Ценовая политика предприятия зависит также и от конкурентной структуры рынка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ценовая политика предприятия зависит также и от конкурентной структуры рынка.



Структура рынка – это основные характерные черты рынка, к ним относят: количество и размер фирм, находящихся на рынке, степень сходства и различия товаров различных фирм, легкость входа на рынок новь продавцов и выхода из него, доступность рыночной информации и др. факторы.

 

 

Рынок чистой монополии. На рынке всего один продавец. Это чаще всего государственная организация или частное предприятие, жестко регулируемое государством. Примером такого рынка могут служить предприятия, оказывающие транспортные космические услуги. Назначение цен на этом рынке преследует, в первую очередь, решение социальных задач (регулируется государством). Оптимальная величина цены определяется как сумма издержек производства и прибыли. Однако очень часто государство датирует деятельность предприятий на таком рынке, и цена устанавливается ниже себестоимости единицы продукции. Проникновение конкурентов на данный рынок практически невозможно.

Олигополия предполагает наличие нескольких продавцов однородной продукции. Наличие, пусть и небольшого количества конкурентов предполагает использование более гибкой ценовой политики. Как правило, на таком рынке конкуренты договариваются о цене, приемлемой для каждого (включая прибыль для каждого). Доступ на этот рынок возможен, но ограничен.

Чистая конкуренция состоит из множества продавцов схожих товаров. Договориться о цене со всеми очень трудно, поэтому каждый конкретный продавец старается другой стороне диктовать свои условия.


Характерные черты основных моделей рынка

Характерные черты Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция
Чистая конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия
Число фирм Очень много Много Несколько Одна
Тип продукта Однородный Разнородный Любой Уникальный
Контроль за ценами Отсутствует Присутствует Ограниченный Значительный
Условия входа на рынок Отсутствие препятствий Сравнительное легкие препятствия Существенные препятствия Вход блокирован
Неценовая конкуренция Отсутствует Значительный упор сделан на рекламу, торговые знаки, марки и т.д. Очень типична Значительный упор сделан на рекламу, связь фирмы с общественными организациями

Характеристика рынка рассматривалась в данном случае только с точки зрения одного субъекта рыночных отношений – производителя. Вместе с тем есть и другой, не менее значимый субъект рыночных отношений – потребитель. Именно поэтому необходимо рассматривать двухмерную модель возможных состояний рынка.

 

 

Чистая монополия

  Продавцы
Варианты состояния рынка Один (монополист) Несколько (олигополисы) Много (полиполисы)
Покупатели Один (монополист)      
Несколько (олигополисы)      
Много (полиполисы)      

 

Для производителей продукции, безусловно, является более предпочтительным состояние рынка – 7, для покупателей – 3.

В рассмотренной классификации состояния рынка нами сознательно были объединены в один тип два часто упоминаемых в специальной литературе варианта состояния рынка – рынок монополистической и чистой конкуренции. Так как на практике рынки чистой конкуренции не существует. Поэтому с прагматической точки зрения их объединение в рамках одного типа оправдано.

 


 

Классификации цен


 

Ценовая политика

 

Метод Адама-Стоэцела

Покупательская способность определяется не конкретной ценой, а диапазоном цен, поэтому для определения оптимальной цены, устраивающей потребителя, с одной стороны, и позволяющей найти ту цену, которая отразится на максимизации прибыли, с другой стороны, пользуются эмпирической оценкой реальной эластичности спроса по цене с учетом психологического барьера. Он заключается в анкетном опросе потенциальных потребителей, при этом описывается сам товар, его основные характеристики и задаются вопросы относительно психологического барьера:

1) Какой уровень цены вызвал бы у Вас сомнения в доброкачественности товаров?

2) Какая цена Вам кажется слишком высокой?

Ответы респондентов заносятся в таблицу.

 

Подсчитывает число респондентов, давших одинаковые ответы.

 

Пример:

Опрос 100 человек

min

2 ч. → 2 % → 25 руб.

3 ч. → 3 % → 30 руб.

4 ч. → 4 % → 35 руб.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.005 с.)