Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VI. Аттестация учащихся на факультативных занятиях музыкальной, театральной, хореографической и художественной направленности

Поиск

С учетом пункта 8 статьи 158 Кодекса следует, что текущая, промежуточная и итоговая аттестация учащихся на факультативных занятиях музыкальной, театральной, хореографической и художественной направленности осуществляется на содержательно-оценочной основе без выставления отметок в баллах.

В соответствии с пунктом 10 Инструкции о порядке заполнения документов об образовании, приложений к ним, документов об обучении, учета и выдачи документов об образовании, приложений к ним, золотой, серебряной медалей, документов об обучении, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27.07.2011 № 194, в бланки свидетельств об общем базовом образовании (свидетельств об общем базовом образовании с отличием), аттестатов об общем среднем образовании (аттестатов об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой, серебряной медалью) без выставления отметок производится запись названий усвоенных учебных программ факультативных занятий.

В свидетельстве об общем базовом образовании или аттестате об общем среднем образовании оформляется соответствующая запись. Например: ”Кроме того, успешно освоил программу факультативных занятий ”Хоровой класс“, ”Вокальный ансамбль“.

 


 

Приложение 23

 

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Основы безопасности жизнедеятельности (далее – ОБЖ) изучаются с целью воспитания у учащихся ответственного отношения к личной и общественной безопасности.

Важнейшими задачами учреждений общего среднего образования в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:

обучение учащихся умению распознавать и оценивать опасности окружающей среды;

раскрытие системы знаний об опасностях различного происхождения, мерах по их предотвращению, ликвидации их последствий;

привитие учащимся навыков защиты и самозащиты, помощи и взаимопомощи в ситуациях, опасных для их физического, психологического здоровья и жизни;

формирование основ знаний самосохранительного поведения человека в современных условиях жизни (безопасность питания, пребывания в местах отдыха и массового скопления людей, поведенческие риски и др.).

В дополнение к нормативным правовым актам, указанным в части II инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Об организации образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования в 2016/2017 учебном году» при обучении ОБЖ следует также руководствоваться:

Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения»;

Законом Республики Беларусь от 27 ноября 2006 г. «О гражданской обороне»;

Законом Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

Законом Республики Беларусь от 5 января 2008 г. «О дорожном движении»;

Концепцией обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2006 г. № 757;

Правилами автомобильных перевозок пассажиров, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 972 (главы 11 и 11-1 в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22 ноября 2014 г. № 1087);

постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 апреля 2001 г. № 495 «О Государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 декабря 2009 г. № 1623 «О внесении изменений и дополнений в Устав республиканского государственно-общественного объединения «Белорусское республиканское общество спасания на водах» и утверждении Правил охраны жизни людей на водах Республики Беларусь».

1.1. В соответствии с Положением об учреждении общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования от 20.12.2011 №283,осуществляется изучение учащимисяОБЖ, а в учреждениях общего среднего образования, расположенных на территории радиационного загрязнения, дополнительно проводятся занятия по радиационной безопасности.

1.2. В соответствии с Директивой Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» (с учетом изменений и дополнений, внесенных Указом Президента Республики от 12 октября 2015 г. № 420) в учреждениях общего среднего образования поэтапно вводится час обучения основам безопасности жизнедеятельности: в 2016/2017 учебном году час ОБЖ вводится во II и V классах; в ІІІ, ІV, VІ–ІХ классах продолжается изучение ОБЖ на факультативных занятиях.

В 2016/2017 учебном году используются следующие учебные программы:

для ІІ, V классов:

Учебная программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. II, V классы – Минск: Национальный институт образования, 2016;

Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Асновы бяспекі жыццядзейнасці» для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. II, V класы. – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2016.

для – ІІІ, ІV, VІ–ІХ классов:

Учебная программа факультативных занятий «Основы безопасности жизнедеятельности» для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. II – ІХ классы – Минск: Национальный институт образования, 2014;

Вучэбная праграма факультатыўных заняткаў «Асновы бяспекі жыццядзейнасці» для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання. II – ІХ класы. – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2014.

Рекомендованные Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь учебные программы размещены на Национальном образовательном портале (www.adu.by / Образовательный процесс. 2016/2017 учебный год http://adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess.html / Учебные программы по основам безопасности жизнедеятельности).

Занятия по радиационной безопасности в учреждениях общего среднего образования, расположенных на территории радиационного загрязнения, проводятся по учебной программе «Основы радиационной безопасности» (2016) (www.adu.by / Учебно-методическое обеспечение дошкольного, общего среднего и специального образования http://adu.by/ru/uchitelyu/uchebno-metodicheskoe-obespechenie-doshkolnogo-obshchego-srednego-i-spetsialnogo-obrazovaniya.html/ Учебные программы факультативных занятий / Основы безопасности жизнедеятельности) за счет использования учебных часов, установленных Типовым учебным планом средней школы на проведение факультативных занятий, и записываются в журнале на отдельной странице: в І–ІV классах – по 4 занятия, в V–ІХ классах – по 8.

Необходимо спланировать методическое сопровождение образовательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности на региональном уровне, т.е. разработать и реализовать систему непрерывного повышения квалификации, в том числе в период между сроками повышения квалификации, максимально используя резервы областных (Минского городского) институтов развития образования, районных (городских) учебно-методических кабинетов. До начала 2016/2017 учебного года все педагогические работники, которые будут обучать ОБЖ учащихся ІІ и V классов, должны повысить свою квалификацию (в рамках курсовой подготовки, обучающих курсов или иных формах).

Домашние задания при организации занятий по ОБЖ не предусмотрены.

На усмотрение учителя учащиеся могут вести 1 рабочую тетрадь в клетку (для записей на уроке).

Оценка результатов учебной деятельности учащихся по ОБЖ во ІІ, ІІІ, ІV, VІ–ІХ классах строится на содержательно-оценочной основе без выставления отметок в баллах.

В V классе используется зачетная форма проверки знаний по итогам проведения различных видов работ (экспресс-опросы, тесты, практические работы, ситуационные задачи и иное), проводимых 1 раз в четверть с выставлением учащимся отметки «зачтено»/«не зачтено». Конкретный урок для проведения зачета и порядок его проведения определяет педагогический работник, осуществляющий обучение учащихся ОБЖ.

Проведение зачета фиксируется записью в классном журнале. При отсутствии учащегося на уроке, на котором проводился зачет, учитель проводит контроль усвоения данным учащимся учебного материала в иной срок, при этом отметка данному учащемуся выставляется в классный журнал в день сдачи зачета.

Положительная отметка («зачтено») ставится в том случае, если учащийся понимает суть рассматриваемого вопроса, дает истолкование основных понятий, сопровождает рассказ примерами, может применить знания с использованием стереотипных решений на основе ранее изученного материала по ОБЖ, а также усвоенного при изучении других учебных предметов. В случае ошибок и недочетов учащийся может их исправить самостоятельно или с помощью учителя.

Для проведения занятий по Правилам дорожного движения необходимо использовать разработанное совместно с УГАИ МВД электронное пособие, которое безвозмездно передано во все учреждения общего среднего образования.

В ходе организации занятий по ОБЖ необходимо активно использовать электронные ресурсы, расположенные на сайтах Министерства внутренних дел Республики Беларусь в разделе УГАИ МВД «Социальная реклама» (http://mvd.gov.by/ru/main.aspx?guid=1711), Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь в разделе «Центр безопасности МЧС» / Мультимедийные материалы по ОБЖ (http://mchs.gov.by/rus/main/propaganda/). Данные разделы содержат обучающие видеофильмы, макеты наглядно-изобразительной продукции, аудиоматериалы.

Допускается также использовать разработанный в рамках региональной инициативы стран СНГ при поддержке Бюро развития электросвязи Международного союза электросвязи “Учебный дистанционный курс безопасного пользования ресурсами сети интернет”, который с декабря 2015 года доступен в режиме онлайн по адресу https://onlinesafety.info.

Важное место необходимо уделить обучению практическим навыкам самозащиты и оказания помощи окружающим людям. Практические занятия могут быть организованы в виде викторин, экскурсий, ролевых и ситуационных игр, тренингов на специально оборудованных площадках и объектах, в форме моделирования ситуаций и т.д.

Рекомендуется провести объектовую тренировку для подготовки учащихся и персонала к действиям в чрезвычайных ситуациях в соответствии с планом по гражданской обороне учреждения образования с учетом местных условий 1 марта 2017 г. (в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 мая 2013 г. № 413 «Об утверждении Положения о порядке обучения руководителей и работников республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций независимо от форм собственности и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и гражданской обороны, а также граждан, которыми комплектуются специальные формирования органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям по мобилизации»).

Обращаем внимание, что занятия по ОБЖ необходимо проводить на основе использования эффективных форм работы с учащимися во взаимодействии с:

районными (городскими) отделами внутренних дел, работниками правоохранительных органов;

районными (городскими) отделами по чрезвычайным ситуациям, региональными отделениями общественного объединения «Белорусская молодежная общественная организация спасателей-пожарных»;

Республиканским государственно-общественным объединением «Белорусское республиканское общество спасания на водах» (ОСВОД);

организациями учреждений здравоохранения.

Во всех классах при изучении тем о криминогенных опасностях необходимо дополнять учебный материал сведениями о правилах поведения при угрозе возникновения террористических актов. При рассмотрении данных вопросов необходимо обратить внимание учащихся на способы сообщения о возможной угрозе террористического акта, а также на административную ответственность за заведомо ложное сообщение об угрозе террористического акта или чрезвычайной ситуации.

При изучении вопросов профилактики утоплений следует обратить внимание на то, что несчастные случаи происходят не только по причине нарушения правил поведения на воде, но и из-за неумения обращаться с инвентарем для плавания.

При изучении темы «Опасные привычки» необходимо обратить внимание на профилактику употребления наркотических веществ, недопущение употребления и распространения курительных смесей, на пагубное влияние спайсов на организм человека с демонстрацией видеофильмов. При проведении занятий необходимо разъяснять социальные последствия употребления наркотиков. Занятия не должны содержать сведений о способах получения и использования наркотических веществ, особенностях их воздействия и ощущений, возникающих при их употреблении.

С целью повышения мотивации учащихся к изучению ОБЖ в 2016/2017 учебном году планируется проведение следующих мероприятий:

специальное комплексное мероприятие по безопасности дорожного движения « Внимание – дети!» (25.08.2016 – 05.09.2016, 25.05.2017 – 05.06.2017);

Неделя безопасности дорожного движения (01.09.2017 – 08.09.2017)

республиканский слёт юных спасателей - пожарных (сентябрь 2017 г.);

республиканский конкурс среди учащихся учреждений общего среднего образования «Школа безопасности» (март 2017 г.);

республиканский смотр - конкурс детского творчества “Спасатели глазами детей” (апрель 2017 г.);

республиканский слет-конкурс отрядов юных инспекторов дорожного движения (май–июнь 2017 г.);

республиканский творческий конкурс для детей и подростков «Соблюдаем законы дорог!» (май–июнь 2017 г.);

республиканский творческий проект «Безопасный переход» (июнь 2017 г.);

республиканский детский полевой лагерь «Спасатель» (июль 2017 г.).

В целях профилактики дорожно-транспортного травматизма, защиты от чрезвычайных ситуаций необходимо продолжить реализацию:

Плана мероприятий по профилактике детского травматизма в Республике Беларусь на 2014–2018 годы;

Плана мероприятий Министерства образования по реализации Концепции обеспечения безопасности дорожного движения на 2016–2020 годы;

Плана мероприятий по предупреждению гибели людей на водах на 2016 год.

На сайте государственного учреждения образования «Академия последипломного образования», Национальном образовательном портале предусмотрено размещение методических рекомендаций для учителей, преподающих ОБЖ, и иных материалов для организации образовательного процесса по ОБЖ (тематических мультимедийных презентаций, контрольно-диагностических модулей электронных учебно-методических комплексов по ОБЖ, методических рекомендаций по их использованию, др.).

На августовских секциях рекомендуется обсудить особенности организации образовательного процесса по ОБЖ, а также вопросы обеспечения готовности учителей к реализации учебной программы по ОБЖ.

На заседаниях методических объединений рекомендуется обсудить следующие вопросы:

содержание учебной программы по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»;

формирование предметных и личностных компетенций при обучении ОБЖ;

эффективные приемы и методы по обучению учащихся Правилам дорожного движения;

социальные последствия приобщения человека к употреблению наркотических средств;

методы формирования у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной и коллективной безопасности;

методические особенности проведения занятий по вопросам профилактики домашнего насилия;

проблемы профилактики правонарушений в области информационной безопасности.

 


*Праграмы факультатыўных заняткаў можна выкарыстоўваць для падрыхтоўкі вучняў да рэспубліканскай алімпіяды ў адпаведных класах іншых устаноў агульнай сярэдняй адукацыі.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.6.122 (0.011 с.)