Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Установление целей в малой группе.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Заполните приведенную форму. Цели и действия по их достижению:
Упражнение 4 «Ваше дерево целей» Цели: - научиться разбивать цель на более мелкие цели и задачи; - показать, как можно достигать целей, решая определенные задачи каждый день; - способствовать пониманию того, что правильно построенное дерево целей является эффективным инструментом управления собой и организацией. Ход упражнения: Используя наработанный материал в упражнении «Три желания» необходимо нарисовать дерево целей одного из трех указанных «желаний». Дерево целей должно быть построено так, чтобы нижний уровень дерева целей реализовывался каждый день. Приветствуется неординарный и творческий подход к презентации данного задания.
Тема. ПОДХОДЫ К ПРИНЯТИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Практическая работа № 1 Тема: Подходы к принятию управленческих решений. Цель практической работы: На практике использовать существующие подходы к принятию управленческого решения, отработать механизм принятия управленческого решения. Ожидаемый результат: Научиться оценивать имеющийся управленческий потенциал и ресурсы и правильно их распределять, правильно инструктировать подчиненных. Кейс. [1] Корпорация ИБМ, основанная в 1911 году, к 80-м годам захватила лидирующее положение в области производства ЭВМ, и, прежде всего, ЭВМ индивидуального пользования. Ей принадлежало около 30% их рынка сбыта. Однако в середине 80-х корпорация ИБМ стала испытывать определенные трудности. Если чистый доход фирмы в 1985 году составлял 6,5 млрд. долл., то в 1986 году- всего 4,8 млрд. долл., почти в 2 раза упала норма прибыли, сократился спрос на производящиеся фирмой большие ЭВМ. Появился мощный конкурент в лице японской фирмы «Фудзицу», которая стала проявлять возрастающую активность на территории США. Появились и другие конкуренты, в частности, «Диджитал эквипмент корпорейшн», производители персональных компьютеров из Японии и Южной Кореи. Задание. Проанализируйте ситуацию, сложившуюся в производстве ЭВМ середины 80-х. Какие решения с вашей точки зрения, можно было бы порекомендовать руководству корпорации ИБМ? Развитие практической ситуации. Руководство корпорации ИБМ, проанализировав тревожную информацию, поступавшую из разных источников, сделало вывод о необходимости принятия безотлагательных кардинальных решений, о целесообразности корректировки стратегии. Цель этих решений- переломить отрицательные для корпорации тенденции. Руководство срочно созвало секретное совещание высших руководителей, на которое были приглашены 6 крупнейших пользователей ее продукции. По итогам совещания руководством корпорации были приняты стратегические решения «возвращения к основам», предусматривавшие сокращение на 700 млн. долл. затрат фирмы. В то же время затраты на НИОКР, создающие предпосылки успеха в конкурентной борьбе, остались на уровне 3,5 млрд.долл. Были укреплены торговые центры ИБМ на территории США, снижены цены на основную продукцию. Было принято стратегическое решение о проведении регулярных изменений в организационной структуре корпорации – всякий раз, как только результаты ее деятельности перестают соответствовать поставленным целям. Выбор ситуации, сложившейся на рынке ЭВМ, позволяет сделать еще одно важное заключение. Управленческое решение должны быть адекватными происходящим изменениям как внешней для организации среды, так и ее внутренних потенциальных возможностей.
Упражнение 1 «Оригами» Цели: - потренировать управленческие навыки; - научиться оценивать имеющийся управленческий потенциал и ресурсы и правильно их распределять; - сформировать навыки по инструктированию подчиненных. Ход упражнения: Из группы студентов выбирается один доброволец. Студент – доброволец получает инструкцию по тому, как собрать оригами «Шлем самурая» и задание - в течение 1 минуты собрать 10 таких оригами. Остальные студенты внимательно наблюдают за ведущим и отмечают количество и содержание управленческих решений, а также время, затраченное студентом-ведущим на выполнение поставленной цели. Вопросы для обсуждения: Какие управленческие решения были приняты ведущим? На основании чего проходил выбор того или иного решения? Какие управленческие навыки проявил ведущий? В каком порядке принимались те или иные решения, почему? Тема. КТО ТАКОЙ ЛИДЕР?
Практическая работа № 1 Тема: Кто такой лидер? Цель практической работы: Потренироваться в определении четких признаков лидерского поведения, осознании лидерских качеств; продемонстрировать на практике различия, присущие подходу различных типов лидеров к решению задачи и исполнению своих лидерских функций, а также влиянию позиции лидера на результат групповой деятельности, потренироваться в определении четких и ясных признаков харизматического поведения. Ожидаемый результат: Развить лидерские навыки у студентов, способности убеждать, понять влияние соперничества на групповое взаимодействие, освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства, попрактиковаться в совместной работе над групповой задачей, анализируя влияние на результат разнообразных стилей руководства. Кейс. Тымковская игрушка. [2] Зинаида Терентьева припарковала свою «Газель» около гостиницы «Измайловская» и вздохнула с облегчением после долгой дороги. Грузовой пикап был заполнен образцами глиняных игрушек, изготовленных на ее фабрике. Она рассчитывала получить в этот раз много заказов на свою продукцию, так как вскоре должен был состояться праздник Масленицы и проводов русской зимы и ожидался наплыв иностранных гостей. В ожидании менеджера магазина сувениров Зинаида вдруг вспомнила, с каким трудом ей досталось то, что они с мужем сегодня имеют. Производство глиняных лепных расписных фигурок людей и животных, иногда в виде свистулек, являлось уже на протяжении нескольких столетий одним из русских народных художественных промыслов, которым были заняты главным образом женщины. Этот промысел издавна существовал в заречной слободе Тымково близ города Вятка. Свистульки - конь, всадник, птица – восходят к древним магическим ритуальным изображениям и связаны с природными календарными праздниками. Позднее фигурки, потеряв свое магическое значение, стали детской, а затем декоративной игрушкой, производство которой превратилось в художественный промысел. В советское время сначала этим занималась артель «Глиняная игрушка», а затем с 1948 г. – Государственная художественная мастерская. Сегодня этот бизнес принадлежал Зинаиде и ее мужу Ивану. Зинаида и ее муж сколотил свой небольшой капитал в течение последних нескольких лет на челночных операциях на «великом пути из варяг в греки». Иван был уроженцем Вятки, но свое отрочество и юность провел в северной столице, испытывая судьбу в поисках счастья. Он так и не окончил ни одни из вузов, где он пытался найти решение своих проблем. Ни прижился он и на рабочих местах в самых разных организациях. Работы он не боялся, да и здоровье позволяло. С «открытием» в стране рынка он немедленно бросился в рискованный челночный бизнес, где он встретил свою будущую спутницу жизни. Зинаида выросла в Ростове –на – Дону и окончила там экономический факультет государственного университета. Мечтала попасть в столицу на работу, но обстоятельства свели ее с Иваном, и они решили открыть свой семейный бизнес, благо, что цены на приватизационных аукционах были тогда еще доступны и немногие рисковали вкладывать свои скудные сбережения в реальное производство, пуст даже на уровне художественных промыслов. Первое, что они обнаружили, это была низкая производительность труда на приобретенной ими фабрике (ниже, чем они ожидали). Они наняли вновь прибывших в регион работников, чтобы изменить ситуацию на предприятии. К тому же Иван создал и ввел новую систему поштучной оплаты труда работников. Он долго и тщательно разъяснял работникам значение системы и старался через ее обсуждение снять все возникающие у подчиненных вопросы. Поскольку многие из вновь прибывших работников ранее никогда не делали глиняных игрушек, то они практически не задавали никаких вопросов. Единственное что они хотели, так это получать заработную плату в зависимости от проработанного времени. Несмотря на то, что Терентьевы были уверены, что поштучная оплата работы для изготовления глиняных игрушек требовалось от каждого работника в одинаковой мере, то и оплата производилась по одной и той же норме. Вскоре Терентьевы обнаружили, что у их подчиненных отношение к работе меняется. Однажды они были неприятно удивлены, когда никто из подчиненных не вышел на работу. Как им объяснили, это был «день урожая» и почти все жители этого региона проводили его по традиции на своих приусадебных участках в преддверии наступления плохой погоды с ходом и дождями. Иван Терентьев хорошо знал потенциал рынка декоративных изделий и продукции художественных промыслов Севера России. Поэтому месяц назад он провел совещание с рядом своих работников по поводу перехода к изготовлению новой продукции. Так как продажа «тымковских игрушек» носила преимущественно сезонно-туристический характер – особенно широкой она была в периоды Рождества, масленицы и летних отпусков, - Иван подумал, что работники в другое время могли бы делать еще какую-нибудь продукцию, например декоративную посуду и укрощения для кухонь в стиле «а ля рюс». Это помогло бы фирме повысить и производительность, и общую прибыльность. Работники выслушали его предложение и сказали, что они умеют делать только игрушки. Иван решил не настаивать на своей идее до тех пор, пока он сам и его жена смогут узнать, почему работники не пошли на сотрудничество с ними. Вместе с тем Терентьевы знали, что конкуренция с другими производителями вынудит их работников приобрести новые навыки и умения для производства другой продукции. Несколько ссор среди работников уже имели место в их коллективе. Обычно они возникали между старожилами данной местности и людьми, попавшими туда из других мест в результате деградации и распада прежде великой империи. Ссоры не были серьезными и длительными, но они способствовали развитию напряженной обстановки в коллективе. Всю предыдущую неделю Зинаида была на фабрике, когда Роза Бахметьева жаловалась на Дарью Конюхову и Надежду Первухину за то, что они смеялись над ней. Когда Иван Терентьев спросил Розу, что они ей говорили, она сказала, что не знает, так как они говорили на каком-то местном «сленге», который ей был не известен. В это время Иван вел переговоры с сетью торговых магазинов «Русский сувенир» и у него не было времени вплотную заняться ситуацией с Розой. Его жена не имела определенного мнения о том, как надо было поступить в подобном случае, так как сама была родом с юга России и еще не успела познать тонкости местного диалекта. Эти мелкие ссоры между работниками могли стать причиной того, что усилия Терентьевых по развитию групповой работы в их небольшом коллективе ни к чему бы не привели. Поэтому Зинаида совмещала пребывание в столице, где она остановилась у своей родственницы, с посещением семинара, организуемого Академией экономики для мелких предпринимателей. На занятиях преподаватели уделяли много внимания формированию хороших отношений на работе между членами организации. Некоторое время спустя она вместе с мужем начала применять на практике ряд концепций, понятых и усвоенных ею в ходе занятий семинара. Так, она начала создавать из числа работников «команды», состоящие из представителей каждой стадии производственного процесса. После разъяснения рабочим сущности групповой работы Иван попросил «команды» обсудить направления возможного сотрудничества и кооперации друг с другом в целях увеличения производительности в работе и дать знать ему или его заместителю Ане Прохоровой о достигнутых успехах в течение недели. Прошла неделя, и все «команды» доложили, что им не удалось выработать каких-либо идей о том, как лучше кооперироваться в работе. Пытаясь более детально узнать, что же они все-таки обсуждали в «командах», Иван обнаружил, что они даже и не встречались, а следовательно, не обсуждали поставленную им проблему. Тогда Терентьевы решили назначить в каждой «команде» ответственного, или лидера. Выделив им теперь месяц времени, они попросили команды встретиться в неформальной обстановке и доложить о своих достижениях. В конце месяца работники пришли к Терентьевым в контору с тем же результатом: ни в одной из «команд» проблемы сотрудничества не обсуждались. Тогда Терентьевы решили временно отказаться от этой затеи. Они решили еще раз подумать о том, как добиться встречной поддержки и получить помощь своих подчиненных в том, чтобы для всех них дело было более успешным.
Вопросы к конкретной ситуации: 1. С какими проблемами встретились Терентьевы в реализации лидерского подхода в управлении своим коллективом? 2. Если бы Терентьевы решили выбрать модель ситуационного лидерства, то какой из лидерских стилей помог бы им в наибольшей степени выполнить то, что они хотели? 3. Если бы Терентьевы наняли вас в качестве консультанта по проблемам управления, то что бы вы посоветовали им в отношении выбора стиля руководства? Почему именно такой совет вы бы им дали? Обоснуйте свои рекомендации.
Упражнение 1. Лидер, которого я знаю. Используя факты и события своей жизни, студент описывает поведение человека, который, по его мнению, в определенных ситуациях проявлял лидерские качества во взаимодействии с другими людьми. Желательно, чтобы при этом был сделан вывод и дано обоснование в отношении того, какая из традиционных или ситуационных моделей лидерства лучше объясняет поведение этого лидера. В качестве лидера могут быть не только менеджеры или начальники, но и родители, друзья, преподаватели, тренеры и т.п. Упражнение 2. «Ты и твое имя». Цели: - развить самостоятельность, творческий подход к заданию, лидерские навыки у студентов; - потренироваться в самооценке и самопрезентации. Ресурсы: маркеры, ватман, бумага и ручка для каждого игрока. Ход упражнения: Положите перед собой лист бумаги и напишите на нем по вертикали ваше имя. Сосредоточьтесь! У вас есть 10-15 минут, чтобы написать напротив каждой буквы качество своего характера, которое вы в себе знаете и цените. Пример: М – мечтать И - интеллигентность Х – харизма А – активная позиция в коммуникации И – интеллект Л - любовь к жизни. После завершения индивидуальной работы студенты представляют полученные результаты товарищам по группе, записав их на доске.
Упражнение 3. «Лидер. Кто он, каков он?». Цели: - дать возможность участникам упражнения проявить лидерские качества; - обучить умению распознавать характер ситуации, действовать адекватно существующим условиям; - поупражняться в способности убеждать - как в навыке, необходимом для лидера; - изучить влияние соперничества на групповое взаимодействие. Ход упражнения: Для этого упражнения потребуется смельчак-доброволец, готовый первым вступить в игру. Участники образуют тесный круг, который будет всячески препятствовать попаданию в него нашего доблестного героя. Ему дается всего три минуты, чтобы силой убеждения (уговорами, угрозами, обещаниями), ловкостью (пронырнуть, проскользнуть, прорваться), хитростью (посулы, комплементы), искренностью убедить круг и отдельных его представителей впустить его в центр. Наш герой отходит от круга на два-три метра. Все участники стоят к нему спинами, сжавшись в тесный и сплоченный круг, взявшись за руки… Итог упражнения: В конце упражнения обязательно обсуждается стратегия поведения игроков. Как они вели себя здесь, а как – в обычных житейских условиях? Если разница между смоделированным и реальным поведением? Если да\нет, то почему?
Упражнение 4 «Лидер –это…» Цели: - освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства; - потренироваться в определении четких и ясных признаков лидерского поведения, осознании лидерских качеств. Ресурсы: ватман, ножницы, клей, маркеры, карандаши, множество рекламных проспектов, журналов, газет. Ход упражнения: Всем участникам представляются разнообразные канцелярские материалы, газеты, журналы, рекламные проспекты. В течение 30-40 минут они готовят (поодиночке либо в парах) некий коллаж с использованием газетных заголовков, фотографий, рисунков от руки или найденных в рекламных изданиях, журналах, газетах. Тема работы: «Я –лидер!» В работе нужно попытаться в визуальной форме представить качества, которые характеризуют лидера, рассказать о своих способностях вести за собой людей, руководить ими. Далее на стенах комнаты расклеиваются анонимные листы участников. Все участники, просматривая представленные и пронумерованные листы, делают для себя пометки, кто является, по их мнению, авторами увиденных работ. Далее участники зачитывают свои мнения об авторстве работ, рассказывают, что им показалось наиболее привлекательным, ярким в работе товарищей. Подводится итог: «Лидер – это…»
Упражнение 5. «Харизматическая личность» Цели: - освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства; - потренироваться в определении четких и ясных признаков харизматического поведения, осознании лидерских качеств. Ход упражнения: Для начала игры обсуждается с группой само понятие «харизматическая личность». После того как участники придут к решению, что харизма – это способность человека притягивать и удерживать внимание других людей, излучать энергию, которая способствует принятию такого человека, ощущению легкости и желательности его присутствия, приходим к выводу, что харизматический лидер наделен неуловимым шармом, который обеспечивает ему возможность влияния на людей. Харизматический человек уверен в себе, но не самоуверен, он приветлив, но не «сладок» и не льстив, общение с ним приятно, к словам его хочется прислушиваться. Ах, как хочется быть харизматичным! Что для этого сделать? Ну, во-первых, попытаться проанализировать, как выглядит и как ведет себя харизматическая личность. Во-вторых, попытаться «настроиться на волну» харизматического лидера, поискать подсказки в стиле его поведения, в его жестах, мимике, манере вести разговор, держаться с другими людьми. Разбейтесь на группы по три – четыре человека. Первое задание для каждой группы: поделиться своими впечатлениями о встречах с харизматической личностью. Кто она эта личность? В чем проявляется ее харизма? Чему бы вы хотели и могли научиться у нее? Через 10-15 минут группе предлагается перейти к следующему заданию: выстроить на базе рассказов живую скульптуру, отражающую смысл услышанных историй. Даем каждой группе возможность показать свою композицию другим группам. Обсуждаем, как в бессловесной статической композиции проявляется харизматическая личности. Какие элементы качеств характера лидера мы можем определить визуально? Просим участников упражнения дать яркое и емкое название скульптуре товарищей. Вопросы для обсуждения: Нужно ли лидеру быть харизматичным? Какие из историй, рассказанных товарищами, вам запомнились? Что вы могли бы сделать, чтобы стать харизматической личностью? Как можно научиться этому?
Упражнение 6 «Стили лидерства» Цели: - освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства; - потренироваться в определении четких признаков лидерского поведения, осознании лидерских качеств; - попрактиковаться в совместной работе над групповой задачей, анализируя влияние на результат разнообразных стилей руководства; - продемонстрировать на практике различия, присущие подходу различных типов лидеров к решению задачи и исполнению своих лидерских функций, а также влиянию позиции лидера на результат групповой деятельности. Ход упражнения: Во-первых, участникам упражнения необходимо сесть поудобнее, сосредоточиться и представить себе как бы они продолжили предложение «Когда я думаю о лидере, то я представляю себе…» Кого рисует память? Чья личность приходит на ум? Давайте обменяемся результатами: расскажем товарищам о лидерах, образы которых мы представили себе. Каковы наиболее яркие черты этих личностей? Кто такой лидер? Считаете ли вы правильным следующее определение: «Лидер – тот, кто стоит во главе группы, кто определяет основные направления ее деятельности и влияет на поведение ее членов»? Чтобы вы могли добавить \изменить в предложенной формулировке? Различают лидеров формальных и неформальных. Кто он, ваш лидер? Лидеры могут быть двух типов: деловой лидер (побуждает группу работать ради достижения целей) и социоэмоциональный (в совместной деятельности озабочен тем, как при решении групповой задачи учитываются личные и общественные потребности членов команды). К какому, из двух (или к смешанному) типов относится личность загаданная вами? Каков стиль лидерства у личностей, о которых вы рассказали, - демократический, авторитарный, попустительский? Второй этап. Делим группу на три подгруппы, в каждой просим выбрать одного представителя на роль руководителя группы. После того как выборы завершены, соглашаемся с кандидатом первой подгруппы и определяем для него роль лидера, работающего в демократическом стиле. Соглашаемся также с кандидатурой лидера второй группы. У него стиль лидерства определяем как попустительский. А решение третьей группе не утверждаем, и сами назначаем подгруппе лидера-автократа, склонного к авторитарному, диктаторскому стилю руководства. Затем объявляем групповое задание (одинаковое для всех групп-участниц): связать как можно более длинную цепочку из шнурков от обуви участников подгруппы. На эту работу группам дается пять минут. (Задание может быть иным. Выбор задания может осуществляться в зависимости от ситуации). Завершение упражнения: Прежде всего проверяем, какая группа лучше других справилась с задачей, какая – на втором, а какая - на третьем месте? Обсуждаем ход упражнения. Как группа реагировала на демократического \попустительствующего \ авторитарного лидера? Как и в чем проявлялась роль лидера подгруппы? Какой тип и стиль лидерства предпочтительнее, на ваш взгляд? Каков оптимальный стиль лидерства предполагают следующие ситуации? Роли: - капитана корабля, терпящего крушение в океане? - лидера студенческой тусовки в ходе подготовки к фестивалю? - директора школы, поставленного в кризисную ситуацию из-за текучести кадров? - учителя в ходе экспериментов, связанных с электроприборами? - руководителя литературной студии при отборе и обсуждении рассказов, которые войдут в следующий выпуск альманаха? На чем основывается ваш выбор в каждом конкретном случае?
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 632; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.78.203 (0.025 с.) |