ресурсов: рациональное планирование и управление возобновляемыми и невозобновляемыми ресурсами Земли в интересах нынешнего и будущих поколений; долгосрочное планирование экологической деятельности с обеспечением экологической перспективы;

- недопустимости радиоактивного заражения ОС - военную, так и мирную область использования ядерной энергетики.

- защиты экологических систем Мирового океана - меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды из всех возможных

источников; не переносить, прямо или косвенно, ущерб или опасность загрязнения из одного района в другой и не превращать один вид загрязнения в другой и т. д.

- запрета военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду ( без долгосрочных и серьезн. последствий)

- Обеспечение экологической безопасности: обязанность государств осуществлять военно-полит. и эконом. деятельность т.о., чтобы обеспечивать сохранение и поддержание адекватного состояния окружающей среды.

- контроль за соблюдением МД по охране окружающей среды предусматривает создание помимо нац. также разветвленной системы межд. контроля и мониторинга качества окружающей среды.

- межд.-правовой ответственности государств за ущерб окружающей среде предусматривает ответственность за существенный ущерб экологическим системам за

пределами национальной юрисдикции или контроля.

Источники:

1) обычаи; 2) преимущ.договоры:

В зависимо­сти от предмета (объекта) регулирования:

- догово­ры по охране океана,

- земной атмосферы,

- околоземного и кос­мического пространства,

- животного и растительного мира.

Универсальные:

Международную конвенцию по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г.,

Конвенцию по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г.,

Конвенцию о водно-болотных угодь­ях, имеющих международное значение главным образом в ка­честве местообитания водоплавающих птиц, 1971 г.,

Конвенцию о биологическом разнообразии 1992 г.,

рамочную Конвенцию ООН об изменении климата 1992 г.

Региональные (локальные):

Конвенция о сохранении запасов анадромных видов рыб в северной части Тихого океана 1992 г.,

Конвен­ция о защите Черного моря от загрязнения 1992 г.,

Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря 1974 г.,

Со­глашение о сохранении белых медведей 1973 г.,

Соглашение СНГ о взаимодей­ствии в области экологии и охраны окружающей природной среды 1992 г.

Двустороннего характера:

соглашения Российской Федерации с Канадой, КНР о сотрудничест­ве в области охраны окружающей среды.

РФ

"Об охране окружающей природной среды" 1991 г.

"О животном мире" 1995

"Об обеспечении выполнения положений Про­токола по охране окружающей среды к Договору об Антаркти­ке" 1997

Фе­деральную службу России по гидрометеорологии и мониторин­гу окружающей среды – Росгидромет - функции по обеспечению координации и организации работы по выполнению обязательств, вытекающих из Протокола.

№7. Осн. Субъекты

Согласно общей тп, регулируемые правом обществ отнош приобретают характер пр-вых отношений, становят­ся правоотношениями. Стороны таких правоотношений именуются субъектами права. Субъекты МП - это акторы, кот в силу юр норм могут выступать в кач-ве носителей субъективных юр прав и обязанностей. Ими являются гос-ва, междунар организации, нации, борющиеся за независимость, государственно-подобные образования и в ограниченном объеме физические лица. При этом, в отличие от национального права, в международном праве субъективному праву одного субъекта международного правоотношения всегда противостоит субъективное обязательство другого субъекта этого правоотношения.

Субъекты мп могут быть постоянными и временными. Постоянными субъектами являются государства. Нация, борющаяся за свое освобождение, выступает как временный субъект лишь на период борьбы и создания независимого государства. Некоторые международные организации созданы для достижения определенных целей.

Основные признаки. 1. субъекты международного права - это лица, участники международных отношений, которые могут быть носителями субъективных юридических прав и обязанностей. Для этого они должны обладать определенными свойствами, к числу которых относятся: а) известная внешняя обособленность; б) персонификация (выступление в международных отношениях в виде единого лица); в) способность вырабатывать, выражать и осуществлять автономную волю; г) участвовать в принятии норм международного права. 2. все субъекты международного права - это такие лица, которые приобрели свойства субъекта в силу норм международного права. Иначе говоря, юридические нормы образуют обязательную основу деятельности акторов, как субъектов международного права.

Любой субъект МП обладает правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностью. Правоспособность - это способность субъекта мп иметь субъективные права и юр обязанности. Этой способностью облад гос-ва в момент образования; нации, борющиеся за независимость, - с момента признания; межправительственные организации - с момента вступления учредительных документов в силу; физ лица - при наступлении ситуаций, определенных в соответствующих междунар договорах. Дееспособность означает осуществление субъектами международного права самостоятельно, своими осознанными действиями своих прав и обязанностей.

В отличие от субъектов внутр-го права субъекты мп обладают деликтоспособностью, т.е. способностью нести юр ответственность за совершенные правонарушения. Так, согласно ет. 31 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. государство флага несет ответственность за любой ущерб или убытки, причиненные прибрежному государству в результате несоблюдения каким-либо военным кораблем или другим государственным судном, эксплуатируемым в некоммерческих целях, законов и правил прибрежного государства, касающихся прохода через территориальное море, или положений Конвенции, или других норм международного права.

Все субъекты мп явл-ся носителями соотв-щих прав и обязанностей. Это свойство называется правосубъектностью. С.С. Алексеев - Правосубъектность включает два основных структурных элемента: 1. способность обладания правами и несения обязанностей (правоспособность), 2. способность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей (дееспособность). Правосубъектность является общественно-юридическим свойством лица, которое по своей природе неотъемлемо от лица.

Субъект мп отличается от понятия "субъект протношения". Субъект мп - это актор, обладающий правосубъектностью, т.е. лицо, потенциально способное быть участником международных правоотношений. А субъект правоотношения - это реальный участник данных правовых отношений.

Правосубъектность в единстве с другими общими правами и обязанностями субъектов международного права охватывается понятием правового статуса. Осн элементами последнего являются права и обязанности акторов МП в реальных протношениях, основанием возникновения кот служат осн императивн принципы МП и соответствующий юр факт. Субъекты мп обладают общей, отраслевой и специальной правосубъектностью.

Общая правосубъектность - это способность акторов ipso facto (в силу самого факта) быть субъектом МП вообще. Такой правосубъектностью обладают только суверенные гос-ва - первичные субъекты мп.

Отраслевая правосубъектность - это способность акторов быть участниками правоотношений в определенной области межгосударственных отношений. Такой правосубъектностью обладают межправительственные организации. ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) участвует в международно-правовом регулировании проблем, касающихся образования, науки и культуры, в интересах обеспечения всеобщего уважения, справедливости, законности прав человека, а также основных свобод, провозглашенных в Уставе ООН, для всех народов без различия расы, пола или религии. Другими проблемами, помимо уставных, межправительственные организации заниматься не могут и поэтому правосубъектность их ограничивается определенной отраслью или обособленной проблемой.

Специальная правосубъектность - это способность акторов быть участником лишь определенного круга правоотношений в рамках отдельной отрасли международного права. Специальной правосубъектностью, например, обладают физические лица. Их правосубъектность, в частности, признана Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. (ст. 6), Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 2 и далее).

Таким образом, субъекты международного права должны обладать способностью самостоятельно участвовать в урегулированных международным правом международных отношениях, непосредственно вступать в юридическое взаимодействие с другими управомоченными или обязанными международным правом лицами.

Государства — основные субъекты МП и основные реальные участ­ники м-нар правоотношений, поскольку им необходимо по­стоянно взаимодействовать друг с другом, с международными органи­зациями и иными субъектами международного права.

Под государством в мп понимается страна со всеми присущими ей признаками суверенного государства. Но не всякая страна может быть государством в международно-правовом смысле и субъектом международного права (например, колониальные страны и другие геополитические единицы).

важные признаки государства являются суверенитет, территория, население и власть. Государственный суверенитет - это присущее государству верховенство на своей территории и его независимость в сфере международных отношений. только государства- гл характерные особенности как осн субъектов МП. Суверенитет является фундаментом всех основных прав государства. Суверенитетом обладает любое государство с момента его возникновения. Его международная правосубъектность не зависит от волеизъявления других субъектов. Она прекращается лишь с прекращением данного государства. Правосубъектность других участников международных правоотношений проявляется главным образом в их взаимоотношениях с государствами. Территория является неотъемлемым свойством государства. Она закрепляется и гарантируется общепризнанными нормами и принципами международного права. Население. Население является постоянным признаком государства. Согласно Уставу ООН, Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. народы являются субъектом права на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие. Власть. Публичная власть является одним из основных признаков государства. Оно в МП явл носителем организованной суверенной власти. В любых отношениях гос-ва и иные его органы всегда действуют от имени гос-ва.

Нормы мп, регулирующие взаимоотношения гос-в в сфере международного общения, создаются самими же государствами путем их соглашения и направлены на строгое соблюдение государственного суверенитета в международных отношениях. Уважение суверенитета любого государства, признание суверенного равенства всех государств входят в число основополагающих принципов современного международного права. Согласно Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера.

Кажд гос-во имеет право осуществлять юрисдикцию над своей территорией и над всеми лицами и вещами, нах-ся в ее пределах, с соблюдением признанных МП иммунитетов. Любое государство обязано воздерживаться от разжигания междоусобицы на территории другого гос-ва и предупреждать на своей территории организованную деятельность, направленную к разжиганию такой междоусобицы. Гос-во обязано относиться ко всем находящимся под его юрисдикцией лицам с уважением к правам человека и основным свободам, без различия в отношении расы, пола, языка или религии. Государство должно добросовестно выполнять свои обязательства, возникающие из договоров и других источников международного права, и не может ссылаться на положения своей конституции или своих законов как на оправдание невыполнения им этой обязанности.

В качестве субъектов международного права могут выступать государства, различные по своему устройству, - унитарные и федеративные. Унитарное государство участвует в международных отношениях как единый субъект международного права, и вопроса о международной правосубъектности ее составных частей в этом случае не возникает. Сложными государствами являются федерации. - Члены федерации (республики, области, штаты, земли и т.д.) сохраняют при этом определенную внутригосударственную самостоятельность, но, как правило, не обладают конституционным правом самостоятельного участия во внешних сношениях, следовательно, не являются субъектами МП. В этом случае только федерация в целом выступает на международной арене в качестве единого субъекта МП.

- Российская Федерация является демократическим федеративным государством, которое состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов -равноправных субъектов Российской Федерации. Республика в составе Российской Федерации имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство. Согласно Конституции в ведении РФ нах внешн политика и м-нар отношения, оборона и безопасность; определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зона континентального шельфа РФ". В совместном ведении РФ и ее субъектов находятся вопросы координации международных и внешнеэкономических связей субъектов. Вне пределов ведения Российской Федерации, полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

Помимо федерации, история знает и другую форму сложного государственного объединения - конфедерацию, т.е. союз суверенных государств объединившихся для достижения общих целей, которые определены в соглашении о ее создании. Конфедерация как таковая может наряду с государствами-членами выступать субъектом международного права, ели при ее создании государства-члены возложили на конфедерацию осуществление определенных задач в области международных отношений.

Субъектами МПявляются только те нации и народы, которые борются за свое национальное освобождение и создание собственных независимых государств. Отнесение наций и народов к числу субъектов МП, возникает после того, когда они создают к-л координирующий борьбу орган (например, таковым является Организация освобождения Палестины), который до создания независимого государства выступает от их имени.

Нацией считается исторически сложившаяся общность людей, которая характеризуется следующими признаками: общностью территории; общностью экономической жизни; общностью психологического склада, проявляющегося в общности культуры. Термином "народ" называют самые различные формы национальной и этнической общности людей. Нередко этим термином обозначается и такая общность людей, как племя. Принцип равноправия и самоопределения народов закреплен в Уставе ООН. ООН преследует цель развивать дружественные отношения между нациями. принципы и обязательные условия предоставления независимости колониальным странам и народам:

1) подчинение народов иностранному игу и господству и их эксплуатация являются отрицанием основных прав человека, противоречат Уставу ООН и препятствуют развитию сотрудничества и установлению мира во всем мире;

2) все народы имеют право на самоопределение; в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и. культурное развитие;

3) недостаточная политическая, экономическая и социальная подготовленность в области образования никогда не должны использоваться как предлог для задержки достижения независимости;

4) любые военные действия или репрессивные меры какого бы то ни было характера, направленные против зависимых народов, должны быть прекращены, с тем чтобы предоставить им возможность осуществить в условиях мира и свободы свое право на полную независимость; целостность их национальных территорий должна уважаться;

5) в подопечных и несамоуправляющихся территориях, а также во всех других территориях, еще не достигших независимости, должны быть незамедлительно приняты меры для передачи всей власти народам этих территорий в соответствии со свободно выраженными ими волей и желанием, без каких бы то ни было условий или оговорок и независимо от расы, религии или цвета кожи, с тем чтобы предоставить им возможность пользоваться полной независимостью и свободой;

6) всякая попытка, направленная на то, чтобы частично или полностью разрушить национальное единство и территориальную целостность страны, несовместима с целями и принципами Устава ООН.

Способами осуществления народом права на самоопределение являются создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом. Кажд гос-во обязано воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу независимость.

Тер-рия колонии или другая не самоуправляющая территория имеет статус, отдельный и отличный от статуса территории государства, управляющего ею. он может сущ-ть до тех пор, пока народ данной КОЛОНИИ ИЛИ несамоуправляющейся территории не осуществит свое право на самоопределение в соответствии с Уставом ООН, и в особенности с его целями и принципами.

Юридической основой права наций на самоопределение - национальный суверенитет, означающий реализацию каждой нацией своего права на самостоятельное и независимое существование как в политическом смысле, так и с точки зрения свободного и всестороннего развития всех иных сфер общественной жизни. Национальный суверенитет неприкосновенен и неотчуждаем. В силу этого международная правосубъектность наций и народов не зависит от волеизъявления других участников международных отношений.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.227.250 (0.016 с.)