Глава 11 Экспериментальное исследование Совладающего Интеллекта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 11 Экспериментальное исследование Совладающего Интеллекта



 

Данная глава посвящена экспериментальному исследованию Совладающего Интеллекта. Для уточнения содержания защитных и совладающих стратегий, представленных в разрабатываемой модели Совладающего Интеллекта, нами был организован международный исследовательский проект (Libin, E., 2003–2008), частью которого являются представленные ниже результаты. В исследовании изучались индивидуальные различия в стратегиях совладания и защиты в сопоставлении с характеристиками темперамента (формальные показатели индивидуальности) и показателями общей удовлетворенности человека жизнью (содержательные показатели индивидуальности).

Организация исследования и психодиагностические методы

Добровольное участие испытуемых в исследовании и гарантированная анонимность результатов обеспечили наиболее оптимальную форму проведения психодиагностического эксперимента, исключающую факторы социального давления и социальной желательности. Таким образом, организация условий эксперимента соответствовала критериям необходимой валидности научного исследования. Участниками исследования, организованного в лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии Психологического Института Российской Академии Образования, были московские школьники, студенты высших учебных заведений и служащие (см. А. В. Либина, 2003).

Методы психологической диагностики и экспериментальные показатели

Процедура исследования состояла в измерении на одной и той же выборке трех рядов переменных: (1) показателей совладающих и защитных стратегий, (2) характеристик темперамента и (3) субъективных оценок удовлетворенности человека жизнью, собой и взаимоотношениями с другими. В список тестов вошли:

1. «Методика диагностики стратегий совладания и защиты» (А. В. Либина, 2002, 2003) и разработанная на ее основе версия Опросник Совладающего Интеллекта (Coping Intelligence Questionnaire, CIQ), одновременно созданный на русском и английском языках (Libin, Е., 2004, 2006).

2. «Опросник структуры темперамента», ОСТ (В. М. Русалов, 1988).

3. «Шкала субъективной оценки удовлетворенности человека жизнью» (Subjective Life Satisfaction Scale, SLS), также одновременно созданная на английском и русском языках (А. В. Либина, 2002, 2003, Libin, Е., 2004, 2006).

Диагностика стратегий совладания и защиты

С целью выявления стратегий совладания и защиты были разработаны «Методика диагностики стратегий совладания и защиты» (А. В. Либина, 2002, 2003) и «Опросник Совладающего Интеллекта» (Coping Intelligence Questionnaire, CIQ, (Libin, 2004, 2006). Указанные выше диагностические методики основаны на универсальной классификации стратегий защиты и совладания человека со сложными жизненными ситуациями, базирующейся на концепции Совладающего Интеллекта. Созданные инструменты направлены на измерение репертуара защитного и совладающего поведения с помощью 36 универсальных шкал. Получаемые с их помощью количественные показатели измеряют выраженность каждой из 18 защитных и 18 совладающих стратегий поведения по пятибалльной шкале, в которой 1 балл соответствует минимальному, а 5 баллов – максимальному значению шкалы.

Изучение психометрической надежности «Методики диагностики совладающих и защитных стратегий» и разработанного на ее основе «Опросника Совладающего Интеллекта» (Coping Intelligence Questionnaire, CIQ), осуществлялось по трем направлениям. Психометрическая надежность проверялась с помощью: (1) анализа частотного распределения экспериментальных показателей; (2) исследования внутренней согласованности показателей на основе критерия альфа-Кронбаха; (3) изучения структуры совладающих и защитных стратегий с помощью факторного анализа (более подробно см. А. В. Либина, 2003; Libin, Е., 2006).

Диагностика структуры темперамента

В основе «Опросника структуры темперамента» (ОСТа) лежит формально-динамическая модель темперамента, разработанная В. М. Русаловым в рамках специальной теории индивидуальности. Подробному описанию различных показателей этой модели темперамента посвящен ряд работ (В. М. Русалов, 1979, 1991; М. В. Бодунов, 1975, 1980, 1988; С. Д. Бирюков, 1988; Е. В. Храмов, 1993), в которых показана высокая конструктивная и эмпирическая валидность теста. В частности, диссертационная работа Е. В. Храмова (1993) полностью посвящена проверке психометрической надежности описываемого опросника. Из выделяемых с помощью ОСТа восьми показателей темперамента четыре относятся к социально-ориентированным и четыре считаются предметно-ориентированными. Выделенные В. М. Русаловым показатели темперамента базируются на теории функциональной системы П. К. Анохина (1975). Согласно Русалову (1989) формально-динамические составляющие индивидуального поведения, к которым относятся выделяемые им восемь темпераментальных характеристик, соотносятся с четырьмя базовыми функциональными параметрами, описывающими любой поведенческий акт.

Четыре базовых темпераментальных показателя соотносятся с четырехступенчатой структурой модели функциональной системы П. К. Анохина, включающей (1) афферентный синтез, (2) блок программирования или принятия решения, (3) блок акцептора действия или реализации программ поведения и (4) блок обратной связи, идущей от результатов действия.

Так, эргичность (активность) соотносится с афферентным синтезом, пластичность (переключаемость) – с блоком программирования или принятия решения, темп (субъективно оцениваемая психомоторная скорость) – со степенью быстроты реализации программ поведения, эмоциональность (эмоциональная реактивность или тревожность) соотносится с блоком обратной связи.

В исследование были включены следующие восемь показателей «Опросника структуры темперамента» (ОСТа), которые приводятся ниже вместе с использованными в исследовании сокращениями: предметная эргичность (ЭР), социальная эргичность (СЭР), предметная пластичность (П), социальная пластичность (СП), предметный темп (Т), социальный темп (СТ), предметная эмоциональность (ЭМ) и социальная эмоциональность (СЭМ).

Оценка выраженности каждого из восьми показателей темперамента осуществлялась по двухбалльной шкале (0 баллов – несогласие с утверждением опросника, 1 балл – согласие). Содержательные характеристики перечисленных выше показателей темперамента приведены в Приложении 2.

Диагностика субъективной оценки удовлетворенности жизнью Для анализа количественных показателей общей удовлетворенности жизнью использовалась разработанная нами Шкала субъективной оценки удовлетворенности жизнью (А. В. Либина, 2002; 2003; 2007), выявляющая 12 параметров удовлетворенности человека различными сторонами жизни (см. ниже).

В экспериментальном исследовании оценивалась удовлетворенность развитием событий в жизни (S1), намеченными целями (S2), жизнью в целом (S3), собой (S4), профессиональными отношениями (S5), а также отношениями с руководством (S6), с коллегами (S7), с подчиненными (S8), с родителями (S9), с друзьями (S10), с противоположным полом (S11) и отношениями в семейной сфере (S12). Выраженность каждого из двенадцати параметров удовлетворенности жизнью оценивалась по пятибалльной шкале (1 балл – минимальное значение шкалы, 5 баллов – максимальное значение шкалы). Психометрическая надежность Шкалы субъективной оценки удовлетворенности жизнью проверялась с помощью (1) анализа частотного распределения экспериментальных показателей и (2) исследования внутренней согласованности показателей на основе критерия альфа-Кронбаха (см. А. В. Либина, 2003; Libin, E., 2006, 2007). Нужно также отметить, что для изучения удовлетворенности жизнью в группах школьников и студентов показатели шкалы S6, S7, S8, S12 были содержательно модифицированы в соответствии с возрастными особенностями.

Шкала субъективной оценки удовлетворенности жизнью

 

Бланк Шкалы субъективной оценки удовлетворенности жизнью (Subjective Life Satisfaction Scale, SLS, 2008) приведен в Приложении 3.

Описание используемых интегральных показателей В исследовании Совладающего Интеллекта интерпретировались как низкие и высокие значения описанных выше экспериментальных показателей, так и их индексы. Индексы являются интегральными показателями изучаемых нами индивидуально-психологических параметров. Под индексом понимается экспериментальное значение усредненной суммы показателей шкал, относящихся к определенному классу индивидуально-психологических показателей.

Так, под индексом общей эмоциональной реактивности (тревожности) понимается усредненный показатель суммы значений предметной и социальной эмоциональной реактивности, отражающей выраженность в структуре темперамента общей эмоциональной реактивности (тревожности). Индекс общей психомоторной активности является усредненным показателем суммы значений социальных и предметных показателей эргичности, темпа и пластичности, отражающей выраженность в структуре темперамента общей психомоторной активности.

Общий индекс совладающих стратегий показывает усредненное значение суммы всех восемнадцати стратегий совладающего характера, отражающей общую выраженность в структуре индивидуального поведения совладания. Соответственно, общий индекс защитных стратегий показывает усредненное значение суммы всех восемнадцати защитных стратегий, отражающей общую выраженность психологической защиты в структуре индивидуального поведения. Индекс активных совладающих стратегий показывает усредненное значение суммы всех девяти совладающих стратегий активного характера, отражающей выраженность в структуре индивидуального поведения активного совладания. Индекс пассивных совладающих стратегий показывает усредненное значение суммы всех девяти пассивных совладающих стратегий, отражающей выраженность в структуре индивидуального поведения пассивного совладания.

Соответственно, индекс активных защитных стратегий показывает усредненное значение суммы всех девяти защитных стратегий активного характера, отражающей выраженность в структуре индивидуального поведения активной защиты. Соответственно, индекс пассивных защитных стратегий показывает усредненное значение суммы всех девяти пассивных защитных стратегий, отражающей выраженность в структуре индивидуального поведения пассивной защиты.

Логика вычисления как общих, так и частных индексов отражена в их названиях. Так, индекс пассивных когнитивных защитных стратегий является усредненным значением суммы всех пассивных социально-, личностно– и предметно-ориентированных когнитивных защитных стратегий. Индекс активных когнитивных защитных стратегий является усредненным значением суммы всех социально-, личностно– и предметно-ориентированных когнитивных защитных стратегий активного характера.

Индекс общей удовлетворенности жизнью является усредненным значением суммы всех 12 показателей удовлетворенности. Индекс базовых показателей удовлетворенности является усредненным значением суммы 1, 2 и 3 показателей (S1 + S2 + S3) удовлетворенности. Индекс удовлетворенности межличностными отношениями является усредненным значением суммы 5–12 показателей (S5 + S6 + S7 + S7 + S8 + S9 + S10 + S11 + S12) удовлетворенности.

Валидность «Методики диагностики совладающих и защитных стратегий» и «Опросника Совладающего Интеллекта» В предыдущих главах было показано, что базовым критерием для разделения стратегий является характер организации взаимодействия человека со сложными повседневными ситуациями. В зависимости от характера организации усилий относительно результата все стратегии подразделяются на две группы. Первую группу составляют совладающие, вторую группу – защитные стратегии. На первом этапе экспериментального исследования проверялась надежность и валидность предложенного нового инструмента измерения стратегий взаимодействия человека со сложной повседневной ситуацией. Пункты шкал Методики диагностики стратегий совладания и защиты подверглись факторному анализу по методу вращений главных компонентов. Результаты факторизации показателей защитного и совладающего поведения показали обоснованность выделения двух крайних типов стратегий – защитных и совладающих. Для проверки семантической адекватности шкал Методики диагностики совладающих и защитных стратегий применялся показатель альфы (α) по Кронбаху, числовое значение которого – от 0 до 1 – позволяет судить о семантической или содержательной однородности проверяемой шкалы. Результаты проверки внутренней валидности показали высокую консистентность анализируемых шкал методики с показателями α = 0.69 – 0.93.

Индивидуальные и групповые различия в предпочтении совладающих и защитных стратегий С целью выявления общих зависимостей между показателями, характеризующими разные сферы индивидуальности, а именно параметрами темперамента (формально-динамическая сфера индивидуальности), стратегиями совладающего и защитного поведения (исполнительная сфера индивидуальности) и субъективной оценкой удовлетворенности человека жизнью (содержательная сфера индивидуальности), использовались метод корреляционного анализа по Пирсону и оценка достоверности групповых различий по t-критерию Стьюдента. Для сравнительного анализ групп с различной выраженностью показателей защитного и совладающего поведения, темперамента и удовлетворенности жизнью использовался метод разделения выборки на группы с низкими и высокими значениями по отдельным экспериментальным показателям (более детальное описание полученных данных см. А. В. Либина, 2003; Libin, E., 2006, 2007).

Защитное поведение и темперамент Представленные в следующих разделах данные представляют собой результат анализа психологической природы защитного и совладающего поведения. Сопоставление показателей защитных и совладающих стратегий с характеристиками темперамента показало сопряженность темперамента как с защитным, так и с совладающим поведением. Ниже приведены (см. рис. 10) статистически значимые корреляции между следующими показателями: социальной эргичностью (СЭР), предметным темпом (Т), социальной эмоциональностью (СЭМ), а также общим индексом активных (когнитивных, эмоциональных и поведенческих) совладающих стратегий и общим индексом активных (когнитивных, эмоциональных и поведенческих) защитных стратегий.

 

Рис. 10. Статистически значимые корреляции между темпераментом и общими индексами защитных и совладающих стратегий

Предметная импульсивность и низкая пластичность как предпосылки формирования защитного поведения Приведенная выше схема иллюстрирует выявленную зависимость между общим индексом активных защитных стратегий, психомоторной скоростью осуществления предметной деятельности (высоким предметным темпом), а также высоким порогом чувствительности к расхождению между желаемым и полученным результатом в социальной сфере (социальной эмоциональной реактивностью). В то же время общий индекс активных совладающих стратегий оказался связан с выраженной социальной эргичностью (психомоторной активностью). Взаимозависимость между активными защитными стратегиями и высоким предметным темпом в сфере темперамента показывает, что с увеличением психомоторной скорости увеличивается вероятность использования человеком неадекватной в данной ситуации стратегии поведения. Иными словами, с увеличением предметной импульсивности (предметной психомоторной скорости или темпа) поведение человека может приобретать защитную направленность.

Связь активных когнитивных и активных эмоциональных защитных стратегий с предметным темпом указывает на явную сопряженность высокой предметной психомоторной скорости с эмоциональной и когнитивной компульсивностью в разрешении жизненных проблем. В отличие от адекватных когнитивных и эмоциональных усилий, содействующих разрешению актуального затруднения, как защитные эмоции, так и защитная когнитивная активность являются помехой. Сопряженность этих показателей позволяет сделать предположение о том, что в сложных ситуациях импульсивность (высокий психомоторный темп в сфере темперамента) может снижать вероятность достижения человеком желаемых результатов.

Эффективность разрешения жизненных трудностей обеспечивается не столько предметной психомоторной скоростью, сколько такими характеристиками темперамента, как адекватность и гибкость (пластичность). Экспериментальным подтверждением этого положения является выявленная обратная зависимость между социальной пластичностью и общим показателем активных поведенческих защитных стратегий. Обнаруженная сопряженность позволяет сделать вывод о дезориентирующем проявлении психомоторной ригидности в освоении социальной сферы. Такое свойство темперамента, как социальная ригидность, на уровне поведения принимает форму компульсивных, саморазрушительных тенденций в отношениях – проявления конформизма и соперничества, использования манипуляций и наигранного поведения, а также не относящейся к делу активности, замещающей актуальную деятельность неактуальной. Вероятно, низкая социальная пластичность или социальная ригидность, дающая о себе знать в сложности установления социальных контактов, в вязкости общения и узости репертуара коммуникативных средств, способствует выбору неадекватных способов общения с окружающими, служащих препятствием на пути к разрешению актуального затруднения и усугубляющим его тягостный характер.

 

Тревожность в социальной сфере как причина и следствие активной защиты

Выявленная корреляция общего показателя активных защитных стратегий с выраженной социальной эмоциональностью в сфере темперамента говорит о том, что защитное поведение может быть обусловлено высоким уровнем социальной тревожности человека. Устойчивая позитивная связь активных защитных стратегий с социальной тревожностью (эмоциональной реактивностью) согласуется с пониманием защитного поведения как неадекватного, компульсивного, негативно отражающегося на эмоциональном состоянии человека и оказывающего неблагоприятное воздействие на его психологическое благополучие. С этой точки зрения социальная тревожность может служить причиной психологического неблагополучия.

С другой стороны, защитное поведение, являясь неадекватным и компульсивным, нарушает благоприятные взаимоотношения с другими и увеличивает вероятность неудач в коммуникативной сфере. В этом случае социальная тревожность является результатом использования психологической защиты. Защитное поведение вызывает у окружающих такие же защитные ответные реакции (Ф. Зимбардо, 1998), что в конечном итоге ведет к неудачам в социальном взаимодействии и увеличению социальной тревожности. Таким образом, высокая чувствительность к расхождению между желаемым и полученным результатом социального взаимодействия (социальная эмоциональная реактивность) может служить как предпосылкой активной защиты, так и являться следствием использования активных защитных стратегий.

Увеличение эмоциональной тревожности и защитное поведение

Психологическая защита любой интенсивности, будь она активная или пассивная, сопряжена с высоким уровнем тревожности в социальной сфере. Так, обнаружена устойчивая взаимосвязь между социальной эмоциональностью, дающей о себе знать в виде тревожности в отношениях с окружающими, и общей пассивной эмоциональной защитой, являющейся интегральным показателем предпочтения пассивных социально-, личностно– и предметно-ориентированных эмоциональных защитных стратегий. Выражение агрессии в пассивной форме через обиду и, в косвенной форме, через негативизм и сопротивление относится к пассивной социально-ориентированной эмоциональной защите. Психосоматизация эмоциональных переживаний или ипохондрия, искаженная аутоэмпатия, превратное истолкование испытываемых переживаний, их отрицание, усугубление или игнорирование описывает личностно-ориентированный компонент пассивной эмоциональной защиты.

Искаженная эмоциональная регуляция, поглощенность тревогой и сомнениями, уход в депрессию, потеря контроля над переживаниями составляют суть пассивной предметно-ориентированной эмоциональной защиты. Тесная связь между пассивными эмоциональными защитными стратегиями и чувствительностью к неудачам в социальном взаимодействии (социальной эмоциональной реактивностью) указывает на дезорганизующую роль не только активных защитных эмоциональных стратегий, но и пассивных. Будучи неинтенсивной, косвенной и завуалированной, пассивная эмоциональная защита оказывает ничуть не менее разрушительное воздействие на психологическое состояние человека и его взаимоотношения с окружающими, чем активная эмоциональная защита.

Устойчивой также оказалась связь между социальной эмоциональной реактивностью и общим показателем активных поведенческих защитных стратегий, имеющим отношение к компульсивным формам активности, замещающему поведению, к саморазрушительным тенденциям, разрушительным формам взаимоотношений с окружающими. Полученная закономерность наглядно иллюстрирует, как преобладание в затруднительных ситуациях замещающих видов активности, использование в социальных взаимоотношениях манипуляции и иных нечестных игр (защитных поведенческих стратегий) ведет к увеличению чувствительности и к расхождению между желаемым и полученным результатом социального взаимодействия, что способствует увеличению социальной тревожности (социальной эмоциональной реактивности).

Какой же репертуар стратегий характерен для людей с высокими и низкими показателями эмоциональной реактивности? Кто больше тревожится, опасаясь возможного расхождения между задуманными и полученными результатами? Те участники исследования, в репертуаре которых преобладают защитные стратегии, или же те, кто стремится к совладанию? Оказалось, что между испытуемыми с высокими и низкими значениями эмоциональной реактивности (тревожности) существуют фундаментальные различия по соотношению защитного и совладающего поведения. Лица с высокими значениями тревожности гораздо чаще в затруднительных ситуациях отдают предпочтение защитным стратегиям, причем как активным, так и пассивным. Напомним, что высокие значения эмоциональной реактивности отражают повышенную чувствительность к возможному расхождению между полученным и желаемым результатом.

Лица с выраженной эмоциональной реактивностью значительно чаще используют (11з) активную предметно-ориентированную эмоциональную защитную стратегию, связанную с неадекватной эмоциональной антиципацией, освобождающей от необходимости разрешения актуального затруднения.

Увеличение показателя эмоциональной реактивности также увеличивает вероятность использования (17з) активной предметно-ориентированной поведенческой защитной стратегии, указывающей на увлечение компульсивной и замещающей деятельностью с целью снятия неопределенности. Для лиц с выраженной эмоциональностью также характерно предпочтение (6з) пассивной предметно-ориентированной когнитивной защитной стратегии, отличительной особенностью которой является подмена объективного логического анализа ситуации формальными размышлениями о случившемся. В затруднительных ситуациях для них характерно использование штампов мышления и аутистической логики. Сталкиваясь с затруднением, они пытаются «примерить» ситуацию к стереотипам.

Как показали данные исследования, группа с высокими значениями эмоциональной реактивности характеризуется предпочтением предметно-ориентированных защитных стратегий всех трех модальностей, указывающих на неадекватность выбранных ими способов разрешения затруднений. Причем неадекватность предпочитаемых способов прослеживается на всех уровнях – на когнитивном, эмоциональном и поведенческом. Наиболее значимые различия между самыми тревожными и наименее тревожными людьми выявлены по предпочтению (14з) пассивной социально-ориентированной поведенческой защитной стратегии, проявляющейся в психологической зависимости от социального окружения и в манипулятивном поведении. В неблагоприятных обстоятельствах они ждут, когда окружающие начнут разрешать ситуацию вместо них, склонны полагаться на других и провоцировать к себе помощь и содействие. Одним словом, предпочтение этой стратегии указывает на неадекватность их поступков в социальной сфере.

Совладающее поведение и темперамент

В то время как защитные стратегии характеризуются инвертированными, негативными, связями с такими формально-динамическими (темпераментальными) характеристиками, как эргичность и пластичность, совладающие стратегии оказались связанными с этими характеристиками позитивно. В противоположность защитным стратегиям с темпом и эмоциональной реактивностью совладающие стратегии образовали обратные связи. Выявленные различия являются первым экспериментальным подтверждением полярности совладания и защиты.

Предметная активность в структуре совладающего поведения Сопоставление совладающих стратегий с характеристиками темперамента позволило выявить устойчивую взаимосвязь между активной предметно-ориентированной поведенческой совладающей стратегией, проявляющейся в настойчивости, стремлении доводить начатое дело до конца и терпеливо продвигаться к разрешению затруднительной ситуации, и социальной психомоторной активностью (социальной эргичностью). Лица с выраженной социальной эргичностью отличаются активностью в социальной сфере, стремлением к установлению контактов с окружающими и расширением круга общения. Обнаруженная взаимосвязь между выраженностью в структуре темперамента социальной психомоторной активности и предпочтением проблемно-ориентированной поведенческой совладающей стратегии оказалась вполне закономерной. В конечном итоге эффективность разрешения неблагоприятной ситуации зависит как от конкретных поступков и действий человека, шаг за шагом продвигающих его от затруднения к искомой цели, так и от его готовности даже в самых сложных обстоятельствах поддерживать благоприятные взаимоотношения с окружающими. Описанная выше сопряженность психомоторной активности и активного поведенческого совладания свидетельствует о том, что сочетание сфокусированной на деле (предмете) активности с легкостью в установлении контактов с окружающими и активным проявлением себя в социальной сфере способствует успешному разрешению жизненных трудностей. В то время как свойственная человеку тяга к одиночеству и тенденция к устранению из социальных форм активности (социальной психомоторной пассивности) в затруднительных ситуациях уменьшает шанс использования совладающих стратегий и снижает вероятность достижения успеха.

Следует отметить, что выделение предметно-ориентированной поведенческой совладающей стратегии в качестве ведущей в процессе разрешения затруднения характерно практически для всех исследователей феномена совладания. К этому типу поведения относится: активное совладание (active coping) проблемно-ориентированной стратегии Чарльза Карвера (Carver et al., 1989), компонент концентрации (concentration) совладающей функции внимания процесса селективности сознания, имеющий отношение к поведенческим усилиям, Нормы Хаан (Haan, 1977), а также компонент проблемно-ориентированной стратегии (problem-oriented coping) Сюзан Фолкман (Folkman et al., 1986) и Ричарда Лазаруса (1984), имеющей отношение к конкретным действиям, направленным на разрешение стрессовой ситуации.

Закономерной также оказалась обратная зависимость между (2с) пассивной социально-ориентированной когнитивной совладающей стратегией и высокими значениями предметного темпа, являющегося показателем присущей человеку психомоторной импульсивности в освоении предметной сферы. В случае возникновения затруднения низкая предметная импульсивность, или замедленный психомоторный темп в освоении предметной сферы, имеющий отношение к тормозным процессам, способствует сохранению объективности мышления или способности к рефлексии. В частности, сохранение объективности восприятия социальной информации позволяет адекватно различать свои и чужие представления о случившемся, сохранять критичность в восприятии мнений окружающих, а также дифференцировать реалистичные и искаженные установки по отношению к другим (пассивное социально-ориентированное когнитивное совладание).

Обратная зависимость указывает на то, что увеличение психомоторной скорости в освоении человеком предметной сферы (предметной импульсивности) оказывает дезорганизующее воздействие на восприятие социальной информации, в то время как снижение психомоторной скорости в освоении предметной сферы увеличивает шанс сохранения его адекватности.

О дезорганизующем влиянии на адекватность восприятия затруднительной ситуации высокой скорости речи говорит выявленная обратная связь между (6с) пассивной предметно-ориентированной когнитивной совладающей стратегией, имеющей отношение к фрагментации ситуации и восстановлению ее внутренней логики с целью выявления причины и следствия затруднения, с выраженным социальным темпом. Как показывает исследование, замедленный социальный темп (низкая социальная психомоторная импульсивность), свидетельствующий о низкой речедвигательной активности и замедленной вербализации, способствует более точному восстановлению последовательности происходящих событий и концентрации внимания на главном. Обратная взаимосвязь психомоторной импульсивности в освоении социальной сферы с когнитивной фрагментацией ситуации позволяет высказать предположение, что высокая вербальная активность (речевая импульсивность), а проще говоря, болтливость, в затруднительной ситуации является механизмом снятия напряжения, а не способом ее разрешения. Вербальная импульсивность зачастую оборачивается усугублением неблагоприятной ситуации.

Следует отметить, что (6с) пассивная предметно-ориентированная когнитивная совладающая стратегия во многом базируется на введенном нами понятии «психологической фрагментации ситуации», описанном в предыдущих главах. С содержанием этого понятия соотносится логический анализ (logical analysis) совладающей когнитивной функции символизации смысла Нормы Хаан (N. Haan, 1977).

Социальная психомоторная активность как фактор совладания Выраженность в структуре темперамента социальной эргичности (психомоторной активности) увеличивает вероятность использования человеком активных совладающих стратегий, что подтверждается выявленной между ними корреляцией. Активные совладающие стратегии связаны с развитием конструктивной когнитивной, эмоциональной и поведенческой активности. В частности, активное когнитивное совладание связано с анализом сути происходящего, поиском способов ее разрешения и позитивной когнитивной антиципацией.

Сотрудничество с другими и регуляция действий в ходе разрешения проблемной ситуации составляют сущность активного поведенческого совладания. Устойчивая связь между социальной эргичностью и активным совладанием говорит о том, что легкость в установлении контактов с окружающими и активное проявление себя в социальной сфере (социальная эргичность) является предпосылкой формирования совладающих стратегий любой модальности, будь она поведенческой, когнитивной или эмоциональной. И наоборот, низкая социальная эргичность свидетельствует о социальной пассивности, трудностях в установлении социальных контактов, тяге к одиночеству и замкнутости, ограничении круга контактов с другими людьми, коммуникативной инертности, что, как показывает исследование, отнюдь не способствует освоению навыков эффективного совладания.

Среди конкретных совладающих стратегий наиболее устойчивая связь выявлена между выраженной социальной эргичностью и активной личностно-ориентированной поведенческой стратегией, суть которой состоит в непосредственном осуществлении целенаправленной предметной деятельности и внесении по ходу разрешения затруднения необходимых изменений и корректив.

Весьма показательной оказалась прямая зависимость между пассивной предметно-ориентированной поведенческой совладающей стратегией и социальной эргичностью, с одной стороны, и обратная зависимость этой же стратегии с предметной эмоциональной реактивностью (психомоторной тревожностью) – с другой. Суть пассивной предметно-ориентированной поведенческой совладающей стратегии состоит в регуляции предметной активности, проявляющейся в терпимости к неопределенности, сдерживании импульсивных действий, торможении компульсивных поступков и в отказе от замещающих форм активности. Вполне закономерно, что регуляция предметной активности – ограничение компульсивных поступков и действий, а также отказ от посторонних занятий – способствует достижению желаемого результата и способствует снижению предметной эмоциональной реактивности (предметной тревожности). Как отмечалось ранее, низкие значения предметной тревожности указывают на снижение чувствительности к неудачам в предметной деятельности, уменьшение беспокойства и тревоги по поводу расхождения между планируемым и полученным результатом деятельности.

Итак, сдерживание конкурирующей активности и импульсивных поступков позволяет человеку сконцентрироваться на последовательном разрешении актуальной затруднительной ситуации, доведении начатого до конца и установлении благоприятного сотрудничества с окружающими. Выявленная закономерность также нашла отражение в связи пассивной предметно-ориентированной поведенческой совладающей стратегии с выраженной социальной эргичностью. Тот, кто способен отказаться от замещающих форм активности, может позволить себе в ходе разрешения трудностей взаимодействовать с другими и развивать активность в социальной сфере.

Содержание рассматриваемой стратегии соотносится с подавлением конкурирующей активности (suppression of competing activities) проблемно-ориентированной стратегии Чарльза Карвера (Carver et al., 1989) и терпимости к неопределенности (tolerance of ambiguity) совладающей рефлексивно-перцептивной функции отсроченных реакций Нормы Хаан (Haan, 1977). Также с ней соотносится составляющая шкалы самоконтроля (self-control) эмоционально-ориентированной стратегии, описывающая усилия, связанные с регуляцией действий, Сюзан Фолкман (Folkman et al., 1986).

Следует отметить, что феноменология защитного и совладающего поведения, отражающаяся в психологических описаниях стратегий, дается как по отдельным вопросам Опросника Совладающего Интеллекта и Методики диагностики совладающих и защитных стратегий, так и по содержательным характеристикам выделяемых нами шкал.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.208.72 (0.034 с.)