Перевод книги «Сахих фикх сунна» раздела «Закят». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перевод книги «Сахих фикх сунна» раздела «Закят».



Сахих-фикх-сунна-Закят.

 

БисмиЛляхи Ррахмаани Ррахиим.

 

Перевод книги «Сахих фикх сунна» раздела «Закят».

Автор шейх Абу Малик Камаль бин Сайид Салим наш современник один из учеников шейха Мустафа аль Адави.

 

 

Содержание:

Определение слова «Закят». Стр.: 3.

Положение закята и его степень. Стр.: 3.

Некоторые достоинства и пользы закята. Стр.: 4.

Положение того, кто отказывается выплачивать закят и наказание за это. Стр.: 5.

Условия, при которых закят становится обязательным. Стр.: 7.

Является ли обязательным закят с имущества детей или умалишенных? Стр.: 8.

Условия, которые должны собраться в имуществе, чтоб закят стал обязательным с этого имущества. Стр.: 8.

Закят с долгов. Стр.: 9.

Каково положение имущества, которое приобретено в период ожидания завершения года, если уже накопился нисаб? Стр.: 10.

Виды имущества, с которого надо выплачивать закят. Стр.: 11.

Закят с золота и серебра. Стр.: 11.

Нужно ли золото добавлять к серебру, что бы получился нисаб? Стр.: 12.

13. Закят с банковских купюр (денег). Стр.: 13.

Закят с украшений. Стр.: 14.

А) Не нужно платить закят с украшений из жемчуга и драгоценных камней. Стр.: 16.

Б) Представим, если у женщины будут золотые кольца с кусочками бриллиантов, то как ей нужно выплачивать закят? Стр.: 16.

В) Нужно ли выплачивать закят с посуды и картин сделанных из золота и серебра? Стр.: 16.

Закят с заработной платы. Стр.: 17.

Закят с приданного. Стр.: 17.

Закят с животных. Стр.: 17.

Закят с верблюдов. Стр.: 18.

19. Будет ли достаточным выплатить сверх того, что является обязательным для него? Стр.: 21.

Закят с коров. Стр.: 22.

Закят с баранов. Стр.: 22.

Нужно ли выплачивать закят с детенышей? Стр.: 23.

Описания, которыми должно обладать животное, которое отдается как закят. Стр.: 24.

Является ли закят обязательным с самого имущества или же с его хозяина? И польза этого вопроса. Стр.: 24.

Если стадо принадлежит двум партнерам, то как они должны выплачивать закят? Стр.: 25.

Есть ли еще какие либо изменения по причине партнерства, помимо животноводства? Стр.: 26.

Закят с посевов и плодов. Стр.: 26.

А) Не обуславливается истечение года, для выплаты закята с посева и плодов. Стр.: 28.

Б) Когда закят с посева и плодов становится обязательным? И когда его нужно выплачивать? Стр.: 28.

В) Обуславливается ли нисаб для посевов и плодов? И какого его количество? Стр.: 28.

Г) Как вычисляется нисаб с остальных продуктов, с которых надо выплачивать закят, но которые не измеряются объемом? Стр.: 29.

Д) Нужно ли соединять виды плодов для того, что бы набрался нисаб? Стр.: 29.

Е) Нужно ли присоединять урожай с целого года, для того, что бы получился нисаб? Стр.: 29.

Ж) Вычисление на глаз пальмовых плодов и винограда. Стр.: 29.

З) Можно ли кушать посевы до того, как их соберут? И нужно ли считать съеденное? Стр.: 30.

И) Каков размер закята, который обязательно нужно выплачивать с посевов и плодов, если они достигают нисаба? Стр.: 30.

К) Нужно ли откладывать на расходы и затраты для посева, а так же на долги с получаемого урожая, а уже с оставшегося выплачивать закят? Стр.: 31.

Л) Земля бывает двух видов. Стр.: 31.

М) Закят с того, что выходит с земли под налогом. Стр.: 32.

Н) Как нужно выплачивать закят с урожая земли, которая взята под аренду, и на ком обязателен закят на владельце или на том, кто взял под аренду? Стр.: 32.

28. Нужно ли платить закят с меда? Стр.: 33.

Закят с товара. Стр.: 34.

А) Положение закята с товара. Стр.: 36.

Б) Условия закята с товара. Стр.: 37.

В) Когда нужно подсчитывать нисаб в закяте с товара? Стр.: 37.

Г) Как торговец должен выплачивать закят со своего товара? Стр.: 37.

Д) Нужно ли выплачивать закят самим товаром или же его стоимостью? Стр.: 37.

Закят с сокровищ и рудников. Стр.: 37.

А) Что делать тому, кто нашел клад? Стр.: 38.

Б) В закяте с клада не обуславливается ни нисаб, ни истечение года. Стр.: 39.

В) К кому же уходит эта пятая часть? Стр.: 39.

Г) Нужно ли платить закят с металлов? Стр.: 40.

Д) Можно ли выплачивать стоимость закята с клада, а не сам клад? Стр.: 40.

30. Какого положения выплаты закята заранее, до истечения года? Стр.: 41.

Кому полагается закят. Стр.: 42.

Можно ли распределять сразу всем восьми категориям, или же можно ограничиться лишь на некоторых? Стр.: 42.

А) Богатство – это препятствие для получения закята под предлогом бедности или недостатка. Стр.: 44.

Б) Можно ли распределять закят на факыра или мискина, которые способны работать? Стр.: 44.

В) Размер, который распределяется на бедняков и неимущих с закята. Стр.: 45.

Для выкупа рабов. Стр.: 46.

Должники. Стр.: 47.

На пути Аллаха. Стр.: 48.

Путник. Стр.: 49.

Определение слова «Закят».

Лингвистическое значение слова «Закят» (прирост) - это сам процесс: добавить что - либо, если это увеличилось и прибавилось. Закят – это баракят, увеличение, очищение и улучшение [«Аль Му’джам аль васит» 1/398]

 

А шариатское значение слова «Закят» - это конкретная доля из определенного вида имущества, в определенное время, которая распределяется на конкретных личностей.

 

И эта конкретная, выплачиваемая доля имущества прозвана «Закят», потому что она увеличивает имущество, из которого оно было взято, по сути пополняет его и защищает от бед [«Аль Маджму’» у Ан Навави 5/324]. Это потому, что закят очищает душу того, кто его выплачивает [«Маджму’а фатава» у Ибн Таймийи 8/35 с подобным смыслом]., как об этом сказал Всевышний: «Возьми из их имущества садака, посредством которого ты их очистишь ( их имущество, потому что если не выплачивать его, то имущество портится ) и очистишь их ( их сердца, потому что если не выплачивать его, то сердце портится . Ат Тауба 103

Закят с долгов.

 

Относительно закята с долга ученые разногласят на три мнения:

- Закят лежит на кредиторе (тот, кто дал в долг), т.к. в сущности это его деньги.

- Закят лежит на должнике, т.к. в сущности это он в данный момент распоряжается этим имуществом.

- Закят не лежит ни на ком из них, т.к. никто из них не владеет этим имуществом полностью.

 

И самым правильным мнением относительно закята с долга, можно сказать что долг бывает двух видов:

1. Долг, на который рассчитывают, что его вернут, таким образом, что должник соглашается, что он должен и у него есть возможность вернуть долг. То такой кредитор должен ежегодно выплачивать закят и с того имущества, которое он одолжил, и с того имущества, которое он имеет при себе. Это передал Абу Убейд в «Аль Амуаль» стр. 432 от Умара, Усмана и Ибн Умара из числа сподвижников и др. из числа их последователей (табиин).

 

2. Долг, на который не рассчитывают, что его вернут, таким образом, что должник находится в трудном положении и не наблюдается у него улучшений, или должник отрицает, что он должен и у кредитора нет доказательств.

 

Некоторые ученые сказали, что если он все-таки вернет свой долг, то должен выплачивать закят за все те года, когда долг находился у должника, и это мнение Али [Иснад достоверный, это привел от него Абу Убейд в «аль Амуаль» 431/1220 и привел это от него Аль Байхакы 4/150 с достоверным иснадом] и Ибн Аббаса. [Иснад слабый, это привел Абу Убейдд в «Аль Амуаль» и Аль Альбани в «Аль Ирва» №786 указал на его слабость].

Другие ученые сказали, что должен выплачивать закят лишь за этот один год, и это мнение Малика.

Третьи сказали, что ничего не должен выплачивать, ни за прошлые года, ни за этот год, и это мнение Абу Ханифы.

Шейх аль ислям Ибн Таймийа 52/84 сказал: «И самое правильное мнение, это мнение тех, которые не обязывают вообще ничего выплачивать до тех пор, пока не пройдет год, или же обязывают выплачивать лишь один закят тогда, когда забирают свой долг, это мнение сильное».

Пришло достоверно от Усмана бин Аффана, что он сказал: «Это месяц ваших закятов и если на ком-нибудь есть долг, то пусть выплатит его, что бы отделилось ваше имущество и вы бы смогли выплатить с него закят». [Достоверно, это привел Малик №591, И привел это от него Аш Шафии 1/237 и Аль Байхакы 4/148. И это достоверно, как об этом сказано в «аль Ирва» №789].

Аиша сказала: «Если одолжить что либо, то закят с этого не выплачивается до тех пор, пока это не заполучить». [Привел это Ибн Аби Шейба 4/32 с двумя иснадами и в обоих есть слабость, но Аль Альбани посчитал его хорошим в «Аль Ирва» №784 по причине этих обоих иснадов].

 

Польза:

Если у кого-нибудь будет в наличии имущество, которое достигло нисаба, а сам он является должником, то, если этот долг больше чем весь нисаб или при выплате этого долга имущество не будет подниматься до уровня нисаба, то в таком случае закят не выплачивается. А если при выплате долга имущество не убавится ниже уровня нисаба, то он должен отложить то, чтоб хватило на погашение долга, а с оставшегося имущества выплатить закят. Например, если его имущество составляет тридцать динаров, и он пять динаров должен, то ему нужно выплачивать закят с двадцати пяти динаров.

 

Закят с золота и серебра.

Если в золоте, серебре и в их владельце состоятся те условия, на которые мы указали, и золото и серебро достигли нисаба, и прошел год, то в этот момент является обязательным выплатить закят с них, и это бывает один раз в год.

 

Нисаб золота и серебра, а также размер закята, выплачиваемого с них.

Пришло в хадисе от Али бин Аби Толиба, да будет доволен им Аллах, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если у тебя будет двести ( серебряных ) дирхамов и пролежат целый год, то с них нужно выплатить пять. А за золото ничего не нужно платить, пока у тебя не накопиться двадцать ( золотых ) динаров, а если у тебя будет двадцать динаров и пролежат они целый год, то с них нужно выплатить пол динара». [Его удостоверил Аль Альбани. Привел его Абу Дауд №1558, Ат Тирмизи №616, Ан Насаи 5/37, Ибн Маджа №1790 и Ахмад 1/121. И этот хадис удостоверил Аль Бухари, как это передал от него Ат Тирмизи и Аль Хафиз в «Аль Фатх» посчитал эту передачу хорошей. Так же это удостоверил Аль Альбани в «Сахих Абу Дауд» №1391]. Так же посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если серебряных монет меньше чем пять раз по сорок ( т.е. двести ), то нет в этом садака…). [Достоверный, его привел Аль Бухари №1484 и Муслим №979].

 

Отсюда мы берем следующие пользы:

Первое: Нисаб серебра равен 5 авак [Авак – это множественное число от авкыйа, которая равняется сорока дирхамам по единогласному мнению. И получается, что пять аваков равняется двум ста дирхамам]. = 200 дирхамов из чистого серебра. А это в свою очередь равняется 595гр. серебра.

 

Закят с украшений.

Ученые первых и последних поколений разногласят относительно закята с золотых и серебряных украшений, и вот два самых распространенных мнения:

 

Первое мнение:

Закят с золотых и серебряных украшений, которые одеты на женщине, не выплачивается. И это мнение большинства ученых [«Ад Дарру аль мухтар» 2/41, «Бидаяту аль муджтахид» 1/242, «Аль Маджму’» 6/29 и «Аль Мугни» 3/9-17], и Ибн Умара, Джабира, Аиши и Асмы бин Аби Бакр из числа сподвижников, и их доводы:

1. Хадис: «С украшений закят не выплачивается». [Ибн Аль Джаузи в «Ат Тахкык» и Аль Байхакы и др. сказали, что этот хадис ложный см. «Аль ирва» №817]. И если поднять эти слова до пророка, то это будет ложь, правильно сказать, что это слова Джабира.

2. Передается от Нафи’а, что ибн Умар наряжал своих дочерей и своих рабынь в золото, и не выплачивал с него закят. [Достоверно, это привел Малик №585 и Аль Байхакы 4/138 с достоверным иснадом].

3. Слова Ибн Умара: «С украшений закят не выплачивается». [Достоверно, это привел АбдуРраззак 4/82 и похожий хадис привел Ибн Аби Шейба 3/154 и Ад Даракутни 2/109 с достоверным иснадом].

4. Слова Джабира бин АбдиЛля, когда его спросили об украшениях, выплачивается ли с них закят, Джабир ответил: «Нет». Тогда спросили: «А если достигнет до тысячи динаров»? Джабир ответил: «Даже если будет больше». [Достоверно, это привел АбдуРраззак 4/82 и Аль Байхакы 4/138 с достоверным иснадом, так же это одна из версий Ибн Аби Шейбы 3/155]. А в другом риваяте «Можно давать поносить и можно носить самой».

5. Передается от Аиши, что она в своей комнате опекала дочерей, сирот ее брата и у них были украшения, и она не выплачивала закят с их украшений. [Достоверно, это привел Малик №584 и АбдуРраззак 4/83 и он достоверный].

6. Передается от Асма, что она не выплачивала закят с украшений. [«Аль Мусаннаф» у Ибн Аби Шейбы 3/155 с достоверным иснадом].

7. Так же они сказали, что закят бывает лишь с имущества, которое увеличивается и приносит доход, а украшения – это как одежда, которое дозволено одевать и оно не увеличивается. В противоположность если начать его копить как сокровища или превратить его в товар, то в этом случае уже надо платить закят.

Примечание: Ученые, которые придерживаются этого мнения, обусловили, что бы украшение было дозволенным, а если это украшение будет запретным, как например, если мужчина оденет золото, например, то в этом случае они обязывают выплачивать закят.

 

Второе мнение:

Что как с золотых, так и с серебряных украшений, если они достигают нисаба и пролежали целый год, то нужно выплачивать закят. И без разницы будет ли это украшение надето или его копят и хранят, или его приготовили как товар. [Это мнение ханафитов и одна версий от Ахмада и Ибн Хазма, см. «Аль Фатх аль Кадиир» 1/524 и «Ад Дарру аль мухтар» 2/41 и «Аль Мухалля» 6/78. И это мнение Ибн Мас’уда, Умара и АбдуЛла бин Амра, так же это одна из версий от Аиши]. И их доводы [См. «Джами’ ахкам ан ниса» 2/143 и то, что идет дальше, у нашего шейха Мастафа бин Аль Адави, да сохранит его Аллах]:

1. Обобщенные тексты, которые пришли в Великой Книге, слова Всевышнего: «Те, которые накапливают золото и серебро и не расходуют его на пути Аллаха, обрадуй же их болезненным наказанием». Ат Тауба 34.

2. Обобщенные хадисы от пророка, мир ему и благословение Аллаха, которые приказывают выплачивать закят с золота и серебра, например, вот эти его слова: «Любой владелец золота, которые не будет выплачивать с него долю, то в Судный день будут сделаны огненные свитки и его будут клеймить ими…». [Недавно были упомянуты источники].

3. Так же более конкретные хадисы, которые указываются на обязательность выплачивания закята с украшений, и угрожающие тем, кто не выплачивает из них закят. Например:

А) Хадис Амр бин Шу’ейб от его отца, от его деда, что женщина пришла к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и вместе с ней была ее дочка, и на руке у ее дочки были два больших, золотых браслета и он спросил у нее: «Выплачиваешь ли ты закят с этого»? Она ответила: «Нет». Он сказал: «Обрадует ли тебя, если Аллах в Судный день по причине их замурует тебя в стены, в стены из огня»? И тогда она сняла их и бросила к пророку, мир ему и благословение Аллаха, и сказала: «Они принадлежат Всевышнему Аллаху и Его посланнику». [Достоверный, отталкиваясь от подобных хадисов (сахих лишшавахид). Его привел Абу Дауд №1563, Ан Насаи 5/38, Ат Тирмизи №637 и Ахмад 2/178].

Б) Хадис АбдуЛлаха бин Шаддада, где он сказал: «Мы пришли к Аише, жене пророка, мир ему и благословение Аллаха, и она сказала: «Зашел ко мне посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он увидел в моей руке серебряные кольца и спросил: «Что это, о Аиша»? И я ответила: «Я сделала их, чтоб украшаться для тебя, о посланник Аллаха». И он спросил: «И выплатила ли ты с них закят»? Я ответила: «Нет, или как пожелает Аллах». И он сказал: «Это твой удел из огня». [Хороший, отталкиваясь от подобных хадисов (хасан лишшавахид). Его привели Абу Дауд №1565, Ад Даракутни 2/105, Аль Хааким 1/389 и Аль Байхакы 4/39 и в его иснаде ходят разговоры, которые становятся незначительными по причине того, что перед этим].

В) Хадис Асма бинт Язид, которая сказала: «Мы с моей тетей зашли к пророку, мир ему и благословение Аллаха, а на ней был золотой браслет, и он спросил нас: «Выплачиваете ли вы с него закят»? Мы ответили: «Нет». Он сказал: «А вы что не боитесь, что Аллах замурует вас в стены из огня? Выплатите с него закят». [Хороший, отталкиваясь от подобных хадисов (хасан лишшавахид). Его привел Ахмад 6/461 и Ат Табарани в «Аль Кабир» 24/181 и его иснад хороший отталкиваясь от подобных хадисов, упомянутых выше].

 

4. Некоторые предания, которые пришли от сподвижников, такие как:

А) Предание Ибн Мас’уда, что женщина спросила его о закяте с украшений, и он ответил: «Если оно достигает двух сот дирхамов, то выплачивай с него закят». Она спросила: «У меня есть сироты, могу ли я выплатить закят им»? Он ответил: «Да». [Достоверный, отталкиваясь от других хадисов (сахих лигойрихи). Его привел АбдуРраззак 4/83 и Ат Табарани 9/371 с достоверным иснадом отталкиваясь от других хадисов].

Б) Предание Умара, что он написал Абу Мусе аль Аш’ари: «Прикажи женщинам своих мусульман, чтоб они давали садака со своих украшений (а в другом риваяте, чтоб они выплачивали закят со своих украшений), и пусть они не ссорятся по причине подарков». [Ибн Аби Шейба 3/153, Аль Бухари в «Ат Тарих аль Кабир» 4/217 и Аль Байхакы 4/139 и его иснад оборван].

В) Предание от АбдуЛла бин Амра, что он: «Писал своему казначею Салиму, что бы тот выплачивал каждый год закят с украшений своих дочерей». [«Ас Сунан» у Ад Даракутни 2/107 с хорошим иснадом].

Г) Предание от Аиши, что она сказала: «Нет проблем одевать украшения, если платить с них закят». [Ад Даракутни 2/107 и Аль Байхакы 4/139 с хорошим иснадом].

И так же достоверно передается, что этого мазхаба придерживался Саид бин Аль Мусайиб, Саид бин Джубейр, Ибрахим Ан Нах’и, Ато бин Аби Рабах, Аз Зухри, АбдуЛла бин Шаддад, Суфьян ас Саури и др. как это передал наш шейх, да сохранит его Аллах, в «Джами’ ахкам ан ниса» 2/156-157.

 

Более правильное мнение:

После того, как были изложены доводы обеих сторон, более правильным мнением, на мой взгляд, а знание об этом у Всевышнего Аллаха, будет мнение, что является обязательным выплачивать закят с золотых и серебряных украшений, по любому, если они достигают нисаба и пролежали целый год. Это мнение сильнее со стороны доказательств и безопаснее со стороны отношений, и таким образом можно избежать разногласий.

А) Не нужно платить закят с украшений из жемчуга и драгоценных камней.

Кроме золота и серебра, закят не является обязательным ни в каких остальных видах драгоценностей, как например, жемчуг, кораллы, хризолит (драгоценный камень), корунд и т.д. по единогласному мнению ученых. Т.к. нет довода на это. [См. «Аль Муватта» у Малика 1/250, «Аль Умм» у Аш Шафии 2/36 и «Аль Маджму’» 6/6].

За исключением, что если это будет как продаваемый товар, то в таком случае уже нужно выплачивать закят, как и с любого товара, это, по мнению большинства, и придет это позже в своем разделе ин ша Аллах.

Б) Представим, если у женщины будут золотые кольца с кусочками бриллиантов, то как ей нужно выплачивать закят?

Если есть возможность, без того, что бы портить эти кольца, снять эти бриллианты (и взвесить), то в этом случае она должна выплачивать закят с золотых колец, не принимая во внимание бриллианты, по стечению года. А если невозможно снять их, только если испортить кольца, то в этом случае нужно примерно вычислить и выплатить закят лишь с золота. А если эти кольца приготовлены на продажу, то тут уже нужно выплачивать закят с их стоимости, а бриллианты идут как товар, по мнению большинства ученых.

 

 

В) Нужно ли выплачивать закят с посуды и картин сделанных из золота и серебра?

Использование золотой и серебряной посуды является запрещенным, особенно использовать в еде, питье и т.п., как об этом сказал пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Не пейте из золотой и серебряной посуды и не одевайте шелк и парчу. Поистине, это ( золотая и серебряная посуда и шелк ) для них ( неверных и многобожников ) в этой жизни, а для нас в последней». [Аль Бухари №5633 и Муслим 2067].

Среди ученых, даже среди тех, кто сказали, что не обязательно выплачивать закят с украшений, если их носят и они используются, нет разногласия, что если какую-либо вещь, из золота и серебра, нельзя использовать и приобретать, то выплачивать закят с нее обязательно. И в это нет разницы между мужчиной и женщиной, потому, что смысл запрета охватывает и их (женщин) так же. А смысл запрета – это исраф (чрезмерность), высокомерие, обида и зависть в сердцах бедняков, а в этом равны и мужчины и женщины. Единственное только, женщинам разрешаются украшения, т.к. они в них нуждаются, что бы украшаться перед мужем, а в посуде и т.п. такой нужды нет, поэтому они остаются быть запрещенными.

И изображения являются запретными, а если они будут из серебра и золота, то их запретность усиливается. И если это понятно, то с них нужно выплачивать закят, без каких либо разногласий среди ученых, но закят будет обязательным лишь при достижении нисаба или при прибавлении их (посуды и картин) к тому имуществу, которое у него имеется из того же сорта. [«Аль Мугни» у Ибн Кудама 3/15-16].

 

Закят с заработной платы.

 

Человек, рабочий или же служащий, который получает зарплату ежемесячно или еженедельно, то такой попадает под одно из двух положений:

 

Первое: Если у него есть имущество, достигающее размера нисаб, затем, он каждый месяц зарабатывает еще имущество поверх этого. Это и есть третье положение, которое уже было упомянуто, относительно имущества, которое приобретено в период ожидаемого года (ожидаемый год, человек его ждет, чтоб потом выплатить закят) [Вернись в раздел этой статьи «Положение имущества, приобретенное в период ожидания завершения года, если уже накопился нисаб»]. И поэтому владелец должен следить за сроком каждой зарплаты и выплачивать с нее соответствующий закят по истечению года с момента ее получения.

А если кто хочет облегчения, простоты и великодушия, и хочет помочь беднякам и остальным, кто достоин закята, то может выплачивать закят сразу со всего имущества, которым он владеет, в тот момент, когда закончится год первого нисаба, которым он владел. Заработает больше награду, будет выше степенью и избавится от лишних проблем. И в этот момент, когда он будет выплачивать закят по истечению года с первого нисаба, то получается, что он выплачивает закят с остального имущества заранее, еще до окончания года, а выплачивать закят до окончания года является дозволенным, особенно если в этом есть нужда или польза. [Взято из фатав постоянной комиссии и фатав большого ученого Ибн База, рахимахуЛлах «Фатава аль ислямийа» Джам’ аль муснад стр. 76].

Он также может поступить третьим способом, выплачивать закят с чистого излишка, т.е. отложив столько, чтоб хватило на проживание ему и тем, кого он содержит, [«Фикх аз закят» 1/549]. а затем уже, по истечению года, выплатить закят со своего имущества, которое у него было.

Второе: Если его имущество не достигает нисаба, и он ежемесячно получает зарплату и откладывает каждый месяц определенную сумму, то в этом случае закят для него необязателен, пока не достигнет нисаба. То в этом случае уже начинается отсчет года, а это уже точно такое же состояние как и то, о котором только что шла речь.

 

Закят с приданного.

 

Приданное женщины (махр), точно такое же как и любое другое имущество, и с ним нужно поступать точно так же как и со всем остальным имуществом:

 

1. Если женщина, получила приданное из такого сорта, с которого нужно выплачивать закят, и это приданное достигает нисаба, или больше, то по истечению года нужно выплатить с него закят.

2. Если ее приданное переходит к ней постепенно (с отсрочкой), то это приданное приобретает положение долга, которое уже было упомянуто. И если ее муж обеспеченный и выплатить оставшийся махр ему не составит проблем, то в этом случае она должна выплатить закят с ее приданного, которое находится во владениях мужа. А если ее муж находится в тяжелом положении (финансовые затруднения), то в этом случае, по более правильному мнению, ей необязательно выплачивать закят, а когда она получит свое преданное, то выплатит закят лишь за один год.

3. Если женщина получила свое приданное, а затем муж дал ей развод еще до того, как вступил с ней в половой акт, и прошел уже год с момента как накопился нисаб, то в этом случае она выплачивает закят с половины приданного, а муж выплачивает с остальной половины, а Аллах знает лучше.

 

Закят с животных.

 

Закят с верблюдов.

 

Нисаб верблюдов и размер закята, который нужно выплачивать с них.

Кто владеет верблюдами, чье количество не превышает пяти, мужского пола или женского, молодые или взрослые, то закят выплачивать не обязательно. Передается от Абу Саида аль Худри, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не выплачивается садака со стада, количеством менее пяти верблюдов». [Достоверный, его привел Аль Бухари №1447 и Муслим №979, и он уже был упомянут].

А если уже превышает пять верблюдов, то пророк, мир ему и благословение Аллаха, в хадисе от Анаса, когда Абу Бакр отправил ему послание, разъяснил размер закята, который нужно выплачивать. И вот это послание, слово в слово, т.к. в будущем в этом будет большая нужда.

Передается от Анаса, что Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, написал ему послание, когда поставил его правителем над Бахрейном: «БисмиЛляхи АрРахмани, АрРахим. Это обязательное садака, которое посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, вменил в обязанность мусульманам, и то, чем обязал Аллах Своего посланника. И если кто из мусульман попросят садака должным образом, то пусть даст ее, а если кого попросят сверх нормы, то пусть не дает. Двадцать четыре верблюда, все что менее этого, то за каждые пять верблюдов нужно выплачивать одну овцу. От двадцати пяти до тридцати пяти верблюдов, нужно выплачивать годовалого верблюжонка женского пола. От тридцати шести до сорока пяти нужно выплачивать двухгодовалого верблюжонка женского пола. От сорока шести, до шестидесяти, нужно выплачивать трехгодовалого верблюжонка женского пола. От шестидесяти одного до семидесяти пяти, нужно выплачивать четырехгодовалого верблюда женского пола. От шестидесяти семи до девяноста, нужно выплачивать двух двухгодовалых верблюжат женского пола. От девяноста одного до ста двадцати, нужно выплачивать двух трехгодовалых верблюжат женского пола. А если превышает сто двадцать верблюдов, то за каждые сорок верблюдов выплачивается двухгодовалый верблюжонок женского пола. А за каждые пятьдесят верблюдов выплачивается трехгодовалый верблюжонок женского пола. А если у кого имеется лишь четыре верблюда, то закят с них не обязателен, если только их хозяин сам не пожелает. А если достигает пяти верблюдов, то нужно выплачивать одну овцу.

Теперь закят с мелко-рогатого скота, со свободно-пасущегося, от сорока до ста двадцати, нужно выплачивать одну овцу. Если превышает сто двадцать до двухсот, то нужно выплачивать две овцы. Если превышает двух сот до трех сот, то нужно выплачивать три овцы. А если превышает три сотни, то за каждую сотню нужно выплачивать одну овцу. А если свободно-пасущихся баранов будет меньше сорока, хотя бы на один, то закят с них не обязателен, если только их хозяин сам не пожелает. А с двухсот дирхамов ( серебряных ), нужно выплачивать одну сороковую часть. А если у него будет лишь сто девяносто, то закят с них не обязателен, если только их хозяин сам не пожелает». [Достоверный, его привел Аль Бухари №1454, Абу Дауд №1567 и Ан Насаи 5/18].

 

И основываясь на это хадисе, закят выплачивается согласно следующей таблице:

Количество верблюдов   Размер обязательного закята с них
От До
    Нет с них закята
    Одна овца Две овцы Три овцы Четыре овцы
      Одного «Махад» [А если нету, то его может заменить Лябун мужского пола, как это позже придет].(это верблюжонок женского пола, которому исполнился один год и пошел второй).
    Одного «Лябун» (это верблюжонок женского пола, которому исполнилось два года и пошел третий).
    Одного «Хакка» (это верблюжонок женского пола, которому исполнилось три года и пошел четвертый).
    Одну «Джаза’а» (это верблюжонок женского пола, которому исполнилось четыре года и пошел пятый).
    Две «Лябун»
    Две «Хакка»

 

 

Скажу, это – то количество, которое пришло в хадисе Абу Бакра от посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и на этом состоялось единогласное мнение ученых. [«Аль Маджму’» 5/400, «Аль Амваль» у Абу Убейда стр. 363 и «Аль Мугни» 2/577].

 

А если верблюдов будет больше чем сто двадцать, то, по мнению многих ученых, в противоположность ханафитов, [Ханафиты склонились к мнению, что закят после 120 начинается сначала, т.е. за каждые пять верблюдов, нужно выплачивать одну овцу, прибавляя ее к двум «Хакка». И т.д. если, то что свыше 120, достигнет количества, с которого нужно выплачивать Лябун, то нужно выплатить, а когда достигнет того количества, что нужно выплачивать Хакка, то нужно выплатить. См. «Фатх аль Кадиир» 1/497].

 

Ан Нах’и и Ас Саури, тут нужно работать согласно следующей таблицы, которая заключается в том, что за каждые пятьдесят верблюдов, нужно выплачивать Хакка, а за каждые сорок – Лябун, и это упомянуто в предыдущем хадисе.

 

Количество верблюдов   Размер обязательного закята с них
От До
    Трех лябун Одного Хакка и двух лябун Два Хакка и одного лябун Три Хакка Четыре лябун Три лябун и одного хакка Два лябун и два хакка Три хакка и одного лябун Четыре хакка и [Примечание от переводчика: Тут типографическая ошибка, правильным является, что от 200 до 209 верблюдов нужно выплачивать четыре хакка или пять лябун, а не четыре хакка и пять лябун. Т.к. Хакка выплачивается с 50 верблюдов, а с двух сот выплачивается четыре хакка 50*4 = 200, а лябун выплачивается с 40 верблюдов, а с двух сот выплачивается пять лябун 40*5 = 200] пять лябун

 

 

Вот так нужно поступать, а если десяток не накопился, то прощается, а если накопился круглый десяток, то уже закят увеличивается, будь то хакка или лябун, отталкиваясь от той основы, которую мы упомянули, что за каждые 50 верблюдов, выплачивается одна хакка, а за каждые 40 – одна лябун. [См. «Фикх аз Закят», 2/195].

 

Примечание: То количество, которое упомянуто в таблице, туда входят все виды верблюдов как двугорбые, так и одногорбые и др., т.к. слово «Верблюд» охватывает их всех.

Если нужно платить верблюда определенного возраста, а такого нету, то что делать?

Если нужно платить верблюжонка определенного возраста, а такого среди всего стада не имеется, то пусть выплатит верблюжонка на ступень помладше, такого возраста, когда уже он пригоден для выплаты им закята, [А это по следующему порядку: Махад, Лябун, Хакка и Джаза’а] и добавит сборщику закята еще две овцы или же двадцать дирхамов [Под дирхамами имеется ввиду доплата, а не стоимость двух баранов].

Или же пусть выплатит верблюжонка на ступень выше, и заберет у сборщика закята двух овец ли двадцать дирхамов. Это касается каждого, для кого закят обязателен.

 

Передается от Анаса, да будет доволен им Аллах, что Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, написал ему виды обязательного садака, которое вменил в обязанность Аллах Своему посланнику, мир ему и благословени Аллаха: «Тот, чей закят с верблюдов достиг Джаза’а, а у него нету джаза’а, но есть хакка. То пусть отдаст ее и в придачу двух овец, если они есть, или двадцать дирхамов. А тот, чей закят достиг хакка, а у него нету хакка, но есть джаза’а. То пусть отдаст ее, а сборщик закята вернет ему двадцать дирхамов или двух овец. А тот, чей закят достиг хакка, а у него есть только Лябун, то пусть отдаст ее и добавит двух овец или двадцать дирхамов или двух овец*. А тот, чей закят достиг Лябун, а у него есть только Махад, то пусть отдаст ее и добавит вместе с ней двадцать дирхамов или двух овец». [Аль Бухари №1453 и Ибн Маджа №1800].

 

* [Примечание от переводчика: Повторение фразы «или двух овец» возможно, это типографическая ошибка, т.к. у Аль Бухари под этим номером хадис упомянут без повторения этой фразы].

 

Так же из этого хадиса можно заметить следующее [См. «Фатх аль Бари» 3/371], что если в наличии нет того, что он должен выплачивать, но есть то, что выше на две ступени или ниже на две ступени, то пусть он ее выплачивает, и разница тогда будет составлять сорок дирхамов или четыре овцы, закрывая тот недостаток. И т.д.

 

Исключением из вышеупомянутого правила будет следующее, что если он должен выплачивать махад, а у него нету лябун женского пола, но есть лябун мужского пола, то в этом случае он заменяет махад женского пола без того, чтоб добавлять или забирать что-либо сверху. Как это пришло в вышеупомянутом хадисе от Анаса, когда Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, написал ему повеления пророка, мир ему и благословение Аллаха, относительно закята, в нем содержится следующее: «А если у него нету махад женского пола как полагается, но у него есть лябун мужского пола, то пусть отдаст его и нет ничего сверху (т.е. не добавляет и не забирает разницу)». [Аль Бухари №1448 и Ан Насаи №2447]

 

Закят с коров.

 

Нисаб коров и размер закята, который нужно выплачивать с них.

 

Передается от Муаза бин Джабаля, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Отправил меня посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в Йемен и приказал мне что бы я забирал ( закят ) с коров ( следующим образом ): С сорока – одна Мусинна (двухгодовалая телка), а с тридцати – один Таби’ или одна Таби’а (годовалый теленок)». [Удостоверил аль Альбани, его привел Ат Тирмизи №619 (Примечание от переводчика: Возможно допущена типографическая ошибка, этот хадис у Ат Тирмизи находится под №622, а не под №619). Так же его привел Абу Дауд №1561, Ан Насаи 5/26 и Ибн Маджа №1803].

 

В этом количестве соединяются буйволы и коровы, т.к. буйвол это породы коровьих по единогласному мнению ученых, и поэтому они объединяются. [«Аль Мухалля» 6/2, «Аль Мугний» 2/594 и «Маджму’ аль фатава» 25/27



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.248.66 (0.14 с.)