ТОП 10:

Тема 14. Политические и правовые идеи первой половины ХХ века.



При анализе политико-правовой идеологии современного капиталистического общества следует иметь в виду, по крайней мере, два важных обстоятельства: 1) многоликость(плюрализм) политико-правовой мысли, обусловленную социальной неоднородностью самого капиталистического общества и использованием различных гносеологических (методологических) «измов» при исследовании политико-правовой материи и проблематики; 2) отражение реальных противоречий и проблем, присущих общественным отношениям современного капитализма.

В зависимости от отражаемых политико-правовых реалий буржуазных теорий условно можно подразделить, во-первых, на правовые: психологическую школу права, социологическую теорию права, возрожденное естественное право и др.; во-вторых, на теории власти, демократии и государства (теория элит, теория плюралистической демократии, солидаризма, институционализма).

При анализе этих теорий надо уяснить их функции и роль в обществе. Например, расширение понятия права «социологами» делает ли право более универсальным как орудие социального контроля и повышает ли эффективность его регулятивной функции? Сложный, многозначный характер материи, действующей в обществе, послужил основой для возникновения психологической теории права, крупным представителем которой был Л.И.Петражицкий. Здесь нужно уяснить, на какой грани, части, стороне правового материала строится психологическая теория права, с одной стороны, интуитивное, неофициальное право как средство осуществления монархического режима – с другой.

В начале ХХв. широкое распространение получило политико-правовое учение солидаризма и институционализма Л.Дюги, М.Ориу). Исходя из потребностей гармонизации общественных отношений, авторы солидаристских идей констатируют в качестве факта норму социальной солидарности, призванную служить основой примирения различных интересов.

При изучении указанной теории необходимо понять, что, отражая общечеловеческое в факте – норме солидарности, ее авторы как бы упускают из виду наличие реальных противоречий в общественной жизни, не поддающихся решению на основе нормы солидарности.

Такова же теория институтов М.Ориу. Не отрицая своего рода роли третейского судьи, приписываемой М.Ориу буржуазному государству, надо отметить факт крайней абсолютизации такой роли.

Особняком в этом разделе стоят фашистские и полуфашистские идеи. Важно разобраться в социально-экономической, нравственной подоплеке регенерации подобных идей (они включают в себя расизм, шовинизм, национализм, апелляцию не к разуму, а к эмоциям, зачастую низменным). Фашизм как практика и теория отрицает демократию, сопровождается физическим истреблением прогрессивных деятелей и гонениями на прогрессивную прессу, упразднением представительных учреждений.

Основное орудие фашистской доктрины – тоталитарное государство, в котором происходит сращивание государства с партией, аппаратом, расцветает социальная демагогия. Фашизм – это открытая террористическая диктатура наиболее реакционных слоев буржуазного общества.

Следует обстоятельно изучить историческую школу права, ее положительные и отрицательные черты, ее основные направления.

Важным является теория возрожденного естественного права. Надо знать ее требования и основные направления: неотомизм, феноменологизм, экзистенцианализм, герменевтики.

Одной из расхожих доктрин, сегодня является теория элит, бюрократии и технократии. Поэтому студент должен изучить взгляды В.Парето и Г.Моска, их концепцию элитарного класса.

А также М.Вебера, его типологию власти и концепцию властвования бюрократии.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.160.19.155 (0.006 с.)