ТОП 10:

Охрана среды Мирового океана.



Международные судебные органы в области защиты прав человека. ЕСПЧ.

Суд.органы:

1) Специализир.суды по правам ч (ЕСПЧ, Межамерикан СПЧ)

Специализир.органы по правам ч Комитет по правам ребенка, правам женщин против пыток ЭКОСОС учредил Комиссию по правам человека и Комиссию по положению женщин. Комиссия по правам человека,

2) Суды общей компетенции, защищающ.права человека (суд ЕС, МС ООН)

3) Органы общей компетенции, защищающ.права человека Европейская комиссия по правам человека, Комитет по правам человека ООН

4) Суды спец.компетенции, трибуналы, затраг. ПЧ

О́мбудсмен - в некоторых государствах должностное лицо, на которое возлагаются функции контроля за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и ДЛ.

Евроомбудсмен — уполномоченный по правам человека ЕС, введённая Маастрихтским договором в 1992 году. Он уполномочен принимать жалобы от граждан Союза, физических или юридических лиц, резидентов государств-членов на неудовлетворительной качество деятельности институтов или учреждений Союза.

Европейский суд по правам человека — международный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены СЕ, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и включает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению Конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц. В РФ с 1998 г.

а) Комитеты (3 судьи), б) Палаты (7 судей), в) Большую палату (17 судей)

ЕСПЧ - орган, созданный в 1959г. Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод в целях обеспечения уважения обязательств, вытекающих из Конвенции для государств:

- являющихся ее участниками; и

- сделавших специальные заявления о признании для них в качестве обязательной юрисдикции ЕСПЧ по всем вопросам, касающимся толкования и применения Конвенции.

Компетенция Европейского суда по правам человека распространяется на дела:

- касающиеся толкования и применения Конвенции; и

- переданные на его рассмотрение государствами-участниками Конвенции или Европейской комиссией по правам человека.

ЕСПЧ призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм Конвенции её государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путём рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией. Возможна также подача жалобы на нарушение Конвенции государством-членом Совета Европы со стороны другого государства-члена.

Условия жалобы:

1) предмет - права и свободы гарантируемые Конвенцией или её Протоколами.

2) жалоба от ФЛ, неправит.орг-ии или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения со стороны государств-участников Конвенции их прав.

3) 6 мес. С последн.нацсуд.реш. не восстан.

4) только на нарушения после даты ратифик – 5.05.98 г.

5) жалоба приемлемы – использованы все внутригос средства защиты.

6) жалобы касс событий, за кот.ответ-ть несет РФ.

 

Международный договор.

 

Одной из самых распространенных форм правового сотрудничества государств и иных субъектов МП является заключение межд. договоров и соглашений.

 

Межд. договор - это явно выраженное соглашение между двумя или несколькими субъектами МП, регулирующее их отношения путем создания взаимных прав и обязанностей в политической, культурной и других областях.

 

Межд. договор является основным источником МП. В то же время это важный инструмент осуществления внешней функции государств. В настоящее время в мире насчитывается свыше полумиллиона межд. многосторонних и двусторонних договоров. Основными источниками права межд. договоров являются:

 

Венская конвенция о праве межд. договоров 1969 г.;

 

Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г.;

 

Венская конвенция о праве договоров между государствами и межд. организациями или между межд. организациями 1986 г.

 

Необходимо иметь в виду, что положения, касающиеся порядка заключения, исполнения и денонсации международных договоров РФ, содержится также в Конституции РФ и Федеральном законе РФ ≪О межд. договорах Российской Федерации≫ от 15 июля 1995 г.

 

Венская конвенция 1969 г. подчеркивает важную роль межд. договоров как средства мирного сотрудничества между государствами независимо от различия их социально-экономических систем, рассматривает самые различные вопросы договорного права, такие как порядок заключения межд. договоров, их значение для третьих государств, основания недействительности договоров, право на оговорку, закрепляет такие новые моменты, как участие в договоре не признающих друг друга государств, право государств на участие в универсальных договорах, функции депозитария' и другие важные вопросы права межд. договоров. Конвенция 1969 г. является основным источником права межд. договоров:

 

Объектом межд. договора являются, как правило, отношения субъектов МП по поводу материальных и нематериальных благ, действий и воздержания от действий.

 

Классификация и виды межд. договоров.

 

1. По количеству участников:

 

двусторонние;

 

многосторонние.

 

2. По вопросам, в них рассматриваемых:

 

общие многосторонние договоры;

 

договоры, имеющие глобальное значение;

 

специальные договоры.

 

3. По территориальному влиянию:

 

универсальные;

 

региональные;

 

локальные.

 

4. По доступности участия в межд. договоре:

 

открытые;

 

закрытые.

 

Объект межд. договора определяется по его наименованию или исходя из содержания общих положений. Сторонами межд. договора могут быть только субъекты МП.

 

Наименования межд. договоров в зависимости от содержания.

 

Пакт - военно-политический договор.

 

Соглашение - межправительственный договор по экономическим вопросам.

 

Конвенция - договор по техническим (процессуальным) вопросам.

 

Картель - договор о выдаче преступников и о военнопленных.

 

Конкордат - договор, заключенный с Ватиканом.

 

Форма и структура:

 

Договор может заключаться в письменной или устной форме. Договоры в устной форме заключаются очень редко, поэтому наиболее распространённой формой является письменная.

 

К структуре договора относятся его составные части, такие как название договора, преамбула, основная и заключительная части, подписи сторон.

 

Преамбула является важной частью договора, поскольку в ней часто формулируется цель договора. Кроме того, преамбула используется при толковании договора. Основная часть договора делится на статьи, которые могут быть сгруппированы в разделы, главы или части. В некоторых договорах статьям, а также разделам (главам, частям) могут даваться наименования. В заключительной части излагаются такие положения, как условия вступления в силу и прекращения договоров, язык, на котором составлен текст договора, и т.д. Международные договоры часто имеют приложения в виде протоколов, дополнительных протоколов, правил, обменных писем и т.д.

 

Соотношение – МД просто охренненный источник по сравнению со сраным обычаем.

 

Междунар договор.

Процесс заключения международного договора представляет собой ряд последовательных действий (стадий) — от проявле­ния инициативы заключения договора до вступления его в си­лу. Сложность процесса заключения договора, его длительность определяется такими обстоятельствами, как степень стремле­ния участников идти на уступки и компромиссы. Инициатива заключения договора может исходить от одного или нескольких государств, а также от международных органи­заций. Они же, как правило, берут на себя обязанности по ор­ганизации процесса заключения международного договора. Договор заключается представителями госу­дарств. Для этой цели им выдаются специальные документы — полномочия, определяющие, на совершение каких действий по заключению договора уполномочено данное лицо (ведение пе­реговоров, принятие подготовленного текста договора и др.). В РФ решение вопроса о наделении со­ответствующими полномочиями оформляется специальным ак­том — указом или распоряжением Президента, постановлением или распоряжением Правительства.

Подготовка текста договора. Текст договора разрабатывается на переговорах (непосредственных или по дипломатическим каналам), на конференциях или в рамках международных орга­низаций. Переговоры по выработке текста договора ведутся либо непо­средственно, либо с использованием дипломатических средств. Гос-ва через уполномоченных лиц доводят до сведения друг друга свои позиции по обсуждаемой проблеме (или пред­ставляют конкретные проекты договора). Затем на основе их тщательного изучения и оценки они предлагают для согласова­ния возможные изменения, уточнения позиций и соответствен­но проекта договора. Путем взаимных уступок и компромиссов проект подвергается изменениям до тех пор, пока он не станет приемлемым для всех участников. Иногда для подготовки до­говора по сложной проблеме используются и дипломатические каналы, и переговоры на уровне делегаций, и встречи минист­ров иностранных дел, и встречи на высшем уровне. Международные конференции и международные организации используются государствами для выработки текстов многосто­ронних договоров.

Принятие текста договора. Для подтверждения того, что текст договора является окончательно согласованным и подлинным документом, необходимо соответствующим образом оформленное его принятие (уста­новление аутентичности). Оно может быть предварительным и окончательным. Предварительное принятие текста договора осуществляется посредством голосования, парафирования, подписания.

Путем голосования, как правило, принимается текст догово­ра, подготовленный на междунар конференции или в МО. Это решение оформляется ак­том — резолюцией международной конференции или соответ­ствующего органа международной организации, которая при­нимается большинством голосов (простым или двумя третями в зависимости от правил, одобренных на конференции или в организации).

Парафирование — это скрепление инициалами уполномо­ченных лиц каждой страницы договора в знак согласия с тек­стом. Такая форма предварительного принятия текста договора применяется в отношении двусторонних договоров или догово­ров с небольшим числом участников.

Двусторонние договоры составляются на языках государств-участников, многосторонние — на языках по выбору участни­ков (иногда на одном приемлемом для всех языке). Двусторонние договоры также могут быть предварительно приняты на одном уровне, а окончательно — на другом.

Согласие на обязательность договора. Это — следующая ста­дия заключения международного договора, необходимая для вступления его в силу. Формы выраж такого со­гласия: а) подписание; б) обмен документами, образующими договор; в) ратификация; г) утверждение (принятие); д) при­соединение к договору.

Способы выражения согласия отличаются друг от друга по уровню и процедуре их осуществления.

Ратификация — это согласие государства на обязательность договора, выраженное высшим органом государственной вла­сти в соответствии с процедурой, установленной националь­ным законодательством. Международные договоры РФ ратифицируются Федераль­ным Собранием РФ. Государственная Дума Федерального Соб­рания рассматривает внесенный Президентом или Правитель­ством на ратификацию международный договор. После обсуж­дения в комитетах и комиссиях принимается решение о ратификации в форме федерального закона. Такой закон под­лежит обязательному-рассмотрению в Совете Федерации Феде­рального Собрания. Принятый им федеральный закон о ратификации направляется Президенту для подписания и опуб­ликования.

Согласно ст. 14 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. согласие на обязательность договора выража­ется ратификацией, если: 1) договор предусматривает, что такое согласие выражается ратификацией; 2) иным образом установ­лено, что участвующие в переговорах государства договорились о необходимости ратификации; 3) представитель государства подписал договор под условием ратификации; 4) намерение го­сударства подписать договор под условием ратификации выте­кает из полномочий его представителя или было выражено во время переговоров.

Национальным законодательством может быть определен перечень тех договоров, которые подлежат ратификации. Феде­ральный закон «О международных договорах Российской Феде­рации» включает в этот перечень следующие виды договоров РФ: а) исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также договоры, устанавливающие иные правила, чем предусмотренные зако­ном; б) предметом которых являются основные права и свобо­ды человека и гражданина; в) о территориальном разграниче­нии Российской Федерации с другими государствами, включая договоры о прохождении Государственной границы РФ, а так­же о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ; г) об основах межгосударствен­ных отношений, по вопросам обороноспособности Российской Федерации и обеспечения международного мира и безопасно­сти (в том числе по вопросам разоружения), а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности; д) об уча­стии Российской Федерации в межгосударственных союзах, ме­ждународных организациях и иных межгосударственных объе­динениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий РФ или устанавливают юри­дическую обязательность решений их органов для Российской Федерации.

Одновременно с принятием решения о ратификации между­народного договора составляется ратификационная грамота, имеющая три части: а) вступительную, в которой указывается высший орган государства, ратифицировавший договор; б) ос­новную, где воспроизводится текст договора с оговорками и (или) заявлениями, если они сделаны; в) заключительную, со­держащую заявление о неукоснительном и добросовестном вы­полнении договора.

При заключении двустороннего договора государства — его участники — обмениваются ратификационными грамотами. Как правило, если договор заключается на территории одного государства, то обмен грамотами происходит на территории другого. При заключении многостороннего договора ратификацион­ные грамоты сдаются на хранение депозитарию. Обмен ратификационными грамотами или их депонирова­ние — это своеобразное совместное исполнительное соглаше­ние государств о согласии на обязательность договора. Оно входит в ряд последовательных действий государств, необходи­мых для приведения в действие нормы договора о вступлении его в силу, а вместе с ней — и всего договора.

Утверждение — предусмотренная в договоре упрощенная процедура выражения согласия на обязательность договора. Национальным законодательством устанавливается круг госу­дарственных органов, в компетенцию которых входит утвер­ждение договоров. В зависимости от уровня заключенные до­говоры РФ утверждаются Федеральным Собранием, Президен­том, Правительством или другими федеральными органами.

Постановлением Правительства РФ от 24 июля 1997 г. было утверждено Соглашение между Российской Федерацией и Ев­ропейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) о займе для финансирования проекта постприватизационной поддерж­ки предприятий от 13 апреля 1997 г.

Присоединение. Если государство по каким-либо причинам не участвовало в договоре, оно может к нему присоединиться. Порядок и условия присоединения оговариваются в договоре. Как правило, присоединение осуществляется после вступления договора в силу путем депонирования ратификационной грамо­ты или иного документа о присоединении. Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. «О присоединении Российской Федерации к Конвенции о получении за границей доказательств по граждан­ским или торговым делам».

Вступление договора в силу. Договоры вступают в силу в том порядке и в тот срок, которые указаны в договоре. До­говоры, не подлежащие ратификации или утверждению, всту­пают в силу: 1) с момента подписания; 2) по истечении опре­деленного срока после подписания; 3) с указанной в договоре даты. Порядок вступления в силу договоров, подлежащих ратифи­кации, обусловлен их характером. Двусторонние договоры вступают в силу: 1) в день обмена ратификационными грамотами; 2) по истечении установленно­го срока (часто — 30 дней) со дня обмена грамотами.

Многосторонние договоры вступают в силу: 1) в день сдачи на хранение депозитарию определенной по счету ратификаци­онной грамоты; 2) по истечении установленного срока после сдачи на хранение определенной по счету грамоты; 3) в день сдачи на хранение определенного количества грамот с указани­ем конкретных государств, чьи грамоты обязательно должны быть сданы. Офиц опубликование заключенных международных договоров осуществляется как на государственном уровне, так и в рамках международных организаций. Вступившие в силу для РФ международ­ные договоры, решения о согласии на обязательность которых приняты в форме федерального закона, официально публику­ются в «Собрании законодательства РФ», вступившие в силу для РФ международные договоры — в «Бюллетене международных договоров». Договоры межведомственного характера публикуются в официальных из­даниях этих органов. зарегистрированные в Секре­тариате ООН, подлежат опубликованию в периодически изда­ваемом сборнике, именуемом «Treaty Series». В рамках Совета Европы издаются европейские конвенции — «European Treaty Series».

Право внешних сношений.

Право внешних сношений — это совокупность международно-правовых норм, регламентирующих структуру, порядок формирования и деятельности, функции и юридический статус органов государства, обеспечивающих представительство в сфере межгосударственного общения. Основу данной отрасли составляют нормы дипломатического права и нормы консульского права, в связи, чем традиционно принято именовать этот комплекс дипломатическим и консульским правом. Традиционными источниками права внешних сношений являются договор и обычай. Причем в дипломатическом и консульском праве длительное время доминирующими являлись обычные нормы международного права. Первым соглашением общего характера явился Венский протокол 1815 г. о рангах дипломатических представителей, который впоследствии был дополнен Аахенским протоколом 1818 г. В современном международном праве основными источниками, которые кодифицировали эту отрасль права, являются: Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г., Конвенция о специальных-миссиях 1969 г., Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 года. Следует иметь в виду и двусторонние соглашения по дипломатическим вопросам, консульские конвенции, соглашения (протоколы) относительно торговых представительств. Что же касается международных конференций, то их нормативная регламентация является всецело индивидуализированной, поскольку правила процедуры разрабатываются применительно к данной конференции. Правовое положение и порядок деятельности органов внешних сношений в соответствии с нормами международного права регламентируются актами национального законодательства, в числе которых Конституция РФ, Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации", отдельные статьи ряда других федеральных законов, Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 14 марта 1995 г., Положение о Посольстве Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 28 октября 1996 г., а также продолжающие действовать не противоречащие законодательству РФ нормы Положения о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР 1966 г. и Консульского устава 1976 г. (ведется разработка Закона о дипломатической службе и Консульского устава РФ).

В структуре права внешних сношений выделяются дипломатическое право, консульское право, право специальных миссий, дипломатическое право международных организаций. Общий предмет правового регулирования указанных подотраслей определяется как официальная деятельность государств в международных отношениях с помощью соответствующих органов внешних сношений. При этом показаны различия в правовом статусе, привилегиях и иммунитетах органов внешних сношений, осуществляющих свою деятельность в каждой из этих сфер.

Органы внешних сношений — это органы государства, посредством которых осуществляются его связи с другими государствами и иными субъектами международного права. Все органы внешних сношений подразделяются на внутригосударственные и зарубежные. Внутригосударственные в свою очередь являются либо органами общей компетенции, либо специальными. Группу органов общей компетенции (конституционных) образуют глава государства, высший представительный орган (парламент) и правительство. В Российской Федерации это: Президент РФ (определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях), Федеральное Собрание (принимает законы, в том числе по вопросам международных отношений, ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и защиты Государственной границы РФ, войны и мира+ решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории), состоящее из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации, Правительство РФ (осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации. От имени Правительства подготавливаются и заключаются международные договоры РФ, именуемые межправительственными договорами. Председатель Правительства Российской Федерации ведет переговоры и подписывает такие договоры. + принимает меры, направленные на обеспечение выполнения международных договоров).

К специальным органам внешних сношений Российской Федерации относится ряд федеральных министерств и ведомств (Министерство иностранных дел РФ, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная пограничная служба РФ, некоторые другие органы в пределах их компетенции).

Зарубежные органы внешних сношений — это органы государства, расположенные за его пределами и выполняющие функции защиты прав и интересов своего государства, граждан и юридических лиц. Зарубежные органы подразделяются на постоянные (дипломатические представительства, консульские учреждения, торговые представительства, представительства при международных организациях) и временные (делегации государств на .сессиях международных организаций, на международных конференциях, специальные миссии).

 

Оговорки.

Оговорка к договору. Это одностороннее заявление государства, посредством которого оно намерено исключить или изменить определенные положения договора. Государство вправе заявить оговорку при подписании, ратификации или присоединении к договору. Такое действие невозможно, когда: оговорки запрещаются договором; договор предусматривает лишь определенные оговорки, в число которых данная оговорка не входит; оговорка противоречит объекту и цели договора. Оговорка должна быть сделана в письменном виде и доведена до сведения других государств — участников договора.

Поскольку государство заявлением оговорки предлагает новый вариант определенной нормы, то отношения между ним и другими участниками договора могут регулироваться в этой части по-разному. Отношения с государствами, принявшими оговорку, регулируются новой нормой, тогда как к взаимоотношениям с государствами, возразившими против оговорки, не применяется ни новая норма (она отклонена возражением), ни норма договора (она неприемлема для государства, сделавшего оговорку).

При подписании, ратификации или присоединении к договору государство вправе сделать заявление — изложить свою точку зрения по тому или иному вопросу. В отличие от оговорки заявление не меняет содержания договора.

При ратификации Российской Федерацией Конвенции о выдаче от 13 декабря 1957 г. были сделаны оговорки и заявления по нескольким статьям.

В соответствии с одной из оговорок по ст. 1 («Обязательство в отношении выдачи») РФ оставляет за собой право отказать в выдаче, «исходя из соображений гуманности, когда имеются основания полагать, что выдача лица может повлечь для него серьезные осложнения по причине его преклонного возраста или состояния здоровья».

В заявлении, относящемся к ст. 21 («Транзит») говорится, что «транзитная перевозка по территории Российской Федерации выданного лица разрешается при соблюдении условий, установленных для выдачи». Оговорки и возражения против них в любое время могут быть сняты (например, СССР снял оговорки о непризнании обязательной юрисдикции Международного Суда ООН по спорам о толковании и применении ряда международных договоров — Конвенции о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него 1948 г., Конвенции о политических правах женщин 1952 г. и др.).

 

М-нар-пр ответств-ть.

Международно-правовая ответственность - это юридические последствия, наступающие для субъекта международного права, нарушившего действующие нормы международного права и свои международные обязательства. Одновременно это и одно из юридических средств обеспечения соблюдения этих норм и возмещения нанесенного ущерба. Практически все правовые системы мира признают международно-правовую ответственность государств, нарушающих нормы международного права и свои обязательства по международным договорам. Цели ответственности: а) сдерживать потенциального правонарушителя (превентивная функция); б) побудить правонарушителя выполнить свои обязанности надлежащим образом (функция обеспечения правопорядка); в) предоставить потерпевшему возмещение за причиненный материальный и моральный ущерб (компенсационная функция); г) воздействовать на будущее поведение субъектов в интересах добросовестного выполнения своих обязательств (превенция и поддержание правопорядка).

последствия, а также формы и объем ответственности могут быть различными в зависимости от тяжести правонарушения, размера нанесенного ущерба, от характера и степени опасности правонарушения и, в частности, могут включать:

а) ответственность за агрессию, геноцид, апартеид, расовую дискриминацию, за нарушение законов и обычаев войны, за отказ от предоставления независимости колониальным странам и народам;

б) обязанность государства-правонарушителя (группы государств-правонарушителей) возместить причиненный ущерб другим субъектам международного права, а в отдельных случаях и их юридическим и физ лицам;

в) применение в соответствии с международным правом к гос-ву-правонарушителю принудительных мер в ответ на правонарушение, вплоть до установления экономической блокады и использования вооруженной силы по ст. 41 или 42 Устава ООН (например, против Ирака и Югославии в 90-х годах и КНДР в 1950-1958 гг.).

получили закрепление в Уставе ООН, в конвенциях, запрещающих геноцид, апартеид, расовую дискриминацию, в многочисленных конвенциях, направленных на защиту окр чел-ка среды (морского, воздушного пространства, животного и растительного мира, Антарктики и др.) и регламентирующих использование источников повышенной опасности (например, за ущерб, причиненный космическими объектами, летательными аппаратами на поверхности Земли, судами с ядерными энергетическими установками и др.

уголовная ответственность физ лиц за преступления против мира, человечности и военные преступления, а также другие международные преступления с неприменимостью срока давности к таким преступлениям Ответственность наступает, если деяния отдельных лиц связаны с преступной деятельностью государства и государственных органов. Эта ответственность получила отражение в Уставах международных военных трибуналов 1945 и 1946 гг., в других международных конвенциях, касающихся уголовных преступлений международного характера, в которых принимают участие должностные лица государственных органов.

Международное правонарушение - это действие или бездействие субъекта мп, в результате чего нарушаются нормы мп и международные обязательства этого субъекта, допустившего неправомерные действия или бездействие, наносящие другому субъекту или группе субъектов мп или всему международному сообществу в целом ущерб материального или нематериального характера. При этом ответственность возникает, как правило, только при наличии причинной связи между противоправным поведением (действием) субъекта международного права и причиненным ущербом. Составными элементами международного правонарушения, влекущего за собой международно-правовую ответственность, являются:- действие или бездействие субъекта (субъектов) международного права нарушающее действующие нормы международных соглашений или международные обычаи; вменяемость правонарушения субъекту международного права причинение ущерба или вреда другому субъекту (субъектам) международного права.

Противоправные действия или бездействие, приводящие к возникновению международно-правовой ответственности субъектов мп, могут совершаться государственными органами, должностными лицами государства, выступающими по его поручению или от его имени, а также специальными органами государства (военными кораблями), наделенными властными полномочиями и выступающими от имени государства. Например, ответственность за захват израильскими военными кораблями греческого судна.

Ответственность государства может наступить за принятие закона или другого нормативного акта, противоречащего нормам международного договора, участником кот оно является, или, наоборот, за непринятие закона, кот оно было обязано принять в соответствии со своими международными обязательствами и которое предотвратило бы противоправное событие или действие. Ответственность государства возникает и за бездействие органов власти в случаях, когда своевременное вмешательство властей могло бы предотвратить неправомерные действия.

Международно-правовая ответственность государства может возникнуть и при превышении полномочий государственными органами или должностными лицами государства, в результате чего может быть нанесен ущерб иностранному государству, его физическим или юридическим лицам. В частности, государство должно компенсировать ущерб при вмешательстве в открытом море в случае аварии нефтяного танкера при условии, если меры, предпринятые им для локализации последствий аварии, превысят те, которые были разумно необходимы для предотвращения, уменьшения или устранения серьезной и реальной опасности загрязнения побережья нефтью (ст. I, VI Международной конвенции относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью 1969 г.). Международно-правовая ответственность субъектов международного права может наступать не только в силу нарушения норм мп или обязательств по договорам, но и за вредные последствия правомерной деятельности. Она может наступить при нанесении материального ущерба источником повышенной опасности, использование или применение которого не запрещено международным правом (так называемая ответственность за риск). Например, 24 января 1978 г. в районе Невольничьего озера (Канада) упал советский ИСЗ "Космос-954" с 4 кг уранового топлива в качестве источника энергии, который загрязнил земную поверхность на значительном протяжении. Ущерб был возмещен в соответствии с Конвенцией о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г.

международные правонарушения можно разделить на три большие группы в зависимости от степени их опасности для государств и международного сообщества в целом, масштабов правонарушений и последствий: международные преступления; уголовные преступления международного характера; другие международные правонарушения - деликты.

Международное преступление - это особо опасное международное правонарушение, посягающее на жизненно важные интересы государств и нации, подрывающее основы их существования, грубо попирающее важнейшие основные принципы международного права, представляющее угрозу международному миру и безопасности и всему человечеству.

Уголовное преступление международного характера - это деяние, имеющее международно-общественную опасность, посягающее на интересы нескольких, многих или всех государств. К их числу, в частности, относятся такие наиболее опасные, как международный терроризм, взятие заложников, угон воздушных судов, незаконное производство и распространение наркотических и психотропных веществ, нападения на дипломатические представительства и дипломатов и др.

Другие международные правонарушения (международные деликты) - это противоправные действия, наносящие ущерб отдельному государству или ограниченному кругу субъектов международного права. В этом случае отношения ответственности возникают между государством-правонарушителем и государством, непосредственно пострадавшим, а само правонарушение весьма малозначимо и не затрагивает основ существования государств и наций, не относится к правонарушениям первых двух групп. К таким правонарушениям относятся, например, попустительство (бездействие) государственных органов, не пресекающих противоправную деятельность против дипломатических представительств зарубежных государств (битье стекол посольства, срыв государственного флага иностранного государства и т.п.), нарушение торговых обязательств и др. При отсутствии явного умысла или намерения нанести ущерб противоправным действием правонарушение может и не повлечь за собой международно-правовой ответственности в силу своей мало-значимости.

Существуют два вида международно-правовой ответственности государств - политическая и материальная.

Политическая ответственность, как правило, сопровождается применением принудительных мер в отношении государства-правонарушителя и сочетается с материальной ответственностью. Наиболее распространенной формой политической ответственности являются реторсии, репрессалии, сатисфакция, ресторация, приостановление членства или исключение из международной организации, подавление агрессора силой, которые реализуются посредством применения санкций.

Санкции - это принудительные меры, применяемые к государству-нарушителю. Они могут быть применены международными организациями, например, ООН, группой государств или отдельными организациями. Объем и виды санкций зависят от степени тяжести правонарушения и нанесенного ущерба. как форма принуждения применяются только в случае совершения тяжкого международного преступления. в др случаях нельзя считать правомерным, т.к. по существу, санкции являются реакцией государств на умышленное совершение противоправных действий или умышленное причинение значительного ущерба.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.219.217.107 (0.023 с.)