Приборное оборудование вертолета МИ-8МТВ (АМТ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приборное оборудование вертолета МИ-8МТВ (АМТ)



Приборное оборудование вертолета МИ-8МТВ (АМТ)

Общие сведения о приборном оборудовании вертолета

Пилотажно-навигационные приборы

Приборы контроля работы двигателей и трансмиссии

Приборы контроля гидравлической и воздушной систем

Вспомогательные (прочие) приборы

Регистрирующие приборы

Кислородное оборудование

 

 

Общие сведения о приборном оборудовании вертолета

Приборное оборудование вертолета представляет собой комплекс приборов, обеспечивающих:
- пилотирование вертолета в любых метеорологических условиях днем и ночью;
- контроль за работой двигателей, трансмиссии и управления;
- автоматическую регистрацию параметров полета вертолета.

Комплекс приборного оборудования вертолета состоит из:
- пилотажно-навигационных приборов;
- приборов контроля работы двигателей и трансмиссии;
- приборов контроля гидравлической и воздушной систем;
- регистрирующих приборов;
- прочих (вспомогательных) приборов;
- кислородного оборудования.

Пилотажно-навигационные приборы обеспечивают выдачу информации о скорости, высоте и направлении полета, о положении вертолета относительно горизонта.

Приборы контроля работы двигателей и трансмиссии показывают частоту вращения (в процентах от максимальных) двигателей и несущего винта, температуру газов двигателей, давление и температуру масла в двигателях и главном редукторе, температуру масла в промежуточном и хвостовом редукторах, а также запас топлива.

Приборы контроля гидравлической и воздушной систем показывают давление в основной и дублирующей гидравлических системах вертолета, а также давление воздуха в пневмосистеме и тормозах.

Регистрирующие приборы обеспечивают сбор и регистрацию параметров полета в нормальных и аварийных условиях.

Прочие (вспомогательные) приборы - это термометр наружного воздуха ТВ-45 и термометр воздуха ТВ-19Т в грузовой кабине.

 

Пилотажно-навигационные приборы

 

Высотомер ВД-10К

с

 

Основные технические данные

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Диапазон измеряемых высот 0...10000 м
Вариация показаний прибора при нормальной температуре не превышает 25 м на высотах от 0 до 600 м, 30 м на высотах от 900 до 3900 м и 50 м - на высотах от 4200 м и выше
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ
Допустимые расхождения показаний шкалы барометрического давления высотомера ВД-10К с атмосферным давлением на уровне аэродрома - ±1,5 мм.рт.ст при температуре воздуха +15...35 °С, а при других температурах - ±2,0 мм.рт.ст. При большей разности давлений вылет ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

Принцип действия

Чувствительным элементом прибора является блок анероидных коробок, остаточное давление воздуха в которых равно 0,15 - 0,2 мм рт.ст. В герметичный корпус высотомера со статической камеры ПВД подводится статическое давление. С поднятием на высоту давление в корпусе прибора уменьшается, что вызывает деформацию анероидных коробок. Через

передающий механизм ход анероидных коробок передается на стрелки прибора.

Инструментальные ошибки

Инструментальные ошибки возникают из-за несовершенства обработки деталей прибора, неточности сборки, регулировки, качества материалов, из которых изготовлены детали прибора, износа деталей в процессе эксплуатации.

Инструментальные ошибки определяются при проверке высотомера в лабораторных условиях на специальной установке. Допустимые погрешности прибора от инструментальной ошибки заносятся в специальную таблицу показаний по эшелонам.

Поправочные таблицы вкладываются в специальные кассеты, установленные на левой боковой панели электропульта и на крышке щитка предохранителей на правом борту кабины пилотов.

Методические ошибки

Методические ошибки высотомера ВД-10 возникают из-за несовершенства метода измерения, который положен в основу принципа работы прибора. Высотомер имеет три методические ошибки:
1) ошибка из-за изменения атмосферного давления у земли;
2) температурная ошибка;
3) ошибка из-за изменения рельефа местности.

Указатель скорости УС-450К

Указатель скорости УС-450К предназначен для измерения поступательной скорости вертолета относительно воздушной среды в направлении полета.

Принцип работы прибора основан на измерении разности между полным и статическим давленями набегающего потока воздуха в полете.

На задней стенке корпуса указателя имеются два штуцера, один из которых соединяется с системой полного давления ПВД, а другой служит для присоединения к системе статического давления ПВД. Эти соединения выполняются трубками из алюминиевого сплава с помощью дюритовых шлангов.

Указатель скорости имеет инструментальные, методические и аэродинамические ошибки.

К каждому указателю скорости прикладывается поправочный график, учитывающий инструментальные ошибки, который располагается в специальной касете, закрепленной на профиле остекления кабины летчиков.

Указатель скорости УС-450К имеет две методические ошибки: ошибку из-за изменения плотности воздуха и температурную ошибку. С поднятием на высоту плотность воздуха уменьшается, следовательно, на высоте показания прибора будут меньше, чем у земли. Плотность воздуха также меняется с изменением температуры. При температуре выше +15° С указатель скорости показывает скорость меньше фактической, а при температуре ниже +15° С прибор завышает показания скорости.

Аэродинамические ошибки возникают из-за погрешности восприятия давления приемником воздушного давления ПВД-6М вследствие завихрений и искажений воздушного потока от элементов конструкции вертолета. Аэродинамическая ошибка приведена в «Руководстве по летной эксплуатации вертолета Ми-8МТВ» и учтена в таблице инструментальных ошибок, которая установлена в кабине.

Дополнительная информация

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Погрешность прибора при нормальной температуре на всех оцифрованных отметках шкалы не более ±6 км/час
Смещение стрелки с нулевой отметки при нормальной температуре и нормальном положении шкалы не более ±2 мм по дуге
Вариация показаний при нормальной температуре на всех оцифрованных отметках шкалы не более 6 км/час
Герметичность статической системы прибора такова, что при разряжении, соответствующем скорости 450 км/час, уменьшение показания стрелки за 1 мин не более 15 км/час
ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ
Перед установкой нового прибора на вертолет необходимо проверить: · точность показаний; · вариацию показаний (гистерезис) при нормальной температуре +(20±5)°С на всех проверяемых отметках шкалы; · плавность хода стрелки при медленном изменении скорости при нормальной темперауре +(20±5)°С; · герметичность статической системы прибора при разрежении, соответствующем максимальному показанию прибора. Смещение стрелки за 1 мин не должно превышать 15 км/час. Проверка погрешностей показаний прибора и неплавности хода стрелки проводится при постоянно действующей вибрации от 0,1 до 0,3 Гц.

Принцип действия

Действие прибора основано на измерении разности между динамическим (полным) и статическим давлением воздуха в полете.
Чувствительным элементом прибора является манометрическая коробка, мембрана которой под действием воздуха, поступающего под давлением, деформируется и передает движение через исполнительный механизм на стрелку.

 

Вариометр ВАР-30МК

Вариометр ВАР-30МК служит для измерения вертикальной составляющей скорости подъема или снижения вертолета, а также для контроля горизонтального полета. При горизонтальном полете стрелка вариометра должна стоять на нуле, что свидетельствует о неизменности высоты полета. При нарушении горизонтальности полета стрелка прибора отклоняется от нулевого положения.

Принцип работы прибора основан на измерении перепада давлений.

На лицевой стороне прибора имеется юстировочный винт, который служит для установки стрелки на нуль при регулировке прибора на земле.

Соединение прибора со статической системой ПВД осуществляется дюритовым шлангом.

 

 

Основные технические данные

Допустимая погрешность прибора при температуре +(20±5)°С не более ±3 м/с
Смещение стрелки с нулевой отметки шкалы при нормальной температуре не более ±0,5 м/с
Неплавность хода стрелки при плавном изменении измеряемой величины при нормальной температуре не более 1 м/с
Герметичность прибора такова, что при разрежении, соответствующем 145 мм рт.ст., падение разряжения за 5 мин не более 3 мм рт.ст.
Несбалансированность механизма при повороте на 180° не более ±0,75 м/с

Принцип действия

Действие вариометра основано на измерении перепада давлений, возникающего вследствие запаздывания изменения давления воздуха в герметическом корпусе прибора, соединенном с окружающей атмосферой через капилляр, по сравнению с изменением давления в манометрической коробке прибора, соединенной со статической системой ПВД трубопроводом большего диаметра.

 

Система ПВД

Система полного и статического давления предназначена для питания анероидно-мембранных приборов, установленных на борту вертолета.

При полете часть воздушного потока тормозится у торца наконечника приемника. Вследствие торможения энергия движения воздуха преобразуется в динамическое (избыточное) давление, величина которого пропорциональна скорости движения вертолета относительно воздуха.

В камере полного давления устанавливается давление, равное сумме динамического и статического давлений. Отдельно статическое давление невозмущенного потока воздуха отбирается системой отверстий, расположенных на цилиндрической части, достаточно удаленных от носовой части приемника.

Воспринятое приемниками динамическое и статическое давление с помощью трубопроводов подводится к потребителям.

Монтаж системы выполнен трубками из алюминиевого сплава сечением 6х1 мм, соединение трубок с приборами и между собой выполнено дюритовыми шлангами с внутренним диаметром 4 мм.

Авиагоризонт АГБ-3К

 

Авиагоризонт АГБ-3К предназначен:

· для определения положения вертолета в пространстве относительно плоскости истинного горизонта;

· для определения наличия и направления бокового скольжения;

· для выдачи в систему САРПП-12ДМ и аппаратуру ДИСС-15 (от левого АГБ-3К) и в автопилот АП-34Б (от правого АГБ-3К) электрических сигналов, пропорциональных углам крена и тангажа.

Авиагоризонт АГБ-3К представляет собой комбинированный прибор, состоящий из гирогоризонта и указателя скольжения.

Левый АГБ-3К получает питание по постоянному току +27 В от аккумуляторной шины и по переменному трехфазному току 36 В 400 Гц от шин ПТ-200Ц, а правый - от шины ВУ и генераторных шин 3ф~36 В 400 Гц.

В авиагоризонте применена сигнализация отказа питания, реагирующая на отсутствие постоянного и переменного тока в приборе. Сигнализация срабатывает также в случае обрыва любой фазы переменного тока на участке от штепсельного разъема до коллектора гироузла прибора и в случае обрыва не менее двух выводных концов гиромотора. В случае отсутствия питания или обрыва в цепи на лицевой части прибора выбрасывается красный флажок.

Для уменьшения времени готовности авиагоризонта при его включении в работу в приборе применен механический арретир. Кнопка арретира с надписью НАЖАТЬ ПЕРЕД ПУСКОМ расположена на лицевой части прибора.

Вращение ручки кремальеры позволяет перемещать шкалу тангажа относительно центра "силуэта-самолетика" в пределах ±10°.

Основные технические данные

Уход гироскопа на качающемся основании за 5 мин при выключенной коррекции не более ±2,5° по крену и тангажу
Скорость прецессии гироскопа по оси крена и тангажа под действием коррекции от 1,8 до 6 град/мин
Погрешность показаний прибора, отсчитываемых по шкале крена и шкале тангажа, включая застой и инструментально-шкаловую ошибку, не превышает: - на нуле и углах 0 - 30° - на углах свыше 30° не более ±1° не более ±2°
Диапазон предельных углов работы: - по крену - по тангажу ±360° ±80°
Напряжение питания - переменный трехфазный ток - постоянный ток 36 В 400 Гц 27±2,7 В
Потребляемый ток - переменный - постоянный не более 0,9 А не более 0,3 А
Время готовности прибора не более 1,5 мин

Гирогоризонт

 

Основой гирогоризонта является электрический трехстепенной гироскоп с гиромотором трехфазного тока. Работа гирогоризонта основана на свойстве гироскопа с тремя степенями свободы сохранять неизменным направление его главной оси в пространстве.

Для поддержания главной оси ротора гироскопа в вертикальном положении предусмотрена система коррекции. При действии длительных односторонних ускорений (набор скорости, торможение, вираж) авиагоризонт с включенной коррекцией накапливает погрешность, для уменьшения которой в приборе предусмотрено автоматическое отключение поперечной коррекции на виражах от выключателя коррекции ВК-53ЭРВ.

 

Указатель скольжения

Указатель скольжения (креноскоп) предназначен для контроля летчиком правильности выполнения разворотов. При координированном развороте шарик креноскопа должен оставаться между ограничителями. Отклонение шарика свидетельствует о наличии скольжения. Направление смещения шарика совпадает с направлением скольжения.

 

Порядок включения авиагоризонта

1. Перед включением питания необходимо:

- убедиться в исправности защитного стекла авиагоризонта;
- проверить соответствие установки шарика указателя скольжения с указателем скольжения прибора ЭУП-53К;
- проверить, нет ли воздушного пузырька в трубке указателя скольжения;
- проверить надежность крепления прибора к приборной доске.

2. Нажать ручку арретира до полного арретирования прибора (ручка арретира должна дойти до упора).

3. Включить питание прибора. Флажок сигнализатора отказа питания должен убраться. Через 1,5 мин с момента включения питания на шкале тангажа должен быть стояночный угол вертолета. Силуэт-самолетик должен при этом стоять против нулевых делений шкалы крена с точностью ±1°.

4. Проверить отклонение ручки кремальеры по ходу часовой стрелки до упора, при этом шкала тангажа должна перемещаться вниз. При повороте кремальеры против хода часовой стрелки до упора шкала тангажа должна перемещаться вверх. Кремальера в диапазоне перемещения от упора до упора должна перемещаться без заедания и рывков.

Авиагоризонт АГБ-96

Авиагоризонт АГБ-96 предназначен для обеспечения пилота визуальной информацией о положении вертолета и выдачи сигналов крена и тангажа внешним потребителям. Авиагоризонт АГБ-96 имеет различные модификации исполнения индикаторной части, которые предназначены для индикации: - АГБ-96Р - углов крена, тангажа, бокового скольжения; - АГБ-96Д - углов крена, тангажа, бокового скольжения и команд управления по крену и тангажу, формируемых системой автоматического управления. Авиагоризонт состоит из следующих узлов и систем: - гиросистемы; - узла арретира; - узла кремальеры; - системы индикации; - системы электропитания и сигнализации отказов; - узла выдачи сигналов крена и тангажа; - узла подсвета.

Эксплуатация авиагоризонта АГБ-96 на вертолете имеет некоторые особенности.

 

Основные технические данные

Уход гироскопа за 3 мин при завалах на 20° по крену, не более - в нормальных условиях - при температурах +55°С и -20°С 6° 7,5°
Погрешности авиагоризонта по крену и тангажу, не более: - на неподвижном основании - на качающемся основании - на вибрирующем основании - после выполнения координированных виражей и разворотов на 180° за 3 мин ±0,5° ±1.5° ±2,5° ±5,0°
Диапазон предельных углов работы: - по крену - по тангажу ±360° ±75°
Напряжение питания - переменный ток (фазы А и С) - постоянный ток 36 В 400 Гц 27±2,7 В
Время готовности прибора, не более 3 мин

Гиросистема

Гиросистема предназначена для стабилизации элементов индикации относительно плоскости горизонта.

Гиросистема авиагоризонта представляет собой корректируемый трехстепенной гироскоп, состоящий из ротора гиромотора, внутренней и внешней (карданной) рам.

Узел арретира

Узел арретира предназначен для быстрого приведения внутренней и внешней рамок гироскопа в исходное положение для сокращения времени готовности авиагоризонта.

Арретирование осуществляется вытягиванием ручки арретира, расположенной на переднем фланце прибора, на себя до упора и удерживанием ее в этом положении в течение нескольких секунд, чтобы рамки гироскопа заняли исходное положение.

Ручка арретира также позволяет фиксировать рамки гироскопа в неработающем приборе путем установки на фиксатор (в транспортное положение), для чего ручку необходимо потянуть на себя до упора и повернуть по часовой стрелке.

Узел кремальеры

Узел кремальеры предназначен для выставки начального значения угла тангажа.

Механизм кремальеры приводится в действие с помощью ручки арретира. При повороте ручки обеспечивается перемещение силуэта самолетика в диапазоне углов тангажа 7° вверх и 10° вниз.

Система индикации

В авиагоризонте применена индикация «Вид с вертолета на землю», которая включает в себя подвижные элементы - картушку, экран с индексом крена и экран с индексом зенита, связанные с внешней рамкой, и неподвижные - силуэт самолетика, шкалу крена, закрепленные на корпусе прибора.

Верхняя часть картушки окрашена в голубой цвет («небо»), нижняя - в коричневый цвет («земля»). Картушка стабилизируется в пространстве так, что разделительная линия «земля-небо» - линия искусственного горизонта - всегда остается параллельной линии истинного горизонта.

Скольжение вертолета индицируется указателем скольжения (креноскопом) расположенным внизу лицевой части авиагоризонта.

В авиагоризонте АГБ-96Д дополнительно имеется узел индикации команд управления по крену и тангажу, состоящий из двух командных планок в центре лицевой части прибора. При поступлении команд управления по крену и тангажу командные планки отклоняются соответственно вправо-влево и вверх-вниз относительно центра силуэта самолетика в диапазоне ±12 мм.

На лицевую часть авиагоризонта выведен флажок красного цвета с черными буквами АГ сигнализатора отказа авиагоризонта.

Система электропитания и сигнализации отказов

Электропитание авиагоризонта осуществляется постоянным током напряжением 27 В.

В авиагоризонте имеется схема контроля исправности, формирующая сигнал исправности. При снижении оборотов гиромотора при нарушении электропитания или заклинивания гиромотора сигнал исправности снимается и в видимой зоне лицевой части авиагоризонта появляется флажок сигнализатора отказа.

Узел выдачи сигналов крена и тангажа

Узел выдачи сигналов крена и тангажа предназначен для выдачи внешним потребителям сигналов, пропорциональных синусу и косинусу углов крена и тангажа, с датчиков угла - синусно-косинусных трансформаторов (СКТ), расположенных по осям внутренней и внешней рамок и конструктивно выполненных в виде ротора и статора.

Узел подсвета

Узел подсвета предназначен для освещения лицевой части авиагоризонта в ночных условиях и состоит из сверхминиатюрных ламп СМН6-80-2. Для питания ламп подсвета используется перемнное напряжение 5,5 В частотой 400 Гц.

Эксплуатация авиагоризонта АГБ-96

Включение авиагоризонта. Через 1...1,5 мин после включения электропитания авиагоризонта снимите ручку арретира с фиксатора, потянув ручку на себя до упора и повернув против часовой стрелки.

В авиагоризонте АГБ-96Д совместите индекс кремальеры с отметкой на фланце авиагоризонта.

По истечении времени готовности авиагоризонта (не более 3 мин) флажок АГ должен быть вне видимой зоны лицевой части, а показания авиагоризонта по крену и тангажу должны соответствовать стояночным углам вертолета с погрешностью не более ± 2,5 ° (при отнивелированном вертолете с погрешностью не более ± 30 ').

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ.
ПРИ ПОЯВЛЕНИИ ФЛАЖКА АГ В ВИДИМОЙ ЗОНЕ ЛИЦЕВОЙ ЧАСТИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПОЛЬЗОВАНИЕ АВИАГОРИЗОНТОМ В ПОЛЕТЕ.
ВЫПОЛНЕНИЕ ДЛИТЕЛЬНЫХ РАЗВОРОТОВ (БОЛЕЕ 360°) ПРИ КОНТРОЛЕ ПО АВИАГОРИЗОНТУ БЕЗ ПРЯМОЛИНЕЙНЫХ УЧАСТКОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ КОРРЕКЦИЮ ГИРОСКОПА, НЕ РАЗРЕШАЕТСЯ.

Горизонтальный полет. При горизонтальном полете с постоянной скоростью и нулевом угле атаки линия искусственного горизонта (линия горизонта шкалы тангажа) должна совпадать с силуэтом самолетика авиагоризонта, а нулевая отметка шкалы крена - с индексом крена. Изменение угла атаки авиагоризонт показывает как набор высоты или снижение.

В полете с постоянным углом атаки в авиагоризонте АГБ-96Д пилот вращением ручки кремальеры может совместить силуэт самолетика с линией горизонта шкалы тангажа. В этом случае при выполнении вертолетом эволюций по тангажу необходимо учитывать смещение линии горизонта шкалы тангажа относительно истинного горизонта.

Набор высоты и снижение. Направление по тангажу (кабрирование или пикирование) определяется по положению силуэта самолетика относительно «Земли-неба».

При наборе высоты (без крена) нулевая отметка шкалы крена совпадает с индексом крена, пилот видит силуэт самолетика на голубом фоне шкалы тангажа (кабрирование).

Крен, разворот. Направление крена (правый или левый крен) определяется по положению силуэта самолетика относительно линии горизонта шкалы тангажа. При этом следует пользоваться правилом «Крыло под горизонт»:

если левое крыло силуэта самолетика под линией горизонта - индицируется левый крен;

если правое крыло силуэта самолетика под линией горизонта - индицируется правый крен.

Точная оценка углов крена производится по положению подвижного индекса крена относительно нулевой отметки шкалы крена.

При координированном развороте шарик указателя скольжения должен находиться в центре между ограничительными рисками.

Выключение авиагоризонта. Выключите электропитание авиагоризонта, в видимой зоне лицевой части должен появиться флажок АГ. Установите ручку арретира авиагоризонта на фиксатор, потянув ручку на себя до упора и повернув ее по часовой стрелке.
ВНИМАНИЕ. ПОСЛЕ ВЫКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ АВИАГОРИЗОНТ НЕ ПЕРЕНОСИТЬ И НЕ ПОВОРАЧИВАТЬ В ТЕЧЕНИЕ 15 МИНУТ.

Блок контроля кренов БКК-18

Блок контроля кренов БКК-18 предназначен для контроля трех авиагоризонтов по крену с выдачей сигнализации об отказе и для сигнализации момента достижения вертолетом величины допустимого предельного крена.

С блоком контроля кренов БКК-18 взаимодействуют:
- три авиагоризонта (левый, правый, резервный);
- сигнализатор нарушения питания СНП-1;
- сигнальные табло «ОТКАЗ АГ ЛЕВ», «ОТКАЗ АГ ПРАВ», «ОТКАЗ АГ РЕЗЕРВ», «КРЕН ВЕЛИК»;
- переключатель «ПРЕДЕЛ.КРЕН» для переключения в БКК-18 уровня сигнала предельного крена 15° или 33°;
- кнопка «КОНТРОЛЬ БКК».

Кроме того, блок БКК-18 выдает сигнал на табло «ИСПРАВЕН БКК», а сигнализатор СНП-1 - на табло «НЕТ КОНТРОЛЯ АГ» при нарушении питания блока БКК-18.

Блок БКК-18 установлен в передней части кабины экипажа за центральным пультом у шп.№ 1Н (вертолет Ми-8МТВ) или на левой этажерке в кабине экипажа на шп.№ 5 (вертолет Ми-171)

Основные технические данные БКК-18

Порог срабатывания блока при расхождении между показаниями отказавшего АГ и средним значением показаний исправных АГ 5°...9°
Сигнализация о достижении вертолетом предельного крена ±(15°±2,5°) ±(33°±4°)
Потребляемые токи: - от источника 36 В 400 Гц - от источника 27 В не более 0,1 А не более 0,65 А

Сигнализатор нарушения питания СНП-1

Сигнализатор нарушения питания СНП-1 предназначен для выдачи сигнала при нарушении питания БКК-18. Сигнал выдается при снижении напряжения ниже допустимого или обрыве одной, двух или трех фаз переменного тока 36 В 400 Гц, а также при снижении напряжения или обрыве в сети постоянного тока 27 В. Сигнал выдается на табло «НЕТ КОНТР АГ» и в блок БКК-18, который при этом переводится в режим «Обнуление».

Сигнализатор СНП-1 установлен в передней части кабины экипажа за центральным пультом у шп.№ 1Н (вертолет Ми-8МТВ) или на левой этажерке в кабине экипажа на шп.№ 5 (вертолет Ми-171).

Электропитание сигнализатора СНП-1 обеспечивается АЗС «БКК» на левом щитке электропульта через предохранитель СНП, расположенный на панели предохранителей около щитка предохранителей.

Указатель поворота ЭУП-53К

Электрический указатель поворота ЭУП-53К служит для указания поворота вертолета вокруг вертикальной оси и обеспечивает возможность контролировать правильность выполняемого виража. Указатель поворота является комбинированным прибором, состоящим из гироскопического указателя поворота, предназначенного для указания летчику о наличии и направлении угловой скорости вращения вертолета относительно вертикальной оси, и указателя скольжения, указывающего о наличии и направлении скольжения вертолета.

Указатель ЭУП-53К установлен на левой приборной доске.

 

Основные технические данные

Напряжение питания 27 В ±10 %
Потребляемый ток не более 0,13 А
Погрешность при нормальных условиях с кренами 15, 30, 45° и угловыми скоростями соответственно 1,1; 2,3 и 4 град/с не более 1,5°
Несовпадение стрелки с нулевой отметкой шкалы ±1°
Время возвращения стрелки из крайнего положения 3,5 ±0,5 с

Принцип действия указателя поворота

Принцип действия указателя поворота основан на использовании свойства гироскопа с двумя степенями свободы совмещать вектор угловой скорости собственного вращения с вектором угловой скорости вынужденного вращения. Поворот вертолета вокруг вертикальной оси показывает стрелка, которая отклоняется относительно нулевой отметки шкалы вправо или влево в зависимости от направления поворота. Отклонение стрелки тем больше, чем больше угловая скорость вращения вертолета.

Принцип действия указателя скольжения

В указателе скольжения использовано основное свойство физического маятника устанавливавться в направлении действующей на него силы тяжести (в направлении истинной вертикали), а в случае действия нескольких сил - в направлении равнодействующей этих сил (в направлении кажущейся вертикали).

Чувствительным элементом указателя скольжения является шарик, перемещающийся внутри стеклянной трубки. Отклонение шарика влево или вправо от среднего положения как при прямолинейном полете, так и при вираже указывает на соответствующее скольжение вертолета.

Компас КИ-13К

Магнитный жидкостной авиационный компас КИ-13К используется на вертолете в качестве дублирующего прибора для измерения и выдерживания компасного курса.

Принцип действия компаса основан на взаимодействии постоянных магнитов компаса с магнитным полем Земли (свойство свободно подвешенной системы магнитов устанавливаться в плоскости магнитного меридиана).

Компас имеет чувствительный элемент, состоящий из двух постоянных магнитов, закрепленных на картушке. В корпусе компаса закреплена колонка с пружинкой и подпятником, в который упирается керн картушки. Колебания картушки гасятся лигроином, залитым в корпус компаса. Снизу компаса крепится девиационное устройство для устранения полукруговой девиации.

Шкала картушки компаса - равномерная, с ценой деления 5° и оцифровкой через 30°. Два основных курса «Север» и «Юг» отмечены соответственно «С» и «Ю».

Компас установлен на каркасе фонаря кабины летчиков. Для учета в процессе эксплуатации погрешностей в показаниях (остаточная девиация) к компасу приложена поправочная таблица, которая закладывается в кассету, закрепленную на профиле остекления кабины летчиков.

Основные технические данные

Инструментально-шкаловая погрешность компаса (без девиационного устройства) ±1°
Угол застоя картушки без постукивания не более 1°
Собственная девиация компаса на курсах «С», «90», «Юг», «270» не более ± 2,5 °
Время полного успокоения картушки в диапазоне температур от +50 до -60°С не более 17 с
Крен вертолета, при котором конструкция компаса обеспечивает его нормальную работу не более 17°

Курсовая система ГМК-1А

Курсовая система ГМК-1А предназначена для определения и указания магнитного или ортодромического курса вертолета и углов разворота вертолета.

При совместной работе с радиокомпасом АРК-9 система служит для выдачи магнитных (или истинных) пеленгов и курсовых углов радиостанций.

При работе с автопилотом АП-34Б курсовая система выдает в автопилот сигналы курса и углы отклонения вертолета от курса.

Курсовая система ГМК-1А работает с выключателем коррекции ВК-53РВ, который выключает магнитную и горизонтальную коррекцию курсовой системы при разворотах вертолета.

В системе ГМК-1А не предусмотрена стабилизация наружной рамы гироскопа и система не имеет электрической связи с авиагоризонтом АГБ-3К. При крене и тангаже вертолета курс выдается с карданной ошибкой.

В зависимости от решаемых задач и условий полета курсовая система может работать в одном из режимов - гирополукомпаса (ГПК) или магнитной коррекции (МК).

Основным режимом работы системы является режим гирополукомпаса с периодической коррекцией его показаний от магнитного корректора.

В комплект курсовой системы ГМК-1А входят: пульт управления ПУ-26, гироагрегат ГА-6, автомат согласования АС-1, коррекционный механизм КМ-8, индукционный датчик ИД-3 и два указателя УГР-4УК.

Питание ГМК-1А осуществляется постоянным током напряжением 27В от шины ВУ через АЗСГК-5 «ГМК-1» и переменным трехфазным током напряжением 36 В частотой 400 Гц от генераторных шин 3~36 В 400 Гц через предохранители ПМ-5.

Основные технические данные

Погрешность системы в определении магнитного курса ±1,5°
Погрешность системы от уходов в азимуте оси гироскопа гироагрегата при работе его в режиме гирополукомпаса (ГПК) за 1 час (в нормальных условиях) не более ±2,5°
Скорость согласования в режиме магнитной коррекции (МК): - нормальная скорость - быстрая скорость 1,5 - 7 град/мин не менее 6 град/с
Время готовности к работе: - в режиме МК - в режиме ГПК не более 3 мин не более 5 мин
Напряжение питания: - переменным трехфазным током - постоянным током 36 В 400 Гц 27 ±2,7 В
Потребляемая мощность при питании: - переменным током - постоянным током не более 60 ВА не более 25 Вт

Режимы работы курсовой системы ГМК-1А

Курсовая система ГМК-1А работает в одном из двух главных режимов:
- в режиме гирополукомпаса (ГПК) - основном рабочем режиме;
- в режиме магнитной коррекции (МК) - резервном режиме.

Кроме режимов ГПК и МК электрическая схема курсовой системы обеспечивает работу системы во вспомогательных режимах:
- пуска;
- автоматического согласования;
- контроля;
- задания курса;
- аварийном.

· Гирополукомпас

В режиме гирополукомпаса (ГПК) основным датчиком курса является курсовой гироскоп. Точность выдачи курса курсовым гироскопом зависит от величины его уходов в азимуте.

Свободный гироскоп без азимутальной коррекции имеет «кажущийся» уход от вращения Земли и уходы, вызванные наличием моментов трения в опорах карданного подвеса. Компенсация этих уходов осуществляется широтным компенсатором, расположенным в пульте управления ПУ-26.

В режиме ГПК сигнал курса выдается с сельсина-датчика гироагрегата. Ротор сельсина-датчика гироагрегата закреплен на вертикальной оси гироскопа гироагрегата и, следовательно, будет прецессировать вместе с нею. Потребителям курса будет выдаваться гироскопический курс, откорректированный широтным компенсатором.

· Магнитная коррекция

В режиме магнитной коррекции (МК) сигналы магнитного курса вырабатываются индукционным датчиком ИД-3 и поступают в коррекционный механизм КМ-8. В коррекционном механизме в сигнал магнитного курса вводятся поправки на магнитное склонение, девиацию и устраняются инструментальные погрешности следящих систем.

Откорректированный сигнал магнитного курса поступает в гироагрегат ГА-6 для усреднения и «запоминания».

Усиление сигналов рассогласования в следящей системе сельсин-датчик гироагрегата - сельсин-приемник коррекционного механизма осуществляется усилителем автомата согласования АС-1.

При разворотах вертолета с угловой скоростью более 0,1...0,3 град/с в автомат согласования и гироагрегат от ВК-53РВ поступают сигналы на отключение магнитной коррекции. Сигналы курса выдаются потребителям с сельсина-датчика гироагрегата ГА-6.

· Пуск

В режиме пуска обеспечивается автоматическое согласование системы с быстрой скоростью по магнитному курсу в течение 45 - 90 с с момента включения системы независимо от положения переключателя режимов (ГПК или МК).

· Автоматическое согласование

В этом режиме автоматически включается быстрая скорость согласования при переключении системы из режима ГПК в режим МК при наличии в системе рассогласования между гироскопическим и магнитным курсами бол



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 15794; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.200.226 (0.118 с.)