Роль вторичной когнитивной оценки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль вторичной когнитивной оценки



Если первичная когнитивная оценка интерпретирует характер столкновения с различными факторами, то от вторичной когнитивной оценки зависит как выбор стратегии, так и исход процесса совладания. Вторичная оценка главным образом сфокусирована на распознавании возможностей для разрешения возникшего затруднения: «Вторичная когнитивная оценка является более чем простым интеллектуальным упражнением по выявлению всего, что возможно было бы сделать. Это сложный оценочный процесс, берущий в расчет доступные для совладания возможности, а также вероятность того, что благодаря использованию данной стратегии человеку удастся осуществить изначально предполагаемый результат, и вероятность того, что человек может использовать одну или несколько конкретных стратегий эффективно» (1984, с. 35).

Зависимость эмоциональной реакции от когнитивной оценки

Согласно Лазарусу и Фолкман от специфической когнитивной оценки, используемой человеком при столкновении со стрессором, зависит тип эмоциональной реакции. Разные оценочные паттерны производят различные эмоции. Иллюстрацией этого положения служат полученные авторами (Lazarus & Lunier, 1978) варианты размышлений участников эксперимента над одной и той же воображаемой ситуацией прохождения интервью при приеме на работу и несущей в себе угрозу потенциального отказа.

В ходе эксперимента участникам предлагалось продолжить свои размышления над следующим сценарием: «Cкорее всего, меня отвергнут. Это довольно нежелательный для меня фактор, поскольку у меня нет другой работы…».

Как показало исследование, результат столкновения человека со стрессовой ситуацией, обусловленной потенциальной угрозой, оказывается различным и зависит от используемой человеком когнитивной оценки.

Относительно типа когнитивной оценки угрозы выделено пять типичных реакций, прослеживающихся в пяти вариантах продолжения сценария.

Первый вариант продолжения сценария: «…Если бы у меня были способности пройти интервью успешно, меня бы приняли на эту работу. Но таких способностей у меня нет. Никто не сможет мне помочь. Эта ситуация безнадежная!» – рассматривается исследователями в качестве оценки, усиливающей значение угрозы. Ее использование оборачивается для человека восприятием ситуации прохождения интервью в качестве безнадежной затеи.

В результате ее использования он, скорее всего, откажется от самой попытки прохождения интервью и окажется в глубокой депрессии.

Те же, кто оценивает вероятность отказа иначе, будут по-другому смотреть на саму ситуацию и, следовательно, будут иначе реагировать на нее эмоционально.

Следующий пример наглядно демонстрирует это различие.

Второй вариант продолжения сценария: «…Если бы у меня были способности пройти интервью успешно, меня бы приняли на эту работу. У меня есть такие способности, поэтому мне следует подумать о том, как выглядеть желательным кандидатом на эту должность и что для этого предпринимать. К примеру, можно отрепетировать интервью или принять транквилизаторы для снижения состояния нервозности». Анализируя эту реакцию, исследователи полагают, что от оценки вероятного отказа в качестве угрозы и сопутствующей ей тревоги человеку удается перейти к поиску более обнадеживающих способов успешного разрешения ситуации. В целом такая оценка ситуации начинает более походить на вызов, нежели на угрозу.

 

Третий вариант продолжения сценария: «…Если бы у меня были способности пройти интервью успешно, меня приняли бы на эту работу. Но таких способностей у меня нет. Тем не менее у меня есть друг, который знаком с руководителем этой компании. Он поможет мне заполучить эту должность». В этом случае эмоциональный сценарий будет аналогичным второму случаю, с той лишь разницей, что вместо личных ресурсов для совладания с возможной угрозой участник эксперимента надеется на рекомендации и попечительство друга.

Четвертый вариант продолжения сценария: «…Потерять такую возможность довольно неприятно, но есть и другие должности, которые также привлекательны, как и эта. В случае отказа я буду искать другую работу», – является вариантом, в котором когнитивная оценка потери будет низкой. У человека в запасе есть другие возможности найти себе занятие по душе. Следовательно, оценка потенциальной потери будет весьма незначимая. Соответственно, низким будет и уровень стресса.

Пятый вариант продолжения сценария: «…Если бы у меня была способность пройти интервью успешно, меня бы приняли на эту работу. Но я никогда не получаю того, что заслуживаю, потому что я хуже других. В этом мире нет справедливости…» – является демонстрацией возникновения гнева в результате экстернализации или, иначе говоря, перенесения испытываемого затруднения вовне.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.152.99 (0.006 с.)