Посевы и плоды, с которых обязательно нужно выплачивать закят. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Посевы и плоды, с которых обязательно нужно выплачивать закят.



Ученые единогласны в том, что является обязательным выплачивать закят с тех видов, с которых брал закят пророк, мир ему и благословение Аллаха, как: пшеница, ячмень, финики и изюм. А затем уже разногласят, относительно того, но что не пришел четкий текст, и мы в общем приведем их мнения:

1. Закят выплачивается лишь только с четырех видов и не с чего больше. [«Аль Мухалля» 5/209 и дальше, «Нейль аль аутар» 4/170, «Аль Амуаль» у Абу Убейда 469/1378, «Тамам аль Минна» стр. 372-373 и «Фикх аз закят» 1/377]. И это мнение Ибн Умара, [Передал Абу Убейд 469/1378 с достоверным иснадом от Ибн Умара, что он сказал относительно садака с посева и плодов: «То, что дает пальма, виноград, пшеница или ячмень». И подобный этому хадису есть в «Аль Муснад» у Аш Шафии №656 с достоверным иснадом], Аль Хасана аль Басри, [Это привел от него Абу Убейд 469/1379-1380. И Ибн Занджуйа 1030/1899 с достоверным иснадом от него], Ас Саури, Аш Шу’ба, Ибн Сиррина, Ибн Мубарака, Аби Убейды и др саляф. Это так же передается в одной из версий от Ахмада, и это мазхаб Ибн Хазма, за исключением только, что он посчитал недостоверным хадис про изюм, и поэтому не считал, что с изюма выплачивается закят. Это так же Аш Шаукани, а затем Аль Альбани.

 

И ученые этого мнения привели в довод следующее:

Передается от Аби Бурдата, от Аби Мусы и Му’аза, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, отправил их обоих в Йемен обучать народ делам религии и приказал им, что бы они брали садака лишь только с этих четырех (сортов): пшеница, ячмень, финик и изюм. [Аль Хааким 1/401, Аль Байхакы 4/125 и его удостоверил Аль Альбани в «Ас Сахиха» №879].

И так же, помимо этих четырех сортов не пришло ни текстов, ни единогласного мнения. И нельзя сказать, что они равны с другими сортами в том, что это еда, которая насыщает, или что они равны в том, что в них большая польза. Неправильным будет делать кыяс (сравнение по аналогии) или заводить их под один сорт, а значит, что остальные виды продуктов остаются на основе.

И так же пророк, мир ему и благословение Аллаха, когда ограничил лишь эти четыре сорта для садака, и ни с чего помимо этого больше не брал, он точно знал, что у людей есть и другая еда, которое насыщает и есть другое имущество, которые произрастает из земли. И нельзя сказать, что он не брал с этого закят и оставлял это просто так, подобно тому, как не брал закят с лошадей и рабов.

 

2. Закят выплачивается с любых продуктов, которые способны насыщать, и которыми можно запасаться. [«Аль Муватта» 1/276 типография Аль Халяби. Так же «Аль Мухаззаб» 5/493 – вместе с «Аль Маджму’» и «Фикх аз закят» 1/378]. И это мнение Малика и Аш Шафии.

Продукты, которые способны насыщать – это те, которыми люди питаются и живут на них в обычное время, не во время тяжелых обстоятельств, как например, пшеница, ячмень, кукуруза, рис и т.п. И не нужно платить закят с: орехов, миндалей, фисташек и т.п. Т.к. это, пусть даже ими можно запасаться, но это не еда, которой питаются люди, что бы насытиться.

И ученые этого мнения привели в довод следующее:

Хадис Муаза бин Джабаля, и в этом хадисе следующее: «А что касается длинных огурцов, арбуза, граната, сахарного тростника и зелени, то посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, оставлял это». [Слабый, его привел Аль Байхакы 4/129, Аль Хааким 1/558 и Ад Даракутни 2/97. См. «Ат Тальхыс» №837].

И так же те продукты, которые выступают как основная потребляемая пища, которая насыщает, то она подобна верблюдам, коровам и баранам среди остальных животных.

3. Закят является обязательным со всех продуктов, которые засушиваются, хранятся и измеряются объемом. [«Аль Мугни» 2/690, «Шарх мунтаха аль ирадат» 1/388 и «Фикх аз закят» 1/381]. И это самое распространенное мнение от Ахмада. Сюда уже заходят: зерна и плоды, которые взвешиваются и которыми запасаются, бобовые, как фасоль, горох, чечевица. Так же финики, изюм, миндаль, фисташки и др. продукты, которые подходят под эти описания.

И нет закята с остальных фруктов, как: орехи, яблоки и т.п., так же нет с овощей. И ученые этого мнения привели в довод следующее:

А) Слова пророка, мир ему и благословени Аллаха: «Нет садака с того, что менее пяти аусак ( один уаск равен шестидесяти са’а) ». [«Аль Бухари №1447 и Муслим №979]. И сказали, что нужно принимать во внимание взвешивание сыпучих сортов. И это указывает на то, что закят будет лишь в тех сортах, которые измеряются объемом.

Б) Его, мир ему и благословение Аллаха, слова: «Нет садака с зерен и с фиников, пока не достигнет пяти аусак…». [Муслим 979 и Ан Насаи №2485]. И сказали, что это указывает на обязательность закята с зерен и с фиников, и указывает на то, что не является обязательным со всего остального.

А Ибн Таймийа предпочел мнение, что главное в этом вопросе это то, что этим продуктом можно запасаться и ничто иное. Т.к. присутствует подходящий смысл для того, чтоб закят стал обязательным, в противоположность тех товаров, которые взвешиваются или измеряются емкостями, это уже ничто иное как расчет.

4. Закят является обязательным со всех продуктов, которые произрастают из земли, которые сеет человек. [«Аль Мухалля» 5/212, «Аль Хидая» 2/502 и «Аридату аль ахуази» 3/135].

И это мнение Умара бин АбдульАзиза, Абу Ханифы и Дауда Аз Зохири. Так же это мнение предпочел Ибн аль Араби и достаточно обширно его доказал.

И ученые этого мнения привели в довод следующее:

А) Обобщенный смысл слов Всевышнего: «О, те, которые уверовали, расходуйте из тех благ, которые вы приобрели, а так же из того, что Мы взращиваем для вас из земли». Аль Бакара 267. И сказали, что не нужно разделять между одним видом расходования и другим.

Б) Слова Всевышнего: «… и отдавайте их долю в день сборки». Аль Ан’ам 141. После того, как были упомянуты виды продуктов из рая, с пальм, посевов, оливки и гранаты.

В) Слова пророка, мир ему и благословени Аллаха: «То, что орошается небом ( т.е. без использования каких либо инструментов и без участия человека ), то с этого десятина, а то, что орошается поливом ( т.е. искусственно, используя технику и с помощью человека ), то с этого половина десятины ( т.е. одна двадцатая . И сказали, что нет разницы, будет ли эти продукты, как основная еда, которая насыщает или нет, съедобные или нет, можно ли ими запасаться или нет. Ибн аль Араби сказал: «И самое сильное мнение в этой теме, это мнение Абу Ханифы со стороны доводов, более благоприятное для бедняков и лучше для выражения благодарности за оказанную милость, и к тому же на это указывает обобщенный текст аята и хадиса».

А хадис, в котором идет речь лишь о четырех видах, объяснили его так, что даже если и согласиться что он достоверный, то его нужно понимать, что в тот момент просто не было ничего, кроме этих четырех сортов!

А) Не обуславливается истечение года, для выплаты закята с посева и плодов.

По единогласному мнению ученых не обуславливается истечение года, для выплаты закята с посева и плодов, как об этом сказал Всевышний: «… и отдавайте их долю в день сборки». Аль Ан’ам 141. Т.к. те плоды, которые произрастают они же сами по себе и есть прибыль, в противоположность остального вида имущества, с которого выплачивается закят, там обуславливается истечение года, что бы была возможность использовать это имущество. [«Аль Мугний» 6/696]

 

 

Б) Когда закят с посева и плодов становится обязательным? И когда его нужно выплачивать?

 

Закят становится обязательны, как только стало видно, что созрели посевы и окрепли зерна, т.к. в этот момент это уже еда, а до этого это еще злак. Точно так же как и по истечению года или по созреванию фиников и винограда, а до этого, они называются неспелыми финиками и неспелым виноградом.

 

А касательно времени выплаты закята, то с зерен его надо выплачивать после очистки, а с плодов, после сборки, т.к. это время самого пика свежести и время, когда начинают запасаться.

И отсюда вытекает следующее, что если посев погибнет до того, как созрел, то ничего не нужно выплачивать, а если погибнет после того, как созрел, но еще до его сборки и запасания, то закят является обязательным. [«Аль Мугний» 2/702 и «Шарх мунтаха аль ирадат» 1/390].

 

 

В) Обуславливается ли нисаб для посевов и плодов? И какого его количество?

По мнению большинства ученых, чтоб закят с посевов и плодов стал обязательным, обуславливается нисаб, и его количество: пять аусаков с очищенного от шелухи зерна. Как об этом сказал пророк, мир ему и благословени Аллаха: «Нет закята с того, что менее пяти аусак». [Сошлись на его достоверности, он уже был упомянут].

 

И это количество примерно равняется [«Фикх аз закят» 1/400] 50 египетским кейлям (мера объема) или 4,17 ардабба (мера веса). Это так же приравнивается к полной емкости равной примерно 647 кг. пшеницы. И если сбор не достигает этого нисаба, то, по мнению большинства ученых, среди которых оба ученика Абу Ханифы, что закят не является обязательным. А сам Абу Ханифа считает, что закят является обязательным в любом количестве, доходящим до нисаба или нет, приводя в довод обобщенный смысл хадиса: «То, что орошается небом ( т.е. без использования каких либо инструментов и без участия человека ), то с этого десятина…» [Скоро придут источники этого хадиса], и так же, раз не обуславливается, что бы прошел год, так же и не обуславливается нисаб.

Однако хадис «Нет закята с того, что менее пяти аусак» [Сошлись на его достоверности, и он уже был упомянут], нельзя ставить в противоречие с предыдущим хадисом, т.к. этот хадис более конкретный и разъясняющий обобщенные положения.

 

А предыдущий хадис обобщенный и имеющий несколько смыслов, а этот четко разъясняет нисаб, а предыдущий же хадис просто указывает, когда надо выплачивать десятину, а когда половину десятины, и поэтому нет противоречий между этими двумя хадисами, а Аллаху ведомо лучше. [См. «Аль Мугний» 2/695 и «И’лям аль муваккыин» 3/229].

 

 

Г) Как вычисляется нисаб с остальных продуктов, с которых надо выплачивать закят, но которые не измеряются объемом?

А что касается тех плодов, которые не измеряются объемом, как хлопок, например, по мнению тех, кто говорит, что с него нужно выплачивать закят, то ученые разногласят относительно его нисаба на несколько мнений [См. «Фикх аз закят» 1/401]:

1. Нужно смотреть на стоимость, и если его стоимость достигает минимальной стоимости тех плодов, которые измеряются объемом, то нужно выплачивать закят, а если нет, то нет.

2. Нисабом будет являться пять самых больших мер веса, которым измеряется данный продукт.

3. Нисабом таких продуктов является нисаб с денег.

4. Нет там нисаба, и нужно выплачивать закят как с малого количества так и с большого.

5. Нужно приравнивать к весу, который уже был упомянут, а это 647 кг.

 

И Ибн Кудама в «Аль Мугний» 2/697 предпочел последнее мнение и сразу вслед за последним мнением сказал: «Но на все эти мнения я не знаю ни довода, ни основы, на которую можно было бы опираться, и это все противоречит словам пророка, мир ему и благословени Аллаха: «Нет закята с того, что менее пяти аусак»».

 

А касательно его ограничений, то я вообще не считаю, что с них надо выплачивать закят.

 

 

Д) Нужно ли соединять виды плодов для того, что бы набрался нисаб?

 

Более правильным мнением ученых является то, «Что нужно соединять плоды с одного вида, но все виды друг с другом не нужно соединять. Не нужно соединять пшеницу с ячменем и т.п., так же не нужно соединять виды бобовых одних к другим, как горох, бобы, чечевица и тп…». [«Аль Маджму’» у Ан Навави 5/511-513]. И это мнение большинства саляф.

«А касательно видов пшеницы, то одни из них присоединяются к другим. И так же ячмень, один вид ячменя присоединяется к другому. И так же виды фиников, одни из них присоединяются к другим». [«Аль Мухалля» у Ибн Хазма 5/253]. Даже если их названия различаются и даже если сады, которыми владеет один человек, находятся вдали друг от друга.

Есть и такие ученые, которые дозволили присоединить пшеницу к ячменю, и дозволили присоединить виды бобовых. «Фасоль, горох, чечевица, зеленый горошек и т.п. что бы получился нисаб со всего этого. И это мнение Малика и одна из версий от Ахмада, так же это мнение выбрал шейх аль ислам». [«Аль Мугний» 2/560. «Аль Мудауана» 1/288 и «Маджму’уа аль фатава» 25/23-24].

Скажу, что я не знаю доводов на это мнение, и более правильным кажется первое, а Аллах лучше знает.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.159.150 (0.026 с.)