Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нужно ли платить закят с меда.

Поиск

 

В теме закята с меда ученые перешли в две крайности и есть те, кто предпочли среднее:

1. Большинство ученых, среди которых Малик, Аш Шафии, Ибн Аби Лейля и Ибн аль Мунзир, склонились к мнению, что закят с него не выплачивается, по двум причинам:

А. Относительно закята с меда не пришел ни достоверный хадис, ни единогласное мнение ученых, а сунна разъяснила то, с чего берется закят, и значит мед, с него закят не берется.

Б. То, что это жидкость, которая добывается из животных, подобно молоку, а с молока закят не выплачивается по единогласному мнению ученых.

 

2. Ханафиты и Ахмад склонились к мнению, что с меда закят выплачивается и привели в довод следующее:

А). Некоторые предания, пришедшие на эту тему: Как, например, хадис Амра бин Шуейба, от его отца, от его деда, от порока, мир ему и благословение Аллаха, что он брал с меда десятину. [Слабый, его привел Ибн Маджа №1824 и Абу Убейд в «Аль Амуаль» 497/1489 со слабым иснадом].

Так же передается от Амра бин Шуейба, от его отца, от его деда, что тот сказал: «Пришел Хиляль, один из потомков племени Мут’ан, к посланнику Аллаха, с десятиной своего меда и попросил его, что бы тот охранял его долину, которая называлась «Саляба». И посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, стал охранять ту долину. А когда Умар бин Аль Хаттаб, да будет доволен им Аллах, стал халифом, то Суфьян бин Вахб написал Умару бин Аль Хаттабу и спросил его про это, и Умар, да будет доволен им Аллах, ответил: «Если он будет выплачивать тебе десятину, которую выплачивал посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, то охраняй его «Саляба», а если нет, то это всего лишь пчелы ( мед ), который будет кушать кто пожелает». [Абу Дауд №1600, Ан Насаи 1/346 и др. с достоверным иснадом. И ученые разногласят, доходит ли цепочка до пророка, см. «Аль Ирва» №810].

Скажу, что как мне кажется, что вторая версия хадиса, именно она правильная, и она указывает на слабость первой версии. Поистине, первый риваят пришел по цепочке через Ибн Ляхи’а, а второй по цепочке через Амр бин Аль Харис, который является достоверным, ученым, профессионалом. А источник хадиса (самый первый передатчик) – один и тот же. И просто удивительно, что Ибн аль Кайим, рахимахуЛлах, сказал: «Эти предания одни из них подкрепляют другие, и их источники ( самый первый передатчик ) разные! И разные иснады, и оборванные из них подкрепляются необорванными»?! [«Зад аль ма’ад» 1/312].

Это, и еще к тому же ученые разногласят относительно второго риваята, доходит ли иснад до пророка или же нет. И даже если предположить, что доходит, то в этом хадисе все равно нету довода, т.к. внешне видно, что десятина с меда не выплачивалась как закят, а выплачивалась взамен охраны. [На это указал Аль Хафиз в «Аль Фатх» 3/348, а до него Ибн Занджуйа в «Аль Амуаль» 1095, а затем Аль Хаттабий в «Ма’алим ас сунан» 1/208. Затем я увидел что Аль Альбани в «Тамам аль минна» стр.374 склонился к этому]. И если бы это было бы закятом, то тогда бы Умар, который является ученым, не мог бы дать право выбора относительно этого. А Аллаху ведомо лучше.

Б). Они сказали, что мед добывается с пыльцы деревьев и цветов, и он измеряется объемом и им же запасаются. Поэтому закят с него обязателен, точно так же как и с зерен и фиников, а затраты на него меньше нежели затраты на посевы и плоды. [«Зад аль ма’ад» 1/314].

И те ученые, которые обязывают выплачивать закят с меда, они обязывают выплачивать с него десятину. И ханафиты обуславливают, что бы мед, с которого выплачивается закят, что бы он не был с земли под налогом, и что бы этот мед был чьим-то имуществом. И они не сделали для него нисаба, наоборот, сказали, что нужно выплачивать и с малого количества и с большого.

Несмотря на это, ханбалиты сказали, что нисаб меда составляет десять афрак [что примерно равняется 46,67 кг].

 

3. А Абу Убейд в «Аль Амуаль» стр.506, предпочел среднее между этим, сказав: «И в этом вопросе [в вопросе меда] самое правильное будет сказать, что его хозяевам нужно говорить, что бы выплачивали садака, и побуждать их к этому, и порицать их за то, что они не выплачивают его. Так же есть вероятность впасть в грех, если начать прятать его. Но единственное только, что это не является для них обязательным, подобно закяту с посевов и животных… А это потому, что в сунне не пришло ничего достоверного, на эту тему, подобно тому, как пришло относительно закята с посева и животных».

Скажу, что это более правильное мнение, что закят с меда необязателен, однако это является благом. И если на самом деле этот закят является обязательным, то человек выполнил свою обязанность, а если он не является обязательным, то это будет как садака.

И поэтому Ибн Муфлих [«Аль Фуру’» 2/450]. [который является самым знающим человеком о фикхе шейха аль ислама], считал, что закят с меда необязателен.

 

Закят с товара.

 

Товар – это все то, что помимо денег [золота и серебра], как, например, предметы, недвижимость, виды животных, посевы, одежда, инструменты, драгоценности и т.п., все то, что приготовлено на продажу.

А некоторые дали такое определение: Все что приготовлено на продажу или покупку с целью прибыли.

 

 

А) Положение закята с товара.

Ученые разногласят относительно закята с товара на два мнения[См. «Фикх аз закят» 1/340 и дальше, а так же и другие книги, на которые указанно далее].:

Первое: Что нужно выплачивать с этого закят, и это мнение большинства ученых, а некоторые сообщили, что это единогласное мнение сподвижников и их последователей, как об этом придет позже.

И привели в довод куран, сунну, предания от сподвижников и их последователей, и привели в довод кыяс (сравнение по аналогии).

А). Что касается курана, то слова Всевышнего: «О, те, которые уверовали, расходуйте из того, что вы приобретаете, а так же из того, что Мы вам взращиваем из земли». Аль Бакара 267.

И Аль Бухари в разделе «Закят» сделал раздел «Раздел садака с прибыли и торговли». И смысл слов «из того, что вы приобретаете» т.е. торговля. [«См. тафсир Ат Табари 5/555, «Ахкам аль куран» у Ибн аль Араби 1/235 и др].

Б). А из сунны приводят хадис Самура бин Джундуб, который сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, приказывал нам выплачивать закят с того, что мы готовили на продажу». [Слабый, его привел Абу Дауд №1562, и от него Аль Байхакы 1/97, Ад Даракутни стр.214 и др. со слабым иснадом, см. «Аль Ирва» 827].

Так же хадис Абу Зарра, доходящим до пророка: «С верблюдов – свое садака, с мелкого рогатого скота – свое, и с «Аль Базз» ( вид одежды и оружия ) – свое садака». [Слабый, его привел Ахмад 5/179, Аль Байхакы 4/147 и Ад Даракутни 2/101. См. «Ад Да’иф» 1178].

И «Аль Базз» - это одежда, туда так же входят ткани, мебель, посуда и т.п. Но если кто-то это имеет для личного пользования, то закят с этого не выплачивается без всяких разногласий. А если это служит для прибыли и продажи, то нужно выплачивать закят.

Только вот, эти оба хадиса слабые, однако можно привести в довод на закят с товара заведя это в обобщенный текст обращения пророка, мир ему и благословение Аллаха, к Муазу: «… сообщи им, что Аллах вменил им в обязанность садака с их имущества…». Отрывок хадиса, который уже был упомянут. Т.к. товар – это без сомнений имущество. Так же можно добавить слова пророка,: «Поистине дела оцениваются по намерениям…». [Достоверный, его привели Али Бухари №1 и Муслим №1907]. И если этого продавца спросить, «С какой целью ты занимаешься торговлей»? То они непременно ответит: «Что бы заполучить золото и серебро»! [Взято с «Шарх аль мумти» 6/141]. Так же приводят в довод хадис Абу Хурайры, где Халид бин Аль Уалид отказался выплачивать закят и люди пожаловались на это, и пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «… а что касается Халида, то вы притесняете его, свою кольчугу, оружие и коня, он приготовил на пути Аллаха…». [Достоверный, его привели Аль Бухари №1468 и Муслим №983]. И люди подумали, что эти вещи приготовлены на продажу, и потребовали закята с их стоимости, и он, мир ему и благословение Аллаха, дал им понять, что с того, что Халид приготовил, закят не выплачивается. [См. «Фатх аль Бари» 3/392 и сказал: «Но это нуждается в более конкретной версии, что бы в этом был довод»].

 

В). Предания от сподвижников и праведных предшественников:

1. Передается от Ибн Абдин аль Кари, что он сказал: «Я отвечал за казну мусульман при правлении Умара бин Аль Хаттаба, и когда приходила прибыль, он собирал имущество торговцев и подсчитывал его и то которое уже имелось в наличие, и так же принимая во внимание то имущество, которое к нему еще придет. А затем из имеющегося имущества выплачивал закят уже с расчетом того имущества, которое к нему придет потом». [«Аль Амуаль», «Мусаннаф ибн Аби Шейба» и «Аль Мухалля» и Ибн Хазм посчитал его достоверным и объяснил его].

2. Передается от Ибн Умара, что он сказал: «С вещей закят не выплачивается, только если они не на продажу». [Иснад достоверный, это привел Аш Шафии в «Аль Умм» 2/68, АбдуРраззак 4/97 и Аль Байхакы 4/147 с достоверным иснадом].

3. Передается от Ибн Аббаса, что он сказал: «Нет проблем если откладываешь ( вещи ), пока это не на продажу, тогда уже закят с них обязателен». [«Аль Амуаль» стр.426 и Ибн Хазм в «Аль Мухалля» 5/234 и удостоверил его иснад, однако объяснил по другому].

4. Передается от Ато, что он сказал: «Нет закята с жемчуга, с хризолита, якута, с драгоценных камней, с вещей, и с любых предметов, которые не в обороте (т.е. не на продажу). А если что либо из этого пустить в оборот, то надо выплачивать садака с его стоимости в момент продажи». [Иснад достоверный, его привел АбдуРраззак №7061 и Ибн Аби Шейба 3/144 с достоверным иснадом].

5. И Умар бин АбдульАзиз написал Зурейку: «Смотри на каждого мусульманина, проходящего мимо тебя, и бери с их имущества, которое они пускают в оборот на продажу, с каждых сорока динаров один динар…». [Иснад достоверный, его привел Малик №594 и Аш Шафии в «Аль Умм» 2/68].

И не передается ни от одного сподвижника ничего, что противоречило бы словам Умара, его сыну и Ибн Аббаса, а наоборот, действия в соответствии с этим продолжались и до времен табиин (последователи сподвижников) и во время Умара бин АбдульАзиза. И так же единогласны ученые из числа табиин и те кто после них, что закят с товара является обязательным.

Даже Ибн Аль Мунзир и Абу Убейд передали единогласное мнение на это, за исключением только мнения, которое упомянул Абу Убейд, но не сказал чье оно, а сразу вслед за ним сказал: «А касательно последнего мнения, то это у нас не считается мнением ученых».

 

Г). А что касается кыйаса (сравнение по аналогии), то:

Вещи, приготовленные на продажу, цель от них прирост, и они похожи не три сорта, с которых обязательно выплачивать закят: Деньги (золото, серебро), скотина, посевы.

 

Д). А со стороны доказательства и разбора, то:

Товар, который имеется с целью разбогатеть, это те же самые деньги, нет разницы между товаром и между дирхамами и динарами, которые являются ценой. Единственное только вот нисаб относительно цены, разнится от нисаба относительно товара, и если бы закят с товара не был бы обязателен, то все или многие бы богатые люди могли бы торговать своими деньгами, и постараться что бы нисаб не пролежал бы целый год. И таким образом они перестанут платить закят. [«Тафсир аль манар» у Рашида Рида 10/591].

И к тому же самые нуждающиеся люди в очищении своих душ и своего имущества – это торговцы, т.к. в их методе добывания имущества присутствуют пороки и сомнения.

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «О, торговцы, поистине торговля перемешивается с пустословием и ложными клятвами, очищайте же ее с помощью садака». [Абу Дауд №3326, Ат Тирмизи №1208, Ан Насаи №3797 и Ибн Маджа №2145, и этот хадис достоверный].

Польза [«Аль Иджма’» 14, «Аль Амуаль» 429, см. «Аль Муджму’» 6/4, «Бидаяту аль муджтахид» 1/254, «Ар Роудату ан надийа» 1/286 и «Аль Мусаннаф» у Ибн Аби Шейба 3/36, 44 типография Аль Фикр]:

Передали единогласное мнение ученых, относительно того, что закят с товара, является обязательным, среди них Ибн аль Мунзир и Абу Убейд, а от них еще группа ученых. Но с этим можно не согласиться, т.к. разногласие в этом вопросе было еще раньше, как об этом упомянули Аш Шафии и др., но с этим не согласились зохиритские ученый, как это придет дальше.

 

 

Второе: Что закят с товара не является обязательным. И это мнение зохиритских ученых и тех, кто последовал за ними, как Аш Шаукани, Сиддик Хан, а затем Аль Альбани. Основал это мнение Ибн Хазм и защищал его в «Аль Мухалля», и много разговаривал о том, что мнение большинства неправильное. А в довод они привели следующее:

1. Хадис: «Нет на мусульманине садака с его раба и с его коня». [Аль Бухари №1464 и Муслим №628]. И внешне видно что закят не является обязательным и без разницы для торговли они или нет.

Но джумхур (большинство ученых) ответили, что тут имеется ввиду, раб, который ему прислуживает, что с такого раба закят необязателен. И так же конь, на котором он ездит. И они оба являются тем, в чем нуждаются, как в основе, и поэтому закят с них прощен, по единогласному мнению ученых.

2. Основа в имуществе мусульманина – запретность (т.е. никто не имеет права трогать его, без права), и что он ничего никому не должен. Но к этой основе мы возвращаемся если только нет доводов, и уже было упомянуто единогласное мнение сподвижников о том, что закят с товара является обязательным.

3. Хадис Кайса бин Аби Гарзата, где он сказал: «Вышел к нам посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в тот момент, как мы продавали раба, мы назывались симсарами ( т.е. посредники, через которых заключаются торговые сделки ), и он сказал: «О, торговцы, поистине ваша торговля перемешивается с пустословием и ложными клятвами. Очищайте же ее с помощью садака или же долей садака». [Достоверный, его привел Ахмад 4/6, Ан Насаи 7/14, Абу Дауд, Ат Тирмизи №1208 и Ибн Маджа №2154 и др]. И Ибн Хазм сказал: «Это – обязательная садака, которая не имеет определенной границы, однако каждый, по мере того, сколько было у него в торговле пустословий и ложных клятв, выплачивает садака, которая будет как искупление». И другие доводы и не доводы, которыми поднял шумиху Ибн Хазма, рахимахуЛлах, в «Аль Мухалля» 5/233 и далее. И правильное мнение, это мнение джумхура (большинства ученых). А Аллаху ведомо лучше.

Б) Условия закята с товара.

В имуществе, приготовленном для дохода и торговли, чтобы закят стал с него обязательным, обуславливается следующее:

1. Что бы этот товар изначально не был тем видом, с которого нужно выплачивать закят, как скотина, золото, серебро и т.п. Потому что не бывает два закята с одной вещи, по единогласному мнению ученых. А с таких вещей будет их личный закят, по более правильному мнению, т.к. их личный закят более достоверен, нежели закят с товара, потому что единогласное мнение ученых сошлось на нем. А тот, кто занимается торговлей теми вещами, у которых нет личного нисаба, то он уже выплачивает закят как с товара. [См. «Аль Маджму’» 6/50 и «Аль Мугни» 3/34].

2. Что бы доходило до нисаба, а это нисаб денег, т.е. 85 г золота.

3. Что бы прошел год.

В) Когда нужно подсчитывать нисаб в закяте с товара?

Относительно времени подсчета нисаба с закята с товара, у ученых в этом вопросе три мнения:

1. В конце года, и это мнение Малика и Аш Шафии.

2. В течении всего года, таким образом, что если сумма опустится ниже нисаба хотя бы на мгновение, то год прерывается, и это мнение джумхура.

3. В начале года и в конце, и не обращать внимание на то, что между этим, и это мнение Абу Ханифы.

Г) Как торговец должен выплачивать закят со своего товара?

Если срок подошел к концу, то торговец должен собрать все свое имущество, которое состоит из:

1. Вложенную сумму, прибыль, отложенные суммы и стоимость товара.

2. Долги, возврат которых ожидается.

И он должен стоимость товара прибавить к его наличным деньгам, и к долгам, которые должны ему, и возврат которых ожидается, а потому должен вычесть оттуда столько, сколько он сам должен. И со всего того, что получилось должен выплатить четверть десятины, т.е. 2,5%, в зависимости от цены товара в день выплаты закята, а не в момент его покупки. Это мнение джумхура, и с ними согласился Малик, относительно торговца, который покупает и продает. Однако, про монополиста, который покупает товар, а затем выжидает время и наблюдает за рынком, пока не поднимется цена, а потом продает, про такого он сказал, что он должен выплачивать закят лишь тогда, когда продаст свой товар, и выплачивает лишь за один год, даже если этот товар у него лежал несколько лет.

Д) Нужно ли выплачивать закят самим товаром или же его стоимостью?

Джумхур (большинство ученых) склонились к мнению, что нужно выплачивать стоимость, и что нельзя выплачивать самим товаром. Т.к. нисаб подсчитывается ценой, и закят с него будет подобен как закят со всех остальных видов имущества.

А по мнению Абу Ханифы и Аш Шафии, в одном из его мнений, что торговец сам выбирает чем ему выплатить закят, товаром или же стоимостью. [«Аль Бадаи’» 2/21 и «Аль Мугний» 3/31].

А шейх аль ислам предпочел мнение о том, что нужно смотреть, в зависимости от пользы того, кому выплачивается закят (и уже выплачиваешь либо товаром, либо стоимостью). [«Маджму’ аль фатава» 25/80].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.13 (0.008 с.)