Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура и классификация мировых рынковСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В рыночном пространстве можно выделить два основных уровня: рынок базовых товаров и рынок готовых изделий. Во второй половине ХХ столетия в условиях бурного развития автоматизации, электроники, телекоммуникации, биотехнологии верхний уровень мирового рынка в свою очередь расслоился на три яруса: низко-, средне- и высокотехнологичные изделия. К первой категории относятся продукты черной металлургии, конструкционные материалы, текстиль, швейные изделия, обувь и другая продукция легкой промышленности. Ко второй – станки, транспортные средства, резинотехнические и пластмассовые изделия, продукты основной химии и деревообработки. К третьей – аэрокосмическая техника, автоматизированное конторское оборудование и информационная техника, электроника, фармацевтика, точные и измерительные приборы, электрооборудование. В последние десятилетия этот ярус мирового рынка готовых изделий быстро расширяется, превысив долю не только сельскохозяйственных, но и продуктов добывающей промышленности. Этот сегмент мирового рынка имеет большое будущее. Хотя большинство высокоразвитых стран присутствует на всех уровнях мирового рынка, каждая из них все же имеет свою основную арену. Быстро расширяющиеся верхние уровни этой структуры представляют сферу ожесточенной конкуренции между постиндустриальными странами, вовлеченными в гонку бесконечных научно-технических инноваций и не заинтересованных в появлении на этом поле новых претендентов на какую-либо долю того рынка. Средний ярус – рынок средне - и низкотехнологичных, как правило, трудоемких готовых изделий и полуфабрикатов, на котором ведут борьбу индустриализирующиеся страны. Число участников этой борьбы постоянно пополняется за счет развивающихся и бывших социалистических стран, а сама она становится более жестокой, хотя и не настолько, как на верхних ярусах мирового рынка. Нижний ярус – это, в основном, удел менее развитых стран, специализирующихся на экспорте ресурсо – и трудоемких товаров. Здесь тоже немало соперников, борющихся за свою долю на рынке, которая в относительном измерении непрерывно сужается. Именно на этом ярусе мирового рынка сбывают более половины своей продукции наряду с африканскими и латиноамериканскими странами, постсоветские государства. Различные уровни мирового рынка отличаются друг от друга характером конкуренции. Конкурентоспособность базовых ресурсов (агропродукты, лесоматериалы, топливо, минеральное сырье) определяется двумя составляющими: их природными качествами и издержками производства, хранения и транспортировки. Основа конкуренции на рынках готовых изделий – не столько цена, сколько потребительские свойства товара. В значительной мере это обусловлено тем, что качество готовых изделий по самой природе изменчиво и неустойчиво. Тенденция к постоянному улучшению качества готовых изделий порождает у покупателей ожидание дальнейшего совершенствования потребительских свойств каждого такого изделия. Поэтому при выборе на рынке они предпочитают (в пределах доступной для них цены) самые лучшие образцы, ибо завтра может появиться нечто более совершенное, и сегодняшнее приобретение окажется неудачным. Отсюда вытекают некоторые особенности международной торговли готовыми изделиями. Во-первых, оптимальное сочетание качества и цены готовых изделий зависит от объема платежных средств импортера, то есть от среднего уровня доходов в данной стране: потребительские товары самого лучшего качества импортируются преимущественно в страны с наиболее высокими доходами на душу населения, изделия среднего качества – в страны с умеренными доходами и т.д. Поэтому страны с более или менее схожими уровнями доходов склонные иметь примерно одинаковую структуру спроса на готовые изделия (по их ассортименту и качеству). Эта концепция «совпадающего спроса» частично объясняет, почему обмен готовыми изделиями высокого качества наиболее интенсивно протекает между богатыми странами. Правда, основную часть этой торговли составляют не предметы личного потребления, а инвестиционные товары и полупродукты. Поэтому дело здесь не столько в высоких доходах населения, сколько в высоком уровне производственной культуры, культуры быта и досуга, который предопределяет структуру импортного спроса на оборудование и прочие инвестиционные товары. Во-вторых, страны с близкими уровнями технико-экономического развития обречены на обмен друг с другом различными вариантами однотипных готовых изделий. Структуры их спроса и предложения готовых изделий очень близки, но не совпадают абсолютно, хотя бы потому, что инновация в производстве того или иного продукта появляется сначала в какой-то одной стране. А поскольку в высокоразвитых странах инновации имеют место если не одновременно, то постоянно, у них всегда есть возможность обмениваться новинками готовых изделий, не говоря уже об обмене полупродуктами в процессе производственного кооперирования. Поэтому между такими странами особенно интенсивно развивается внутриотраслевая торговля. Современные мировые рынки товаров и услуг очень разнообразны и их товарно-отраслевая классификация состоит из рынков: - готовых изделий: рынки машин, оборудования, бытовых промышленных изделий и прочих готовых изделий. - сырья и полуфабрикатов: рынки топлива, промышленного сырья, сельскохозяйственных, лесных и прочих товаров. - услуг: научных изобретений, транспортных, связи, туристических и прочих услуг. Существует и географическая классификация товарных рынков: Северной Америки; Латинской Америки; Западной Европы; Восточной и Центральной Европы, стран СНГ; Африки; Ближнего и Среднего Востока; Азии; Австралии и Океании. Общее представление о структуре мировой торговли, которая сложилась ко второй половине 90-х годов, дают следующие данные: промышленные товары - 50%; услуги - 30%; ископаемое сырье – 10 %; сельхозпродукция – 10 %. Необходимо отметить, что в общей структуре мировой торговли быстро увеличивается доля услуг. Первенство принадлежит Европе. Значительная ее часть приходится также на страны Северной Америки (в основном США). Мировые рынки товаров и услуг отличаются между собой и по характеру сделок. В этом отношении можно выделить следующие типы рынков: - монополистический рынок, где доминирует один поставщик; - олигополистический рынок, где доминирует несколько крупных производителей (рынок автомобилей); - атомистический рынок с невысокой концентрацией предложения товаров и острой конкурентной борьбой. Такие рынки характерны для сырьевых товаров, а также товаров текстильной, швейной и обувной промышленности.
2. Ценообразование в международной торговле Все ценообразующие факторы можно классифицировать по следующим группам. 1. Общеэкономические факторы – ценообразующие факторы, действующие независимо от вида конкретной продукции и конкретных условий ее производства и реализации. Иными словами, это факторы общей экономической среды, в рамках которой складываются и изменяются цены. К такого рода факторам можно отнести: соответствующие фазы экономического цикла; соотношение совокупных спроса и предложения, динамику инфляции и т.д. 2. Конкретно – экономические – ценообразующие факторы, определяемые особенностями данной конкретной продукции, условиями ее производства и реализации. К ним можно отнести: - соотношение спроса и предложения на данный товар: - изменения в издержках производства и обращения данного товара: - налоги и различные сборы, связанные с данной продукцией; - изменения в потребительских свойствах данного товара (надежность, качество, престижность и т.д.) 3. Специфические – ценообразующие факторы, действующие только в отношении некоторых товаров. Это: - сезонность в производстве и реализации отдельных товаров; - обязательная комплектность поставок отдельных товаров (в основном, машинно-техническая продукция); - гарантии и условия послепродажного обслуживания и т.д. 4. Специальные ценообразующие факторы- факторы, связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов. Это касается, прежде всего, форм деятельности государства в области внешнеэкономических связей. 5, Внешнеэкономические – политические, военные, социальные факторы, прямо не относящиеся к экономике, однако оказывающие вполне определенное воздействие на динамику цен в сфере международной торговли. В реальной практике вся эта совокупность факторов оказывает итоговое комплексное воздействие на цены международной торговли. Торговые отношения на мировых рынках строятся на основе закона стоимости. В обмене участвуют товары, производимые в странах с различным уровнем развития производительных сил, различными формами общественной организации, и закон стоимости безразличен к этим обстоятельствам. Обмен по стоимости в международной торговле означает, что товаропроизводители должны ориентироваться на общественно необходимые затраты труда в международном масштабе. Это стимулирует участвующие в интернациональном обмене страны к снижению затрат труда. Страна, обменивая товар, национальная стоимость которого меньше интернациональной, получает еще и дополнительную прибыль. Однако действие закона стоимости на мировом рынке имеет свои особенности. Так, необходимо учитывать, что реализация товаров на мировом рынке даже по ценам ниже интернациональных (мировых) цен, не обязательно означает снижение прибыли экспортера, т.к. экспортер зачастую получает финансовую поддержку государства и может на вырученную валюту закупить импортную технику, если цены на нее ниже соответствующих национальных цен. В мировой торговле к основным факторам относятся: Во-первых, состояние спроса и предложения. На цену предлагаемого товара со стороны спроса оказывают влияние: - платежеспособный спрос покупателя данного товара; - объем спроса – количество товара, которое способен приобрести покупатель: - полезность товара и его потребительские свойства и другие. Со стороны предложения: - количество товара, предлагаемое продавцом на рынке; - издержки производства и обращения при реализации товара; - цены на ресурсы или на средства производства, используемые в производстве соответствующего товара и другие. Масштабы влияния спроса и предложения на мировые цены зависят от степени конкурентности рынков. Они тем значительные, чем сильнее конкуренция. В связи с этим, различают цены «свободного рынка», испытывающие на себе влияние соотношения между спросом и предложением и цены «замкнутого рынка», формирующиеся при определенных специфических отношениях между продавцами и покупателями и не испытывающие на себе результатов соотношения между спросом и предложением. К ценам «замкнутых рынков» можно отнести цены внутрифирменной торговли, например в рамках ТНК; внутренние цены интеграционных группировок; льготные цены специальных соглашений и др. Во-вторых, ценообразование зависит от типа мировых товарных рынков: - рынок совершенной конкуренции. В условиях данной рыночной модели стремление каждого экспортера к получению максимальной прибыли приводит к снижению цены на товар. Для сохранения своих позиций на рынке экспортер прибегает к скидкам. Выигрыш экспортера - в возрастающих объемах продаж. На практике к данному типу рынка можно отнести, например, международную торговлю различными товарами широкого потребления – одеждой, обувью, сельхозпродукцией и т.д. На рынках чистой монополии, монополистической конкуренции с дифференциацией товара и олигополии установление цен осуществляется по классической схеме. В-третьих, на мировые цены значительное влияние оказывается со стороны государства. Государственное регулирование внутренних цен, субсидирование экспорта, поддержка импорта, проведение таможенно-тарифной политики и т.д. в конечном счете, оказывает существенное влияние и на цены внешние. В качестве форм воздействия государства на цены международной торговли можно назвать следующие: 1. Государство определенным образом регулирует внутренние цены и тарифы (например, на транспорт, электроэнергию) и тем самым оказывает воздействие на цены тех товаров, которые фирмы данной страны экспортируют. 2. Государство может субсидировать (брать на себя определенную часть расходов) отечественный экспорт с целью его поддержки, тем самым, создавая предпосылки для снижения цен на экспортируемые отечественные товары и повышения международной конкурентоспособности отечественных фирм – экспортеров. 3. Государство может проводить соответствующую таможенную политику в области импорта. Например, устанавливать низкие импортные полшины на поступающие из-за границы сырье и комплектующие изделия, из которых производится в данной стране экспортная продукция. Оно тем самым влияет и на цены, по которым данная продукция будет экспортироваться. 4. Государство может устанавливать определенные количественные ограничения, квоты во внешней торговле. Например, в рамках некоторых торговых союзов и интеграционных группировок практикуется так называемое «добровольное ограничение экспорта», когда страны по взаимному согласованию сдерживают экспорт тех или иных товаров, что дает возможность поддерживать на соответствующем уровне цены на них. 5. К формам прямого воздействия государства на цены международной торговли можно отнести антидемпинговые меры. На уровень мировых цен воздействуют также условия поставки, валюта платежа, условия расчета и некоторые другие, как экономические, так и внеэкономические факторы. Существуют особенности формирования цен и на минеральное сырье. Одной из особенностей является существование рентных отношений. В горнодобывающей промышленности цена производства, как правило, определяется худшими из эксплуатируемых в данный момент месторождений, предприятиями с наиболее высокими издержками производства. Это обеспечивает другим производителям получение горной ренты. Другой особенностью является то, что мировые цены по ряду сырьевых товаров характеризуются разнообразием, множественностью. Это объясняется тем, что в рамках мирового рынка выделяются отдельные зоны, имеющие значительную специфику своего ценообразования. В данном случае речь идет о ценах в регионах мира, где сосредоточены производство и / или торговля сырьевыми товарами. Это цены так называемых базисных или репрезентативных (представительных) рынков. Например, базой мировых цен являются: - на нефть официальные продажные цены стран-членов ОПЕК; - на нефтепродукты цены основных товарных рынков – района Карибского моря, а в Западной Европе – Роттердам (Нидерланды); - на каменный уголь цены крупнейших экспортеров США и Австралии и импортеров Японии и стран Западной Европы; - на железную руду цены крупнейших экспортеров – Австралии, Бразилии, Канады и т.д. Таким образом, для современного мирового рынка характерна множественность цен, т.е. наличие ряда цен на один и тот же товар. В современных условиях существуют следующие основные уровни цен: - цены по обычным коммерческим сделкам; - цены по клиринговым соглашениям; - цены по бартерным сделкам; - цены по программам помощи и т. д. Для того чтобы при множественности цен, выделить мировую цену, необходимо, чтобы она удовлетворяла ряду требований. Цена может считаться мировой, если: Во-первых, по ней осуществляются крупные коммерческие сделки, предусматривающие раздельные, не связанные экспортные и импортные операции. При встречных, или бартерных сделках партнеры могут соглашаться на существенные отклонения от обычных, нормальных цен; Во-вторых, платежи должны осуществляться в свободно конвертируемой валюте, так как оплата в неконвертируемой валюте приводит к завышению цены; В-третьих, мировыми могут быть признаны цены сделок, осуществляемых в важнейших центрах международной торговли, где регулярно проводятся крупные экспортные и импортные операции. В тоже время процесс ценообразования на международном рынке имеет свои особенности: - соотношение спроса и предложения в условиях мирового рынка ощущается субъектами внешней торговли гораздо острее, чем субъектами внутреннего рынка, Участники международной торговли сталкиваются на рынке с большим числом конкурентов, чем на рынке внутреннем. - возможны случаи «искажения спроса и предложения». В условиях увеличенного спроса может возникнуть ситуация, при которой на рынок будет представлен товар, произведенный в наихудших условиях по национальной цене. Она по существу и будет какое-то время определять мировую цену и наверняка будет весьма высокая. И наоборот, нередко предложение значительно превышает спрос. Тогда основной объем продаж будет приходиться на те субъекты международной торговли, условия производства у которых наилучшие, а цены ниже. - в рамках мирового рынка, факторы производства менее мобильны. Их перемещение сдерживается национальными границами, отношениями валютной сферы и т.п., что естественно отражается на формировании мировых цен. При установлении цен необходимо учитывать то, что субъекты международной торговли встречаются с существенными колебаниями цен, предоставлением различных скидок, приложением надбавок. Кроме того, практически всегда цены на аналогичную продукцию отличаются, т.к. разные поставщики поставляют товары различного качества, комплектации и т.п. Значительную долю в конечной цене составляют транспортные расходы. В торговле сырьевыми товарами и полуфабрикатами заметное место занимают посреднические фирмы, также имеющие свою маржу в результате осуществления продаж. Что касается торговли машинно-технической продукцией, технически сложными товарами, то здесь цены, как правило, формируются только при непосредственном контакте между продавцом- производителем и покупателем-потребителем. При этом в цену включаются самые различные оставляющие – надбавки за гарантию, предпродажный и послепродажный сервис, упаковку и др. Для изучения и использования на практике ценовых показателей мирового рынка необходимо знать основные источники сведений о ценах. В настоящее время созданы специальные банки данных практически для всех товаров и товарных групп по регионам и временным периодам. Однако это будут цены ориентировочные, позволяющие экспортеру и импортеру иметь стартовую площадку для переговоров по ценам поставки. Механизм же ценообразования обычный: анализ спроса и предложения, проект цены, исходя из ситуации на рынке, и формирование контрактной цены в ходе непосредственных переговоров поставщика и покупателя. Информация о ценах на мировых товарных рынках распределяется по следующим группам: - контрактная цена – это конкретная цена, которую согласовали между собой продавец и покупатель в ходе переговоров. Контрактная цена действительна на весь период действия контракта, если ее не повергли пересмотру в ходе выполнения поставок. Контрактные цены нигде не публикуются, ибо они представляют коммерческую тайну. В принципе, контрактные цены на определенный товар в определенном регионе и при наличии небольшого круга продавцов и покупателей известны. Практическая задача состоит в сборе информации и создании банка данных. - справочные цены – это цены продавца, публикуемые в специализированных изданиях, бюллетенях, а также в периодической литературе, в газетах, журналах, в каналах компьютерной информации. Круг товаров, попадающих в ценовые справочники, в основном охватывает не биржевые сырьевые товары и полуфабрикаты (нефть и нефтепродукты, черные металлы, удобрения и т.д.). В настоящее время справочная литература по ценам на не биржевые товары получила очень большое распространение. Однако следует иметь в виду, что между ценами, публикуемыми в справочных изданиях, и фактическими ценами сделок существует определенная разница. Как правило, справочные цены несколько завышены и они не реагируют быстро на изменения конъюнктуры или какие- либо политические события (за исключением цен на нефть – товар весьма специфичный). Вместе с тем, они отражают динамику цен на данном рынке и тенденции. - биржевые цены –это цены на товары, торговля которыми производится на товарных биржах. К биржевым товарам относятся в основном сырье и полуфабрикаты. Цены на биржевые товары оперативно отражают все изменения, происходящие на рынке данного товара. Малейшие изменения в ту или иную сторону конъюнктуры рынка моментально сказываются на биржевых котировках. Это объясняется тем, что сами биржевые котировки являются фактическими ценами сделок именно в данный момент. Следует отметить, что биржевые котировки не отражают другие инструменты международной торговли, как-то: условия поставки, платежа и т.д. Как показывает практика, биржевые котировки, довольно остро реагируя на различные внешние факторы, все-таки не могут отражать действительные тенденции в движении цен. Зачастую на биржах проводятся операции, носящие откровенно спекулятивный характер. В международной внешнеторговой практике специалисты ориентируются на котировки наиболее известных, хорошо зарекомендовавших себя бирж, имеющих персонал исключительно высокой квалификации, таких, как Лондонская биржа металлов, Чикагская биржа, занимающаяся котировками и продажами зерновых, или Нью-Йоркская биржа хлопка. - цены аукционов – показывают цены, полученные в результате торгов. Это реальные цены, отражающие спрос и предложение в данный временной период. Аукционный вид торговли является достаточно специфичным. На аукционных торгах, например, продается и покупается пушнина, животные, предметы искусства. - статистические внешнеторговые цены – публикуются в различных национальных и международных статистических справочниках. Данные цены, появляющиеся в подобных изданиях, определяются путем деления стоимости экспорта или импорта на объем закупленной или поставленной продукции. Эти цены не показывают конкретную цену конкретного товара. С точки зрения их практического применения они используются для анализа общей динами внешней торговли той или иной страны, для статистических расчетов, используются как приблизительный ориентир. В процессе согласования цен экспортер и импортер, основываясь на собственном анализе данных о положении на рынке товара, приступают к переговорам, заранее зная, на какие уступки они могут пойти. В мировой практике ведения внешней торговли используется около 40 различных скидок. Ценовые скидки – метод определения цены с учетом состояния рынка и условий контракта. К наиболее распространенным относятся: - скидка продавца. Предоставляется экспортером в процессе торга за значительный объем единовременной покупки или устойчивость покупок. Может достигать 20-30%. - скидка для эксклюзивного импортера, фирма-импортер является единственным поставщиком товара в страну или регион, добивается наилучших условий для продажи этого товара, по - существу помогает экспортеру закрепиться на рынке данной страны. Достигает 10-15% от первоначальной цены. Практикуется в условиях рынка монопольной конкуренции. - скидка «сконто». В случае осуществления импортером предоплаты, полной или частичной, за поставляемый товар. Как правило, такая скидка предоставляется и в случае прямого банковского перевода денег при оформлении товарных накладных. - скидка традиционному партнеру (бонусная), как правило, предоставляется импортеру, длительное время работающему на рынке с одним и тем же экспортером. В данном случае экспортер уверен в своем партнере- покупателе с точки зрения правильного и своевременного выполнения контрактных обязательств; скидка предоставляется, как правило, на годовой объем продаж товара. Характерна, в первую очередь, для рынка совершенной конкуренции. - скидка за покупку внесезонного товара, как правило, предоставляется на рынках сельхозпродукции, одежды, обуви и др. - дилерская скидка, предоставляется оптовым и розничным торговцам, агентам и посредникам. Эта скидка должна покрывать расходы дилеров на продажу и сервис и обеспечивать им определенный размер прибыл. Размеры скидок определяются отдельно для каждого конкретного случая. Как правило, размеры скидок варьируются между 2 и 10% от первоначально предлагаемой цены. Таким образом, при обосновании, определении и согласовании внешнеторговой цены необходимо иметь четкое представление о совокупности факторов, влияющих на уровень цены.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 486; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.237.231 (0.021 с.) |