Причины возникновения и объективная необходимость государственного регулирования экономики 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины возникновения и объективная необходимость государственного регулирования экономики



До середины 19 века экономическая теория базировалась на трудах английских классиков политической экономии. Учёные-экономисты обосновывали принцип невмешательства государства в экономику, в соответствии с которым государственное регулирование рассматривалось как вынужденная мера. Государство должно заниматься законотворчеством, обеспечивать обороноспособность страны, следить за внутренним правопорядком. Все остальные проблемы будет решать «невидимая рука рынка», под которой понимался механизм рыночной саморегуляции.

Но экономические кризисы, которые приобретали всё более глубокий и затяжной характер, обострение социальных проблем в середине 19 века, обусловили необходимость государственной социально-экономической политики, призванной стабилизировать хозяйственное развитие и обеспечить социальное развитие системы. Мировой экономический кризис Великая депрессия (1929 - 1933 г.г.) доказал, что «пожарных мер» государственного регулирования экономики недостаточно, необходима разработка концепции государственной экономической политики. Таким образом, в 30-е годы ХХ века государственное регулирование экономики превращается в самостоятельную область научных знаний, а большинство государств мира усиливают своё вмешательство в экономику с целью преодоления последствий кризиса.

«Отцом» теории государственного регулирования экономики называют Дж. М. Кейнса. Большой вклад в разработку теории государственного регулирования экономики внесли сторонники неокейнсианской и неолиберальной школ, марксистской теории.

На практике идеи кейнсианской школы были впервые использованы в США в рамках политики Нового курса Франклина Рузвельта (1932-1936 г.г.). Экономическая политика Нового курса способствовала выходу американской экономики из Великой депрессии 1929 – 1933 годов.

Современная наука даёт такое определение термина «Государственное регулирование экономики»:

Государственное регулирование экономики – система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

ГРЭ в современных условиях является составной частью процесса воспроизводства.

Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Объективная возможность ГРЭ появляется с достижением определённого уровня экономического развития, концентрации производства и капитала.

Необходимость ГРЭ заключается в нарастании проблем социального, экономического, экологического, мирохозяйственного характера.

При обосновании объективной необходимости государственного вмешательства в экономику, как правило, используют теорию фиаско рынка. Признавая преимущества рыночной экономики, экономическая наука вынуждена признать, что рыночная система не справляется с решением целого ряда проблем или решает их недостаточно эффективно.

Фиаско рынка – ситуация, при которой рыночный механизм не в состоянии обеспечить оптимальное размещение, эффективное и справедливое использование ограниченных экономических ресурсов.

Согласно теории рыночного фиаско экономическая роль государства заключается в том, чтобы корректировать подобные рыночные «провалы». При этом каждый тип фиаско предполагает определённый тип государственного вмешательства.

Проявлениями рыночного фиаско являются:

· Игнорирование рынком проблемы внешних эффектов

Экстерналия – это внешний побочный эффект хозяйственной деятельности, который оказывает влияние на третьих лиц, не являющихся участниками сделки.

Отрицательный внешний эффект (отрицательная экстерналия) возникает в том случае, если деятельность одного экономического агента обуславливает издержки других. Например, загрязнение окружающей природной среды в результате развития промышленности; шумовое загрязнение вблизи железной дороги и аэропортов; шум и строительный мусор во дворе в результате строительства и др. Предприниматели не заинтересованы в сокращении отрицательных внешних побочных эффектов, так как это приводит к увеличению себестоимости производимых ими товаров, работ, услуг.

Положительная экстерналия возникает в том случае, если у третьих лиц возникают неожиданные выгоды. Например, доступное высшее образование способствует формированию качественной и универсальной рабочей силы в стране; развитие строительства приводит к развитию инфраструктуры новых микрорайонов, развитие промышленности способствует развитию дорожного строительства, рекламные щиты увеличивают освещённость улиц в тёмное время суток и т. д.

В результате главной задачей государства является ограничение тех видов деятельности, которые имеют значительные отрицательные внешние эффекты, и поощрение тех видов деятельности, которые несут значительные положительные эффекты.

Для ограничения отрицательных эксткрналий государство использует корректирующие налоги (налоги Пигу). Корректирующий налог (налог А. Пигу) – это налог на выпуск товаров и услуг, характеризующихся отрицательными внешними эффектами. Он устанавливается по принципу: «Загрязнитель платит». Главным в механизме действия таких налогов является не наказание виновника загрязнения, а поощрение его к финансированию природоохранных мероприятий за свой счёт.

В случае положительных экстерналий стимулируется производственная деятельность субъекта с помощью корректирующих субсидий, кредитных или налоговых льгот. Получателями корректирующих субсидий могут быть не только производители, но и покупатели. В этом случае государство наделяет потребителей дополнительной покупательной способностью, которая может быть использована только на приобретение конкретного товара или услуги, связанных с возникновением выгод перелива. Например, в России корректирующая налоговая субсидия предоставляется лицам, получающим высшее образование платно. Вузы не являются плательщиками НДС, что делает плату за обучение более низкой.

НО корректирующие налоги и субсидии не всегда решают проблему экстерналий, так как часто государство тратит собранные налоги для решения других проблем в экономике.

В свободной рыночной экономике в функции государства входит регулирование не только экстерналий, но и интерналий.

Интерналии – это издержки или выгоды, получаемые участниками сделки, которые не были оговорены при её заключении. Например, осуществляя транзит газа через территорию Украины российская компания «Газпром» столкнулась с неожиданными убытками в результате того, что Украина стала воровать российский газ. Положительная интерналия возникла при продаже Аляски США в XIX века, когда после заключения сделки американские геологи обнаружили на Аляске крупные месторождения нефти.

· Незаинтересованность рынка в производстве общественных благ.

Общественное благо – услуги, при потреблении которых невозможно исключить лиц, за них не заплативших. В результате возникает проблема зайца (безбилетника, фрирайдера), то есть всегда есть лица, которые пользуются общественным благом бесплатно. Проблема безбилетника делает производство общественных благ экономически неинтересным для частного капитала. Поэтому производством и предоставлением общественных благ занимается государство и финансирует их за счёт налогов.

К общественным благам относят внешнюю и внутреннюю безопасность, функционирование центральных и муниципальных органов власти, судебных органов, учёбу в школах и вузах, проезд по автомобильным дорогам, мостам и т.д.

Признаки общественных благ

· Общедоступность этих благ независимо от того, кто является инициатором их предоставления. Потребителем общественных благ является общество в целом. Поэтому невозможно исключить лиц, которые пользуются этими благам бесплатно.

· Неконфликтность пользования благами в пределах вместимости общественных объектов.

· Неделимость: социальные объекты выполняют свои функции только как единое целое.

В современной экономике чаще встречаются смешанные (квазиобщественные) блага.

Смешанные блага - это услуги, при потреблении которых можно исключить неплательщика, но это будет невыгодно обществу в целом. Например, если на территории страны будет введено абсолютно платное школьное образование, появится группа лиц, которые будут отказываться от потребления данной услуги, так как она окажется не доступной для них по цене. В результате ухудшится качество рабочей силы в стране, т. е. проиграет общество в целом.

В сфере производства квазиобщественных благ типичным является сочетание государственных и частных объектов социально-культурной сферы. В развитых странах развивается частное финансирование смешанных благ.

Существование общественных благ показывает, что рыночное равновесие не всегда соответствует общественному благополучию и государство вынуждено принимать регулирующие меры.

· Концентрация и монополизация производства

Развитие рыночной экономике, обострение конкурентной борьбы привело к формированию монополистических объединений. Монополии нарушают действие механизма рыночной конкуренции, манипулируя ценами и объёмами производства. Поэтому необходимо вмешательство государства, которое осуществляет контроль за деятельностью предприятий – монополистов, их ценовой политикой.

· Проблема трансакционных издержек

Трансакционные издержки – это издержки, которые возникают в результате передачи прав собственности. Этот вид издержек не связан ни с производством, ни с реализацией товаров. К трансакционным издержкам относят издержки поиска информации, издержки ведения переговоров и заключения контрактов, издержки оппортунистического поведения и т.д. Государство сегодня частично компенсирует эти издержки предпринимателям, занимаясь развитием судебной системы, оказанием консультационных услуг, финансируя развитие служб статистики и т. д.

Современная экономическая наука к проявлениям фиаско рынка также относит проблему безработицы и инфляции, неравенство доходов в обществе, дифференциацию в уровне развития различных регионов страны, необходимость регулирования экономики на межгосударственном уровне и т. д. Все эти ситуации требуют государственного вмешательства. Их автоматическое разрешение в условиях современной экономики невозможно.

Т.о., теория рыночного фиаско связывает необходимость государственного регулирования экономики с наличием у рыночного механизма определённых недостатков, несовершенств. В связи с этим основной функцией государства является ликвидация несовершенств рыночного механизма.

Кроме того, существуют некоторые обстоятельства, которые определяют роль государства не просто как компенсатора несовершенств рынка, а как исполнителя функций, относящихся к его исключительной прерогативе. Т.о., к экономическим функциям государства относят:

- стабилизационную - состоит в поддержании стабильности цен, высокого уровня занятости, а также в стимулировании экономического роста. Это обеспечивается в первую очередь посредством проведения государством антициклической политики;

- распределительную - связана с участием государства в распределении и перераспределении доходов в обществе в целях обеспечения социальной справедливости. Это достигается путем дифференциации налогов, реализации социальных программ;

- социальную - способствует росту совокупного потребительского спроса, что воздействует на увеличение валового национального продукта;

- аллокационную - государство обеспечивает эффективное размещение и использование экономических ресурсов. В целях совершенствования производства, диктуемого НТР, государство стимулирует необходимый перелив ресурсов из одних отраслей в другие, а также использует для этого государственные инвестиции.

В современных условиях развития к экономическим функциям государства следует также отнести:

- Организацию функционирования государственного сектора. Эта функция осуществляется на основе государственной собственности. Как собственник и предприниматель государство вступает в экономические отношения с частным сектором по поводу производства и реализации продукции государственных предприятий, и в то же время оно выступает как потребитель, давая государственные заказы частному сектору и оплачивая их за счет государственного бюджета. Как предприниматель государство финансирует новейшие отрасли производства и тем самым способствует прогрессивным структурным сдвигам в экономике.

- Формирование конкурентной среды и обеспечение правовой базы функционирования также является одной из функций государства. Деятельность государства по формированию конкурентной среды направлена на ограничение всевластия монополий и защиту конкуренции. Государство принимает комплекс законов, которые определяют правовые отношения между хозяйствующими субъектами, а также между ними и государством. В каждой стране разрабатывается антимонопольное законодательство и формируется действенный механизм его реализации.

- Внешнеэкономическая деятельность и поддержание равновесия платежного баланса. Она направлена на регулирование внешних связей страны, оказание помощи хозяйствующим субъектам для повышения конкурентоспособности национальной продукции на мировом рынке и укрепление стабильности национальной валюты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 654; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.251.37 (0.005 с.)