Сущность и назначение финансового анализа. Методы и инструментарий финансового анализа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и назначение финансового анализа. Методы и инструментарий финансового анализа.



Одним из важнейших условий успешного управления финансами предприятия является анализ его финансового состояния. Финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств. В рыночной экономике финансовое состояние предприятия по сути дела отражает конечные результаты его деятельности. Именно конечные результаты деятельности предприятия интересуют собственников (акционеров) предприятия, его деловых партнеров, налоговые органы. Это предопределяет важность проведения анализа финансового состояния экономического субъекта и повышает роль такого анализа в экономическом процессе.[1]

Анализ финансового состояния – непременный элемент как финансового на предприятии, так и его экономических взаимоотношений с партнерами, финансово-кредитной системой.

Цели финансового анализа:

1. Выявление изменений показателей финансового состояния.

2. Определение факторов, влияющих на финансовое состояние предприятия.

3. Оценка количественных и качественных изменений финансового состояния.

4. Оценка финансового положения предприятия на определенную дату.

5. Определение тенденций изменения финансового состояния предприятия.

При проведении аналитической работы финансовый менеджер может воспользоваться программными средствами, что гораздо эффективнее, и провести работу вручную. Алгоритм, заложенный в основу проведения анализа финансового положения предприятия, как в том, так и в другом случае основан на взаимосвязях, внутренне присущих балансу и другим формам отчетности.

В настоящее время разработкой специальных аналитических программ занимается ряд фирм. Анализ финансового состояния предприятия включает этапы:

1. Предварительная (общая) оценка финансового состояния предприятия и изменений его финансовых показателей за отчетный период.

2. Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия.

3. Анализ кредитоспособности предприятия и ликвидности его баланса.

4. Анализ оборачиваемости оборотных активов.

5. Анализ финансовых результатов предприятия.

6. Анализ потенциального банкротства предприятия.

Для проведения анализа финансового состояния предприятия используются определенные методы и инструментарий.

· Наиболее простой метод – сравнение, когда финансовые показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за разные периоды необходимо добиться их сопоставимости, т.е. показатели следует пересчитать с учетом однородности составных элементов, инфляционных процессов в экономике, методов оценки и др.

· Следующий метод – группировки. Показатели группируются и сводятся в таблицы, что дает возможность проведения аналитических расчетов, выявления тенденций развития отдельных явлений и их взаимосвязи, выявления факторов, влияющих на изменение показателей.

· Метод цепных подстановок, или элиминирования, заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным, все остальные показатели остаются неизменными. Этот метод дает возможность определить влияние отдельных факторов на совокупный финансовый показатель.

· В качестве инструментария для финансового анализа широко используются финансовые коэффициенты – относительные показатели финансового состояния предприятия, которые выражают отношение одних абсолютных финансовых показателей к другим. Финансовые коэффициенты используются: для количественной характеристики финансового состояния; для сравнения показателей финансового состояния конкретного предприятия с аналогичными показателями других предприятий или среднеотраслевыми показателями; для выявления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния предприятия; для определения нормальных ограничений и критериев различных сторон финансового состояния.[2]

Кредитоспособность, платежеспособность, ликвидность – понятия близкие и взаимосвязанные между собой. Прежде чем рассматривать вопрос об оценке кредитоспособности клиента банка или кредитоспособности предприятия (организации). Дадим определения всем вышеназванным понятиям.

Ликвидность – подвижность, мобильность активов предприятия, организации, обеспечивающая фактическую возможность бесперебойно оплачивать в срок все их обязательства и предъявляемые к ним денежные требования.

Ликвидность фирм – способность фирм своевременно погашать свои долговые обязательства; зависит от величины задолженности, а также от объема ликвидных средств.

Кредитоспособность – наличие предпосылок для получения кредита, способность возвратить его. Кредитоспособность заемщика определяется показателями, характеризующими его аккуратность при расчетах по ранее полученным кредитам, его текущее финансовое положение и перспективы изменения, способность при необходимости мобилизировать денежные средства из различных источников.

Ликвидность – понятие более узкое, чем кредитоспособность, и относится оно, как правило, к оценке баланса, соотношению активов и пассивов фирм. Кредитоспособность – категория широкая, которая кроме оценки финансового состояния включает и оценку других компонентов фирмы, таким образом, кредитоспособность включает в себя понятие ликвидности.

Платежеспособность – способность государства, юридического или физического лица своевременно и полностью выполнять свои платежные обязательства, вытекающие из торговых, кредитных или иных операций денежного характера.

Нельзя не отметить, что понятия кредитоспособности и платежеспособности могут характеризовать различные события. Если исходить из того, что платежеспособность относится не только к юридическому, но к государству и физическому лицу, а кредитоспособность используется лишь кредитной организацией при выдаче кредита, то можно расценивать эти два понятия как идентичные, равноправные, но относящиеся к различным финансовым ситуациям.[3]

Далее понятие кредитоспособности будет использоваться как наиболее емкая характеристика заемщика при анализе выдачи кредита. При анализе кредитоспособности необходимо также оценивать величину финансового риска внутренних и внешних инвесторов организации, определяемого сроками погашения задолженности. Финансовые коэффициенты привлечения средств показывают потенциальный уровень обеспеченности активами существующей задолженности в случае ликвидации предприятия.[4]

Мы отметили различия между понятиями кредитоспособность и платежеспособность, однако уровень кредитоспособность находится в прямой зависимости от уровня платежеспособности и финансовой устойчивости. Но привлечение платных заемных источников финансирования целесообразно лишь в том случае, если целью такого привлечения является улучшение финансовых показателей, в том числе обеспечение условий для погашения кредита и выплаты процентов по нему. В связи с этим результатом привлечения кредита должно быть увеличение стоимости активов, приводящее к росту выручки и прибыли. Таким образом, кредитоспособность должна оцениваться более широким кругом показателей по сравнению с платежеспособностью и финансовой устойчивостью.[5]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.006 с.)