Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимодействие как социальный процесс⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
А) Виды социальных мотивов взаимодействия и ведущие стратегии поведения во взаимодействии: Существует несколько видов социальных мотивов взаимодействия (т.е. мотивов, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми): 1) максимизация общего выигрыша (мотив кооперации); 2) максимизация собственного выигрыша (индивидуализм); 3) максимизация относительного выигрыша (конкуренция) 4) максимизация выигрыша другого (альтруизм); 5) минимизация выигрыша другого (агрессия) 6) минимизация различий в выигрыше (равенство) Соответственно перечисленным мотивам можно определить ведущие стратегии поведения во взаимодействии: 1. Сотрудничество направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется либо мотив кооперации, либо конкуренция) 2. Противодействие предполагает ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению (индивидуализм) 3. Компромисс реализуется в частном достижении целей партнеров по общению (индивидуализм). 4. Уступчивость предполагает жертву в частном достижении целей для достижения целей партнера (альтруизм) 5. Избегание представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для достижения выигрыша другого.
Б) Основные области взаимодействия и соответствия поведенческие проявления по Р. Бейлзу. Можно выделить несколько типов взаимодействий. Наиболее распространенным является дихтомное деление: кооперация и конкуренция, согласие и конфликт, приспособление и оппозиция. Выделение полярных типов взаимодействий дает упрощенную классификацию, которой недостаточно для практики. Учитывая это, применяют более дробные типы взаимодействий. Чтобы использовать их в качестве единиц наблюдения. Известно, что такую попытку предпринял Р. Бейлз. Он объединил наблюдаемые образцы взаимодействия в категории, предложив, что любая групповая деятельность может быть описана с помощью четырех категорий, фиксирующих ее проявления: а) в области позитивных эмоций, б) негативных эмоций, в) постановка проблем, и г) решение этих проблем. Каждая из этих четырех глобальных категорий была подразделена им еще на три рубрики. Например, первая предполагает солидарность, снятие напряжения, согласие.
Основные области взаимодействия и соответствия поведенческие проявления по Р. Бейлзу.
В) Теория обмена Хоманса Ж) Модели организации совместной деятельности Л.И. УманскогоСогласно теории обмена, каждый из нас стремится уравновесить вознаграждение и затраты, чтобы сделать наше взаимодействие устойчивым и приятным; поведение человека в настоящий момент определяется тем, вознаграждалось ли и как именно вознаграждались его поступки в прошлом. Эта теория опирается на четыре принципа: 1) чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться; 2) если вознаграждение за определенный тип поведения зависит от каких-то условий, человек стремится воссоздать их; 1) если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения; 2) когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения. Согласно Хомансу, с помощью его теории могут быть описаны разные сложные виды взаимодействий: отношения власти, переговорный процесс, лидерство и т.п. Он рассматривает социальное взаимодействие как сложную систему обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат. Такое взаимодействие в общем случае больше, чем простой обмен вознаграждениями, и реакция людей на вознаграждение не всегда определяется линейной связью типа: стимул – реакция. Высокие вознаграждения могут приводить к потере активности и т.п.
Г) Теория символического интеракционизма. Дж. Мида Наиболее подробно интерактивная сторона общения исследовалась в рамках символического интеракционизма. Дж. Мид рассматривал поступки человека как социальное поведение, основанное на обмене информацией. Он считал, что люди реагируют не только на поступки других людей, но и на предшествующие им намерения. Мы «разгадываем» мысли других, анализируя их поступки и учитывая свой прошлый опыт в подобных ситуациях. Дж. Мид выделял 2 типа действий:
1) незначимый жест (автоматический рефлекс типа моргания); 2) значимый жест (связан с осмыслением поступков и намерений другого человека). Во втором случае человеку необходимо поставить себя на место другого, или, говоря словами Мида, «принять роль другого». Этот процесс сложен, но мы можем его осуществлять, потому-то с детства нас учат придавать значение определенным предметам, действиям и событиям. Когда мы приписываем значение чему-либо, оно становится символом, т.е. понятием, действием или предметом, выражающим смысл другого понятия, действия или предмета. Сущность символического интеракционизма заключается в том, что взаимодействие между людами рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Интерпретация стимула осуществляется в промежутке времени между воздействием стимула и нашей ответной реакцией. Тогда мы связываем стимул с символом, но основе, которого определяется ответная реакция. В какой-то мере все является символом, но слова – наиболее важные символы, так как с их помощью мы придаем значение предметам, которые иначе остались бы лишенными смысла. Благодаря этому мы можем общаться с другими людьми. Подобное общение обусловлено тем, что люди учатся одинаково интерпретировать значения определенных символов. Символический интеракционизм дает более реалистическое представление о взаимодействии между людьми, чем теория обмена, но он сосредоточен в основном на субъективных аспектах взаимодействия, уникальных для данных индивидов. На его основе не сделаны обобщения, применимые к разным ситуациям. Для развития этого подхода необходимы дальнейшие исследования типичных образцов поведения и значений, которые им придаются. Центральная идея интеракционистской концепции состоит в том, что личность формируется во взаимодействии с другими личностями. Механизмом этого формирования является установление контроля действий личности над теми представлениями о ней, которые складываются у окружающих. Эта концепция придает слишком большое значение символическим аспектам взаимодействий. Интерактивный аспект общение в ней отрывается от содержания предметной деятельности, при этом взаимодействие как бы замыкается на заданную группу.
Д) Теория управления впечатлениями в социальном взаимодействии Э.Гофмана Э.Гофман разработал теорию управления впечатлениями в социальном взаимодействии. Согласно этой теории, люди сами создают ситуации, чтобы выразить символические значения, с помощью которых они производят хорошее впечатление на других. Эту концепцию принято называть социальной драматургией. По мнению Гофмана, социальные ситуации следует рассматривать как драматические спектакли в миниатюре: люди ведут себя подобно актерам на сцене, используя «декорации» и «окружающую обстановку» для создания определенного впечатления о себе у других. Гофман пишет: «Несмотря на определенною цель, которую индивид мысленно ставит перед собой, несмотря на мотив, определяющий эту цель, он заинтересован в том, чтобы регулировать поведение других, особенно их ответную реакцию. Эта регуляция осуществляется, лавным образом, путем его влияния на понимание ситуации другими; он действует так, чтобы производить на людей необходимое ему впечатление, под воздействием которого другие станут самостоятельно делать то, что соответствует его собственным замыслам»
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 535; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.004 с.) |