Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нужно ли платить закят с меда.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В теме закята с меда ученые перешли в две крайности и есть те, кто предпочли среднее: 1. Большинство ученых, среди которых Малик, Аш Шафии, Ибн Аби Лейля и Ибн аль Мунзир, склонились к мнению, что закят с него не выплачивается, по двум причинам: А. Относительно закята с меда не пришел ни достоверный хадис, ни единогласное мнение ученых, а сунна разъяснила то, с чего берется закят, и значит мед, с него закят не берется. Б. То, что это жидкость, которая добывается из животных, подобно молоку, а с молока закят не выплачивается по единогласному мнению ученых.
2. Ханафиты и Ахмад склонились к мнению, что с меда закят выплачивается и привели в довод следующее: А). Некоторые предания, пришедшие на эту тему: Как, например, хадис Амра бин Шуейба, от его отца, от его деда, от порока, мир ему и благословение Аллаха, что он брал с меда десятину. [Слабый, его привел Ибн Маджа №1824 и Абу Убейд в «Аль Амуаль» 497/1489 со слабым иснадом]. Так же передается от Амра бин Шуейба, от его отца, от его деда, что тот сказал: «Пришел Хиляль, один из потомков племени Мут’ан, к посланнику Аллаха, с десятиной своего меда и попросил его, что бы тот охранял его долину, которая называлась «Саляба». И посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, стал охранять ту долину. А когда Умар бин Аль Хаттаб, да будет доволен им Аллах, стал халифом, то Суфьян бин Вахб написал Умару бин Аль Хаттабу и спросил его про это, и Умар, да будет доволен им Аллах, ответил: «Если он будет выплачивать тебе десятину, которую выплачивал посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, то охраняй его «Саляба», а если нет, то это всего лишь пчелы ( мед ), который будет кушать кто пожелает». [Абу Дауд №1600, Ан Насаи 1/346 и др. с достоверным иснадом. И ученые разногласят, доходит ли цепочка до пророка, см. «Аль Ирва» №810]. Скажу, что как мне кажется, что вторая версия хадиса, именно она правильная, и она указывает на слабость первой версии. Поистине, первый риваят пришел по цепочке через Ибн Ляхи’а, а второй по цепочке через Амр бин Аль Харис, который является достоверным, ученым, профессионалом. А источник хадиса (самый первый передатчик) – один и тот же. И просто удивительно, что Ибн аль Кайим, рахимахуЛлах, сказал: «Эти предания одни из них подкрепляют другие, и их источники ( самый первый передатчик ) разные! И разные иснады, и оборванные из них подкрепляются необорванными»?! [«Зад аль ма’ад» 1/312]. Это, и еще к тому же ученые разногласят относительно второго риваята, доходит ли иснад до пророка или же нет. И даже если предположить, что доходит, то в этом хадисе все равно нету довода, т.к. внешне видно, что десятина с меда не выплачивалась как закят, а выплачивалась взамен охраны. [На это указал Аль Хафиз в «Аль Фатх» 3/348, а до него Ибн Занджуйа в «Аль Амуаль» 1095, а затем Аль Хаттабий в «Ма’алим ас сунан» 1/208. Затем я увидел что Аль Альбани в «Тамам аль минна» стр.374 склонился к этому]. И если бы это было бы закятом, то тогда бы Умар, который является ученым, не мог бы дать право выбора относительно этого. А Аллаху ведомо лучше. Б). Они сказали, что мед добывается с пыльцы деревьев и цветов, и он измеряется объемом и им же запасаются. Поэтому закят с него обязателен, точно так же как и с зерен и фиников, а затраты на него меньше нежели затраты на посевы и плоды. [«Зад аль ма’ад» 1/314]. И те ученые, которые обязывают выплачивать закят с меда, они обязывают выплачивать с него десятину. И ханафиты обуславливают, что бы мед, с которого выплачивается закят, что бы он не был с земли под налогом, и что бы этот мед был чьим-то имуществом. И они не сделали для него нисаба, наоборот, сказали, что нужно выплачивать и с малого количества и с большого. Несмотря на это, ханбалиты сказали, что нисаб меда составляет десять афрак [что примерно равняется 46,67 кг].
3. А Абу Убейд в «Аль Амуаль» стр.506, предпочел среднее между этим, сказав: «И в этом вопросе [в вопросе меда] самое правильное будет сказать, что его хозяевам нужно говорить, что бы выплачивали садака, и побуждать их к этому, и порицать их за то, что они не выплачивают его. Так же есть вероятность впасть в грех, если начать прятать его. Но единственное только, что это не является для них обязательным, подобно закяту с посевов и животных… А это потому, что в сунне не пришло ничего достоверного, на эту тему, подобно тому, как пришло относительно закята с посева и животных». Скажу, что это более правильное мнение, что закят с меда необязателен, однако это является благом. И если на самом деле этот закят является обязательным, то человек выполнил свою обязанность, а если он не является обязательным, то это будет как садака. И поэтому Ибн Муфлих [«Аль Фуру’» 2/450]. [который является самым знающим человеком о фикхе шейха аль ислама], считал, что закят с меда необязателен.
Закят с товара.
Товар – это все то, что помимо денег [золота и серебра], как, например, предметы, недвижимость, виды животных, посевы, одежда, инструменты, драгоценности и т.п., все то, что приготовлено на продажу. А некоторые дали такое определение: Все что приготовлено на продажу или покупку с целью прибыли.
А) Положение закята с товара. Ученые разногласят относительно закята с товара на два мнения[См. «Фикх аз закят» 1/340 и дальше, а так же и другие книги, на которые указанно далее].: Первое: Что нужно выплачивать с этого закят, и это мнение большинства ученых, а некоторые сообщили, что это единогласное мнение сподвижников и их последователей, как об этом придет позже. И привели в довод куран, сунну, предания от сподвижников и их последователей, и привели в довод кыяс (сравнение по аналогии). А). Что касается курана, то слова Всевышнего: «О, те, которые уверовали, расходуйте из того, что вы приобретаете, а так же из того, что Мы вам взращиваем из земли». Аль Бакара 267. И Аль Бухари в разделе «Закят» сделал раздел «Раздел садака с прибыли и торговли». И смысл слов «из того, что вы приобретаете» т.е. торговля. [«См. тафсир Ат Табари 5/555, «Ахкам аль куран» у Ибн аль Араби 1/235 и др]. Б). А из сунны приводят хадис Самура бин Джундуб, который сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, приказывал нам выплачивать закят с того, что мы готовили на продажу». [Слабый, его привел Абу Дауд №1562, и от него Аль Байхакы 1/97, Ад Даракутни стр.214 и др. со слабым иснадом, см. «Аль Ирва» 827]. Так же хадис Абу Зарра, доходящим до пророка: «С верблюдов – свое садака, с мелкого рогатого скота – свое, и с «Аль Базз» ( вид одежды и оружия ) – свое садака». [Слабый, его привел Ахмад 5/179, Аль Байхакы 4/147 и Ад Даракутни 2/101. См. «Ад Да’иф» 1178]. И «Аль Базз» - это одежда, туда так же входят ткани, мебель, посуда и т.п. Но если кто-то это имеет для личного пользования, то закят с этого не выплачивается без всяких разногласий. А если это служит для прибыли и продажи, то нужно выплачивать закят. Только вот, эти оба хадиса слабые, однако можно привести в довод на закят с товара заведя это в обобщенный текст обращения пророка, мир ему и благословение Аллаха, к Муазу: «… сообщи им, что Аллах вменил им в обязанность садака с их имущества…». Отрывок хадиса, который уже был упомянут. Т.к. товар – это без сомнений имущество. Так же можно добавить слова пророка,: «Поистине дела оцениваются по намерениям…». [Достоверный, его привели Али Бухари №1 и Муслим №1907]. И если этого продавца спросить, «С какой целью ты занимаешься торговлей»? То они непременно ответит: «Что бы заполучить золото и серебро»! [Взято с «Шарх аль мумти» 6/141]. Так же приводят в довод хадис Абу Хурайры, где Халид бин Аль Уалид отказался выплачивать закят и люди пожаловались на это, и пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «… а что касается Халида, то вы притесняете его, свою кольчугу, оружие и коня, он приготовил на пути Аллаха…». [Достоверный, его привели Аль Бухари №1468 и Муслим №983]. И люди подумали, что эти вещи приготовлены на продажу, и потребовали закята с их стоимости, и он, мир ему и благословение Аллаха, дал им понять, что с того, что Халид приготовил, закят не выплачивается. [См. «Фатх аль Бари» 3/392 и сказал: «Но это нуждается в более конкретной версии, что бы в этом был довод»].
В). Предания от сподвижников и праведных предшественников: 1. Передается от Ибн Абдин аль Кари, что он сказал: «Я отвечал за казну мусульман при правлении Умара бин Аль Хаттаба, и когда приходила прибыль, он собирал имущество торговцев и подсчитывал его и то которое уже имелось в наличие, и так же принимая во внимание то имущество, которое к нему еще придет. А затем из имеющегося имущества выплачивал закят уже с расчетом того имущества, которое к нему придет потом». [«Аль Амуаль», «Мусаннаф ибн Аби Шейба» и «Аль Мухалля» и Ибн Хазм посчитал его достоверным и объяснил его]. 2. Передается от Ибн Умара, что он сказал: «С вещей закят не выплачивается, только если они не на продажу». [Иснад достоверный, это привел Аш Шафии в «Аль Умм» 2/68, АбдуРраззак 4/97 и Аль Байхакы 4/147 с достоверным иснадом]. 3. Передается от Ибн Аббаса, что он сказал: «Нет проблем если откладываешь ( вещи ), пока это не на продажу, тогда уже закят с них обязателен». [«Аль Амуаль» стр.426 и Ибн Хазм в «Аль Мухалля» 5/234 и удостоверил его иснад, однако объяснил по другому]. 4. Передается от Ато, что он сказал: «Нет закята с жемчуга, с хризолита, якута, с драгоценных камней, с вещей, и с любых предметов, которые не в обороте (т.е. не на продажу). А если что либо из этого пустить в оборот, то надо выплачивать садака с его стоимости в момент продажи». [Иснад достоверный, его привел АбдуРраззак №7061 и Ибн Аби Шейба 3/144 с достоверным иснадом]. 5. И Умар бин АбдульАзиз написал Зурейку: «Смотри на каждого мусульманина, проходящего мимо тебя, и бери с их имущества, которое они пускают в оборот на продажу, с каждых сорока динаров один динар…». [Иснад достоверный, его привел Малик №594 и Аш Шафии в «Аль Умм» 2/68]. И не передается ни от одного сподвижника ничего, что противоречило бы словам Умара, его сыну и Ибн Аббаса, а наоборот, действия в соответствии с этим продолжались и до времен табиин (последователи сподвижников) и во время Умара бин АбдульАзиза. И так же единогласны ученые из числа табиин и те кто после них, что закят с товара является обязательным. Даже Ибн Аль Мунзир и Абу Убейд передали единогласное мнение на это, за исключением только мнения, которое упомянул Абу Убейд, но не сказал чье оно, а сразу вслед за ним сказал: «А касательно последнего мнения, то это у нас не считается мнением ученых».
Г). А что касается кыйаса (сравнение по аналогии), то: Вещи, приготовленные на продажу, цель от них прирост, и они похожи не три сорта, с которых обязательно выплачивать закят: Деньги (золото, серебро), скотина, посевы.
Д). А со стороны доказательства и разбора, то: Товар, который имеется с целью разбогатеть, это те же самые деньги, нет разницы между товаром и между дирхамами и динарами, которые являются ценой. Единственное только вот нисаб относительно цены, разнится от нисаба относительно товара, и если бы закят с товара не был бы обязателен, то все или многие бы богатые люди могли бы торговать своими деньгами, и постараться что бы нисаб не пролежал бы целый год. И таким образом они перестанут платить закят. [«Тафсир аль манар» у Рашида Рида 10/591]. И к тому же самые нуждающиеся люди в очищении своих душ и своего имущества – это торговцы, т.к. в их методе добывания имущества присутствуют пороки и сомнения. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «О, торговцы, поистине торговля перемешивается с пустословием и ложными клятвами, очищайте же ее с помощью садака». [Абу Дауд №3326, Ат Тирмизи №1208, Ан Насаи №3797 и Ибн Маджа №2145, и этот хадис достоверный]. Польза [«Аль Иджма’» 14, «Аль Амуаль» 429, см. «Аль Муджму’» 6/4, «Бидаяту аль муджтахид» 1/254, «Ар Роудату ан надийа» 1/286 и «Аль Мусаннаф» у Ибн Аби Шейба 3/36, 44 типография Аль Фикр]: Передали единогласное мнение ученых, относительно того, что закят с товара, является обязательным, среди них Ибн аль Мунзир и Абу Убейд, а от них еще группа ученых. Но с этим можно не согласиться, т.к. разногласие в этом вопросе было еще раньше, как об этом упомянули Аш Шафии и др., но с этим не согласились зохиритские ученый, как это придет дальше.
Второе: Что закят с товара не является обязательным. И это мнение зохиритских ученых и тех, кто последовал за ними, как Аш Шаукани, Сиддик Хан, а затем Аль Альбани. Основал это мнение Ибн Хазм и защищал его в «Аль Мухалля», и много разговаривал о том, что мнение большинства неправильное. А в довод они привели следующее: 1. Хадис: «Нет на мусульманине садака с его раба и с его коня». [Аль Бухари №1464 и Муслим №628]. И внешне видно что закят не является обязательным и без разницы для торговли они или нет. Но джумхур (большинство ученых) ответили, что тут имеется ввиду, раб, который ему прислуживает, что с такого раба закят необязателен. И так же конь, на котором он ездит. И они оба являются тем, в чем нуждаются, как в основе, и поэтому закят с них прощен, по единогласному мнению ученых. 2. Основа в имуществе мусульманина – запретность (т.е. никто не имеет права трогать его, без права), и что он ничего никому не должен. Но к этой основе мы возвращаемся если только нет доводов, и уже было упомянуто единогласное мнение сподвижников о том, что закят с товара является обязательным. 3. Хадис Кайса бин Аби Гарзата, где он сказал: «Вышел к нам посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в тот момент, как мы продавали раба, мы назывались симсарами ( т.е. посредники, через которых заключаются торговые сделки ), и он сказал: «О, торговцы, поистине ваша торговля перемешивается с пустословием и ложными клятвами. Очищайте же ее с помощью садака или же долей садака». [Достоверный, его привел Ахмад 4/6, Ан Насаи 7/14, Абу Дауд, Ат Тирмизи №1208 и Ибн Маджа №2154 и др]. И Ибн Хазм сказал: «Это – обязательная садака, которая не имеет определенной границы, однако каждый, по мере того, сколько было у него в торговле пустословий и ложных клятв, выплачивает садака, которая будет как искупление». И другие доводы и не доводы, которыми поднял шумиху Ибн Хазма, рахимахуЛлах, в «Аль Мухалля» 5/233 и далее. И правильное мнение, это мнение джумхура (большинства ученых). А Аллаху ведомо лучше. Б) Условия закята с товара. В имуществе, приготовленном для дохода и торговли, чтобы закят стал с него обязательным, обуславливается следующее: 1. Что бы этот товар изначально не был тем видом, с которого нужно выплачивать закят, как скотина, золото, серебро и т.п. Потому что не бывает два закята с одной вещи, по единогласному мнению ученых. А с таких вещей будет их личный закят, по более правильному мнению, т.к. их личный закят более достоверен, нежели закят с товара, потому что единогласное мнение ученых сошлось на нем. А тот, кто занимается торговлей теми вещами, у которых нет личного нисаба, то он уже выплачивает закят как с товара. [См. «Аль Маджму’» 6/50 и «Аль Мугни» 3/34]. 2. Что бы доходило до нисаба, а это нисаб денег, т.е. 85 г золота. 3. Что бы прошел год. В) Когда нужно подсчитывать нисаб в закяте с товара? Относительно времени подсчета нисаба с закята с товара, у ученых в этом вопросе три мнения: 1. В конце года, и это мнение Малика и Аш Шафии. 2. В течении всего года, таким образом, что если сумма опустится ниже нисаба хотя бы на мгновение, то год прерывается, и это мнение джумхура. 3. В начале года и в конце, и не обращать внимание на то, что между этим, и это мнение Абу Ханифы. Г) Как торговец должен выплачивать закят со своего товара? Если срок подошел к концу, то торговец должен собрать все свое имущество, которое состоит из: 1. Вложенную сумму, прибыль, отложенные суммы и стоимость товара. 2. Долги, возврат которых ожидается. И он должен стоимость товара прибавить к его наличным деньгам, и к долгам, которые должны ему, и возврат которых ожидается, а потому должен вычесть оттуда столько, сколько он сам должен. И со всего того, что получилось должен выплатить четверть десятины, т.е. 2,5%, в зависимости от цены товара в день выплаты закята, а не в момент его покупки. Это мнение джумхура, и с ними согласился Малик, относительно торговца, который покупает и продает. Однако, про монополиста, который покупает товар, а затем выжидает время и наблюдает за рынком, пока не поднимется цена, а потом продает, про такого он сказал, что он должен выплачивать закят лишь тогда, когда продаст свой товар, и выплачивает лишь за один год, даже если этот товар у него лежал несколько лет. Д) Нужно ли выплачивать закят самим товаром или же его стоимостью? Джумхур (большинство ученых) склонились к мнению, что нужно выплачивать стоимость, и что нельзя выплачивать самим товаром. Т.к. нисаб подсчитывается ценой, и закят с него будет подобен как закят со всех остальных видов имущества. А по мнению Абу Ханифы и Аш Шафии, в одном из его мнений, что торговец сам выбирает чем ему выплатить закят, товаром или же стоимостью. [«Аль Бадаи’» 2/21 и «Аль Мугний» 3/31]. А шейх аль ислам предпочел мнение о том, что нужно смотреть, в зависимости от пользы того, кому выплачивается закят (и уже выплачиваешь либо товаром, либо стоимостью). [«Маджму’ аль фатава» 25/80].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.13 (0.008 с.) |