ТОП 10:

Понятие, принципы, источники международного гуманитарного права



Международное гуманитарное право - отрасль международного права, принципы и нормы которой в целях ограничения бедствий войны определяют недопустимые методы и средства ведения военных действий и защищают жертв войны.

(Арцибасова, И.П. Блищенко, С.А. Егорова,В.В. Фуркало, О.Н. Хлестова.)

МП изначально - право войны. 1625 Г. Гроций "О праве войны и мира".

С принятием Устава ООН в праве войны произошли принципиальные изменения. Принципы и нормы нацелены на ограничение бедствий войны. И право войны превратилось в гуманитарное право.

Право вооруженных конфликтов (ПВК) – совокупность создаваемых путем межд. соглашений или обычая юридических норм, применяемых в войнах, межд. и немежд. вооруженных конфликтах, запрещающих использование определенных средств и методов ведения вооруженной борьбы, обеспечивающих защиту прав индивида в ходе этой борьбы и устанавливающих межд.-правовую ответственность государств и уголовную ответственность физических лиц за их нарушение.

Наибольшее значение из ныне действующих межд.-правовых актов имеют Гаагские конвенции 1907 г., Женевские конвенции 1949 г. Если Гаагские конвенции 1907 г. (≪право Гааги≫ или собственно ≪право войны≫) регулируют применение средств и методов ведения вооруженной борьбы, то Женевские конвенции 1949 г. (≪право Женевы≫ или ≪гуманитарное право≫) охраняют права комбатантов, вышедших из строя, и лиц, не принимающих участия в боевых действиях.

В 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. были приняты два Дополнительных протокола: Протокол I, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, и Протокол II, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера.

Важное - межд.-правовые акты, в которых содержится запрещение применять на войне те или иные виды оружия. Женевский протокол 1925 г. запрещает применять на войне удушливые, ядовитые и другие подобные газы и бактериологические средства; в 1972 г. подписана Конвенция о бактериологическом оружии, которая запрещает разработку, производство и накопление запасов бактериологического и токсинного оружия и предусматривает их уничтожение.

В 1977 г. государства подписали Конвенцию о запрещении прибегать к военному использованию средств воздействия на природную среду.

Конвенция 1980 г. запрещает применять против гражданского населения осколочные бомбы, осколки которых не просматриваются в человеческом теле рентгеном, мины-ловушки, зажигательное оружие.

- межд.-правовых актов, в которых регулируются вопросы уголовной ответственности

за агрессию и за нарушение норм ПВК

Это Устав Межд. военного трибунала 1945 г.;

Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.;

Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и

преступлениям против человечества 1968 г.;

резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о выдаче и наказании военных преступников 1946 г. и о наказании военных преступников и лиц, совершивших преступления против человечества, 1970 г. и др.

Из общих принципов МП в ПВК особое значение имеют: принцип гуманности, принцип недопустимости дискриминации; принцип ответственности за нарушение норм и принципов ПВК, который включает:

специальные принципы ПВК, регулирующие применение средств и методов ведения войны: принцип ограничения воюющих в выборе средств и методов вооруженной борьбы; принцип разграничения военных и гражданских объектов;

специальные принципы ПВК о защите участников вооруженной борьбы, а также гражданского населения подразделяются на две группы: принципы защиты законных прав комбатантов; принципы защиты неотъемлемых прав гражданского лица во время вооруженных конфликтов.

 

 

№15. Право междунар договоров.

Право международных договоров - это отрасль МП, представляющая совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения государств и других субъектов международ-ного права по поводу заключения, действия и прекращения междуна-родных договоров. Международный договор означает международное соглашение, заключенное субъектами МП в письменной форме и регулируемое МП, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Международный договор является основным источником МП, важным инструментом осуществления внешней функции гос-в. На основе международных договоров учреждаются и функционируют межгос-нные организации. Изменения, которые происходят в праве международных договоров, неизбежно затрагивают остальные отрасли МП. занимает особое место в системе МП, являясь одной из ведущих ее отраслей.

Объектом права международных договоров являются сами международные договоры. Они содержат взаимные права и обязанности сторон в политической, экономической, научно-технической, культурной и других областях.

Кодификация и источники права международных договоров. Были разработаны проекты ряда международных актов, составляющих основу источников права международных договоров. Такими являются следующие конвенции: Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. Она подчеркивает важную роль международных договоров как средства мирного сотрудничества между государствами независимо от различий их социально-экономических систем, рассматривает самые различные вопросы договорного права, такие, как порядок заключения международных договоров, значение международного договора для третьих государств, основания недействительности договоров, право на оговорку, закрепляет такие новые моменты, как участие в договоре не признающих друг друга государств, право государств на участие в универсальных договорах, порядок разрешения споров, возникающих в связи с применением договоров, функции депозитария и другие важные вопросы права международных договоров. Конвенция 1969 г. является основным источником права международных договоров. Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978 г. в кот кодифицированы и прогрессивно развиты нормы, касающ правопреемства гос-в в отношении договоров. Она в основном регламентирует различные аспекты правопреемства в отнош многосторонних договоров, в том числе учредительных актов МО, и договоров, принятых в рамках МО. В Конвенции подчеркнуто значение института правопреемства как средства укрепления правовой основы международных отношений. Венская конвенция ООН о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями от 21 марта 1986 г. Конвенция применяется к договорам между государствами (одним или несколькими) и международными организациями (одной или несколькими) и к договорам между международными организациями. Она применяется также к договорам, являющимся учредительными актами международных организаций, и к любому договору, принятому в рамках международной организации. Конвенция регламентирует вопросы, касающиеся этих договоров, о заключении и вступлении их в силу, о порядке принятия оговорок, о соблюдении, применении и толковании указанных договоров и т.д. Эта Конвенция как бы дополняет Венскую конвенцию о праве международных договоров 1969 г.

Россия и международные договоры. В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы МП и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В Конституции 1993 г. закреплен порядок заключения и осуществления РФ международных договоров.

Основы договорной деятельности Российской Федерации детально регламентированы в Федеральном законе "О международных договорах Российской Федерации", принятом Государственной Думой 16 июня 1995 г. Этот закон применяется в отношении международных договоров Российской Федерации (межгосударственных, межправительственных договоров и договоров межведомственного характера) независимо от их вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами, иные виды и наименования международных дого-воров). Закон распространяется на международные договоры, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства - правопреемника СССР. В соответствии с Конституцией (ст. 71) заключение, прекращение и приостановление действия международных договоров РФ находятся в ведении РФ. Международные договоры РФ заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера).

Международный договор Российской Федерации, затрагивающий во-просы, относящиеся к ведению субъекта Российской Федерации, заклю-чается по согласованию с органами государственной власти заинтересо-ванного субъекта Российской Федерации, на которые возложена соот-ветствующая функция. Основные положения или проект международного договора, затрагивающего полномочия субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, направляются федеральными органами исполнительной власти органам государственной власти заинтересованного субъекта, на которые возложена соответствующая функция. Поступившие предположения рассматриваются при подготовке проекта договора. Непредставление в определенный срок (как правило, не менее двух недель) ответа не препятствует внесению федеральным ведомством предложения о заключении международного договора Российской Федерации. Орган, принимающий решение о подписании международного договора, в данном случае может исключить или изменить положения проекта договора, затрагивающие полномочия субъекта, направить проект договора на согласование органом государственной власти заинтересованного субъекта или возвратить соответствующие документы федеральному ведомству с требованием обеспечить согласование с субъектом.

Согласие Российской Федерации на обязательность для нее между-народного договора сможет выражаться путем подписания договора, обмена документами, образующими договор; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны.

Решения о согласии на обязательность для Российской Федерации международных договоров принимаются органами государственной вла-сти Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации", иными актами законодательства Российской Федерации. Согласие Российской Федерации на обязательность международного договора может быть выражено в отношении не всего договора в целом, а только его части, что, однако, должно быть предусмотрено в самом договоре или с чем должны согласиться другие стороны.Сторонами в договоре являются субъекты международного права, обладающие договорной правоспособностью. «Каждое государство обладает правоспособностью заклю­чать договоры», — говорится в ст. 6 Венской конвенции о пра­ве международных договоров. Государства в силу своего суверенитета обладают полной (уни­версальной) правоспособностью. В соответствии с принципом суверенного равенства, уважения прав, присущих суверенитету, они имеют право быть или не быть участниками двусторонних или многосторонних договоров, включая право быть или не быть участниками союзных договоров (Заключительный акт СБСЕ). Главным при решении вопроса об участии государства в кон­кретном международном договоре является его заинтересован­ность в отношении объекта и цели договора. Договоры, которые касаются кодификации и прогрессивного развития международ­ного права, а также договоры, объект и цели которых представ­ляют интерес для международного сообщества в целом (общие договоры), должны быть открытыми для всеобщего участия.

Решение вопроса об участии в договоре принимает само го­сударство в зависимости от его заинтересованности. Это его право. Вместе с тем эффективность некоторых международных договоров напрямую зависит от числа их участников. Серьез­ную озабоченность вызывает отказ ряда государств от присое­динения к Договору о нераспространении ядерного оружия.

В федеративных государствах возникает вопрос о договор­ной правоспособности как самих федераций, так и их составных частей. Право субъектов РФ заключать международные со­глашения предусмотрено Федеральным законом от 4 января 1999 г. «О координации международных и внешнеэкономиче­ских связей субъектов Российской Федерации».

Нации и народы, борющиеся за свою независимость, также могут быть сторонами в международном договоре. Они заклю­чали договоры с государствами чаще всего по вопросам об­разования самостоятельного независимого государства: о по­литической поддержке нации в ее борьбе за освобождение от колониальной зависимости, об экономической помощи, об урегулировании вопросов, связанных с предоставлением неза­висимости.

Договорной правоспособностью обладают международные межправительственные организации; она реализуется в соот­ветствии с нормами, которыми определяется правовой статус организации (ст. 6 Венской конвенции о праве договоров меж­ду государствами и международными организациями или меж­ду международными организациями). Международные органи­зации в отличие от государств обладают ограниченной договор­ной правоспособностью. Они вправе заключать договоры с государствами или с другими международными организациями в тех пределах и для достижения тех целей, которые определе­ны учредительными или иными актами.

Примером международного договора, в котором в качестве участников предусмотрены государства, нации и международ­ные организации, может служить Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 г. Она была открыта для подписания всеми государствами, Намибией, ме­ждународными организациями.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.249.234 (0.01 с.)