ТОП 10:

Тема 1. Введение, предмет, метод и задачи курса истории политических учений, периодизация и закономерности.



Учебная программа

1 Введение

 

Целью изучения истории политических и правовых учений является приобретение студентами знаний о всеобщем процессе развития государственно-правовых воззрений. Полученные знания должны стать основой формирования у студентов навыка решать конкретные политические и юридические проблемы с обще гуманитарных позиций.

В связи с этим преподавание данной дисциплины направлено на решение следующих задач.

Необходимо:

1. показать эволюцию европейской и российской политико-правовой мысли, в рамках которой постепенно выкристаллизовывается убеждение в особой значимости государства и права для создания свободного гражданского общества.

2. продемонстрировать всеобщую преемственную связь основных направлений государственно-правовой мысли различных эпох.

3. научить студентов находить в каждом из направлений рациональные моменты, которые способствовали формированию современного представления о роли государства и права в жизни общества.

4. стимулировать процесс переработки получаемых знаний в самостоятельные убеждения- научно обоснованные, нравственно ответственные.

История политических и правовых учений, будучи юридической дисциплиной, тесно связана с другими предметами, изучаемыми в рамках подготовки юристов, но более всего с теорией государства и права, всеобщей и отечественной историей государства и права, а также историей философии. Поэтому для успешного усвоения истории политических и правовых учений необходимо знание следующих разделов:

а) истории философии, которые характеризуют общий процесс познания окружающего мира в эпоху античности, средневековья и нового времени;

б) теории государства и права, где речь идет о происхождении государства и права, их сущности, типах и формах;

в) всеобщей истории государства и права, в которых рассматриваются государство и право Древнего Востока, античного мира, Голландии и Англии ХVП вв, Франции и США ХVШ в., Германии ХIХ в., а также ведущих европейских стран ХХ столетия;

г) отечественной истории государства и права, где затрагиваются вопросы централизации российского государства, складывания абсолютной монархии, разложения крепостнических и роста капиталистических отношений в России, а также утверждения, развития капитализма в ХIХ в.

 

 

Требования, предъявляемые к освоению.

 

Студент должен освоить:

o критерии оценки политико-правовых доктрин;

o становление и развитие политико-правовой идеологии;

o политические и правовые идеи в государствах Древнего мира и средних веков;

o политические и правовые учения Нового времени;

o теория естественного права;

o теория разделения властей;

o ранний социализм;

o политические и правовые учения России;

o правовые и политические учения Канта и Гегеля;

o либеральные политико-правовые доктрины;

o социалистические политико-правовые теории;

o марксистские правовые учения;

o 3 основные политические и правовые учения второй половины ХIХ века (Остин, Еллинек и др.) и ХХ века (Дюги, Эрлих, Кельзен и др.).

 

I. Формирование представлений о предмете истории политических и правовых учений:

- «пассивное» восприятие и накопление информации о политико-правовой мысли в странах Западной Европы, Востока и России;

- приобретение навыков целенаправленного восприятия знаний о историко-правовых явлениях и процессах определявших закономерности становления и развития политико-правовой мысли в странах Западной Европы, Востока и России;

- приобретение студентами знаний о всеобщем процессе возникновения, становления и развития государственно-правовых взглядов, получивших оформление в политико-правовых идеях, концепциях, доктринах и теориях;

- обогащение знаний и формирование представлений о политических идеалах, обеспечивающих полноценное восприятие этапов становления и развития политико-правовой мысли в странах Западной Европы, Востока и России;

- формирование представления о закономерностях возникновения, становления и развития политико-правовой мысли в конкретно-исторических условиях.

 

II. Формирование теоретических понятий:

- обогащение словаря юридических терминов (существовавших на разных этапах развития политико-правовой мысли);

- выделение и распознавание юридических понятий среди других:

- по существенным признакам;

- на основе овладения приемами сравнения;

- овладение приемами группировки, классификации и обобщения знаний о закономерностях развития политико-правовой мысли с целью формирования понятий.

 

III. Оперирование историко-теоретическими знаниями, умениями и понятиями в практической деятельности:

1) обучение применению историко-теоретических знаний в самостоятельной практической деятельности;

2) обучение применению историко-теоретических знаний в самостоятельной научно-практической деятельности, соединению их с новыми понятиями, выработке новых историко-правовых знаний.

 

Основными целями и задачами изучения данного курса являются:

1. формирование юридического мировоззрения у студентов, позволяющего занимать твердые позиции в отстаивании режима законности;

2. формирование у студентов твердых представлений о пути человеческой цивилизации к ценностям демократии и справедливости;

3. уяснение основных политических процессов в современном мире на основе знаний о закономерностях становления и развития политико-правовой мысли в странах Западной Европы, Востока и России;

4. приобретение умений анализа памятников политико-правовой мысли, оставивших заметный след в истории человеческой цивилизации;

5. овладение навыками аргументировано и юридически грамотно обосновывать свою позицию по дискуссионным вопросам, делать сравнительный анализ политико-правовых идей, концепций, доктрин и теорий.

6. показать эволюцию европейской и российской политико-правовой мысли, в рамках которой постепенно выкристаллизовывалось убеждение в особой значимости государства и права для создания свободного гражданского общества;

7. продемонстрировать всеобщую преемственную связь основных направлений государственно-правовой мысли различных эпох;

8. научить студентов находить в каждом из направлений рациональные моменты, которые способствовали формированию современного представления о роли государства и права в жизни общества.

 

После изучения данного курса студенты должны:

знать:

- этапы становления и развития политико-правовой мысли;

- основные памятники политико-правовой мысли стран Западной Европы, Востока и России на различных этапах становления и развития политико-правовой мысли;

- основные закономерности становления и развития политико-правовой мысли в странах Западной Европы, Востока и России;

- особенности становления государства и права в странах Западной Европы, Востока и России;

- теоретическое обоснование важнейших политико-правовых институтов на различных этапах становления и развития политико-правовой мысли;

- быть способными обобщить результаты, полученные в процесс изучения как гуманитарных, так и обще юридических дисциплин;

- уметь самостоятельно анализировать политико-правовые явления и памятники политико-правовой мысли, раскрывать их взаимосвязь на разных этапах исторического развития;

 

иметь:

- навыки аналитической работы с политико-правовыми идеями, концепциями, доктринами и теориями;

- навыки применения политико-правового опыта к конкретным жизненным ситуациям;

- навыки научно-исследовательской работы в области юриспруденции;

- навыки сравнительно-исторических исследований политико-правовой мысли определившие формирование современных представлений о роли государства и права в жизни общества.

- обладать навыками применения сравнительно-исторических знаний в ходе законотворческой деятельности и экспертной оценки законов.

 

На изучение дисциплины истории политических и правовых учений отводится 90 часов.

 

2 Содержание учебной дисциплины

 

Дополнительная

К теме 1

1. Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб., 1999.

2. Н.Н. Азаркин, В.Н. Левченко, О.В. Мартышин. История политических учений. Вып. 1 М., 1994 г. Введение.

3. Графский В. Г. История политических и правовых учений. М., 2010

4. История политических и правовых учений. Учебник под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М., 2011. Гл. I.

5. Коркунов Н.М. История философии права. Изд.. 4-ое Спб. ,1908.

6. История политических и правовых учений / под ред. О.Э. Лейста. М., 1999.

7. Исаев И. А., Золотухина Н. М. История политических и правовых учений. М., 1995.

8. История политических и правовых учений. Учебник под общ. Ред. О. В. Мартышина. М. 2009. С. 630.

9. История политических и правовых учений. Учебник. Отв. ред. О. Э. Лейст. М. 2010. С. 568

 

К теме 2

1 История политических и правовых учений. Учебник под ред. В.С. Нерсесянца. М., 2011. Гл. III, IV.

2 Конфуций. Лунь-юй // Древнекитайская философия. Собрание текстов в 2-х Т. М., 1972. Т.I.

3 Книга правителя области Шан. М., 1968.

4 Платон. Государство.// Соч. в 3-х т.т. Т.3. ч 1 М., 1971.

5 Платон. Политик. Законы. // Соч. в 3-х т.т. Т 3. ч II. М.,1972.

6 Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993.

7 7. Аристотель. Политика. // Соч. в 4-х т.т. Т 3. ч II .М., 1972.

8 Лосев А. Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 2000.

8.Цицерон. Диалоги « О государстве», «О законах». М.,1966.

9.Цицерон. Об обязанностях. М., 2003.

9 10. Чичерин Б. Н. Политические мыслители Древнего и Нового мира. М., 1999.

10. Утченко С. Л. Политические учения Древнего Рима. М., 1977.

10 12.Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1998.

11 13. История политических и правовых учений. Учебник под общ. Ред. О. В. Мартышина. М. 2009. 890.с

12 14.История политических и правовых учений. Учебник. Отв. ред. О. Э. Лейст. М. 2010. С. 568.

16. Графский В. Г. История политических и правовых учений. М., 2010

17. История политических и правовых учений: хрестоматия. Ч.1. сост. А.Ф. Бичехвост, И.Н. Коновалов, О. Ю. Рыбаков. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2009. -220 с.

18. Антология мировой политической мысли: в 5 т. М., 1997.

19. Антология мировой правовой мысли: в 5 т. М., 1998.

20. Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1992.

 

К теме 3

1. История политических и правовых учений. Учебник под ред. В.С. Нерсесянца. М., 2011. Гл. IV. § 5, V.

2. Новый завет. Перепеч. с Синодального издания. М., 1986. г.

К теме 4

1 Антология мировой политической мысли: в 5 т. М., 1997.

2 Антология мировой правовой мысли: в 5 т. М., 1998.

3 История политических и правовых учений. Учебник под. ред. В.С. Нерсесянца. М., 2011. Гл. VIII.

4 Жиль К. Николо Макиавелли. М., 2005.

5 Макиавелли Н. Государь. М., 1990..

6 Макиавелли Н. Рассуждение о первой декаде Тита Ливия., М. 2000.

7 Культура Возрождения и власть.М., 1999.

8 Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. М., 1999.

9 Лютер М. Избранные произведения. Спб., 1994.

10 Утопический социализм: Хрестоматия. М., 1982.

11 Мор Т. Утопия. М., 1978.г.

12 История политических и правовых учений / под ред. О.Э. Лейста. М., 1999.

13 Исаев И. А., Золотухина Н. М. История политических и правовых учений. М., 1995.

14 История политических и правовых учений. Учебник под общ. Ред. О. В. Мартышина. М. 2009. 890.с

15.История политических и правовых учений. Учебник. Отв. ред. О. Э. Лейст. М. 2010. С. 568.

16. История политических и правовых учений: хрестоматия. Ч.1. сост. А.Ф. Бичехвост, И.Н. Коновалов, О. Ю. Рыбаков. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2009. -220 с.

17. История политических и правовых учений: Средние века и Возрождение. М., 1986.

18. Графский В. Г. История политических и правовых учений. М., 2010.

19. Темнов Е. И. Макиавелли. М., 1979.

 

К теме 5

1. Антология мировой правовой мысли: в 5 т. М., 1998.

2. Антология мировой политической мысли: в 5 т. М., 1997

3. История политических и правовых учений. Учебник под. ред. В.С. Нерсесянца. М., 2011.. Гл.X,XI.

4. Графский В. Г. История политических и правовых учений. М., 2010.

5. Гроций Г. О праве войны и мира. М., 1994.

6. Гоббс Т. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. //Соч. в 2-х тт. Т.2. М., 1991.

7. Гоббс Т. Философские учения о гражданине. М. 2002.

8. Локк Дж. Два трактата о правлении //Соч. в 3-х. тт. Т3. М., 1988.

9. Спиноза Б. Политический трактат //Избр. произв-я. ТII. М., 1957.

10. История политических и правовых учений / под ред. О.Э. Лейста. М., 1999.

11. Исаев И. А., Золотухина Н. М. История политических и правовых учений. М., 1995.

12. История политических и правовых учений. Учебник под общ. Ред. О. В. Мартышина. М. 2009. 890.с

13. История политических и правовых учений. Учебник. Отв. ред. О. Э. Лейст. М. 2010. С. 568.

14. История политических и правовых учений: хрестоматия. Ч.1. сост. А.Ф. Бичехвост, И.Н. Коновалов, О. Ю. Рыбаков. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2009. -220 с.

 

К теме 6

1. Антология мировой политической мысли: в 5 т. М., 1997

2. Антология мировой правовой мысли: в 5 т. М., 1998.

3. Графский В. Г. История политических и правовых учений. М., 2010.

4. Вольтер. Философские сочинения. М., 1989.

5. История политических и правовых учений. Учебник под. ред. В.С. Нерсесянца. М., 2011. Гл.XII.

6. Монтескье Ш. Избран. произведения. М., 1995 .

7. Монтескье Ш. О духе законов. М., 1999.

8. Монтескье Ш. Персидские письма. М., 1956.

9. Руссо Ж.Ж. Трактаты. М., 1969.

10. Робеспьер. М. Избран. произведения в 3-х тт. М., 1965.

11. Бабёф Г. Манифест плебеев //Соч. в 4-х тт. М., 1977. Т3.

12. История политических и правовых учений / под ред. О.Э. Лейста. М., 1999.

13. Исаев И. А., Золотухина Н. М. История политических и правовых учений. М., 1995.

14. История политических и правовых учений. Учебник под общ. Ред. О. В. Мартышина. М. 2009. 890.с

15. История политических и правовых учений. Учебник. Отв. ред. О. Э. Лейст. М. 2010. С. 568.

16. История политических и правовых учений: хрестоматия. Ч.1. сост. А.Ф. Бичехвост, И.Н. Коновалов, О. Ю. Рыбаков. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2009. -220 с.

 

 

К теме 7

1. Антология мировой правовой мысли: в 5 т. М., 1998.

2. Антология мировой политической мысли: в 5 т. М., 1997

3. История политических и правовых учений. Учебник под. ред. В.С. Нерсесянца. М., 2011. . Гл.XV.

4. Гегель. Политические произведения. М., 1978.

5. Графский В. Г. История политических и правовых учений. М., 2010.

6. Кант И. Метафизика нравов.//Соч. в 6-ти тт. Т.4, ч II. М., 1965.

7. Кант И. Метафизические начала учения о праве. //Соч.: В 6т. Т.4, ч II. М., 1965.

8. Кант И. К вечному миру. . //Соч.: В 6т. Т.6, ч II. М., 1965.

9. Фрагменты из произведений И. Фихте //Философские науки. 1973 №2.

10. Гегель. Философия права. М., 1990.

11. История политических и правовых учений / под ред. О.Э. Лейста. М., 1999.

12. Исаев И. А., Золотухина Н. М. История политических и правовых учений. М., 1995.

13. История политических и правовых учений. Учебник под общ. Ред. О. В. Мартышина. М. 2009. 890.с

15 История политических и правовых учений. Учебник. Отв. ред. О. Э. Лейст. М. 2010. С. 568.

16 История политических и правовых учений: хрестоматия. Ч.1. сост. А.Ф. Бичехвост, И.Н. Коновалов, О. Ю. Рыбаков. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2009. -220 с.

 

К теме 8

1 Антология мировой правовой мысли: в 5 т. М., 1998.

2 Антология мировой политической мысли: в 5 т. М., 1997

3 Графский В. Г. История политических и правовых учений. М., 2010.

4 История политических и правовых учений. Учебник под. ред. В.С. Нерсесянца. М., 2011. Гл.XIV.

5 Американские просветители. //Избр. произведения. Т.II. М., 1969.

6 Пейн Т.Здравый смысл // Избран. сочинения. М., 1959.

7 Джефферсон Т. Автобиография. Л. 1990.

8 Федералист. Политические эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея. М., 1994.

9 История политических и правовых учений / под ред. О.Э. Лейста. М., 1999.

10 Исаев И. А., Золотухина Н. М. История политических и правовых учений. М., 1995.

11 11.История политических и правовых учений. Учебник под общ. Ред. О. В. Мартышина. М. 2009. 890.с

12 История политических и правовых учений. Учебник. Отв. ред. О. Э. Лейст. М. 2010. С. 568.

13 История политических и правовых учений: хрестоматия. Ч.1. сост. А.Ф. Бичехвост, И.Н. Коновалов, О. Ю. Рыбаков. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2009. -220 с.

 

К теме 9

1 Антология мировой политической мысли: в 5 т. М., 1997

2 Антология мировой правовой мысли: в 5 т. М., 1998.

3 Бентам И. Избран. сочинения. ТI. Спб., 1867.

4 Графский В. Г. История политических и правовых учений. М., 2010.

5 Сен-Симон А. Избран. сочинения. Т.1-2. М-Л., 1948.г.

6 Милль Дж. Ст. О свободе // Антология западноевропейской классической либеральной мысли. М., 1995.

7 История политических и правовых учений / под ред. О.Э. Лейста. М., 1999.

8 Исаев И. А., Золотухина Н. М. История политических и правовых учений. М., 1995.

9 История политических и правовых учений. Учебник под общ. Ред. О. В. Мартышина. М. 2009. 890.с

10 История политических и правовых учений. Учебник. Отв. ред. О. Э. Лейст. М. 2010. С. 568.

11 История политических и правовых учений: хрестоматия. Ч.1. сост. А.Ф. Бичехвост, И.Н. Коновалов, О. Ю. Рыбаков. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2009. -220 с.

12 История политических и правовых учений. Учебник под. ред. В.С. Нерсесянца. М., 2011. Гл.XV.

 

 

К теме 10

1 Антология мировой политической мысли: в 5 т. М., 1997

2 Антология мировой правовой мысли: в 5 т. М., 1998.

3 Графский В. Г. История политических и правовых учений. М., 2010.

4 Гурвич Г. Д. Философия и социология права: Избр. Соч. М., 2004.

5 История политических и правовых учений. Учебник под. ред. В.С. Нерсесянца. М., 2011. Гл.XIX/

6 Конт О. Курс положительной философии. Спб., 1899-1900. Т.1-2.

7 Спенсер Г. Собр. соч. Т.I. Спб. 1866.

8 Спенсер Г. Социальная статика. СПб., 1906.

9 Гумплович Л. Социология и политика. М., 1895.

10 Иеринг Р. Интерес и право. Ярославль., 1880.

11 История политических и правовых учений / под ред. О.Э. Лейста. М., 1999.

12 Исаев И. А., Золотухина Н. М. История политических и правовых учений. М., 1995.

13 История политических и правовых учений. Учебник под общ. Ред. О. В. Мартышина. М. 2009. 890.с

14 История политических и правовых учений. Учебник. Отв. ред. О. Э. Лейст. М. 2010. С. 568.

15 История политических и правовых учений: хрестоматия. Ч.1. сост. А.Ф. Бичехвост, И.Н. Коновалов, О. Ю. Рыбаков. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2009. -220 с.

16 История политических и правовых учений. Учебник под. ред. В.С. Нерсесянца. М., 2011.

 

К теме 11

1 История политических и правовых учений. Учебник под. ред. В.С. Нерсесянца. М., 2011.

2 Повесть временных лет. М-Л., 1950.

3Слово Даниила Заточника. Л., 1932.

4 Послания Иосифа Волоцкого. М-Л., 1959.

5 Послания Нила Сорского //Труды отделения древнерусской лит-ры. Ин-т русск. лит-ры АНСССР. Л., Т. XXIX.

5 Переписка И. Грозного с А. Курбским. Л., 1979.

6 Пересветов И.С. Сочинения. М-Л., 1956.

7 История политических и правовых учений. М., 1997.г. Гл. XIII.

8 Радищев А.Н. О законоположении //ПСС. Т3 М., 1952..

9 Татищев В.Н. Разговор о пользе наук и училищ., 1887..

10 История политических и правовых учений. М., 1997.г. Гл.XVI.

11 Пестель П.И. Русская Правда. Конституция.//Восстание декабристов. Документы. Т.VII. М., 1958.г.

12 Сперанский М.М. Руководство к познанию законов. Спб., 1845.

13 История политических и правовых учений. М., 1997.г. Гл.XIX

14 История политических и правовых учений. М., 1997.г. Гл. XX.

15 Муравьев Н. М. Проект конституции // Соч. М., 1951

16 Муромцев С.А. Определение и основное разделение права. М.,1879.

17 Чичерин Б.Н. Философия права. М., 1900.

18 Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. Спб. 1904.

19 История политических и правовых учений. М., 1997. Гл.XXII. §§ 4,5,6,7.

20 Петражицкий Л.И. Новое учение о праве и нравственности. Спб., 1910.

21 Новгородцев П.И. Кризис современного правосознания. М., 1909.

22 История политических и правовых учений / под ред. О.Э. Лейста. М., 1999.

23 Исаев И. А., Золотухина Н. М. История политических и правовых учений. М., 1995.

24 История политических и правовых учений. Учебник под общ. Ред. О. В. Мартышина. М. 2009. 890.с

25 История политических и правовых учений. Учебник. Отв. ред. О. Э. Лейст. М. 2010. С. 568.

26 26. История политических и правовых учений: хрестоматия. Ч.1. сост. А.Ф. Бичехвост, И.Н. Коновалов, О. Ю. Рыбаков. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2009. -220 с.

 

 

К теме 12

1 Антология мировой политической мысли: в 5 т. М., 1997

2 Антология мировой правовой мысли: в 5 т. М., 1998.

3 Графский В. Г. История политических и правовых учений. М., 2010.

4 История политических и правовых учений. Учебник под. ред. В.С. Нерсесянца. М., 2011.

5 История политических и правовых учений. М., 1997.г. Гл.XVIII.

6 Маркс К. и Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии.//Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т.4.

7 Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта //Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т.8.

8 Маркс К. Гражданская война во Франции //Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т.17.

9 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.//Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т.21.

10 История политических и правовых учений / под ред. О.Э. Лейста. М., 1999.

7. Исаев И. А., Золотухина Н. М. История политических и правовых учений. М., 1995.

8 История политических и правовых учений. Учебник под общ. Ред. О. В. Мартышина. М. 2009. 890.с

8. История политических и правовых учений. Учебник. Отв. ред. О. Э. Лейст. М. 2010. С. 568.

11 История политических и правовых учений: хрестоматия. Ч.1. сост. А.Ф. Бичехвост, И.Н. Коновалов, О. Ю. Рыбаков. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2009. -220 с.

 

 

К теме 13

1 Антология мировой политической мысли: в 5 т. М., 1997

2 Антология мировой правовой мысли: в 5 т. М., 1998.

3 Графский В. Г. История политических и правовых учений. М., 2010.

4 История политических и правовых учений. Учебник под. ред. В.С. Нерсесянца. М., 2011.

5 История политических и правовых учений. М., 1997.г. Гл.XXI.

6 Ленин В.И. Государство и революция //Полн. собр. соч. Т33

7 Ленин В.И. Очередные задачи Советской власти //Полн. собр. соч. Т36.

8 Ленин В.И. Пролетарская революция и ренегат Каутский //Полн. собр. соч. Т37.

9 Ленин В.И. О государстве //Полн. собр. соч. Т39.

10 История политических и правовых учений. Учебник под общ. Ред. О. В. Мартышина. М. 2009. 890.с

11 История политических и правовых учений. Учебник. Отв. ред. О. Э. Лейст. М. 2010. С. 568.

12 История политических и правовых учений: хрестоматия. Ч.1. сост. А.Ф. Бичехвост, И.Н. Коновалов, О. Ю. Рыбаков. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2009. -220 с.

 

 

К теме 14

1 Антология мировой политической мысли: в 5 т. М., 1997

2 Антология мировой правовой мысли: в 5 т. М., 1998.

3 Графский В. Г. История политических и правовых учений. М., 2010.

4 История политических и правовых учений. Учебник под. ред. В.С. Нерсесянца. М., 2011.

5 История политических и правовых учений. М., 1997.г. Гл.XXII. §§ 4,5,6,7.

6 Петражицкий Л.И. Новое учение о праве и нравственности. Спб., 1910.

7 Новгородцев П.И. Кризис современного правосознания. М., 1909.

8 Вебер М. Избранное. М., 1994.

9 Ганди М. Моя жизнь. М., 1969.

10 Лассуэл Г. Как интегрировать науку, мораль и политику // Социально-политические науки. 1990. № 1.

11 История политических и правовых учений / под ред. О.Э. Лейста. М., 1999.

12 Исаев И. А., Золотухина Н. М. История политических и правовых учений. М., 1995.

13 История политических и правовых учений. Учебник под общ. Ред. О. В. Мартышина. М. 2009. 890.с

13 История политических и правовых учений. Учебник. Отв. ред. О. Э. Лейст. М. 2010. С. 568.

14 История политических и правовых учений: хрестоматия. Ч.1. сост. А.Ф. Бичехвост, И.Н. Коновалов, О. Ю. Рыбаков. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2009. -220 с.

 

 

К теме 15

1 Антология мировой политической мысли: в 5 т. М., 1997

2 Антология мировой правовой мысли: в 5 т. М., 1998.

3 Графский В. Г. История политических и правовых учений. М., 2010.

4 История политических и правовых учений. Учебник под. ред. В.С. Нерсесянца. М., 2011.

5 Рассел Б. История западной философии. Новосибирск.1994.

6 Каддафи М. Зеленая кника. Ч. 1. Решение проблемы демократии. М., 2000.

7 Хайек Ф. А. Дорога к рабству. М., 1992.

8 Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. М., 2000

9 История политических и правовых учений: хрестоматия. Ч.1. сост. А.Ф. Бичехвост, И.Н. Коновалов, О. Ю. Рыбаков. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2009. -220 с.

10 История политических и правовых учений / под ред. О.Э. Лейста. М., 1999.

11 Исаев И. А., Золотухина Н. М. История политических и правовых учений. М., 1995.

12 История политических и правовых учений. Учебник под общ. Ред. О. В. Мартышина. М. 2009. 890.с

13 13.История политических и правовых учений. Учебник. Отв. ред. О. Э. Лейст. М. 2010. С. 568.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Введение

Главными формамиизучения дисциплины «Истории политических и правовых учений» являются: а) лекционные занятия, б) семинарские занятия, в) самостоятельная работа, что не исключает разработки и использования иных инновационных форм.

На изучение дисциплины отводится 90 часов: 30 часов – лекционных занятий, 22 часа – семинарские занятия, 38 часов – самостоятельная работа.

Лекционное занятиеявляется основной формой усвоения теоретического материала, поскольку в режиме реального времени преподаватель может ответить на любой вопрос, возникающий у студента по ходу восприятия лекционного материала, очень важны и комментарии преподавателя по самым разным вопросам изучаемой дисциплины. Преподаватель дает на лекции самую важную информацию, почерпнуть которую самостоятельно студенту не всегда удается.

Кроме указанных объективных причин, требующих от студента посещения лекций, можно отметить и субъективные причины. Посещение лекций является одним из важнейших факторов, характеризующих отношение студента к учебному процессу в целом, и к данной дисциплине в частности.

Следует помнить что лекция – это не монолог преподавателя. Вопросы, заданные лектору по изучаемой теме, помогут лучше разобраться в ней всем остальным студентам, присутствующим на лекции.

Несмотря на то, что каждому студенту предоставляется доступ к компьютерным презентациям лекционного материала, рекомендуется делать конспекты лекций, в которых необходимо фиксировать наиболее важные моменты, связанные с освоением того или иного теоретического вопроса.

Чтение лекций осуществляется в соответствии с учебной программой дисциплины и рабочей программой дисциплины .

Студентам рекомендуется подготовиться к лекции – заранее прочитать соответствующие главы учебника. Во время лекции нужно фиксировать ее ключевые положения – вести конспектирование. Конспекты и работа с конспектами – важный элемент в усвоении курса, в подготовке к экзамену.

При чтении лекций используется мультимедийное оборудование, применяемое для визуализации ключевых положений лекционного курса, демонстрации схем, облегчения знакомства с новой терминологией.

Семинарские занятия– вид учебных занятий, ориентированный на практическое усвоение материала.

Обучающая функция семинарских занятий заключается в освоении студентом навыков работы с текстами, определении методологических проблем, от которых зависит решение конкретных вопросов истории политических и правовых учений, в том числе и в современных условиях.

Развивающая функция семинарских занятий реализуется через формирование у студента научного представления о закономерностях становления и развития политико-правовой мысли, ориентацию на самостоятельное решение отдельных проблем из будущей профессиональной деятельности.

Воспитательная функция семинарских занятий заключена в тесном контакте преподавателя с каждым студентом, позволяющем максимально эффективно воздействовать на мировоззрение студента, на формирование у студентов навыков культуры общения и чувства корпоративной этики.

Организующая функция семинарских занятий предусматривает управление самостоятельной работой студентов, как в процессе занятий, так и после них. В ходе практических занятий осваиваются приемы анализа наиболее значимых юридических норм, государственно-правовых институтов, которые создают базис для дальнейшей самостоятельной работы студентов, для формирования навыков исследовательской работы, для генерации новых зна-ний через использование различного рода информационных ресурсов.

При подготовке к семинару нужно: 1) ознакомиться с соответствующими главами учебника, 2) проанализировать конспект лекции по данной теме, в) прочитать рекомендованные документы в «Хрестоматии», 3) изучить необходимый минимум дополнительной литературы.

Для работы на семинарских занятиях необходимо наличие у каждого студента «Хрестоматии по истории политических и правовых учений». Преподаватели могут разнообразить формы занятий, организовывать деловые игры, контрольные задания, тестовые задания, поручать студентам подготовку докладов и рефератов, подготовку презентаций по теме семинарского занятия, применять иные формы работы со студентами.

Самостоятельная работапредполагает значительный труд студента по ознакомлению с основной и дополнительной литературой по предмету и этот вид деятельности включает в себя и учебно-исследовательскую работу студента – написание под руководством и контролем преподавателя рефератов.

Формами промежуточной аттестации студентов являются тестовые задания, контрольные задания, рефераты, подготовка докладов на конференции. Итоговая форма контроля – экзамен.

Совокупная оценка за курс складывается из следующих показателей:

- отработанность учебной дисциплины студентами;

- посещение занятий;

- участие в дискуссиях;

- результаты промежуточного контроля;

- самостоятельная работа;

- научно-исследовательская работа;

- экзамен по результатам изучения курса.

Высокие оценки по данному предмету – это результат долгой и систематической самостоятельной работы над курсом, работы на лекциях и семинарах. Для восприятия данного курса необходимо наличие знаний таких предметов как: теория государства и права, истории государства и права з/с, истории отечественного государства и права, философия, политология, специально-юридических дисциплин и т.п.

Материально-техническое обеспечение дисциплины:компьютерные классы, видео-комплекс «компьютер – проектор», а также его более сложный вариант, предполагающий наличие и использование интерактивной доски.

Информационные и педагогические технологии, применяемые при изучении курса Истории политических и правовых учений:презентационные материалы к занятиям, контрольные измерительные материалы.

Информатизация образования – это процесс обеспечения системы образования теорией и практикой разработки и использования новых информационных и коммуникационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

Критериями отбора информации для ведения учебного процесса в рамках курса Истории политических и правовых учений являются:

o количество,

o содержание,

o значимость (важность),

o своевременность подачи,

o полнота информации.

 

Основными принципами использования информационных технологий в учебном процессе являются:

· соответствие дидактического процесса и дидактической системы закономерностям обучения,

· принцип ведущей роли теоретических знаний,

· единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения,

· стимулирование и мотивация положительного отношения обучающихся к процессу обучения,

· сочетание абстрактности мышления с наглядностью,

· ориентированность обучения на активность личности,

· соответствие учебно-информационной базы содержанию обучения.

· Применение информационных технологий в учебном процессе по курсу истории политических и правовых учений должно отвечать следующим условиям:

· соответствовать программе курса:

· базироваться на научной обоснованности представляемого материала (соответствие современным знаниям по предмету);

· основываться на единой методике («от простого к сложному», соблюдение последовательности представления материалов и т.д.);

· отсутствие фактографических ошибок, неэтичных компонентов и т.п.;

· оптимальность технологических качеств учебного продукта.

 

Печатный текст по-прежнему остается основным учебным пособием, но средства мультимедиа могут существенно помочь в усвоении материала.

При чтении лекций и проведении семинарских занятий большой положительный эффект достигается параллельной демонстрацией слайдов и видеоматериалов с использованием компьютера и видеопроектора.

Для оптимального эффекта усвоения материала рекомендуется соблюдать следующие правила:

· пропорционально сочетать устный материал со слайдовой информацией;

· не сводить лекцию к переписыванию информации с доски;

· не допускать полного совпадения устной информации лектора и материала слайда;

· не перегружать слайд информацией;

· не менять слайды слишком часто.

Акцентировать внимание студентов на отдельных частях слайда можно при помощи простой анимации или лазерной указки. Оформление слайда не должно быть чрезмерно цветным, или чрезмерно анимированным; шрифт должен быть читаем с последних рядов аудитории. Видеоматериалы лучше использовать непосредственно в конце занятия, при незначительной аудитории или хорошем контакте преподавателя с аудиторией – в наиболее оптимальное время.

Учебно-тематический план

Цель- подготовить студентов в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501.65 «юриспруденция»

 

Категория слушателей: студенты на базе среднего (полного) образования

Срок обучения: 5 лет

Форма обучения: очная

Режим занятий: лекции, самостоятельная работа,

семинарские занятия

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.160.19.155 (0.049 с.)