Качество как фактор успеха предприятия в условиях рыночной экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Качество как фактор успеха предприятия в условиях рыночной экономики



 

Условия рыночной экономики создают определенные рамки для работы предприятий. С одной стороны, предприятия как самостоятельные структуры, вправе принимать решения, ставить для себя цели, добиваться их осуществления выбранными ими способами, вместе с этим они принимают на себя риски, несут ответственность по своим обязательствам перед сотрудниками, контрагентами, государственными органами и обществом в целом. Вместе с тем они соглашаются с установленными обществом и государством «правилами игры», и вступают в конкурентную борьбу на рынке с другими предприятия за своего потребителя.

Успех на рынке имеет сложный и многопричинный характер, в то же время лишь отдельные параметры в определенное время будут иметь решающее значение для конкретного предприятия. Следовательно, высокие достижения на рынке у предприятия будут только в том случае, если оно сумеет добиться конкурентных преимуществ, опираясь на главные факторы успеха в своей отрасли.

Хотя в отношении понятия фактора успеха сложились противоречивые представления, многие едины в том, что оно характеризует переменные, которые оказывают прямое влияние на достижения предприятия. Основой успеха предприятия являются стойкие конкурентные преимущества, заключающиеся в лучших, в понимании клиента, потребительских свойствах конкретной продукции (работ, услуг). В этом отношении речь идет о мере качества продукции, и потребитель делает выбор в пользу более качественной, по его субъективному восприятию, продукции.

Долгосрочное существование предприятия на рынке невозможно без грамотно проводимой стратегической политики, или, проще говоря, без четко разработанного генерального плана действий, учитывающего настоящие возможности и потенциал предприятия, и ориентированного на будущие цели и задачи. С одной стороны, качество играет главную роль в рамках рыночных стратегии, в частности стратегии дифференциации. Влияние качества на успех хозяйственной деятельности косвенно выражается в увеличении рыночной доли, связанном с повышением качества сбываемой продукции.

С другой стороны, влияние качества продукции на успех предприятия не является безусловным. Оно в известном смысле относительно, тогда как такие факторы, как инновационность и близость к клиенту, все чаще идентифицируются в качестве ключевых факторов успеха. Кроме того, для устойчивого рыночного успеха недостаточно концентрации усилий на качестве продукции, и этот параметр желательно включать в интегрированную систему управления качеством. Следует также указать на тенденцию к стиранию различий в качестве, что ведет к повышению взаимозаменяемости товаров на многих рынках. Профилирование собственного предложения по показателю качества едва ли еще возможно во многих отраслях. В такой ситуации все большее значение приобретают факторы цены и сбыта. Сбыт как наличие товара особенно важен для технически простой продукции, так как в условиях слабо выраженных предпочтений по отношению к разным товарным маркам, стабильное обеспечение наряду с ценой становится решающей предпосылкой успешной продажи.

 


Вопросы к разделу 1

1. Что понимается под качеством? Приведите различные определения качества, чему в них уделяется основное внимание?

2. Классификация определений качества по Д.Гарнеру. Приведите примеры определений для каждой выделенной группы классификации.

3. Отличие представлений о качестве в рамках командно-административной и рыночной экономических систем.

4. Понятие объекта качества. Что подразумевается под продукцией в менеджменте качества?

5. Что такое требования к качеству? Как требования к качеству воплощаются в процессе создания качества продукции?

6. Охарактеризуйте процесс создания качества продукции. Если речь идет о незначительных изменениях в технологии изготовления продукции, затрагивающей производственные стадии, как будет выглядеть процесс создания качества? Изобразите его.

7. Что понимается под системой управления качеством? На каких трех принципах основана система управления качеством?

8. Как может быть описана пирамида качества? Какие компоненты включаются в нее?

9. Связь системы управления качеством и уровней управления организацией.

10. Определите взаимосвязь между качеством и успехом предприятия на рынке в современных условиях.

 

Тестовые задания к разделу 1

 

  1. Планируемые и систематически выполняемые организацией – производителем действия, создающие уверенность в том, что качество продукции будет соответствовать предъявляемым требованиям
а) б) в) г) управление качеством; обеспечение качества; реализация политики качества; совершенствование качества.
  2. Совершенствование приемов, методов, механизмов управления качеством, предполагающее проведение технологических изменений в масштабах всей компании относится к
а) б) в) г) стратегическому управлению; тактическому управлению; оперативному управлению; управлению на уровне ежедневных транзакций.
  3. Ориентация на контроль и мониторинг выполнения процессов являющихся исходной информацией для улучшения качества, присуща
а) б) в) г) стратегическому управлению; тактическому управлению; работе отделов технического контроля; управлению на уровне ежедневных транзакций.
  4. Пирамида качества включает в себя следующие элементы (в порядке движения по пирамиде от основания до вершины):
а) б) в) г) качество продукции; всеобщее качество; качество деятельности; качество фирмы.
  5. Улучшение качества достигается за счет:
а) б) в)   г) д) введения новых стандартов с более высоким уровнем качества; осуществления инноваций; повышения уровня профессиональной грамотности сотрудников предприятия, занятых выполнением производственных процессов; внедрения новых технологий; повышения уровня стандартных показателей качества.
  6. Обеспечение качества на предприятии осуществляется посредством:
а)   б)     в)   г) совокупности методов и видов деятельности, направленных на контролирование производственного процесса; проведения испытаний (измерений) продукта / услуги для установления их соответствия или несоответствия заданным требованиям или стандартам; систематической деятельности по совершенствованию производственных процессов; оценки организации – производителя относительно ее возможности стабильно производить продукты / услуги с заданным уровнем качества.
  7. Рыночные условия хозяйствования подчеркивают
а) б) в) г) субъективность понятия качества; объективность и измеримость понятия качества; надиндивидуальность и общий характер понятия качества; нейтральную значимость понятия качества.
  8. Определяющей качество характеристикой является
а)   б)   в)   г) индивидуальная ценность потребления, учитывающая интересы различных сторон; чистая стоимость потребления, подвергаемая объективной проверке (например, прочность, износоустойчивость продукции и пр.); добавочная стоимость, как разница между ценностью продукта и его экономической стоимостью; экономическая стоимость и цена.
  9. Как соотносятся принципы управления качеством и удовлетворенность потребителя?
а) б) в)     г) одно вытекает из другого; они не имеют прямой связи; внедрение принципов управления качеством способствует обеспечению потребителя конкурентоспособными качественными изделиями или услугами; удовлетворенность потребителя является результатом усилий по обеспечению качества.
  10. В условиях командно-административной экономики преобладающим пониманием качества было:
а)   б)   в) г) качество – как способность продукта удовлетворять потребностям народного хозяйства; качество – как соответствие продукта назначению, обуславливающее его применение; качество – как соответствие государственным стандартам; качество – как соответствие нормативной документации по использованию продукта.
  11. В отношении требований к качеству можно сказать
а) б) в) г) они устанавливаются различными заинтересованными сторонами; они постоянны во времени; они носят дискретный характер; они устанавливаются производителем.
  12. Что такое «объект» в управлении качеством?
а) б)   в) г) д) деятельность или процесс; продукция (результат деятельности или процессов), которая, в свою очередь, может быть материальной, или нематериальной; организация, система или отдельное лицо; ресурс различного рода; материальный ресурс на «входе», преобразуемый в системе процессов предприятия в готовый продукт или услугу.

Ситуация к обсуждению



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.157 (0.006 с.)