ТОП 10:

Тема 6. Политические и правовые учения в Германии в конце ХУШ-начале Х1Х вв.



 

Изучение политических и правовых учений в Германии в конце ХУШ-начале Х1Х вв. следует начать с уяснения исторической и социально-экономической обстановки, сложившейся в Германии в рассматриваемый период, расстановки классовых сил в стране, особенностей классовой борьбы и отражения ее в политической и правовой идеологии.

При изучении идей исторической школы права важно знать, что ее приверженцы обращали особое внимание не на вопрос о содержании права, а на то, как оно возникает, какова история права. Они подвергли острой критике естественно-правовую теорию за революционные выводы. Следует учесть особенности исторической школы права, оправдывавшей реакционные политические и правовые институты. Вместе с тем необходимо помнить, что историческая школа права пыталась рассмотреть право как закономерно развивающееся явление, что в выводах этой школы были отдельные методологические положения, имевшие плодотворный характер.

Учение Канта о праве и государстве следует рассматривать в связи с его философскими и нравственными воззрениями. Прогрессивное значение имели его взгляды о достоинстве человека, руководствующегося в своих поступках велениями нравственных законов; особую роль отводил Кант нравственному закону – “категорическому императиву”, содержание которого необходимо знать. Необходимо также уяснить, что понимание права Кантом связано с присущим человеческой личности свободой. Отсюда и определение права как совокупности определенных условий, ограничивающих произвол одного лица по отношению к другим посредством объективного общего для них закона свободы.

От этики и права Кант перешел к рассмотрению государства. Под государством он понимал объединение многих людей, подчиненных правовым законам. При этом благо государства Кант видел в торжестве права и его охране. Необходимо уяснить, что мысль Канта о том, что назначение государства в совершенном праве, в соответствии организации государства принципам права, позволяет считать его одним из основателей прогрессивной концепции “правового государства”. Следует знать особенности выдвинутого Кантом принципа народного суверенитета и понять, что этот мыслитель был одним из наиболее ранних и типичных идеологов реформизма. Студенты должны разобраться в особенностях выдвинутого Кантом проекта установления "”вечного мира”.

При знакомстве с учением Гегеля о государстве и праве необходимо учитывать эволюцию политико-юридических воззрений этого мыслителя.

Рассматривая взгляды Гегеля на право, надо иметь в виду, что понятие “право” употреблялось им в трех основных значениях: 1) право как свобода (“идея права”); 2) право как определенная ступень и форма свободы (“особое право”); 3) право как закон (“позитивное право”). В правовом учении Гегеля особое место занимает его концепция абстрактного права, включающая в себя проблематику собственности, договора и неправды. Суть абстрактного права в том, что в его основе лежит свобода отдельной личности (человека). Сама же свобода выражается в разумном самоограничении личного произвола. “Будь лицом и уважай других в качестве лиц”. Свобода личности , по Гегелю, свою реализацию находит в праве частной собственности. Люди являются равными как свободные личности, равны в их одинаковом праве на частную собственность (но не на размер владения собственностью). Гегелевское понимание свободы и права направлено против рабства и крепостничества. Важно учесть, что в представлении Гегеля отчуждение личности свободы несправедливо и подлежит преодолению.

Следует знать разграничение Гегелем гражданского общества и политического государства. Он видел гражданское общество как антагонистическое, раздираемое противоречиями, как войну всех против всех. При этом Гегель считал, что даже при чрезмерном богатстве гражданское общество недостаточно богато, чтобы бороться с чрезмерной бедностью. Надо также знать, какие сословия внутри гражданского общества выделял Гегель.

Необходимо уяснить положение Гегеля о соотношении гражданского общества и государства. Он считал, что развитие гражданского общества предполагает наличие государства как его основания, что государство есть скорее то первое, в пределах которого семья развивается в гражданское общество. Эти идеи Гегеля носили идеалистический характер. Вместе с тем следует иметь в виду, что идеи о взаимосвязи, о соотношении гражданского общества (социально-экономической сферы) и политического государства, о диалектическом характере этих связей и отношений имели большое теоретическое значение.

По Гегелю, государство представляет собой идею разума, свободы и права, это “великий нравственный организм”, “шествие бога в мире”, оно, по его мнению, выражает всеобщий интерес. Следует уяснить гегелевскую концепцию разделения властей и понять, что политическим идеалом мыслителя была конституционная монархия, в рамках которой создается возможность мирного перехода от существовавшего в то время в Германии полуфеодального строя к буржуазному. В этом вопросе Гегель, несмотря на умеренность, занимал исторически прогрессивные позиции.

Студенты должны знать взгляды Гегеля на международное право и понять его знаменитого положения: “Что разумно, то действительно; что действительно, то разумно”.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.45.196 (0.003 с.)