Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели и методы государственного регулирования экономики

Поиск

Генеральной (главной) целью ГРЭ является экономическая и социальная стабильность, укрепление и совершенствование существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям.

Для детализации генеральной цели ГРЭ государство формулирует более мелкие и конкретные цели. Сегодня цели ГРЭ в правительственных и партийных программах формулируются в виде многоугольника целей. Многоугольник целей ГРЭ называют магическим, так как государство часто добивается одновременной реализации противоречащих друг другу целей. Количество целей ГРЭ может меняться в зависимости от ситуации в экономике.

Наиболее распространён магический четырёхугольник целей. Это 4 взаимосвязанные цели, за реализацию которых отвечает государство. К этим целям относят:

1. Умеренный и постоянный экономический рост (для России – 6-8% в год; для Китая – не менее 10%; для стран ЕС – 2-3%)

2. Нормальная занятость (естественный уровень безработицы в России – 6%; в США – 7%; в Швеции – 2%; в Испании – 10%).

3. Стабилизация цен (инфляция не должна превышать уровень умеренной).

4. Положительный платёжный баланс.

В России в 90-2000 годы наиболее важной целью государственного регулирования экономики было достижение стабильности цен. В условиях преодолении последствий мирового финансового кризиса генеральной целью ГРЭ в России признана модернизация экономики страны.

К целям многоугольника сегодня также относят борьбу с бедностью, развитие НТП, достижение экологического равновесия.

Каждая цель многоугольника существует не сама по себе, а во взаимосвязи с другими углами. Достижение генеральной цели ГРЭ возможно, если будут реализованы все цели многоугольника.

Для реализации целей ГРЭ государство использует целый комплекс методов. Условно методы ГРЭ делят на административные и экономические.

Административные средства базируются на силе государственной власти, авторитете правительства. Они не связаны с мерами финансового стимулирования, материальной заинтересованности или штрафными санкциями со стороны государства.

Административные методы основаны на использовании мер запрета, принуждения и разрешения.

Использование мер административного характера противоречит принципам рыночной экономики. Но есть такие сферы хозяйственной деятельности, нормальное функционирование которых невозможно без использования административных методов регулирования. К ним относят проблемы экологической безопасности, социальную сферу, охрану памятников истории и культуры, антимонопольную политику.

Административные методы приобретают преобладающий характер в условиях чрезвычайных ситуаций, проведения трансформации экономики, военных действий и т. д.

Экономические методы регулирования экономики являются приоритетными в условиях рынка. Их использование связано с экономическим стимулированием. К экономическим методам относят денежно-кредитные, бюджетно-налоговые инструменты, государственный сектор в экономике, государственное экономическое программирование.

По характеру воздействия на систему экономические методы делят на прямые и косвенные.

Прямые методы оказывают влияние на строго оговорённый круг участников экономики. Например, экономические программы, финансирование государственного сектора. Косвенные методы оказывают влияние на всех участников экономики. К ним относят налоги, расходы государственного бюджета, кредитно – денежные инструменты.

Сегодня деление методов ГРЭ на административные и экономические условно. Редко в реальной жизни можно провести грань между административными и экономическими методами регулирования.

Отдельно рассматривают метод морального убеждения. Он эффективен при высоком доверии населения правительству страны. Используя этот метод, государство не прибегает ни к принуждению, ни к экономическому стимулированию участников экономики. Оно убеждает демонстрировать то поведение, которое необходимо в данной экономической ситуации. Например, в 90-е годы ХХ века с целью стимулировать отечественного производителя в России была развёрнута кампания под девизом «Покупайте российские товары!». В 2000 годы метод морального убеждения используется в рамках антитабачной кампании (рекламные ролики с участием актёров, спортсменов, звёзд эстрады), в рамках семейной политики (пропаганда семейного образа жизни, развития усыновления, попечительства, опекунства).

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.138.170 (0.006 с.)