Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 12 Возрастные особенности и половые различия в предпочтении защиты и совладания
На следующем этапе проведения международного исследования Совладающего Интеллекта проверялась гипотеза о возрастной динамике изменения репертуара стратегий совладания и защиты. В эксперименте принимали участие подростки от 13 до 15 лет, молодые юноши и девушки от 18 до 25 лет и взрослые от 30 до 55 лет. Специальное внимание уделялось анализу различий между мужчинами и женщинами в предпочтении совладающих и защитных стратегий. Изучение различий между группами испытуемых, объединенных по анализируемому признаку, проводилось с помощью t-критерия Стьюдента. Возрастные различия в предпочтении стратегий совладающего и защитного поведения Как показали результаты исследования, взрослые люди чаще прибегают к использованию совладающих стратегий, по сравнению с молодежью и подростками. В предпочтении стратегий подростки и взрослые находятся на крайних полюсах. Причем если подростки находятся на крайнем полюсе использования защитных стратегий, то взрослые находятся на крайнем полюсе предпочтения совладающих стратегий. Молодые юноши и девушки по частоте использования стратегий защитного и совладающего поведения занимают промежуточное положение между группами подростков и взрослых. Профиль выраженности стратегий у молодых людей имеет более усредненный характер. Этот факт дает основание предположить, что молодежь реже отдает явное предпочтение каким-либо определенным стратегиям перед другими, проявляя поисковую активность, основанную на переборе различных вариантов поведения. В целом различия между подростками и взрослыми в использовании совладающих и защитных стратегий оказались статистически более значимыми, чем между подростками и молодежью, а также молодежью и взрослыми. Как показали данные исследования, в репертуаре поведения молодежи в затруднительных ситуациях чаще преобладают защитные стратегии, в то время как взрослые люди при разрешении жизненных трудностей чаще отдают предпочтение совладающему поведению. Устойчивое предпочтение определенных стратегий взрослыми и подростками носит более явный характер и имеет разную направленность. Сравнение группы подростков (школьников) и взрослых позволило выявить различия между этими возрастными группами по предпочтению трех стратегий защитного характера подростками и предпочтению трех совладающих стратегий взрослыми.
Между школьниками (подростками) и студентами (молодежью) обнаружены существенные различия по предпочтению подростками одной защитной стратегии и предпочтению молодежью одной стратегии совладающего характера. Между молодежью и взрослыми обнаружены существенные различия по предпочтению юношами и девушками четырех стратегий защитного характера. Остановимся более подробно на содержательном анализе полученных данных. Предпочтение стратегий совладания и защиты молодежью В группе молодежи, по сравнению с группой взрослых людей, чаще отмечается предпочтение пассивной социально-ориентированной поведенческой защитной стратегии, связанной с манипулятивным поведением, склонностью в затруднительной ситуации полагаться на других и добиваться от окружающих конкретных действий по ее разрешению. С другой стороны, молодым людям в большей степени по сравнению, например, с подростками свойственно отличать реалистичные установки по отношению к другим от искаженных. Сравнительный анализ молодежи и взрослых. Отказ от социальной формы активности и уход от разрешения актуального затруднения в сочетании со склонностью к манипуляции являются отличительными особенностями поведения обследованной группы молодых людей. Молодым людям в большей степени свойственно манипулировать инструментальной социальной поддержкой без принятия на себя ответственности за сохранение справедливости в отношениях. Встречая на своем пути затруднения, молодые люди в большей степени, чем взрослые, полагаются на материальную помощь со стороны. При этом молодые люди полагают, что окружающие сами догадаются им помочь. Причем без всяких напоминаний и просьб. Юноши и девушки склонны добиваться от окружающих конкретных действий, направленных на разрешение их личных проблем и трудностей. Им также свойственно оттягивать с разрешением неблагоприятной ситуации, дожидаясь, пока кто-то не станет действовать вместо них. Юноши и девушки чаще взрослых используют активную социально-ориентированную эмоциональную защитную стратегию, указывающую на свойственную им склонность реагировать на испытываемое затруднение компульсивным проявлением гнева и открытым проявлением враждебности по отношению к окружающим. Молодые люди также чаще взрослых склонны оказывать на других эмоциональное давление, обвинять как других, так и самих себя.
Молодежь чаще взрослых использует активную личностно-ориентированную эмоциональную защитную стратегию, указывающую на склонность воспринимать испытываемое затруднение в качестве проявления слабости и вытекающей из этого склонности к самообвинению и негативному к себе отношению. Для молодых людей характерно обращать эмоции против себя и усугублять их негативное воздействие. Различия между молодежью и взрослыми также обнаружены в предпочтении пассивной социально-ориентированной эмоциональной защитной стратегии, указывающей на тенденцию молодых людей при встрече с затруднениями «предчувствовать» в свой адрес упреки за проявление сомнений и слабости, обижаться на окружающих и проявлять негативизм. Оказавшись в затруднительной ситуации, молодые юноши и девушки чаще взрослых людей страдают от возможного негативного к ним отношения со стороны других. Молодые люди глубоко страдают, представляя, как окружающие обрушиваются на них с обвинениями или критическими замечаниями по поводу тех или иных действий. Столкнувшись с проблемой, они переживают, что все статут считать их неудачниками в случае, если не удастся справиться с затруднением успешно. Им в большей степени свойственны необоснованные подозрения и компульсивные вспышки ненависти. Юноши и девушки зачастую представляют, что окружающие осуждают их за испытываемые в жизни затруднения или радуются их проблемам. Молодые люди чаще прибегают к косвенному проявлению агрессии в виде обиды, проявляя эту агрессию в пассивной форме в виде оказания окружающим сопротивления, а также игнорирования чужих интересов, эмоций и чувств. Сравнительный анализ группы молодежи и подростков. Вместе с тем, сталкиваясь с препятствиями, молодые люди чаще подростков используют пассивную социально-ориентированную когнитивную совладающую стратегию, связанную с сохранением адекватности восприятия социума и социальной информации. Степень дифференциации социальной информации у юношей и девушек намного выше, чем у подростков. В критических ситуациях молодежь более способна различать свои и чужие мнения. Молодым людям в большей степени свойственно отличать реалистичные установки по отношению к другим от искаженных. Предпочтение стратегий совладания и защиты подростками У подростков чаще, чем у взрослых, встречается предпочтение социально-ориентированных стратегий защитного характера, в частности активной социально-ориентированной эмоциональной защитной стратегии. Сталкиваясь с препятствиями, подростки чаще взрослых характеризуются компульсивным проявлением испытываемого раздражения, обвинением окружающих в намеренном причинении проблем и оказанием на других эмоционального давления. В сравнении с молодежью подростки чаще вместо поиска возможностей разрешения затруднений акцентируют внимание на барьерах и препятствиях.
Сравнительный анализ группы молодежи и подростков. Из трех предпочитаемых подростками социально-ориентированных стратегий защитного характера две относятся к активным. Школьники отличаются от взрослых предпочтением активной социально-ориентированной эмоциональной защитной стратегии, характеризующей подростков как склонных к компульсивному проявлению эмоций по отношению к окружающим, к обвинению окружающих и открытому проявлению враждебности. Подростки чаще взрослых раздражаются и срывают свой гнев на «любого, кто под руку попадется». С целью достижения желаемого подростки чаще взрослых прибегают к эмоциональному шантажу, оказывая на других эмоциональное давление. Подростки также склонны к обвинению окружающих в намеренном причинении им проблем, упрекая их в черствости и непонимании. Следующие по значимости различия между группами школьников и взрослых обнаружены по предпочтению подростками пассивной социально-ориентированной эмоциональной защитной стратегии, которая также оказалась выраженной в группе молодежи. Как показало исследование, молодежь использует эту стратегию чаще подростков. Тем не менее подростки также склонны к проявлению косвенной и пассивной агрессии. В затруднительных обстоятельствах подростки склонны обижаться на окружающих и проявлять негативизм, а также «предчувствовать» в свой адрес упреки за проявление сомнений и слабости. Различия между школьниками и взрослыми людьми обнаружены в предпочтении активной социально-ориентированной когнитивной защитной стратегии, указывающей на довольно искаженные представления подростков о справедливости во взаимоотношениях с окружающими, что сказывается на восприятии социальной информации. Школьники склонны подозревать окружающих в намеренном причинении им неприятностей, усматривать в добрых намерениях других злой умысел и принимать поддержку окружающих за манипуляционные игры. При этом школьники склонны считать, что окружающие всегда и во всем должны оказывать им безусловную поддержку. Тем не менее следует отдать подросткам должное – они признают, что им свойственна склонность незаметно для себя нарушать справедливость в отношениях и что их представления о справедливости не всегда отличаются объективностью. И все же в затруднительной ситуации подростки зачастую воспринимают окружающих через призму причиненной им обиды, воспринимая возникшие на своем пути трудности в качестве подтверждения существования глобальной несправедливости в мире.
Сравнительный анализ группы молодежи и подростков. Школьники чаще студентов используют активную предметно-ориентированную когнитивную защитную стратегию, суть которой заключается в создании когнитивных барьеров, искажающих когнитивный процесс поиска реальных вариантов разрешения затруднительной ситуации. Подростки сосредотачивают внимание на отсутствующих возможностях вместо существующих гораздо чаще юношей и девушек старшего возраста. Для школьников характерно акцентирование внимания на барьерах, непреодолимых препятствиях и дополнительных сложностях, делающих разрешение ситуации невозможным. Отличительной особенностью подростков, по сравнению с молодежью, является негативная когнитивная антиципация, или искаженное прогнозирование будущего. Вместо объективного прогнозирования событий будущего они склонны сосредотачиваться на допущенных по отношению к ним в прошлом несправедливостях. Подростки в большей степени склонны считать, что судьба относится к ним неблагосклонно и что им никогда в жизни не везет. Предпочтение стратегий совладания и защиты взрослыми людьми Взрослых людей в затруднительных ситуациях отличает адекватность эмоционального самовосприятия, стремление понять эмоциональное состояние окружающих и учитывать их интересы. Взрослые, по сравнению со школьниками и молодежью, выгодно отличаются своей готовностью к сотрудничеству и стремлением к поддержанию и восстановлению справедливых взаимоотношений с окружающими в ходе разрешения проблем. Сравнительный анализ взрослых и подростков. Взрослые чаще школьников отдают предпочтение пассивной личностно-ориентированной эмоциональной совладающей стратегии, связанной с сохранением в сложной ситуации адекватности эмоционального самовосприятия. Они способны к сохранению в затруднительной ситуации самоуважения и позитивного отношения к себе, а также сохранению адекватного восприятия собственных желаний и возможностей. Эмоциональная аутоэмпатия позволяет взрослым принимать собственные эмоциональные переживания в качестве существующей реальности. Принимая неприятности в качестве реального, хотя и весьма неприятного для себя факта, взрослым людям тем самым чаще удается сохранять эмоциональный самоконтроль. В трудные моменты жизни взрослые стремятся сохранять самообладание и регулировать проявление эмоций вовне. Даже в самых крайних обстоятельствах они стремятся выражать испытываемые эмоции адекватно ситуации и в наиболее приемлемой форме. Гораздо реже подростков взрослые люди воспринимают эмоциональные переживания в качестве проявления слабости и чаще используют пассивную социально-ориентированную эмоциональную совладающую стратегию, связанную с адекватной социальной антиципацией, попыткой понять эмоциональное состояние окружающих и стремлением при разрешении жизненных затруднений учитывать интересы других.
Самые значимые различия между взрослыми и подростками выявлены в предпочтении активной социально-ориентированной поведенческой совладающей стратегии. Эта стратегия связана с непосредственным осуществлением сотрудничества с другими, восстановлением и поддержанием справедливых взаимоотношений с окружающими в ходе разрешения затруднительных ситуаций. Взрослые люди используют эту стратегию гораздо чаще подростков. Полученные в ходе исследования результаты позволяют утверждать, что в сложных жизненных ситуациях поведение взрослых людей отличается зрелостью и конструктивной направленностью. Даже в самые трудные моменты жизни взрослые склонны концентрироваться на эффективном разрешении собственных проблем, при этом предпринимая усилия по поддержанию справедливых взаимоотношений с другими. Последовательное разрешение взрослыми людьми возникшего затруднения отнюдь не является помехой стремления к сотрудничеству. В отличие от подростков взрослые стремятся при достижении своих личных целей учитывать интересы и желания окружающих. Вместо свойственной подросткам тенденции устраняться из социальной сферы и манипулировать окружающими для достижения своих личных интересов, зрелые люди в ходе разрешения жизненных трудностей проявляют готовность взаимодействовать с окружающими и оказывать поддержку. Сравнительный анализ взрослых и молодежи. Стремление к взаимопомощи и взаимной поддержке также кардинально отличает поведение взрослых от поведения юношей и девушек, которые, столкнувшись с затруднением, склонны полагаться на других, то есть прибегают к пассивной социально-ориентированной поведенческой защитной стратегии. Взрослые люди способны в процессе разрешения затруднительных ситуаций устанавливать перспективные взаимоотношения с окружающими, в то время как молодые люди невольно лишают себя социальной поддержки и восстанавливают окружающих против себя. В отличие от юношей и девушек, которые в затруднительных ситуациях имеют тенденцию невольно нарушать справедливость в отношениях и склонны к обвинению окружающих в намеренном причинении им неприятностей, взрослые стремятся в трудные моменты жизни восстановить справедливость в отношениях, принося свои извинения или выражая благодарность. Возрастные различия в структуре темперамента в контексте исследования защиты и совладания у подростков, молодежи и взрослых Исследование сферы темперамента позволило выяснить, какие формально-динамические характеристики оказывают большее влияние на свойственные для подростков, молодежи и взрослых людей предпочтения совладающих или защитных стратегий. Возрастные различия в структуре темперамента в группе подростков и взрослых Сравнительный анализ темпераментальных характеристик показал, что бурная темпераментальная активность подростков свидетельствует о свойственной этому возрасту кипучей энергии во взаимодействии с окружающими. Тем не менее свойственная взрослым предметная пластичность (предметная гибкость) и общая предметная активность (предметная эргичность) способствуют совладанию в большей степени, чем высокая активность в социальной сфере (социальная эргичность) представителей юного поколения. Можно предположить, что предметная направленность психомоторной активности (предметной эргичности) в сочетании с гибкостью в освоении предметной сферы (предметной пластичностью) позволяет взрослым людям успешно трансформировать энергию темперамента в конкретные совладающие стратегии. Предметная направленность эргичности и пластичности взрослых выгодно отличает их от социальной темпераментальной активности (социальной эргичности) подростков. Подростки отличаются высокой активностью в социальной сфере, легче устанавливают контакты с окружающими и в большей степени стремятся к общению с широким кругом людей. Подростки более открыты новым знакомствам и стремятся к расширению своего круга общения. Однако, поскольку темпераментальная активность подростков еще не оформлена содержательными характеристиками, в затруднительных ситуациях ее социальная направленность зачастую принимает защитную форму. Выраженная предметная гибкость взрослых (предметная пластичность), свидетельствующая о гибкости способов поведения, легкости переключения с одного вида деятельности на другой и стремлении к разнообразным видам активности, служит предпосылкой проявления гибкости в выборе адекватной стратегии поведения в затруднительных обстоятельствах жизни.
Возрастные различия в структуре темперамента в группе молодежи и подростков Сопоставление темпераментальных характеристик в группе молодежи и подростков подтвердило обнаруженные ранее у подростков низкие значения предметной активности (предметной эргичности). Однако юноши и девушки имеют более выраженные по сравнению с подростками характеристики предметной пластичности (предметной гибкости), являющейся также отличительной особенностью взрослых. Вполне возможно, что высокая предметная пластичность молодежи также лежит в основе поискового поведения в сложных жизненных ситуациях, отражающегося в более уплощенном по сравнению с подростками и взрослыми профилем совладающих и защитных стратегий. Относительно высокие значения предметной пластичности показывают большую зрелость молодежи в сравнении с подростками. Когнитивные предпочтения юношей и девушек отличаются меньшей ригидностью и большим разнообразием, они в меньшей степени склонны к выбору стереотипных форм деятельности, что оказывает благоприятное влияние на формирование совладания с жизненными трудностями. Юноши и девушки уже отказались от некоторых защитных стратегий, преобладающих в группе подростков, но еще не освоили совладающие стратегии, характеризующие группу взрослых. Возрастные различия в структуре темперамента в группе взрослых и молодежи В структуре темперамента молодежи и взрослых обнаружены обратные отношения между социальной и предметной эргичностью. Молодые люди в большей степени стремятся к освоению социальной сферы (социальная эргичность), нежели к освоению предметной деятельности, то есть к энергичному проявлению себя в предметной сфере (предметная эргичность). В то время как взрослых людей характеризует освоение широкой сферы деятельности, повышенный жизненный тонус в освоении предметной деятельности, стремление к напряженной физической и умственной деятельности, молодых людей характеризует энергичное проявление себя в социальной сфере и стремление к установлению широкого круга контактов. В сравнении с освоением социальной сферы, освоению предметной сферы жизни и деятельности девушки и юноши уделяют гораздо меньше внимания. Они меньше взрослых стремятся к расширению предметной сферы деятельности, обладают меньшей работоспособностью, в меньшей степени стремятся к напряженной умственной и физической активности. В полученной закономерности нашли отражение различные условия жизни и деятельности молодых людей и взрослых. У молодых юношей и девушек взаимодействие с другими не так связано с конкретной предметной деятельностью, как у взрослых. Совсем не удивительно, что, столкнувшись с затруднением, молодые люди чаще полагаются на других, провоцируют окружающих на действия по разрешению собственных проблем и прибегают к защите в виде манипуляции (пассивной социально-ориентированной поведенческой защитной стратегии). Различия между мужчинами и женщинами в предпочтении стратегий совладающего и защитного поведения Половые различия в предпочтении совладающих и защитных стратегий выявлены лишь на уровне тенденций. В сложных жизненных ситуациях женщины несколько чаще мужчин отдают предпочтение трем пассивным стратегиям, имеющим защитный характер. В частности, женщины несколько чаще мужчин прибегают к использованию пассивной предметно-ориентированной эмоциональной защитной стратегии, в которой находит отражение искаженная эмоциональная регуляция, потеря эмоционального контроля над ситуацией вследствие усугубления зависимости от негативных переживаний, проявляющаяся в следующих высказываниях: «Воспринимаю происходящее как страшный сон», «Отказываюсь верить в реальность случившегося», «Впадаю в глубокую депрессию». Женщины несколько чаще мужчин используют пассивную личностно-ориентированную эмоциональную защитную стратегию, базирующуюся на искаженной аутосимпатии, которая проявляется в неадекватном отношении к испытываемым переживаниям, в их отрицании, игнорировании или превратном истолковании. Женщины чаще мужчин прибегают к использованию пассивной предметно-ориентированной когнитивной защитной стратегии, отличительной особенностью которой является нарушение объективной логики происходящего. Женщины в большей степени склонны в затруднительной ситуации игнорировать значимые факторы и придавать слишком много внимания пустякам. Они в большей степени склонны фантазировать о чудодейственном разрешении возникшего затруднения и отвлекаться от поиска возможных вариантов совладания с трудностями фантазиями о том, как было бы хорошо, не случись эта неприятность. Для женщин более характерно вместо плодотворных рассуждений об актуальной ситуации примерять ее к распространенным предрассудкам или собственным заблуждениям, а также использовать стереотипы мышления типа: «Ничего не поделаешь, такая уж мне досталась горькая доля…» Следует еще раз подчеркнуть, что описанные различия между мужчинами и женщинами в предпочтении совладающих и защитных стратегий выявлены лишь на уровне тенденций. Заключение Отсутствие существенных различий в предпочтении совладающих и защитных стратегий между мужчинами и женщинами иллюстрируют относительную независимость от половых различий основных закономерностей Совладающего Интеллекта. Соотношение в индивидуальном репертуаре совладающих и защитных стратегий в большей степени обусловлено возрастными особенностями, чем различиями между мужчинами и женщинами. Выявленные различия между подростками, молодыми людьми и взрослыми позволяют сделать выводы о том, что уровень психологической зрелости человека оказывает влияние на развитие Совладающего Интеллекта. Возрастная динамика соотношения совладающих и защитных стратегий является наглядной иллюстрацией процесса формирования совладающего поведения. Возрастная динамика изменения соотношения совладающих и защитных стратегий показывает, что в процессе взросления индивидуальный репертуар совладающих стратегий поведения расширяется за счет адекватного эмоционального самовосприятия и объективного восприятия окружающих, а также выработки умения в ходе разрешения затруднительной ситуации поддерживать справедливые взаимоотношения с окружающими, проявляя готовность к взаимной поддержке и сотрудничеству. Репертуар взаимодействия со сложными ситуациями зрелых людей выгодно отличается стремлением при достижении личных целей объективно относиться к собственным желаниям и учитывать интересы окружающих. Основные положения главы: > Возрастные различия в предпочтении совладающих и защитных стратегий выявлены между группой взрослых, подростков и молодежи. Молодые юноши и девушки занимают промежуточное положение между группами подростков и взрослых, которые оказались на крайних полюсах проявления защиты и совладания. Взрослые при разрешении жизненных трудностей чаще отдают предпочтение совладанию, в то время как в репертуаре подростков преобладают защитные стратегии. – Взрослые в сложных ситуациях сохраняют адекватность эмоционального самовосприятия, реже воспринимают затруднения в качестве слабости, чаще используют объективную социальную антиципацию, пытаются понять эмоции и учитывать интересы окружающих. Кардинальные различия между взрослыми и подростками выявлены в готовности к сотрудничеству, поддержании и восстановлении справедливых взаимоотношений. – При столкновении с препятствиями подростки чаще взрослых склонны к компульсивным проявлениям, к вспышкам раздражения, к обвинению окружающих в намеренном причинении проблем и оказанию на окружающих эмоционального давления. – Юноши и девушки склонны воспринимать испытываемые затруднения в качестве проявления слабости и в связи с этим более склонны к самообвинению и негативному к себе отношению. Они чаще срывают свой гнев на окружающих и проявляют враждебность. Молодые люди склонны «предчувствовать» в свой адрес упреки за проявленные сомнения и слабости. Им свойственно обижаться «на всех подряд» и проявлять негативизм. В затруднительной ситуации юноши и девушки склонны чаще взрослых полагаться на других, манипулировать окружающими, а также добиваться от других конкретных действий по ее разрешению. – В процессе взросления индивидуальный репертуар совладающих стратегий поведения расширяется за счет адекватного эмоционального самовосприятия и объективного восприятия окружающих. Кроме того, успешное совладание неизменно связано с развитым умением в ходе разрешения затруднительной ситуации сохранять справедливые взаимоотношения с окружающими и проявлять готовность к взаимной поддержке и сотрудничеству. – Репертуар зрелых людей выгодно отличается стремлением при достижении личных целей объективно относиться к собственным желаниям и учитывать интересы окружающих. > Различия между мужчинами и женщинами в предпочтении совладающих и защитных стратегий выявлены лишь на уровне тенденций. В сложных жизненных ситуациях женщины несколько чаще мужчин отдают предпочтение трем пассивным защитным стратегиям эмоционального и когнитивного характера. Женщины легче мужчин теряют эмоциональный контроль над ситуацией и слегка более зависимы от негативных переживаний. Женщины чаще склонны нарушать объективную логику происходящего и отвлекаться на фантазии о том, как было бы хорошо, «не случись эта неприятность». Ключевые термины: возрастная динамика соотношения совладания и защиты; возрастные различия в формировании Совладающего Интеллекта; влияние темперамента на проявление Совладающего Интеллекта; репертуар защитных и совладающих стратегий; индивидуальный репертуар стратегий; половые различия в проявлении Совладающего Интеллекта. Базовые понятия главы: Репертуаром стратегий совладания и защиты называется характерный для человека (или группы людей) набор совладающих и защитных стратегий, а также их количественное и качественное соотношение между собой. К возрастной динамике соотношения стратегий совладания и защиты относятся изменения в предпочтении стратегий совладания и защиты в процессе взросления, а также специфические особенности предпочтения разными возрастными группами людей способов взаимодействия с затруднительными ситуациями в повседневной жизни. Индивидуальным репертуаром стратегий называется свойственный человеку на данный момент набор защитных и совладающих стратегий, используемых им в затруднительных ситуациях. Половыми различиями в структуре совладания и защиты называются отличительные особенности предпочтения мужчинами и женщинами способов взаимодействия с затруднительными ситуациями в повседневной жизни. Вопросы по теме: 1. Предпочтение какой стратегии совладания выявило наибольшие различия между взрослыми и подростками? В чем эта стратегия проявляется? 2. Какие защитные стратегии чаще используются молодежью и подростками по сравнению с взрослыми людьми? 3. В чем проявляется свойственная подросткам защитная когнитивная антиципация или искаженное прогнозирование будущего? Как когнитивная защита влияет на прогнозирование событий будущего? Какое влияние она оказывает на процесс разрешения затруднительной ситуации? 4. Какая в процессе экспериментального исследовании Совладающего Интеллекта обнаружена связь между совладанием и умением поддерживать справедливость в социальных отношениях? В чем эта связь проявляется? 5. Какую роль в успешном разрешении жизненных трудностей играет объективное восприятие социального окружения, базирующееся на чувстве справедливости в отношениях с другими? Контрольные задания: Какой из ответов является неверным? 1. В процессе взросления индивидуальный репертуар совладающих стратегий поведения расширяется за счет _____________________________________________________ (а) снижения количества эмоциональных стратегий и увеличения количества когнитивных стратегий (б) адекватного эмоционального самовосприятия и объективного восприятия окружающих (в) выработки умения в ходе разрешения затруднительной ситуации поддерживать справедливые взаимоотношения с окружающими (г) готовности к взаимной поддержке и сотрудничеству Какие два из четырех ответов являются верными? 2. Репертуар совладающих и защитных стратегий подростков отличается от репертуара взрослых людей по преобладанию в репертуаре _________________________________________________________________________________. (а) подростков защитных стратегий (б) взрослых совладающих стратегий (в) подростков совладающих стратегий (г) взрослых защитных стратегий Какой из ответов является неверным? 3. В затруднительных ситуациях взрослые стремятся поддерживать справедливые отношения с окружающими, в то время как молодые люди и подростки склонны __________________________________________________________________________________ (а) манипулировать окружающими (б) обвинять окружающих в намеренном причинении им проблем (в) предчувствовать в свой адрес упреки и критику со стороны окружающих (г) восстанавливать справедливость в отношениях Какой из ответов является верным? 4. В сложных обстоятельствах жизни взрослым людям свойственно восстанавливать справедливость в отношениях за счет ________________________________________________________________________________________________. (а) выражения благодарности и принесения извинений (б) игнорирования интересов и желаний окружающих (в) проявления негативизма и сопротивления другим (г) демонстрации своей обиды Какие два из четырех ответов являются неверными? 5. Успешное совладание с возникшими затруднениями у взрослых, зрелых людей становится возможным благодаря ____________________________________________________________________. (а) готовности к сотрудничеству (б) достижению личных целей с учетом интересов и желаний окружающих (в) личным жертвам в угоду желаниям окружающим (г) тонкой манипуляции окружающими в личных интересах
Глава 13 Изучение влияния совладающих и защитных стратегий на академическую успешность и неуспешность
Совладающий Интеллект, не будучи напрямую связанным с академическими дисциплинами, играет ведущую роль в процессе обучения, способствуя лучшей успеваемости в предметной сфере, развитию личного потенциала студентов. Совладание и защита оказывают противоположное воздействие на академическую успешность и непосредственно на процесс обучения. Как показывают исследования, неспособность противостоять трудностям в процессе достижения значимых целей оборачивается для молодых людей академической неуспеваемостью, нарушением взаимоотношений со сверстниками, увеличением стресса и тревожности как непосредственно во время экзаменационной сессии, так и в ходе всего процесса обучения. Страх потерпеть поражение и неуверенность в себе увеличивают беспокойство студентов, вынуждая их пасовать перед возникшими трудностями, отказываться от желаемого, ставить перед собой заведомо низкие цели. Одним словом, использование защитных стратегий способствует возникновению страхов, беспокойства, неудовлетворенности собой и результатами во всех сферах жизни. Влияние психологической защиты и совладающих стратегий на академическую успешность Как показывают многочисленные исследования, совладающие стратегии оказывают позитивное воздействие на успешность обучения и на самооценку студентов, снижая стресс во время экзаменов (Spielberger & Butcher, 1983) и обеспечивая более успешный переход на новый уровень обучения или жизни (Locker & Cropley, 2004). Неэффективные стратегии оказывают негативное воздействие на самооценку студентов (Zeidner & Schleyer, 1998), нарушают внимание (Barriga, 2002) и усугубляют тревожное состояние во время сдачи экзаменов, что оборачивается снижением успешности процесса обучения и худшей успеваемостью студентов (Cole et al., 1999; Zettle & Raines, 2000). Трудности в обучении и когнитивная, эмоциональная и поведенческая защиты Исследования Бандуры с коллегами социальной (social efficacy) и академической самодостаточности (academic efficacy) показали, что неуверенность в собственной социальной и академической компетентности приводит к низкой успеваемости и увеличивает количество проблем во взаимоотношениях с окружающими (Bandura et al., 1999). Следует заметить, что негативное воздействие защитных стратегий на академическую успешность характерно не только для подросткового возраста (Harter, 1993), но и для более взрослых юношей и девушек (Chang et al., 2004). Среди наиболее существенных факторов негативного воздействия защитных стратегий на академическую успеваемость можно назвать неудовлетворенность собой, заниженную самооценку (Fenzel, 2000), низкий самоконтроль и проблемы в саморегуляции (Mcevoy & Welker, 2000). Неуспевающие студенты чаще оценивают себя в качестве неспособных справиться с проблемами и трудностями, неизбежно возникающими в процессе обучения и жизни, и заранее настроены на неудачу. Страх неудачи обусловливает их дальнейшее взаимодействие с затруднительной ситуацией таким образом, что они просто из нее устраняются. Так, исследование Хэппнера и Бэйкера (Heppner & Baker, 1997) показали, что находящиеся на грани отчисления студенты считали себя неспособными справляться с трудностями и уклонялись от действий по их разрешению. Стремление к напряженной умственной деятельности и когнитивное совладание Академическая успешность, или компетентность, включает как мыслительные, или когнитивные, так и эмоциональные и поведенческие аспекты жизни и деятельности (Libin, Е., 2003; 2007).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.33.107 (0.095 с.) |