Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации



Алена Владимировна Либина

Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации

 

 

Аннотация

 

Данная книга является первым изданием в мировой психологии, интегрирующим в рамках одного концептуального подхода основные теоретические и экспериментальные направления совладания человека со стрессом, жизненными кризисами и сложными ситуациями. Предлагаемая многомерная модель совладания, названная автором Совладающий Интеллект, описывает универсальную систему диагностики и анализа эффективных и неэффективных способов разрешения жизненных проблем. Построенная на научных принципах единая классификация совладающего и защитного поведения помогает каждому читателю освоить эффективные способы разрешения жизненных проблем.

Издание предназначено для профессиональных психологов, консультантов, студентов и преподавателей гуманитарных и медицинских вузов. Книга будет интересна и очень полезна широкому кругу читателей, которые хотят научиться справляться со стрессовыми ситуациями.

 

Алена Владимировна Либина

Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации

 

 

ЧАСТЬ I СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТРАДИЦИОННЫХ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ СОВЛАДАНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

 

...

Прежде чем перейти к подробному анализу феномена Совладающего Интеллекта, рассмотрим основные определения феноменов совладания и психологической защиты, а также традиционные подходы к изучению совладающих и защитных способов взаимодействия человека с миром. Так как феномены совладания и защиты возникли в рамках эго -ориентированной теории, а когнитивная теория стресса и совладания относится к наиболее распространенной, проанализируем их более детально.

 

 

Выбор адаптивных механизмов и характерный способ поддержания взаимоотношений с окружающими

Вывод первый. Вейллант считает, что отнюдь не изолированные события способствуют или препятствуют дальнейшему развитию человека, облегчая или осложняя его адаптацию в жизни и оказывая влияние на его здоровье, удовлетворенность жизнью и успех. Одиночные травматические события лишь в редких случаях вызывают у нас наибольшие затруднения. Не психологические травмы, а непредвиденные события формируют индивидуальный стиль жизни человека. Наибольшее влияние оказывают на нас ситуации с высокой степенью неопределенности, которые, аналогично сделанному в верном или неверном направлении повороту, кардинально изменяют траекторию нашей жизни. Но не только не одиночные жизненные повороты в неверном направлении качественно изменяют судьбу человека. Как утверждает Вейллант, адаптацию человека к жизни осложняют или облегчают выбранные им в неблагоприятных обстоятельствах способы взаимодействия с другими: «Что создает или разрушает наш успех в жизни, так это, пожалуй, установившиеся взаимоотношения между выбором адаптивных механизмов и характерным способом поддержания взаимоотношений с другими людьми» (1977, с. 368).

Заключение

Вместо традиционного понимания психологической защиты в качестве скрытых механизмов Вейллант рассматривает защиту в качестве внешне наблюдаемых проявлений человека, дающих о себе знать в повседневной жизни. Направленность на изучение особенностей индивидуального поведения является несомненным достоинством созданной исследователем иерархической классификации защит и их интерпретации. Однако одностороннее понимание психологической защиты в качестве единственно возможного проявления эго, или Я, является продолжением традиционной линии классического психоанализа. Иерархическая организация защит позволяет анализировать лишь внешне наблюдаемые симптомы нарушений функции эго. Миролюбивые и эффективные способы совладания с жизненными трудностями остаются за рамками внимания исследователя, что, несомненно, является ее существенным ограничением. За рамками внимания Вейлланта также остался вопрос о переходе от защитных механизмов инфантильного уровня к более зрелым уровням. Вопросы: «Каким образом осуществляется этот переход?» и «Как его осуществить в повседневной жизни?» по сей день остаются открытыми.

Основные положения главы:

> Джордж Вейллант анализирует внутренний мир человека через внешне наблюдаемые индивидуальные проявления – аффекты, образы и идеи.

> Каждый из четырех уровней защит предложенной Вейллантом иерархической классификации отражает специфические особенности восемнадцати эго -механизмов:

– психотические механизмы первого уровня объединяют иллюзорную проекцию, отрицание внешней реальности и искажение реальности;

– к инфантильным механизмам второго уровня относятся проекция чувств, шизоидное фантазирование, ипохондрия, пассивно-агрессивное и компульсивное поведение;

– невротические защитные механизмы третьего уровня объединяют интеллектуализацию, репрессию, перенос чувств, наигранное поведение и разотождествление, или невротическое отрицание;

– зрелые механизмы самого высшего, четвертого, уровня объединяют альтруизм, юмор, подавление импульсов, антиципацию худшего и сублимацию.

> Коррекция защитных механизмов, согласно Вейлланту, должна осуществляться в зависимости от уровня защит:

психотическая защита является вполне обычным явлением для здоровых детей в возрасте до пяти лет или частично вплетена в мечты и фантазии взрослых. Избавиться от нее можно лишь в результате принятия игнорируемой реальности;

инфантильные механизмы характерны для здоровых детей от трех лет и до подростков пятнадцатилетнего возраста, а также взрослых с нарушениями характера и нуждающихся в психотерапии. От инфантильной защиты возможно избавиться либо в результате освоения навыков создания близких и благоприятных взаимоотношений с окружающими, либо в ходе длительной психотерапии;

невротическая защита характерна для здоровых людей в возрасте от трех до девяноста лет, а также в случае невротических расстройств и при острых стрессовых состояниях. Корректируется такая защита в ходе психотерапии;

зрелая защита является своеобразным способом интеграции реальности, межличностных взаимоотношений и личных чувств, однако под давлением стресса она с легкостью принимает незрелые формы.

> Классификация Вейлланта построена на модели психического здоровья, созданной по аналогии с физическим здоровьем и принципом гомеостаза, предполагающего сохранение человеком своих личностных затрат. С этой точки зрения, оставаясь неосознаваемыми и защитными, симптомы депрессии, тревоги и стресса могут быть признаками, также присущими творческим и здоровым людям.

> Пытаясь отойти от психоаналитической трактовки базовых понятий, Вейллант рассматривает «эго» в качестве адаптивной или исполнительной функции мозга. Классические «защитные эго-механизмы» исследователь трактует в качестве «совладающих или адаптивных механизмов», которые относит к «интра-физическим стилям адаптации».

Ключевые термины:

адаптивная функция защиты в теории Вейлланта; адаптивные механизмы; адаптация; иерархия психологических защит, модель психического здоровья; адаптивная функция мозга; гомеостаз; принцип гомеостаза.

Базовые понятия главы:

Под адаптивной функцией защиты в концепции Вейлланта подразумевается адаптивное значение процесса эго в жизни человека.

Адаптивными механизмами в концепции Вейлланта являются все защитные механизмы, которые, оставаясь, по сути, неосознанными и защитными, могут играть творческую и здоровую роль в процессе адаптации человека к жизни.

Адаптацией в концепции Вейлланта является процесс сохранения гомеостаза.

Модель психического здоровья в концепции Вейлланта создана по аналогии с физическим здоровьем и принципом гомеостаза, предполагающего сохранение человеком своих личностных затрат.

Концепция гомеостаза разработана Клодом Бернардом, согласно которому способные сохранять физиологическое равновесие индивиды имеют больше шансов на выживание.

Под принципом гомеостаза в теории адаптивной защиты Вейлланта

подразумевается здоровый консерватизм человека, то есть характерное для человека свойство оценивать и сохранять свои собственные энергетические затраты, а именно сохранять свое физиологическое равновесие.

Вопросы по теме:

1. Какой метод использует Джордж Вейллант для анализа внутреннего мира человека?

2. Как трактуются Вейллантом классические «защитные эго-механизмы» и базовое в психоанализе понятие «эго»?

3. Какие критерии предложены Вейллантом для коррекции защитных механизмов?

4. Чем зрелая защита отличается от инфантильной, невротической и психотической?

5. Какой механизм направлен на переделывание внутреннего мира человека с целью избегания эмоционального напряжения? К какому уровню этот защитный механизм относится?

Контрольные задания:

Какие два из четырех ответов являются неверными?

1. Вейллант рассматривает «эго» в качестве ___________________________________.

(а) зрелой функции мозга

(б) исполнительной функции мозга

(в) инфантильной функции мозга

(г) адаптивной функции мозга

Какие два из четырех ответов являются верными?

2. Классификация Вейлланта построена на модели психического

здоровья, созданной по аналогии с ______________________________________________.

(а) творческим процессом

(б) принципом гомеостаза

(в) физическим здоровьем

(г) здоровым стрессом

Какой из ответов является неверным?

3. Принцип гомеостаза связан со здоровым консерватизмом человека, под которым подразумевается характерное для человека свойство __________________________________________________.

(а) сохранять зрелые эго -механизмы

(б) сохранять физиологическое равновесие

(в) сохранять личные энергетические затраты

(г) оценивать собственные ресурсы

Какой из ответов является неверным?

4. Зрелые механизмы самого высшего четвертого уровня в иерархической классификации психологических защит Вейлланта включают __________________________________________________________.

 

(а) альтруизм

(б) юмор

(в) подавление импульсов

(г) ипохондрию

Какой из ответов является неверным?

5. Инфантильные механизмы второго уровня в классификации Вейлланта проявляются в виде _____________________________________________________________.

(а) принятия роли «козла отпущения»

(б) провокационного поведения с целью привлечь всеобщее внимание

(в) мнимых подозрений и злопамятности

(г) использования юмора для снятия напряжения

 

Заключение

Предложенная Нормой Хаан утилитарная иерархия совладания, защиты и фрагментации характеризуется не традиционными для психоанализа критериями осознаваемости или неосознаваемости внутренних конфликтов, а наличием или отсутствием у человека возможности справиться с затруднением. Выбор совладания, защиты и фрагментации осуществляется в зависимости от наличия у человека возможности справиться с затруднением. Совладание, защита и фрагментация являются тремя разновидностями эго -процесса. Каждая из трех модальностей является качественной характеристикой четырех функций эго, описывающих выделенные Зигмундом Фрейдом десять классических механизмов. Относительно двух остальных модальностей совладание в концепции Нормы Хаан и Тэда Кроубера относится к нормативной характеристике, описывающей наиболее оптимальные процессы функционирования эго.

Основные положения главы:

> Норма Хаан и Тэд Кроубер рассматривают совладание, защиту и фрагментацию в качестве трех модальностей, или разновидностей, эго -процесса.

> Совладание характеризуется наличием цели и возможностью выбора, изменчивостью и гибкостью, а также четкой ориентацией на межличностную действительность и логику.

> Отличительной особенностью защиты является ее вынужденный характер, проявляющийся в ригидности, отрицании реальности, искажении логики и восприятия межличностной действительности.

> Фрагментация обусловлена лишениями и ограничениями, она отличается автоматизированностью и ритуалистичностью, аффективной и иррациональной направленностью вовне.

> В зависимости от модальности качественно изменяются и трансформируются четыре функции эго, описывающие выделенные Зигмундом Фрейдом классические десять механизмов защиты. Так, когнитивная функция разотождествления на уровне защиты проявляется в виде интеллектуализации. На уровне фрагментации разотождествление становится бессмыслицей.

Лишь на уровне совладания когнитивная функция разотождествления становится проявлением интеллектуальности или конструктивным проявлением интеллекта.

> Предложенная Нормой Хаан утилитарная иерархия совладания, защиты и фрагментации характеризуется отличными от традиционного психоанализа критериями, в качестве которых выступают наличие или отсутствие у человека возможности справиться с затруднением.

> В классификации Хаан совладание, защита и фрагментация располагаются иерархически. Совладание располагается на самом верхнем уровне, отражающем оптимальные процессы эго. Затем идет защита. Фрагментация располагается на самом нижнем уровне, отражающем разрушительные тенденции эго.

> Относительно защиты и фрагментации совладание является «нормативной» модальностью, характеризующей жизнь и деятельность человека в качестве открытой системы. Тем не менее совладание не отождествляется с достижением или недостижением социально желательного уровня, успехом или неудачей, а лишь описывает, каким образом человек достиг триумфа или потерпел поражение.

Ключевые термины:

модальность эго; нормативная модальность эго; совладание в качестве нормативной модальности в теории Нормы Хаан и Тэда Кроубера; э го -пути; совладание как процесс; согласованность поведения; открытая система; самоактуализация; утилитарная иерархия.

Базовые понятия главы:

Термин «нормативная модальность эго» введен Нормой Хаан для описания «рациональных, логических, продуктивных, разумных, цивилизованных, любящих, игровых и сензитивных аспектов проявления человеческого эго».

Модальностями эго в концепции Нормы Хаан и Тэда Кроубера называются три разновидности эго -процесса, в качестве которых выступают совладание, защита и фрагментация.

Нормативной модальностью в теории Нормы Хаан и Тэда Кроубера считается совладание относительно двух других модальностей – защиты и фрагментации как проявление более высокого уровня развития эго.

Совладание в качестве нормативной модальности характеризует жизнь и деятельность человека в качестве открытой системы, базирующейся на самопознании, самоактуализации, расширении личного опыта и поиске новизны.

Совладание в концепции Нормы Хаан и Тэда Кроубера не становится очередной ступенью развития человека, а является функциональным, продолжающимся и развивающимся процессом.

Процесс совладания в концепции Хаан и Кроубера представляет собой реалистичные и гибкие мысли и действия, направленные на разрешение проблемы и способствующие снижению стресса или внутреннего конфликта, воспринимаемого человеком в качестве тягостного эмоционального состояния.

Защитные тенденции в концепции Хаан и Кроубера отражаются в импульсивных реакциях и в ожидании устранения внутреннего беспокойства без непосредственного разрешения проблемной ситуации.

Согласованность поведения в теории Нормы Хаан относится к базовой характеристике поведения, согласно которой логику поступков того или иного человека можно найти даже на основе его планов, намерений и перспектив.

Эго-путями в концепции Хаан и Кроубера являются совладание, защита и фрагментация, относительно которых один и тот же импульс может проявиться вовне различными способами или путями, с различными целями и привести к различным результатам.

Утилитарная иерархия модальностей эго-процесса обусловлена наличием или отсутствием у человека возможности справиться с затруднением, в зависимости от чего он выбирает совладание, защиту или фрагментацию.

Открытая система в психологическом понятии характеризует жизнь и деятельность человека в качестве саморазвивающейся системы, проявляющейся в стремлении к самопознанию и самоактуализации, к расширению личного опыта и поиску новизны.

Самоактуализацией называется стремление человека стать тем, кем он может быть.

Вопросы по теме:

1. Как располагаются относительно друг друга фрагментация, защита и совладание в иерархической модели Нормы Хаан?

2. Какая из трех модальностей – совладание, фрагментация и защита – движима мотивацией приобретения компетентности?

3. Чем обусловлен утилитарный характер иерархической классификации Нормы Хаан?

4. Как в теории Нормы Хаан и Тэда Кроубера обосновывается положение о том, что увеличение эффективности совладания не ведет к использованию более агрессивных способов достижения желаемых целей?

5. Какую позицию в отношениях с другими занимает человек в процессе совладания?

Контрольные задания:

Какой из ответов является верным?

1. Понятие _______________________________________ качественно отличает развиваемый Нормой Хаан подход от классического психоанализа и бихевиоризма.

(а) мотив

(б) внутренний импульс

(в) согласованность

(г) внешний стимул

Какие два из четырех ответов являются верными?

2. Совладание в теории Хаан и Кроубера определяется в качестве нормативной модальности эго относительно защиты и фрагментации в силу _______________________________________________.

(а) независимости совладания от процесса эго

(б) усиления эффективности совладания за счет агрессивных способов достижения желаемых целей

(в) направленности совладания на точное и адекватное разрешение проблем

(г) ориентированности совладания на социальное взаимодействие с позиции равных

Какой из ответов является верным?

3. В теории Нормы Хаан и Тэда Кроубера совладание показывает ___________________________________________________________.

(а) уровень достигнутого человеком успеха

(б) наличие у человека внутреннего или внешнего конфликта

(в) каким образом человек достиг успеха или потерпел поражение

(г) отсутствие у человека внутреннего или внешнего конфликта

Какой из ответов является верным?

4. Основным отличием иерархической классификации Нормы Хаан и Тэда Кроубера от других эго-ориентированных классификаций является ее _____________________ характер.

(а) ценностный

(б) свободный

(в) последовательный

(г) утилитарный

Какие два из четырех ответов являются неверными?

5. В отличие от самоактуализации, совладание, с точки зрения Нормы Хаан _______________________________________________________________________________.

(а) не является конечным социально желательным уровнем

(б) относится к постоянно развивающейся открытой системе

(в) является конечным социально желательным уровнем

(г) относится к более устойчивой системе

 

Заключение

В теории совладания со стрессом акцент смещен с анализа механизмов и процессов эго на изучение оценки человеком стрессового фактора и ее роли. Базовым понятием в теории стресса является оценка человеком специфических требований ситуации в качестве чрезмерных или подавляющих.

Смещение акцента с механизмов, функций и эго-процессов на процесс совладания является несомненным достоинством этой теории. Ричард Лазарус и Сюзан Фолкман различают три процесса, имеющих отношение к взаимодействию человека со стрессовыми факторами: первичная когнитивная оценка, вторичная когнитивная оценка и совладание. В концепции Лазаруса и Фолкман акцент также смещен с эго -механизмов на стратегии совладания. Еще одним достоинством теории стресса является смещение акцента со стабильных личностных свойств, черт и стилей на динамику процесса совладания.

Основные положения главы:

> В разрабатываемой Ричардом Лазарусом и Сюзан Фолкман теории совладание рассматривается через призму как взаимодействия человека со стрессовыми событиями, так и когнитивной оценкой самого стрессора. Предпочтение человеком стратегий совладания со стрессом зависит от имеющихся для совладания личностных ресурсов и когнитивной оценки стрессового события.

> Отличительными свойствами когнитивной оценки является ее сфокусированность на выявлении значимости стрессового события или фактора. Исследователи выделяют когнитивную оценку первого и второго уровня, соответственно названных «первичной когнитивной оценкой» и «вторичной когнитивной оценкой».

> Первичная когнитивная оценка интерпретирует характер столкновения со стрессовыми факторами и проявляется в виде типичных мыслей, например: «Извлеку ли я из этого пользу или же окажусь в какой-либо неприятной ситуации сейчас или в будущем?»

> Относительно влияния стрессора на благополучие человека различают три разновидности первичных когнитивных оценок: (1) безразличная; (2) слегка позитивная; (3) стрессовая. Стрессовые когнитивные оценки, в свою очередь, различаются между собой.

> К когнитивной оценке второго уровня относятся рефлексивные мысли человека по поводу негативного события, возникающие после первичной интуитивной оценочной реакции: «Возможно ли в этой ситуации что-либо предпринять?» От вторичной когнитивной оценки зависит как выбор стратегии, так и исход процесса совладания. Вторичной оценке исследователи дали определение проблемно-ориентированных, или когнитивно-ориентированных, стратегий совладания.

> Когнитивная оценка выступает в качестве медиатора между стрессовой реакцией и совладанием. От специфики когнитивной оценки также зависит тип эмоциональной реакции человека в стрессовой ситуации.

> Оценка стрессового фактора в качестве вызова способствует сохранению контроля как за ходом развития ситуации, так и за исходом совладания.

Ключевые термины:

когнитивная теория совладания со стрессом; стресс; стрессовое событие; стрессор; когнитивная оценка; первичная когнитивная оценка; вторичная когнитивная оценка; совладание со стрессовой ситуацией; личностные ресурсы; оценка угрозы.

Базовые понятия главы:

Совладание в когнитивной теории совладания со стрессом Лазаруса и Фолкман рассматривается в качестве независимой от эго -процесса категории, обусловленной субъективной когнитивной оценкой стрессового фактора.

Под совладающими способами в концепции Лазарус и Фолкман понимаются когнитивные и поведенческие усилия человека, направленные на взаимодействие с ситуацией, оцениваемой в качестве отягощающей или превышающей его личностные ресурсы.

Стрессом в концепции Лазаруса и Фолкман называют специфические отношения между окружающей средой и человеком, которые оцениваются им как отягощающие или превышающие его внутренние ресурсы или представляющие угрозу его личному благополучию.

Стрессором является любой стрессовый фактор, в качестве которого может выступать внешний или внутренний раздражитель.

Когнитивная оценка в концепции Лазаруса и Фолкман рассматривается в качестве интуитивной реакции на любой внешний раздражитель, который человек автоматически воспринимает в качестве потенциально угрожающего фактора.

Первичная когнитивная оценка в концепции Лазаруса и Фолкман

представляет собой первичную интуитивную оценочную реакцию человека, связанную с восприятием и интерпретацией стрессора в качестве угрозы, вреда или вызова.

Вторичная когнитивная оценка в концепции Лазаруса и Фолкман

представляет собой рефлексивные мысли человека, связанные с размышлением о доступных способах разрешения стрессовой ситуации, которые возникают после первичной интуитивной оценочной реакции.

Стрессовой когнитивной оценкой в концепции Лазаруса и Фолкман

называется восприятие человеком стрессового фактора в качестве вреда, угрозы или вызова.

Оценка угрозы является результатом восприятия человеком стрессового фактора в качестве представляющего угрозу личному благополучию.

К личностным ресурсам относятся имеющиеся у человека для совладания со стрессором возможности, в качестве которых рассматриваются относительно устойчивые личностные и социальные переменные.

Вопросы по теме:

1. Что представляет собой первичная когнитивная оценка в концепции Лазаруса и Фолкман?

2. Назовите разновидности первичных когнитивных оценок. Чем они отличаются друг от друга?

3. В качестве какой стратегии в концепции Лазаруса и Фолкман выступает вторичная когнитивная оценка?

4. От каких факторов, согласно теории Лазаруса и Фолкман, зависит сохранение контроля в ситуации стресса?

5. Какая ситуация рассматривается в теории Лазаруса и Фолкман в качестве стрессовой?

Контрольные задания:

Какие два из четырех ответов являются неверными?

1. Отличительной особенностью стрессо-ориентированного подхода является изучение феномена совладания в качестве ____________________________________ категории.

(а) противоположной защите

(б) независимой от эго, или Я

(в) вызванной стрессором

(г) зависящей от когнитивной оценки

Какой из ответов является неверным?

2. Вторичная когнитивная оценка в концепции Лазарус и Фолкман имеет отношение к ____________________________________________________________________________.

(а) рефлексивным мыслям о доступных способах разрешения стрессовой ситуации

(б) размышлению об имеющихся ресурсах для разрешения ситуации

(в) проблемно-ориентированному совладанию

(г) интуитивной оценочной реакции на стрессор

Какой из ответов является неверным?

3. Первичная когнитивная оценка в концепции Лазаруса и Фолкман имеет отношение к ___________________________________________________________________.

(а) оценке стрессора в качестве угрозы, вреда или вызова

(б) когнитивно-ориентированному способу совладания

(в) интерпретации характера столкновения со стрессовыми факторами относительно благополучия человека

(г) интуитивной оценочной реакции человека на стрессор

Какие два из четырех ответов являются верными?

4. Согласно концепции Лазаруса и Фолкман сохранение контроля над стрессовой ситуацией обусловлено ____________________________________________________________.

(а) возможностью получения предполагаемого результата вследствие использования той или иной стратегии

(б) оценкой стрессового фактора в качестве вызова

(в) ожиданием потерь в будущем

(г) оценкой стрессового фактора в качестве угрозы

Какие два из четырех ответов являются неверными?

5. В качестве личностных возможностей или ресурсов в концепции Лазаруса и Фолкман рассматриваются _________________________________________________________.

(а) устойчивые личностные и социальные переменные

(б) имеющиеся у человека возможности справиться со стрессором

(в) доступная в ситуации стресса когнитивная оценка

(г) способность человека сохранять контроль над стрессовым событием

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Совладающий Интеллект: компетентность в разрешении жизненных трудностей

 

Совладающий Интеллект не является показателем достижения раз и навсегда приобретенного уровня психологической компетентности. Сталкиваясь с очередной трудностью, нам каждый раз заново приходится доказывать жизни, что таковой интеллект у нас есть. Жизнь и деятельность человека являются открытой системой, отличительной особенностью которой являются самопознание и самоактуализация, расширение личного опыта и поиск новизны. И самое главное – стремление к новым достижениям, несмотря на поражения, помехи и трудности. Широкий репертуар совладающих стратегий лишь способствует успешному разрешению проблем, но отнюдь его не гарантирует.

Тем не менее результаты проведенного нами исследования показывают, что широкий репертуар совладания способствует удовлетворенности человека собой, взаимоотношениями с другими и достигнутыми результатами. В социальном отношении предпочтение совладающих стратегий связано со способностью устанавливать и поддерживать с окружающими справедливые отношения. Из чего следует, что психологически грамотный человек знает свои психологические права и уважает права других. В этом отношении мы согласны с Нормой Хаан (Haan, 1977), считающей, что увеличение эффективности совладания не влечет за собой использование более агрессивных способов достижения желаемых целей.

Совладающий Интеллект, являясь обобщенным понятием совладания как процесса и совладающих стратегий как средства, лишь открывает возможность для использования более разумных и, следовательно, более оптимальных и дружелюбных способов взаимодействия с собой, с миром и другими людьми. В противоположность манипуляции, компульсивному проявлению агрессии, самоагрессии и прочим проявлениям защиты совладание предполагает честные способы игры. Положение Ганса Гартманна (Нartmann, 1938/1957) о том, что совладание является противоположным механизмом психологической защиты, в нашем исследовании впервые получило экспериментальное подтверждение.

Разработка концепции Совладающего Интеллекта в контексте дифференциальной психологии, а также системное изучение феноменов психологической защиты и совладания с жизненными трудностями открывает возможность для разработки терапевтических и обучающих программ с учетом индивидуального своеобразия и потенциала каждого человека.

Концепция Совладающего Интеллекта имеет широкий спектр применения в области прикладных исследований по изучению сходства между людьми и индивидуальных различий в способах разрешения человеком жизненных затруднений любого уровня сложности. На индивидуальном уровне, разрабатываемая концепция связана с пониманием внутренних или так называемых интраиндивидуальных конфликтов, индивидуальных проблем, личных и семейных неурядиц, стрессовых событий и кризисов, увы, неизбежных в повседневной жизни каждого человека. На социальном уровне Совладающий Интеллект имеет прямое отношение к анализу глобальных государственных и межгосударственных, урегулированию национальных и межнациональных конфликтов, исследованию массового поведения в условиях экономических кризисов и катастроф, вызванных как террористическими актами, так и стихийными бедствиями.

Создание целостной модели Совладающего Интеллекта дает возможность разработки новых методик, методов и подходов для клинической практики и психотерапии, медицины и психосоциальной реабилитации, психологического консультирования и психодиагностики, психокоррекции и конфликтологии, педагогики и детского воспитания, а также для обучения успешным стратегиям разрешения повседневных трудностей в процессе личностного развития.

Как на уровне личности, так и на уровне общества в целом Совладающий интеллект имеет прямое отношение к достижению психического здоровья, счастья, успешности и благополучия в жизни.

 

ОТВЕТЫ НА КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

 

Глава 1

1. (а) неконструктивных

2. (в) конфликтных

3. (б) Гансом Гартманном

4. (б) любым способом избавиться от внутреннего напряжения

5. (б) осознать или принять неприятный факт жизни

(в) избавиться от внутреннего напряжения мирным способом

Глава 2

1. (в) просто здравый человек, откровенно ведущий переговоры с собой, другими и жизнью

2. (б) проявления собственной активности, поступков и действий

3. (в) в обыденных ситуациях повседневной жизни

4. (г) способы взаимодействия с окружающими в неблагоприятных обстоятельствах

5. (а) отсутствия в жизни человека проблем и трудностей

Глава 3

1. (а) зрелой функции мозга

(в) инфантильной функции мозга

2. (в) принципом гомеостаза

(г) физическим здоровьем

3. (а) сохранять зрелые эго -механизмы

4. (г) ипохондрию

5. (г) использования юмора для снятия напряжения

Глава 4

1. (в) согласованность

2. (в) направленности совладания на точное и адекватное разрешение проблем

(г) ориентированности совладания на социальное взаимодействие с позиции равных

3. (в) каким образом человек достиг успеха или потерпел поражение

4. (г) утилитарный

5. (в) является конечным социально желательным уровнем (г) относится к более устойчивой системе

Глава 5

1. (б) независимой от эго или Я категории

(а) противоположной защите

2. (г) интуитивной оценочной реакции на стрессор

3. (б) когнитивно-ориентированному способу совладания

4. (в) ожиданием потерь в будущем

(г) оценкой стрессового фактора в качестве угрозы

5. (в) доступная в ситуации стресса когнитивная оценка

(г) способность сохранить контроль над стрессовым событием

Глава 6

1. (а) разумного и интеллектуального способа достижения желаемого в концепции Нормы Хаан

(в) миролюбивого способа достижения желаемого в концепции Ганса Гартманна

2. (а) разрешение стрессовой ситуации

3. (б) эмоционально-ориентированное

4. (а) когнитивные

(б) поведенческие

5. (д) поиск эмоциональной социальной поддержки

Глава 7

1. (а) индивидуальные особенности влияют на предпочтение людьми эффективных и неэффективных способов разрешения жизненных трудностей

(г) человек актуализирует свою уникальную индивидуальность в различных сферах жизни и деятельности, несмотря на постоянно возникающие на его жизненном пути трудности

2. (г) психологическое благополучие человека, его удовлетворенность жизнью

3. (а) получающих наибольшее удовлетворение от жизни и результатов деятельности

4. (а) позволяют избавиться от собственных слабостей

5. (г) наличию врожденных способностей к эффективному совладанию

Глава 8

1. (г) любая затруднительная ситуация, нарушающая психологическое благополучие человека

2. (е) устойчивости человека к воздействию ситуации

3. (г) участника этого события

4. (в) с выбором человеком адекватного, уместного и оптимального способа разрешения возникшего затруднения

5. (б) неэффективного, неоптимального и неконструктивного способа взаимодействия человека с возникшим на его пути затруднением

Глава 9

1. (г) различение конструктивного и неконструктивного значения эмоций

2. (а) объективную функцию эмоций, позволяющую реалистично воспринимать внутренний и внешний мир

3. (в) союзниками

4. (г) отрицание дезорганизующей роли эмоций

5. (в) как защитный, так и совладающий

Глава 10

1. (в) определение когнитивных и поведенческих стратегий в качестве совладающих, а эмоциональных в качестве защитных

2. (г) характер организации стратегии относительно конечного результата

3. (в) базового показателя классификации совладающих и защитных стратегий



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.26.20 (0.2 с.)