Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Команды условного перехода c учетом знака.

Поиск
Условие Команда Пояснение
Rd ≥ Rr? brge Переход, если Rd ≥Rr (S=0)
Rd = Rr? breq Переход, если Rd = Rr (Z=1)
Rd < Rr? brlt Переход, если Rd < Rr (S=1)

Команды прямого опроса флагов.

Условие Команда Пояснение
C? brcs Переход по переносу (C = 1)
C? brcc Переход, если переноса нет (C = 0)
Z? breq Переход по нулю (Z = 1)
Z? brne Переход по не нулю (Z = 0)
N? brmi Переход по минусу (N = 1)
N? brpl Переход по плюсу(N = 0)
V? brvs Переход по переполнению (V = 1)
V? brvc Переход, если переполнения нет (V = 0)

Арифметические и логические команды.

Мнемоника Описание Действие Циклы Примеч.
ADD Rd,Rr Сложить Rd < Rd+Rr    
ADDI Rd,K Сложить с константой Rd < Rd+K    
ADС Rd,Rr Сложить с переносом Rd < Rd+Rr+С    
ADСI Rd,Rr Сложить константу с переносом Rd < Rd+K+С    
ADW Rdl,Rr Сложить слово с константой Rdh,l < Rdh,l+K   Rdl - парный
SUB Rd,Rr Вычесть Rd < Rd-Rr    
SUBI Rd,K Вычесть константу Rd <- Rd-K    
SBС Rd,Rr Вычесть с переносом Rd < Rd-Rr-С    
SBСI Rd,Rr Вычесть константу с переносом Rd < Rd-K-С    
SBW Rdl,Rr Вычесть слово с константой Rdh,l <- Rdh,l-K   Rdl - парный
AND Rd,Rr Логическое И Rd < Rd AND Rr    
ANDI Rd,K Логическое И с константой Rd < Rd AND K    
OR Rd,Rr Логическое ИЛИ Rd < Rd OR Rr    
ORI Rd,K Логическое ИЛИ с константой Rd < Rd OR K    
EOR Rd,Rr Исключающее ИЛИ Rd < Rd XOR Rr    
COM Rd Дополнение до 1 Rd < $FF-Rd    
NEG Rd Дополнение до 2 Rd < $00-Rd    
SBR Rd,K Установить биты Rd < Rd OR K    
CBR Rd,K Сбросить биты Rd < Rd AND K    
INC Rd Увеличить на 1 Rd < Rd+1    
DEC Rd Уменьшить на 1 Rd < Rd-1    
TST Rd Проверить на 0 или 1 Rd < Rd AND Rd    
CLR Rd Очистить Rd < Rd XOR Rd   Все 0
ER Rd Установить Rd < $FF   Все 1

Команды ветвления.

Мнемоника Описание Действие Флаги Циклы
RJMP k Относительный переход PC < PC+k+1 Нет  
LJMP k Переход по адресу (Z) PC < Z Нет  
RCALL k Относительный вызов подпрограммы PC < PC+k+1 Нет  
ICALL Вызов подпрограммы по адресу (Z) PC < Z Нет  
RET Выход из подпрограммы PC < STACK Нет  
RETI Выход из прерывания PC < STACK I  
CPSE Rd,Rr Сравнить, пропуск при равно If(Rd=Rr) PC<PC+2 или 3 Z,N,V,C,H 1/2
CP Rd,Rr Сравнить Rd-Rr Z,N,V,C,H  
CPC Rd,Rr Сравнить с прерыванием Rd-Rr-C Z,N,V,C,H  
CPI Rd,K Сравнить с константой Rd-C Z,N,V,C,H  
SBRC Rr,b Пропуск, если в Rr бит b сброшен If(Rr(b)=0) PC<PC+2 или 3 Нет 1/2
SBRS Rr,b Пропуск, если в Rr бит b установлен If(Rr(b)=1) PC<PC+2 или 3 Нет 1/2
SBIC P,b Пропуск, если в регистре ввода/вывода P бит b сброшен If(P(b)=0) PC<PC+2 или 3 Нет 1/2
SBIS P,b Пропуск, если в регистре ввода/вывода P бит b установлен If(P(b)=1) PC<PC+2 или 3 Нет 1/2
BRBS s,k Переход, если в SREG установлен флаг s If(SREG(s)=1) PC<PC+1+k Нет 1/2
BRBS s,k Переход, если в SREG сброшен флаг s If(SREG(s)=0) PC<PC+1+k Нет 1/2
BREQ k Переход, если равно If(Z=1) PC<PC+1+k Нет 1/2
BRNE k Переход, если не равно If(Z=0) PC<PC+1+k Нет 1/2
BRCS k Переход, если перенос установлен If(C=1) PC<PC+1+k Нет 1/2
BRCC k Переход, если перенос сброшен If(C=0) PC<PC+1+k Нет 1/2
BRSH k Переход, если равно или больше If(C=0) PC<PC+1+k Нет 1/2
BRLO k Переход, если меньше If(C=1) PC<PC+1+k Нет 1/2
BRMI k Переход, если минус If(N=1) PC<PC+1+k Нет 1/2
BRPL k Переход, если плюс If(N=0) PC<PC+1+k Нет 1/2
BRGE k Переход, если больше или равно If(N XOR V=0) PC<PC+1+k Нет 1/2
BRLT k Переход, если меньше 0 If(N XOR V=1) PC<PC+1+k Нет 1/2
BRHS k Переход, если флаг H установлен If(H=1) PC<PC+1+k Нет 1/2
BRHC k Переход, если флаг H сброшен If(H=0) PC<PC+1+k Нет 1/2
BRTS k Переход, если флаг T установлен If(H=1) PC<PC+1+k Нет 1/2
BRTC k Переход, если флаг T сброшен If(H=0) PC<PC+1+k Нет 1/2
BRVS k Переход, если флаг V установлен If(H=1) PC<PC+1+k Нет 1/2
BRVC k Переход, если флаг V сброшен If(H=0) PC<PC+1+k Нет 1/2
BRIE k Переход, если прерывания азрешены If(I=1) PC<PC+1+k Нет 1/2
BRID k Переход, если прерывания запрещены If(I=0) PC<PC+1+k Нет 1/2

Команды пересылок.

Мнемоника Описание Действие Флаги Циклы
MOV Rd,Rr Пересылка между регистрами Rd < Rr Нет  
LDI Rd,K Загрузить константу Rd < K Нет  
LD Rd,X Загрузить регистр непосредственно Rd < (X) Нет  
LD Rd,X+ Загрузить регистр непосредственно с постинкрементом Rd < (X) X < X+1 Нет  
LD Rd,-X Загрузить регистр непосредственно с предварительным декрементом X < X-1 Rd < (X)   Нет  
LD Rd,Y Загрузить регистр непосредственно Rd < (Y) Нет  
LD Rd,Y+ Загрузить регистр непосредственно с постинкрементом Rd < (Y) Y < Y+1 Нет  
LD Rd,-Y Загрузить регистр непосредственно с предварительным декрементом Y < Y-1 Rd < (Y)   Нет  
LDD Rd,Y+q Загрузить регистр непосредственно по адресу в Y со смещением q Rd < (Y+k)   Нет  
LD Rd,Z Загрузить регистр непосредственно Rd < (Z) Нет  
LD Rd,Z+ Загрузить регистр непосредственно с постинкрементом Rd < (Z) Z < Z+1 Нет  
LD Rd,-Z Загрузить регистр непосредственно с предварительным декрементом Z < Z-1 Rd < (Z)   Нет  
LDD Rd,Z+q Загрузить регистр непосредственно со смещением Rd < (Z+k)   Нет  
LDS Rd,k Загрузить регистр из ОЗУ по адресу (k) Rd < (k) Нет  
ST X,Rr Сохранить регистр непосредственно по адресу в X (X) < Rr Нет  
ST X+,Rr Сохранить регистр непосредственно по адресу в X с постинкрементом (X) < Rr X < X+1 Нет  
ST -X,Rr Сохранить регистр непосредственно по адресу в X с предварительным декрементом X < X-1 (X) < Rr Нет  
STD X+q,Rr Сохранить регистр непосредственно по адресу в X со смещением q (X+q) < Rr   Нет  
ST Y,Rr Сохранить регистр непосредственно по адресу в Y (Y) < Rr Нет  
ST Y+,Rr Сохранить регистр непосредственно по адресу в Y с постинкрементом (Y) < Rr Y < Y+1 Нет  
ST -Y,Rr Сохранить регистр непосредственно по адресу в Y с предварительным декрементом Y < Y-1 (Y) < Rr Нет  
STD Y+q,Rr Сохранить регистр непосредственно по адресу в Y со смещением q (Y+q) < Rr   Нет  
ST Z,Rr Сохранить регистр непосредственно по адресу в Z (Z) < Rr Нет  
ST Z+,Rr Сохранить регистр непосредственно по адресу в Z с постинкрементом (Z) < Rr Z < Z+1 Нет  
ST -Z,Rr Сохранить регистр непосредственно по адресу в Z с предварительным декрементом Z < Z-1 (Y) < Rr Нет  
STS k,Rr Сохранить регистр в ОЗУ по адресу (k) (k) < Rr Нет  
LPM Загрузка из памяти программ по адресу в Z R0 < (Z) Нет  
IN Rd,P Ввод в регистр из порта P Rd < P Нет  
OUT P,Rr Вывод из регистра в порт P P < Rr Нет  
PUSH Rr Сохранить регистр в стеке STACK < Rr Нет  
POP Rd Загрузить регистр из стека Rd < STACK Нет  

Команды работы с битами.

Мнемоника Описание Действие Флаги Циклы
SBI P,b Установить бит b в регистре ввода/вывода P I/O (P,b) < 1 Нет  
CBI P,b Сбросить бит b в регистре ввода/вывода P I/O (P,b) < 0 Нет  
LSL Rd Логический сдвиг влево на 1 бит в регистре Rd(n+1) < Rd(n) Rd(0) < 0 Z,C,N,V  
LSR Rd Логический сдвиг вправо на 1 бит в регистре Rd(n) < Rd(n+1) Rd(7) < 0 Z,C,N,V  
ROL Rd Сдвиг влево через С на 1 бит в регистре Rd(0) < C Rd(n+1) < Rd(n) C < Rd(7) Z,C,N,V  
ROR Rd Сдвиг вправо через С на 1 бит в регистре Rd(7) < C Rd(n) < Rd(n+1) C < Rd(0) Z,C,N,V  
LSR Rd Логический сдвиг вправо на 1 бит в регистре Rd(n) < Rd(n+1) Rd(7) < 0 Z,C,N,V  
SWAP Rd Обмен ниблов (полубайт) в регистре Rd(3…0) < Rd(7…4) Rd(7…4) < Rd(3…0) Нет  
BSET s Установить флаг s SREG(s) < 1 SREG(s)  
BCLEAR s Сбросить флаг s SREG(s) < 0 SREG(s)  
BST Rr,b Запомнить бит b регистра в флаге T T < Rr(b) T  
BLD Rd,b Прочитать бит из T в бит b регистра Rd(b)< T Нет  
SEC Установить перенос C < 1 C  
CLC Сбросить перенос C < 0 C  
SEN Установить флаг N N < 1 N  
CLN Сбросить флаг N N < 0 N  
SEZ Установить флаг Z Z < 1 Z  
CLZ Сбросить флаг Z Z < 0 Z  
SES Установить флаг S S < 1 S  
CLS Сбросить флаг S S < 0 S  
SEV Установить флаг V V < 1 V  
CLV Сбросить флаг V V < 0 V  
SET Установить флаг T T < 1 T  
CLT Сбросить флаг T T < 0 T  
SEH Установить флаг H H < 1 H  
CLH Сбросить флаг H H < 0 H  
NOP Нет операции   Нет  
SLEEP Останов   Нет  
WDR Сброс сторожевого таймера   Нет  

Директивы ассемблера

Компилятор поддерживает ряд директив. Директивы не транслируются непосредственно в код. Вместо этого они используются для указания положения в программной памяти, определения макросов, инициализации памяти и т.д. Все директивы предваряются точкой.

Список директив приведён в следующей таблице.

Директива Описание
BYTE Зарезервировать байты в ОЗУ
CSEG Программный сегмент
DB Определить байты во флэш или EEPROM
DEF Назначить регистру символическое имя
DEVICE Определить устройство для которого компилируется программа
DSEG Сегмент данных
DW Определить слова во флэш или EEPROM
ENDM, ENDMACRO Конец макроса
EQU Установить постоянное выражение
ESEG Сегмент EEPROM
EXIT Выйти из файла
INCLUDE Вложить другой файл
LIST Включить генерацию листинга
LISTMAC Включить разворачивание макросов в листинге
MACRO Начало макроса
NOLIST Выключить генерацию листинга
ORG Установить положение в сегменте
SET Установить переменный символический эквивалент выражения

Байты. BYTE - зарезервировать байты в ОЗУ. Директива BYTE резервирует байты в ОЗУ. Если вы хотите иметь возможность ссылаться на выделенную область памяти, то директива BYTE должна быть предварена меткой. Директива принимает один обязательный параметр, который указывает количество выделяемых байт. Эта директива может использоваться только в сегменте данных(смотреть директивы CSEG и DSEG). Выделенные байты не инициализируются. Синтаксис:

МЕТКА:.BYTE выражение

Пример:

.DSEG
var1:.BYTE 1; резервирует 1 байт для var1

table:.BYTE tab_size; резервирует tab_size байт

.CSEG

Ldi r30,low(var1); Загружает младший байт регистра Z

Ldi r31,high(var1); Загружает старший байт регистра Z

Ld r1,Z; Загружает var1 в регистр 1

DB - определить байты во флэш или EEPROM. Директива DB резервирует необходимое количество байт в памяти программ или в EEPROM. Если вы хотите иметь возможность ссылаться на выделенную область памяти, то директива DB должна быть предварена меткой. Директива DB должна иметь хотя бы один параметр. Данная директива может быть размещена только в сегменте программ (CSEG) или в сегменте EEPROM (ESEG).

Параметры, передаваемые директиве - это последовательность выражений разделённых запятыми. Каждое выражение должно быть или числом в диапазоне (-128..255), или в результате вычисления должно давать результат в этом же диапазоне, в противном случае число усекается до байта, причём БЕЗ выдачи предупреждений.

Если директива получает более одного параметра и текущим является программный сегмент, то параметры упаковываются в слова (первый параметр - младший байт). Если число параметров нечётно, то последнее выражение будет усечено до байта и записано как слово со старшим байтом равным нулю, даже если далее идет ещё одна директива DB. Синтаксис:

МЕТКА:.DB список_выражений

Пример:

.CSEG
consts:.DB 0, 255, 0b01010101, -128, 0xaa

.ESEG

const2:.DB 1,2,3

DW - определить слова во флэш или EEPROM. Директива DW резервирует необходимое количество слов в памяти программ или в EEPROM. Если вы хотите иметь возможность ссылаться на выделенную область памяти, то директива DW должна быть предварена меткой. Директива DW должна иметь хотя бы один параметр. Данная директива может быть размещена только в сегменте программ (CSEG) или в сегменте EEPROM (ESEG).

Параметры, передаваемые директиве, - это последовательность выражений разделённых запятыми. Каждое выражение должно быть или числом в диапазоне (-32768..65535), или в результате вычисления должно давать результат в этом же диапазоне, в противном случае число усекается до слова, причем БЕЗ выдачи предупреждений. Синтаксис:

МЕТКА:.DW expressionlist

Пример:

.CSEG

varlist:═.DW 0, 0xffff, 0b1001110001010101, -32768, 65535

.ESEG

eevarlst:.DW 0,0xffff,10

Сегменты. DSEG - сегмент данных. Директива DSEG определяет начало сегмента данных. Исходный файл может состоять из нескольких сегментов данных, которые объединяются в один сегмент при компиляции. Сегмент данных обычно состоит только из директив BYTE и меток. Сегменты данных имеют свои собственные побайтные счётчики положения. Директива ORG может быть использована для размещения переменных в необходимом месте ОЗУ. Директива не имеет параметров. Синтаксис:

.DSEG

Пример:

.DSEG; Начало сегмента данных

var1:.BYTE 1; зарезервировать 1 байт для var1

table:.BYTE tab_size; зарезервировать tab_size байт.

.CSEG

ldi r30,low(var1); Загрузить младший байт регистра Z

ldi r31,high(var1); Загрузить старший байт регистра Z

ld r1,Z; Загрузить var1 в регистр r1

CSEG - программный сегмент. Директива CSEG определяет начало программного сегмента. Исходный файл может состоять из нескольких программных сегментов, которые объединяются в один программный сегмент при компиляции. Программный сегмент является сегментом по умолчанию. Программные сегменты имеют свои собственные счётчики положения, которые считают не побайтно, а по словно. Директива ORG может быть использована для размещения кода и констант в необходимом месте сегмента. Директива CSEG не имеет параметров. Синтаксис:

.CSEG

Пример:

.DSEG; Начало сегмента данных

vartab:.BYTE 4; Резервирует 4 байта в ОЗУ

.CSEG; Начало кодового сегмента

const:.DW 2; Разместить константу 0x0002 в памяти программ

mov r1,r0; Выполнить действия

ESEG - сегмент EEPROM. Директива ESEG определяет начало сегмента EEPROM. Исходный файл может состоять из нескольких сегментов EEPROM, которые объединяются в один сегмент при компиляции. Сегмент EEPROM обычно состоит только из директив DB, DW и меток. Сегменты EEPROM имеют свои собственные побайтные счётчики положения. Директива ORG может быть использована для размещения переменных в необходимом месте EEPROM. Директива не имеет параметров. Синтаксис:

.ESEG

Пример:

 

.DSEG; Начало сегмента данных

var1:.BYTE 1; зарезервировать 1 байт для var1

table:.BYTE tab_size; зарезервировать tab_size байт.

.ESEG

eevar1:.DW 0xffff; проинициализировать 1 слово в EEPROM

ORG - Установить положение в сегменте. Директива ORG устанавливает счётчик положения равным заданной величине, которая передаётся как параметр. Для сегмента данных она устанавливает счётчик положения в SRAM (ОЗУ), для сегмента программ это программный счётчик, а для сегмента EEPROM это положение в EEPROM. Если директиве предшествует метка (в той же строке) то метка размещается по адресу указанному в параметре директивы. Перед началом компиляции программный счётчик и счётчик EEPROM равны нулю, а счётчик ОЗУ равен 32 (поскольку адреса 0-31 заняты регистрами). Обратите внимание что для ОЗУ и EEPROM используются побайтные счётчики а для программного сегмента - пословный. Синтаксис:

.ORG выражение

Пример:

.DSEG; Начало сегмента данных

.ORG 0x37; Установить адрес SRAM равным 0x37

variable:.BYTE 1; Зарезервировать байт по адресу 0x37H

.CSEG
.ORG 0x10; Установить программный счётчик равным 0x10

mov r0,r1; Данная команда будет размещена по адресу 0x10

DEF - назначить регистру символическое имя. Директива DEF позволяет ссылаться на регистр через некоторое символическое имя. Назначенное имя может использоваться во всей нижеследующей части программы для обращений к данному регистру. Регистр может иметь несколько различных имен. Символическое имя может быть переназначено позднее в программе. Синтаксис:

.DEF Символическое_имя = Регистр

Пример:

.DEF temp=R16

.DEF ior=R0

.CSEG

ldi temp,0xf0; Загрузить 0xf0 в регистр temp (R16)

in ior,0x3f; Прочитать SREG в регистр ior (R0)

eor temp,ior; Регистры temp и ior складываются по исключающему или

· Макросы

MACRO - начало макроса. С директивы MACRO начинается определение макроса. В качестве параметра директиве передаётся имя макроса. При встрече имени макроса позднее в тексте программы компилятор заменяет это имя на тело макроса. Макрос может иметь до 10 параметров, к которым в его теле обращаются через @0-@9. При вызове параметры перечисляются через запятые. Определение макроса заканчивается директивой ENDMACRO. По умолчанию в листинг включается только вызов макроса, для разворачивания макроса необходимо использовать директиву LISTMAC. Макрос в листинге показывается знаком +. Синтаксис:

.MACRO макроимя

Пример:

.MACRO SUBI16; Начало макроопределения

subi @1,low(@0); Вычесть младший байт параметра 0 из параметра 1

sbci @2,high(@0); Вычесть старший байт параметра 0 из параметра 2

.ENDMACRO; Конец макроопределения

.CSEG; Начало программного сегмента

SUBI16 0x1234,r16,r17; Вычесть 0x1234 из пары r17:r16

ENDMACRO - конец макроса. Директива определяет конец макроопределения, и не принимает никаких параметров. Для информации по определению макросов смотрите директиву MACRO. Синтаксис:

.ENDMACRO

Пример:

.MACRO SUBI16; Начало определения макроса

subi r16,low(@0); Вычесть младший байт первого параметра

sbci r17,high(@0); Вычесть старший байт первого параметра

.ENDMACRO

LISTMAC - включить разворачивание макросов в листинге. После директивы LISTMAC компилятор будет показывать в листинге содержимое макроса. По умолчанию в листинге показывается только вызов макроса и передаваемые параметры. Синтаксис:

.LISTMAC

Пример:

.MACRO MACX; Определение макроса

add r0,@0; Тело макроса

eor r1,@1

.ENDMACRO; Конец макроопределения

.LISTMAC; Включить разворачивание макросов

MACX r2,r1; Вызов макроса (в листинге будет показано тело макроса)

Выражения. EQU - установить постоянное выражение. Директива EQU присваивает метке значение. Эта метка может позднее использоваться в выражениях. Метка которой присвоено значение данной директивой не может быть переназначена и её значение не может быть изменено. Синтаксис:

.EQU метка = выражение

Пример:

.EQU io_offset = 0x23

.EQU porta = io_offset + 2

.CSEG; Начало сегмента данных

clr r2; Очистить регистр r2

out porta,r2; Записать в порт A

SET - Установить переменный символический эквивалент выражения. Директива SET присваивает имени некоторое значение. Это имя позднее может быть использовано в выражениях. Причем в отличие от директивы EQU значение имени может быть изменено другой директивой SET. Синтаксис:

.SET имя = выражение

Пример:

.SET io_offset = 0x23

.SET porta = io_offset + 2

.CSE; Начало кодового сегмента

clr r2; Очистить регистр 2

out porta,r2; Записать в порт A

DEF - назначить регистру символическое имя. Директива DEF позволяет ссылаться на регистр через некоторое символическое имя. Назначенное имя может использоваться во всей нижеследующей части программы для обращений к данному регистру. Регистр может иметь несколько различных имен. Символическое имя может быть переназначено позднее в программе. Синтаксис:

.DEF Символическое_имя = Регистр

Пример:

.DEF temp=R16

.DEF ior=R0

.CSEG

ldi temp,0xf0; Загрузить 0xf0 в регистр temp (R16)

in ior,0x3f; Прочитать SREG в регистр ior (R0)

eor temp,ior; Регистры temp и ior складываются по исключающему или

DEVICE - определить устройство. Директива DEVICE позволяет указать, для какого устройства компилируется программа. При использовании данной директивы компилятор выдаст предупреждение, если будет найдена инструкция, которую не поддерживает данный микроконтроллер. Также будет выдано предупреждение, если программный сегмент, либо сегмент EEPROM превысят размер, допускаемый устройством. Если же директива не используется, то все инструкции считаются допустимыми, и отсутствуют ограничения на размер сегментов. Синтаксис:

.DEVICE AT90S1200 | AT90S2313 | AT90S2323 | AT90S2333 | AT90S2343 | AT90S4414 | AT90S4433 | AT90S4434 | AT90S8515 | AT90S8534 | AT90S8535 | ATtiny11 | ATtiny12 | ATtiny22 | ATmega603 | ATmega103

Пример:

.DEVICE AT90S1200; Используется AT90S1200

.CSEG

push r30; инструкция вызовет предупреждение, AT90S1200 её не имеет

· Файлы

EXIT - выйти из файла. Встретив директиву EXIT, компилятор прекращает компиляцию данного файла. Если директива использована во вложенном файле (см. директиву INCLUDE), то компиляция продолжается со строки следующей после директивы INCLUDE. Если же файл не является вложенным, то компиляция прекращается. Синтаксис:

.EXIT

Пример:

.EXIT; Выйти из данного файла

INCLUDE - вложить другой файл. Встретив директиву INCLUDE компилятор открывает указанный в ней файл, компилирует его пока файл не закончится или не встретится директива EXIT, после этого продолжает компиляцию начального файла со строки следующей за директивой INCLUDE. Вложенный файл может также содержать директивы INCLUDE. Синтаксис:

.INCLUDE "имя_файла"

Пример:

; файл iodefs.asm:

.EQU sreg = 0x3f; Регистр статуса

.EQU sphigh = 0x3e; Старший байт указателя стека

.EQU splow = 0x3d; Младший байт указателя стека

; файл incdemo.asm

.INCLUDE iodefs.asm; Вложить определения портов

in r0,sreg; Прочитать регистр статуса

Листинги. LIST - включить генерацию листинга. Директива LIST указывает компилятору на необходимость создания листинга. Листинг представляет из себя комбинацию ассемблерного кода, адресов и кодов операций. По умолчанию генерация листинга включена, однако данная директива используется совместно с директивой NOLIST для получения листингов отдельных частей исходных файлов. Синтаксис:

.LIST

Пример:
.NOLIST; Отключить генерацию листинга

.INCLUDE "macro.inc"; Вложенные файлы не будут

.INCLUDE "const.def"; отображены в листинге

.LIST; Включить генерацию листинга

NOLIST - выключить генерацию листинга. Директива NOLIST указывает компилятору на необходимость прекращения генерации листинга. Листинг представляет из себя комбинацию ассемблерного кода, адресов и кодов операций. По умолчанию генерация листинга включена, однако может быть отключена данной директивой. Кроме того данная директива может быть использована совместно с директивой LIST для получения листингов отдельных частей исходных файлов. Синтаксис:

.NOLIST

Пример:
.NOLIST; Отключить генерацию листинга

.INCLUDE "macro.inc"; Вложенные файлы не будут

.INCLUDE "const.def"; отображены в листинге

.LIST; Включить генерацию листинга

Выражения

Компилятор позволяет использовать в программе выражения, которые могут состоять операндов, знаков операций и функций. Все выражения являются 32-битными.

Операнды. В выражениях могут быть использованы следующие операнды:

· Метки, определённые пользователем (дают значение своего положения).

· Переменные, определённые директивой SET.

· Константы, определённые директивой EQU.

· Числа заданные в формате:
Десятичном (принят по умолчанию): 10, 255.
Шестнадцатеричном (два варианта записи): 0x0a, $0a, 0xff, $ff.
Двоичном: 0b00001010, 0b11111111.
Восьмеричном (начинаются с нуля): 010, 077.

· PC - текущее значение программного счётчика (Program Counter).

· Операторы

Компилятор поддерживает ряд операторов, которые перечислены в таблице (чем выше положение в таблице, тем выше приоритет оператора). Выражения могут заключаться в круглые скобки, такие выражения вычисляются перед выражениями за скобками.

Приор. Символ Описание Пример
  ! Логическое отрицание. Возвращает 1, если выражение равно 0, и наоборот. ldi r16,!0xf0 ; В r16 загрузить 0x00
  ~ Побитное отрицание. Возвращает результат, в котором все биты проинвертированы. ldi r16, ~0xf0 ;В r16 загрузить 0x0f
  - Минус. Возвращает арифметическое отрицание выражения. ldi r16,-2 ;Загрузить –2 (0xfe) в r16
  * Умножение. Возвращает результат умножения двух выражений. ldi r30, label*2
  / Деление. Возвращает целую часть результата деления левого выражения на правое. ldi r30, label/2
  + Суммирование. Возвращает сумму двух выражений. ldi r30, c1+c2
  - Вычитание. Возвращает результат вычитания правого выражения из левого. ldi r17, c1-c2
  << Сдвиг влево. Возвращает левое выражение сдвинутое влево на число бит, указанное справа. ldi r17, 1<<bitmask; В r17 загрузить 1, сдвинутую влево на bitmask
  >> Сдвиг вправо. Возвращает левое выражение сдвинутое вправо на число бит указанное справа. ldi r17, c1>>c2; В r17 загрузить c1, сдвинутое вправо c2 раз
  < Меньше чем. Возвращает 1 если левое выражение меньше чем правое (учитывается знак), и 0 в противном случае. ori r18, bitmask*(c1<c2)+1
  <= Меньше или равно. Возвращает 1 если левое выражение меньше или равно чем правое (учитывается знак), и 0 в противном случае. ori r18, bitmask*(c1<=c2)+1
  > Больше чем. Возвращает 1 если левое выражение больше чем правое (учитывается знак), и 0 в противном случае. ori r18, bitmask*(c1>c2)+1
  >= Больше или равно. Возвращает 1 если левое выражение больше или равно чем правое (учитывается знак), и 0 в противном случае. ori r18, bitmask*(c1>=c2)+1
  == Равно. Возвращает 1 если левое выражение равно правому (учитывается знак), и 0 в противном случае. andi r19, bitmask*(c1==c2)+1
  != Не равно. Возвращает 1 если левое выражение не равно правому (учитывается знак), и 0 в противном случае. .SET flag = (c1!=c2)═;Установить flag равным 1 или 0
  & Побитное И. Возвращает результат побитового И выражений. ldi r18, High(c1&c2)
  ^ Побитное исключающее ИЛИ. Возвращает результат побитового исключающего ИЛИ выражений. ldi r18, Low(c1^c2)
  | Побитное ИЛИ. Возвращает результат побитового ИЛИ выражении. ldi r18, Low(c1|c2)
  && Логическое И. Возвращает 1, если оба выражения не равны нулю, и 0 в противном случае. ldi r18, Low(c1&&c2)
  || Логическое ИЛИ. Возвращает 1, если хотя бы одно выражение не равно нулю, и 0 в противном случае. ldi r18, Low(c1||c2)

Функции. Определены следующие функции:

· LOW(выражение) возвращает младший байт выражения.

· HIGH(выражение) возвращает второй байт выражения.

· BYTE2(выражение) то же что и функция HIGH.

· BYTE3(выражение) возвращает третий байт выражения.

· BYTE4(выражение) возвращает четвёртый байт выражения.

· LWRD(выражение) возвращает биты 0-15 выражения.

· HWRD(выражение) возвращает биты 16-31 выражения.

· PAGE(выражение) возвращает биты 16-21 выражения.

· EXP2(выражение) возвращает 2 в степени (выражение).

· LOG2(выражение) возвращает целую часть log2(выражение).

ИСР AVR Studio

 

Микроконтроллеры C28x

Архитектура C28x

Это дешевый 32-разрядный цифровой сигнальный контроллер (DSC – Digital Signal Controller) с фиксированной точкой. В нем использована система команд RISC (с интуитивно понятными одноцикловыми командами), модифицированная гарвардская архитектура и циклическая адресация.

Высокоуровневая концептуальная модель включает:

· ЦП CPU для генерации адресов памяти программ и памяти данных, декодирования и исполнения инструкций, выполнения арифметических, логических и сдвиговых операций, и контроля передачи данных между регистрами CPU, памятью данных и программ.

· Эмуляционную логику, которая наблюдает за и управляет функциональностью DSC, а также выполняет тестирование.

· Блок схема C28x

Использует гарвардскую архитектуру с раздельными шинами программ и данных. Система команд – RISC (Reduced Instructions Set Computing). Содержит компоненты:

· Ядро C28x – 32-битный DSP, производительность 100-150 MIPS (миллионов инструкций в секунду).

· ПЗУ загрузчика (Boot ROM)

· ОЗУ до 40 Кбайт (RAM).

· Память программ ПЗУ до 256 Кбайт, либо перезагружаемое (Flash), либо программируемое на заводе (ROM).

· Блок управления прерываниями (Interrupt Management).

· Шина данных (Memory Bus).Периферийная шина (Peripheral Bus).

· 2 блока управления событиями (Event Manager A, B).

· Встроенный 12-разрядный аналого-цифровой преобразователь (ADC).

· Сторожевой таймер (Watchdog). Он для защиты от сбоев делает сброс программы через определенные интервалы времени.

· Многоканальный буферизированный интерфейс c последовательным портом McBSP (Multichannel Buffered Serial Port).

· Интерфейс c коммуникационным портом I2C. Используется всего 2 линии – данные и синхронизация. К интерфейсу подключается любой уникально адресуемый источник.

· Интерфейсы c сетевым контроллером CAN (Control Area Network). Связывает множество клиентов общей сетью, использует буферы, фильтры данных и поддерживает работу с приоритетами.

· Масштабируемый когерентный интерфейс c коммуникационным портом SCI (Scalable Coherent Interface), обмен 16-битными словами.

· Последовательный периферийный интерфейс SPI (Serial Peripherial Interface). Надежный обмен данными по индивидуальным для каждого направления линиям.

Ядро C28x содержит:

· Умножитель 32х32 (Multiplier).

· 32-битные таймеры.

· Встроенный модуль отладки (JTAG реального времени).

· Атомарное АЛУ, выполняющее одновременно считывание, перемножение и запись результата.

· Регистровый файл с комплектом регистров.

В DSC используются регистры (находятся или в регистровом файле, или в других модулях):

· ACC – аккумулятор, 32 бита. Находится в АЛУ.

· AH – старшая часть ACC, 16 бит.

· AL – младшая часть ACC, 16 бит.

· P – произведение, 32 бита. Находится в умножителе.

· PH – старшая часть P, 16 бит.

· PL – младшая часть P, 16 бит.

· XT – регистр сомножителя, 32 бит Находится в умножителе.

· XAR0 – XAR7 – дополнительные регистры, 32 бита. Находятся в регистровом файле.

· AR – старшая часть XAR, 16 бит.

· PC - программный счетчик, 22 бита. Находится в ядре.

· RPC – возврат программного счетчика, 22 бита. Находится в ядре.

· DP – указатель на страницу данных, 16 бит. Находится в ядре.

· SP – указатель стека, 16 бит. Находится в ядре.

· STO0 –STO1 – статусные регистры, 16 бит. Находятся в ядре.

· IER – разрешение прерываний, 16 бит. Находится в ядре.

· IFR - флаг прерываний, 16 бит. Находится в ядре.

Главные особенности CPU:

· Поддерживается 8-ступенчатый конвейер, который предотвращает запись или чтение по одному и тому же адресу в неправильном порядке.

· Имеется независимое пространство регистров. Оно не входит в пространство данных. Эти регистры используются как системные (доступны в специальных командах), математические и указатели на данные.

· 32-разрядное арифметико-логическое устройство (АЛУ), выполняет арифметику в дополнительном коде и логические операции.

· Арифметический модуль адресного регистра (Address register arithmetic unit - ARAU). Он работает параллельно с АЛУ, генерирует адреса памяти и увеличивает или уменьшает указатели.

· Циклический сдвигатель (Barrel shifter). Осуществляет сдвиги данных влево или вправо на 1-16 бит.

· Умножитель (Multiplier). Реализован аппаратно, выполняет умножение 32х32 в дополнительном коде с 64-разрядным результатом. Сомножители могут быть как знаковые, так и без знака.

Главные особенности эмуляционной логики:

· Прямой доступ к памяти в отладочном и тестовом режимах (Debug-and-test direct memory access - DT-DMA).

· Запрос данных.

· Счетчик для реализации закладок.

· События отладки. Следующие события вызывают сброс устройства: команды ESTOP0 и ESTOP1, обращение к определенной области памяти программ или памяти данных, запрос от внешнего устройства. Когда событие возникает, CPU переходит в режим ожидания.

· Работа в режиме реального времени.

Главные сигналы CPU:

· Интерфейс с памятью. Они используются для передачи данных между CPU, памятью и периферией, индицируют доступ к памяти программ и памяти данных. Возможен доступ в режимах 16 или 32



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.242.223 (0.018 с.)