Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция №2. Прикладные социологические исследования.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Виды прикладных социологических исследований. 2. Характеристика программы социологического исследования и ее составных частей. 1. В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных одной целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике социального управления. Вид социологического исследования определяется характером поставленной цели и направленностью выдвинутых задач. В зависимости от глубины анализа различают три основных вида социологического исследования: Разведывательное (пилотажное или зондажное), Описательное, Аналитическое. Разведывательное исследование - наиболее простой вид конкретно-социологического анализа, поскольку решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему методическом инструментарии. Под методическим инструментарием понимается методические документы, с помощью которых осуществляется сбор первичной информации. К ним относятся: анкета, бланк-интервью, опросный лист, карточка для фиксации результатов наблюдения, изучения документов и др. Разведывательное исследование может использовать в качестве предварительного этапа глубоких и масштабных исследований, либо весьма «прикидочных» сведений об объекте исследования для общей ориентации. Выполняя названные вспомогательные задачи, разведывательное исследование служит поставщиком оперативных социологических данных. В этом случае можно говорить о такой разновидности разведывательного исследования, как экспресс-опрос. Экспресс - опрос (оперативный опрос) нацелен на выявление отношения людей к актуальным проблемам, событиям повседневной жизни. Еще он носит название «зондаж общественного мнения». Обычно в разведывательном исследовании используется какой-либо один из доступных методов сбора первичной информации (анкетный опрос или интервью), позволяющий осуществить его в короткие сроки. Более сложный вид социологического анализа – описательное исследование. По своим целям и задачам оно предполагает получение эмпирических сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Описательное исследование проводится по полной программе, достаточно подробно разработанной, на базе апробированного социологического инструментария. Его надежное социологическое оснащение делает возможным группировку и классификацию элементов исследуемого объекта по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой. Описательное исследование обычно проводится тогда, когда объект анализа – относительно большая общность людей, отличающихся разнообразными характеристиками. Это может быть коллектив крупного предприятия, в котором трудятся люди самых различных профессий, пола, возраста, национальностей, стажа работы, образования и т. д., или население города, района, региона и т.д. В таких ситуациях выделение в структуре объекта изучения относительно однородных групп позволяет осуществить поочередную оценку, сравнение и сопоставление интересующих исследователя характеристик. Кроме того, выявить наличие или отсутствие связей между ними. Аналитическое исследование – самый углубленный вид социологического анализа, ставящий своей целью не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выявление причин, которые обуславливают характер, распространенность, остроту и другие свойственные ему черты. Если в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между характеристиками изучаемого социального явления, то в ходе аналитического исследования выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер. Подготовка аналитического исследования требует значительного времени, тщательно разработанной программы и инструментария. Для этого нередко при помощи разведывательного исследования собирают сведения, которые дают предварительное представление об отдельных сторонах изучаемого объекта и предмета, позволяют выбрать оптимальные пути их дальнейшего углубленного анализа. По методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер. В нем, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса, анализ документов, наблюдения и т.д. Естественно, это требует от исследователей умения «взаимоувязывать» социологическую информацию, полученную при помощи разных методов, придерживаться определенных критериев ее интерпретации. Тем самым аналитическое исследование существенно отличается не только содержанием своего подготовительного этапа и этапа сбора первичной информации, но и подходами к анализу, обобщению и объяснению полученных результатов. Разновидностью аналитического исследования является социальный эксперимент. Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации путем изменения обычных условий функционирования интересующего исследователя объекта. В ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению «поведения» тех включенных в экспериментальную ситуацию факторов, которые придают данному объекту новые черты и свойства. Наряду с основными критериями классификации социологических исследований (глубина, степень сложности эмпирического анализа) могут использоваться и другие критерии, связанные с особенностями метода сбора информации, с формой и характером проведения исследования. Например, в зависимости от применяемого метода сбора эмпирических данных различают три вида социологического исследования: опрос, наблюдение, анализ документов. Опрос – наиболее распространенный вид социологического исследования и одновременно самый используемый метод сбора первичной информации. В настоящее время в России 90% всей социологической информации собирается методом опроса. Он незаменим, когда идет речь об исследовании тех содержательных характеристик общественного, группового и индивидуального сознания, отношений различного вида, которые скрыты от внешнего взгляда и дают о себе знать только в определенных отношениях. Существуют две основные разновидности социологического опроса: анкетирование и интервьюирование. При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера (интервьюера) или без него. По форме проведения оно может быть как индивидуальным, так и групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Анкетирование может быть как очным, так и заочным. Наиболее распространенные формы последнего: почтовый опрос, опрос через газету и др. В свою очередь, интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым. При этом интервьюер сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым, как говорится, «лицом к лицу» и опосредованным, например, по телефону. В зависимости от источника (носителя) первичной социологической информации различают опросы массовые и специализированные. В массовом опросе основным источником информации выступают различные социально-профессиональные и демографические группы населения. Участников массовых опросов в прикладной социологии принято называть респондентами (от латинского «отвечать») В специализированном опросе главным источником информации выступает компетентные лица, чья профессиональная деятельность тесно связанна с предметом изучения или чьи теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения. Такие опросы называются экспертными, поскольку опираются на мнение экспертов. Другой метод социологического сбора информации- социологическое наблюдение – представляет собой целенаправленное и систематизированное восприятие какого-либо явления, черты, свойства и особенности которого фиксируются исследователем. Формы и приемы фиксации могут быть различными: бланк или дневник наблюдения, фото, киноаппарат, теле-видиотехника, другие технические или электронные средства. Особенность наблюдения как вида исследования и как метода сбора первичной информации – способность анализировать и воспроизводить процесс во всем его богатстве и разнообразии, поставлять разносторонние, порой весьма «обнаженные» впечатления об исследуемом объекте. В ходе его могут фиксироваться: характер поведения, жесты, мимика лица, выражение эмоций отдельных лиц и целых групп. Нередко наблюдение используется наряду с другими видами исследований как бы «одухотворяя» массовые опросы. Следующим видом прикладного социологического исследования можно выделить анализ документов. При его использовании источником анализа выступают текстовые сообщения. Они могут содержаться в любых документах: протоколах, докладах, публикациях газет, журналов, в письмах, художественных произведениях, иллюстрациях и т.п. Этот метод позволяет получить сведения о прошедших событиях, непосредственное наблюдение которых уже невозможно. Изучение документов, в которых те или иные явления в жизни прослеживаются в течение многих лет, позволяет выявить тенденции и динамику их изменения и развития. 2. Социологическое исследование включают четыре этапа, последовательно сменяющих друг друга и вместе с тем содержательно взаимосвязанных. Это: 1. подготовка исследования, 2. сбор первичной социологической информации, 3. подготовку собранной информации к обработке и сама обработка на ПК, 4. анализ обработанной информации, подготовку отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций. Определив выбор вид социологического исследования, необходимо перейти к его непосредственной подготовке. Она предполагает разработку программы, рабочего плана и вспомогательных документов исследования. Рассмотрим основные требования, предъявляемые к ним. Программа социологического исследования содержит всестороннее обоснование методологических подходов и методических приемов изучения определенного явления или процесса. Она обычно включает в себя относительно подробное, четкое и завершенное изложение следующих вопросов: 1. методологическая часть, состоящая из: формулировки и обоснования проблемы, указания цели, определения объекта и предмета исследования, логического анализа основных понятий, формулировки гипотезы и задач исследования; 2. методическая часть, состоящая из: определенной обследуемой совокупности, характеристики используемых методов сбора первичной социологической информации, логической структуры инструментария для сбора этой информации, компьютерной программы для обработки собранной информации. Разберем содержание методологической части исследования. Во-первых, формулировка и обоснование проблемы. Противоречивая ситуация, поставленная самой жизнью, носящая массовый характер и затрагивающая интересы тех или иных социальных институтов, называется социальной проблемой. В прикладной социологии используют, как правило, пять подходов при классификации социальных проблем. Их группируют в зависимости от: 1. цели исследования (гносеологические - познавательные и предметные – вызванные столкновением интересов), 2. носителя проблемы (социальные слои и группы), 3. масштабов ее распространения (общегосударственные, региональные или местные), 4. времени действия противоречия (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные), 5. его глубины (одноплановые, функциональные, и системные). В процессе формулировки проблемы исследования надо стремиться к тому, чтобы в ней получили как можно более точное отражение и сама проблемная ситуация и реальное противоречие, определяющее ее. Определение цели, объекта и предмета исследования. Прикладные социологические исследования чаще всего преследует практическую цель, ибо призваны дать информацию для выработки рекомендаций, подготовки и принятия управленческих решений. Проблема исследования всегда предполагает своего носителя – ту общность людей их деятельность, с которыми она непрерывно связана. Следовательно, объектом социологического исследования в широком смысле выступает носитель той или иной социальной проблемы. Четкое выделение объекта способствует определению предмета исследования. Он включает в себя стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему, и подлежит изучению. Таким образом, предмет социологического исследования представляет собой концентрированное выражение взаимосвязи социальной проблемы и объекта исследования. Логический анализ основных понятий. Данный анализ предполагает осуществление ряда таких методологических процедур, без которых невозможно воплотить в инструментарии исследования концепцию социологического исследования. Суть этих процедур заключается в логическом структурировании основных понятий, фигурирующих в определении предмета исследования. Он представляет собой точное объяснение содержания и структуры этих понятий, выяснение соотношения этих элементов и свойств изучаемого явления. Например, при изучении социальной активности отдельных социальных групп, необходимо проанализировать ее составляющие (активность в сфере экономической, политической, спортивной и др.). Данный анализ оказывает непосредственное воздействие на логику построения инструментария (анкеты, опросного листа и т.п.). Формулировка гипотезы исследования. Реализация исследовательской цели строится на определенной последовательности шагов, приемов, методов, применяемых исследователем. Общая направленность исследования может быть задана до его начала сформулированной гипотезой. Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть исследованием. Любое социологическое исследование строится на предварительных, явно или неявно выраженных предположениях о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы. Свои предположения исследователь формулирует в виде гипотез. Они способствуют увеличению оперативности исследования, подсказывают правильный выбор объекта исследования и метода сбора социологической информации. Поэтому их формулируют однозначно, избегая по возможности расплывчатых формулировок. Задачи социологического исследования формулируются в соответствии с его целью и гипотезами и так же как последние, могут быть условно разделены на основные и дополнительные. Основные задачи исследования заключают в себе поиск ответа на центральный вопрос: каковы пути и средства решения исследуемой проблемы? Например, если цель исследования – определение эффективности учебного процесса, то в качестве основной задачи может выступать поиск факторов, дестабилизирующих этот процесс. Описательные и аналитические исследования часто включают несколько основных задач, решение каждой из которых предполагает реализацию определенного числа связанных с ними дополнительных задач. Такие исследования называются комплексными. Рассмотрим методическую часть. Одним из важнейших шагов исследования является определение обследуемой совокупности. Определение объекта исследования ставит следующий вопрос. Сколько человек необходимо опросить, для того чтобы получить достоверную информацию? На языке социологов эта операция носит название «определение выборочной совокупности». От ее правильности зависит качество и достоверность собранной информации. Данное обстоятельство обязывает тщательно описать в программе социологического исследования проект выборки, который в последующем с учетом особенностей характеристик и динамики объекта исследования, может быть уточнен и выделен в отдельный документ. В проекте выборки указываются принципы выделения из объекта той совокупности людей, документов, либо иных источников первичной социологической информации, в которой и будет проведено исследование. Здесь же, в проекте выборки должны быть обоснованы: техника проведения опроса; обозначены подходы к определению достоверной информации, полученной в ходе опроса, а так же характеристики: используемых методов сбора первичной социологической информации, логической структуры инструментария для ее сбора, компьютерной программы для ее обработки.
Вопросы для повторения: 1. Чем различаются разведывательное, описательное и аналитическое исследования? 2. Дайте характеристику таким методам сбора социологической информации как опрос, наблюдение и анализ документов. 3. Какие виды опроса Вы знаете? Раскройте их специфику. 4. Как производится формулировка и обоснование социальной проблемы. 5. Какие виды целей социологического исследования бывают? 6. Как определить объект и предмет исследования? 7. Что такое логический анализ основных понятий? 8. Что такое формулировка гипотезы, и каковы могут быть задачи социологического исследования?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 1511; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.105 (0.015 с.) |